Автор: Камаева Татьяна Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 80 "Ужара" Населённый пункт: Республика Марий Эл г.Йошкар-Ола Наименование материала: презентация Тема: КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО МНЕМОТЕХНИКЕ Раздел: дошкольное образование
Консультация для
родителей
«Мнемотехника, как
средство развития
связной речи детей
дошкольного возраста
Воспитатель
Камаева Татьяна Павловна
Йошкар-Ола
Если ребенок молчит,
покажите ему картинку,
и он заговорит.
К.Д. Ушинский
Мнемотехника
– это система методов и приемов,
обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об
особенностях объектов природы, об окружающем
мире, эффективное запоминание структуры
рассказа, сохранение и воспроизведение информации,
и конечно развитие речи.
Как любая работа
, мнемотехника строится от
простого к сложному. Необходимо начинать работу
с простейших мнемоквадратов, последовательно
переходить к мнемодорожкам, и позже - к
мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы
- это графическое
или частично графическое изображение персонажей
сказки, явлений природы, некоторых действий и
др. путем выделения главных смысловых звеньев
сюжета рассказа. Главное – нужно передать
условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы
нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы-схемы
служат
дидактическим материалом в моей работе по
развитию связной речи детей. Я их использую для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихов.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста
необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у
детей остаются в памяти отдельные образы: елочка
- зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или
заменять другой заставкой - изобразить персонажа в
графическом виде. Например: лиса – состоит из
оранжевых геометрических фигур (треугольника и
круга), медведь – большой коричневый круг и т. д.
Для детей старшего возраста схемы желательно
рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание
на яркость символических изображений.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях
существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т.
М. , Воробьевой В. К. , Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда
готовые модельные схемы устраивают по содержанию,
поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы.
Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам
"Зима", "Весна", "Лето", "Осень".
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для
создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных
схем при заучивании стихотворений. Использование
моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания
и усвоения текстов, формирует приемы работы с
памятью. При этом виде деятельности включаются не
только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети
легко вспоминают картинку, а потом припоминают
слова.
При ознакомлении с художественной литературой и при
обучении составлению рассказов я широко использую
мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту,
рассматриваем иллюстрации и отслеживаем
последовательность заранее приготовленной модели к
данному произведению.
Таким образом, постепенно осуществляется
переход от творчества воспитателя к
совместному творчеству ребенка со взрослым.
Если на начальном этапе работы даю готовые
схемы, то на следующем - коллективно
выдвигаем и обсуждаем различные версии и
отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь
педагог выступает как равноправный партнер,
который незаметно помогает ребенку находить и
выбирать наиболее удачные решения, оформлять
их в целостное произведение. Постепенно ребенок
начинает проявлять творческую
самостоятельность, т. е. мнемотаблицы
создаем, придумываем вместе, сообща.