Автор: Данилова Светлана Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Самарская область г.о.Отрадный
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Развитие полифонического мышления у обучающихся старших классов"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
городского округа Отрадный Самарской области
ОТКРЫТЫЙ УРОК
с обучающейся 5 класса
фортепианного отделения
Преподаватель Данилова Светлана Ивановна
ТЕМА УРОКА
:
«
Развитие полифонического мышления у
обучающихся старших классов
»
2016 год.
Предмет: музыкальный инструмент фортепиано.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: практическое занятие.
Форма проведения: индивидуальная.
Время: 40 минут.
Цель урока:
«Развитие полифонического мышления через освоение
способов работы над полифоническим произведением на примере
двухголосной инвенции И.С. Баха «В».
Триединая задача урока:
1. Образовательная: сформировать комплекс практических умений и навыков,
необходимых в работе над полифоническими произведениями.
2.
Развивающая:
активизировать
творческую
интуицию,
самостоятельность,
развивать мышление, память, слух.
3.
Воспитательная: способствовать
расширению
музыкального
кругозора,
накоплению
музыкальных
представлений; воспитывать
художественно
–
эстетический вкус и чувство стиля в исполняемой музыке, коммуникативную
культуру поведения и общения.
План урока.
1.Исполнение двухголосной инвенции И.С.Баха «В».
2.Анализ формы произведения.
3.Характеристика темы, противосложения и способы работы над ними:
4. Работа над самостоятельностью мелодической линии каждого голоса:
5. Работа над двухголосным изложением полифонического материала.
6. Выявление особенностей строения инвенции (выразительное значение
секвенций, интермедий, стретты).
7. Уточнение динамического плана произведения.
8.
Устное
задание:
составить
логическую
цепочку
для
ассоциативного
перехода через промежуточные понятия от слова "современность" к слову
"Бах".
Ход урока.
1.Исполнение двухголосной инвенции И.С.Баха «В».
Методические указания: в процессе работы над инвенцией важно обсудить
с обучающейся особенности исполнения старинной музыки, рассказать о
клавишных инструментах 17-18 веков, познакомить с отличиями строения и
звучания клавесина, клавикорда с современным фортепиано.
2. Анализ построения формы инвенции, и ее тонально – гармонический
план.
Цель: сформировать у обучающейся ясное представление строения пьесы,
ее формы.
Методические указания: для понимания полифонического произведения и
осмысленности работы, обучающейся необходимо представлять структуру
построения музыкального произведения - выявить крупные разделы
построения, найти смысловые центры, интонационные вершины, определить
кульминации.
3. Характеристика темы, противосложения и способы работы над ними.
Цель: выявление характера темы, осмысление ее ритмической,
интервальной и мелодической структуры.
Методические указания: преподаватель напоминает ученице, что инвенция
построена на раскрытии одного художественного образа, на многократных
повторах темы во всех голосах - того ядра, развитие которого определяет
форму произведения.
-исполнение темы в ансамбле с педагогом.
Цель: передать в исполнении темы, интонационное различие мотивов.
Методические указания: добиться разного интонирования восходящих и
нисходящих мотивов. Для более точного осознания и эмоционального
восприятия вопросно-ответного соотношения мотивов в теме, рекомендуется
прием исполнения «в лицах», «спрашивающий» исполнитель играет чуть
звонче, «отвечающий» - чуть тише.
-исполнение темы с пропуском мотивов.
Цель: выявление межмотивной артикуляции.
Методические указания: мотивы в прямом движении играются ученицей, а
мотивы в обращении, мысленно прослушиваются.
- изучение темы способом остановки.
Цель: закрепить правильное понимание границ мотивов темы.
Методические указания: полезно поиграть тему с временными цезурами
между мотивами. Чтобы ярче выявить интонационную направленность
ямбических мотивов, можно предложить обучающейся поиграть с
подтекстовкой, сосредоточив слуховое внимание на осознанном
интонирование мотивов.
-проведение темы в разных голосах.
Цель: проследить с учеником за развитием темы в каждом голосе.
Методические указания: обратить внимание обучающейся, в каких
тональностях развивается тема. Крупный план и характер исполнения
необходимо сохранить во всех проведениях темы, для этого необходимо
звучание всей темы удерживать в мысленном пространстве от начала, до
конца. Проведение темы исполняется с одинаковой фразировкой, что и
первоначальное ее изложение.
-исполнение противосложения в разных голосах.
Цель: добиться выразительного исполнения полифонического голоса, в его
смысловом и динамическом развитии.
Методические указания: противосложение представляет собой
самостоятельный голос, контрастирующий с темой по мелодии, ритму,
тембру, динамической окраске, штрихам. Артикуляция темы,
противосложения должна быть сохранена от начала и до конца
произведения.
-исполнение противосложения в октавном удвоении.
Цель: активизировать слуховой контроль.
Методические рекомендации: предложить обучающейся сыграть нижний
голос в октавном удвоении, что соответствует музыкальным традициям
эпохи барокко, когда исполнители, по своему усмотрению, часто соединяли
(копулировали) две клавиатуры вместе.
4. Работа над самостоятельностью мелодической линии каждого голоса.
-исполнение наизусть каждого голоса в ансамбле с педагогом от начала
до конца произведения.
Цель: научить ученицу слышать и вести линии отдельных голосов, передавая
в исполнении выразительность звучания.
Методические указания: педагог играет нижний голос, а обучающаяся
исполняет верхний голос и наоборот.
- исполнение наизусть верхнего голоса в разных регистрах (на октаву
или две выше) в ансамбле с педагогом.
Цель: добиться усиления контраста в звучании голосов и помочь
обучающейся осознать их различную тембровую окраску.
Методические указания: для лучшего прослушивания голосоведения
педагог предлагает временно перенести один из голосов на октаву вверх,
или вниз.
- пение одного голоса в сочетании с исполнением партии другого голоса.
Цель: развитие слуха и полифонического мышления.
Методические указания: сосредотачивая внимание на каждом голосе,
можно лучше уяснить себе его развитие в целом и во всех деталях.
5. Работа над двухголосным изложением полифонического материала.
-исполнение инвенции с выявлением тембральной окраски голосов по
значимости музыкального материала.
Цель: добиться ощущения точного совпадения голосов по пульсации с
одновременным сохранением тембральной окраски каждого голоса на
протяжении всего построения.
Методические указания: чтобы сохранить единство каждой мелодической
линии, необходимо придать каждому голосу свой тембр и почувствовать их
двигательное различие, т.е. разницу в погружении рук в клавиатуру.
-исполнение двух мелодических линий с соответствующей им
«инструментовки».
Цель: развитие творческой фантазии, умения представлять и извлекать
звучание тех инструментов, которые по своему тембру, регистру, диапазону
наиболее соответствуют характеру звучания голосов.
Методические рекомендации: звуковая задача в работе двумя руками –
добиться сохранения индивидуального звучания голосов при их
гармоничном сочетании.
- исполнение инвенции с более интенсивным выделением одного из
голосов.
Цель: рельефнее оттенить самостоятельность каждого голоса.
Методические указания: играя инвенцию, можно верхний голос исполнять
форте, а нижний – пиано, на подобие «эхо». Важно, чтобы ученица слышала
не только сочетание двух голосов в ансамбле, но и их различную окраску. В
полифонии важно уступить место тому голосу, который хочется послушать.
При объединении партий правой руки и левой, нужно добиваться
осознанного различия в двигательных ощущениях рук. Одна должна быть
опорной, а другая, более подвижной.
-исполнение инвенции, сосредотачивая свое внимание, на одном из
голосов.
Цель: активизация слухового контроля и внимания на передаче характера
каждой мелодической линии в сочетании голосов.
Методические указания: побудить обучающуюся слушать «разговор»
голосов при их общем ведении. Основное требование при этом не
перекричать, а уступить в звучании одному из голосов, чтобы лучше
прослушать линеарность развития.
6. Выявление особенностей строения инвенции (выразительное значение
секвенций, интермедий, стретты).
Цель: на примере двухголосной инвенции И.С. Баха «В», закрепить понятия:
интермедия, стретта, секвенция.
Методические указания: обучающейся необходимо знать значение
интермедий, понимать, на каком материале инвенции они основаны, какова
их функция. Интермедии в инвенции «В», представляют собой живой диалог
«собеседников», который из мирной беседы перерастает в спор.
Художественный смысл стретты заключается в утверждении темы.
7. Уточнение динамического плана произведения.
Цель: добиться ощущения целостности исполнения произведения,
проявляющиеся в единстве темпо-ритмического и динамического планов,
логике соотношения частей.
Методические указания: динамическое развитие каждого из 3-х разделов
подсказывает нарастание звука к модуляционным кадансам и к
заключительному, который, как в большинстве произведений И.С.Баха,
исполняется полным звуком. Стреттная реприза должна быть исполнена
энергично и решительно.
8. Устное задание.
Цель: расширение диапазона ассоциативных связей.
Методические указания: составить логическую цепочку для ассоциативного
перехода через промежуточные понятия от слова "современность" к слову
"Бах".
Ответы: - Современность-мир; мир-вечность; вечность - Бах.
- Современность-жизнь; жизнь-красота; красота-музыка; музыка - Бах.
Методическое пояснение.
Понятие полифоническое мышление включает в себя целый комплекс
составляющих это умение расчленено, дифференцированно слышать,
воспринимать и воспроизводить на музыкальном инструменте несколько
сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий.
Достижение определенного уровня полифонического мышления возможно
лишь при условии постепенного и непрерывного наращивания
полифонических навыков и расширения знаний о характерных особенностях
этого жанра.
При изучении полифонических пьес, важно добиться от обучающегося не
только выразительности интонирования, хорошего качества звука,
правильного выбора штрихов и точной техники голосоведения, но и
особенно важно, чтобы он накапливал слуховой опыт, получал
представления о художественно – образном строе произведений
полифонического стиля, развил активное эмоциональное отношение к
полифонической музыке.
Инвенции И.С.Баха являются педагогическим и художественным материалом
для этой цели.
Задумываясь над проблемами интерпритации стиля, музыкальной
символики, исследуя и сравнивая разные редакции, преподаватель
решает вопросы темпов, динамики, мелизматики, артикуляции.
Природа клавирных сочинений Баха такова, что без активного участия
интеллекта выразительное их исполнение невозможно. Они могут стать
незаменимым материалом для развития музыкального мышления,
воспитания инициативы и самостоятельности обучающегося. Именно
полифоническая техника является «ключом» к исполнительскому мастерству
пианиста.
Используемая методическая литература.
1. Браудо И.А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной
школе. М., «Классика» , 2001.
2. Как научить играть на рояле. Первые шаги. сост. С. В. Грохотов – М.,
Классика – XXI , 2005.
3. Калинина Н. П. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе Н. Л.
Калинина М., Издательский дом «Классика XXI век»,2006.
4. Корыхалова Н. П. За вторым роялем. Работа над музыкальным
произведением в фортепианном классе. – СПб., Композитор, 2006.
5. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. – М., «Музыка»,
1982.
6. Метод ускоренного обучения технике игры на фортепиано: Методическая
разработка сост. Карась С. Республиканский метод. кабинет по уч.
заведениям искусств и культуры. – М., 1988.
7. Смолина Е. А. Современный урок музыки : творческие приемы и задания.
Е. А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2007.
8. Терегулов Е. Забытые правила. (Проблема артикуляции и агогики в
клавирных сочинениях И.С. Баха). – М., Изд. Объединение «Композитор»,
1993.