Автор: Венская Антонина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Снегурочка"
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: "Оздоровление детей в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Снегурочка»
Оздоровление детей в детском саду.
Воспитатель:
Венская А.А.
г. Ноябрьск
Здоровье – не всё,
Но всё без здоровья – ничто!
Сократ
В современном обществе отмечается тенденция к ухудшению здоровья детей. По данным
НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения имени Н.А. Семашко, в России только
40% детей можно считать условно здоровыми. Простудные заболевания у детей дошкольного
возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера, на сегодняшний день достигаются довольно
часто.
Часто болеющий ребенок, по утверждению медиков, - это не диагноз. ЧДБ – условная
группа детей, подверженных частым острым респираторным заболеваниям (ОРЗ), возникающим
из-за различных отклонений в защитных системах организма. Они составляют более 15%, а в
период подъема заболеваемости – до 75% от общего детского населения.
Сегодня в дошкольное учреждение поступают все меньше детей с 1 группой здоровья,
живущих в районе Крайнего Севера. Это обуславливается климатическими условиями высоких
северных
широт,
неблагоприятными
для
здоровья
человека
факторами:
особый
режим
освещенности, перераспределение
кислорода в составе атмосферного воздуха, резкий перепад
атмосферного давления, длительный период низкой температуры воздуха. Все это приводит к
формированию
синдрома
полярно
напряжения
и
способствует
истощению
адаптационных
возможностей организма человека, особенно детей. Многие заболевания протекают более тяжело,
чем в средней полосе.
В связи с этим, актуально значимым и востребованным сегодня для нас становится поиск
средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в нашем учреждении. В
муниципальном
бюджетном
образовательном
учреждении
«Снегурочка»
муниципального
образования город Ноябрьск функционирует средняя группа оздоровительной направленности для
детей часто болеющих.
Проблема
оздоровления
таких
детей
не
кампания
одного
дня
деятельности,
а
целенаправленная
систематически
спланированная
работа
при
соблюдении
следующих
принципов:
- организация оздоровительного режима;
- двигательная активность во время образовательного цикла (физминутки, релаксационные паузы,
пальчиковая гимнастика, динамические часы, специальные оздоровительные подвижные игры);
-
профилактические,
лечебно-оздоровительные
мероприятия
(специальные
закаливающие
процедуры,
профилактические
мероприятия,
физкультурно-оздоровительные
мероприятия
с
детьми);
- комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением,
оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, контрастные воздушные и водные ванны,
солевые дорожки, обширное умывание);
- формирование правильной осанки и навыков рационального дыхания;
- обеспечение полноценного сбалансированного питания;
- работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию здорового
образа жизни;
-
использование
«здоровьесберегающих»
технологий
и
методик
(дыхательные
гимнастики,
индивидуальные физические упражнения и игры).
Современные оздоровительные и здоровьесберегающие технологии, используемые в группе
оздоровительной направленности
Виды
здоровьесберегающих
педагогических
технологий
Время проведения в режиме дня
Особенности методики
проведения
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Динамические паузы
Во время занятий, 2-5 мин., по
Рекомендуется для всех детей
мере утомляемости детей
группы в качестве профилактики
утомления. Включают в себя
элементы гимнастики для глаз,
дыхательной гимнастики и других
в зависимости от вида занятия
Подвижные и
спортивные игры
Как часть физкультурной
непосредственно образовательной
деятельности, на прогулке, в
групповой комнате - малой со
средней степенью подвижности
Игры подбираются в соответствии
с медицинским назначением
ребенка, местом и временем ее
проведения
Релаксация
В любом подходящем помещении.
В зависимости от состояния детей
и целей, педагог определяет
интенсивность технологии
Можно использовать спокойную
классическую музыку, звуки
природы
Игровой час во вторую
половину дня
Для всех детей группы, в игровых
зонах
Игры подбираются в соответствии
с возрастом и медицинским
назначением ребенка, местом и
временем ее проведения
Гимнастика пальчиковая
индивидуально либо с подгруппой
ежедневно
Рекомендуется всем детям.
Проводится в любой удобный
отрезок времени (в любое удобное
время)
Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5 мин. в любое
свободное время; в зависимости от
интенсивности зрительной
нагрузки
Рекомендуется использовать
наглядный материал, показ
педагога
Гимнастика
дыхательная
В различных формах
физкультурно-оздоровительной
работы
Обеспечить проветривание
помещения, использование
индивидуального ингалятора-
тренажера
Гимнастика бодрящая
Ежедневно после дневного сна, 5-
10 мин.
Форма проведения: упражнения в
кроватях, обширное умывание;
ходьба по ребристым дощечкам
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурная
непосредственно
образовательная
деятельность
2 раза в неделю в спортивном зале
Занятия проводятся в соответствии
программой, в хорошо
проветренном помещении
Коммуникативные игры
в течение недели
В них входят беседы, этюды и игры
разной степени подвижности,
занятия рисованием, лепкой и др.
3. Коррекционные технологии
Технологии
музыкального
воздействия
В различных формах
физкультурно-оздоровительной
работы; либо отдельные занятия 2-
4 раза в месяц в зависимости от
поставленных целей
Используются в качестве
вспомогательного средства как
часть других технологий; для
снятия напряжения, повышения
эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия
2-4 раза в месяц
Игры используют для
психологической терапевтической
и развивающей работы
В комплексную оздоровительную работу мы интегрировали игровую терапию, поскольку
игра - основной вид детской деятельности. Используемые игры разнообразны, хорошо знакомы
детям, но
в них
интегрированы
дополнительные оздоровительные задачи и упражнения,
направленные на
предупреждение ОРВИ
и ОРЗ, увеличение жизненной емкости легких,
физической
работоспособности
и
выносливости,
повышение
сопротивляемости
организма
простудным и другим заболеваниям.
Игры включают в себя: произношение звуков во время
игровых
упражнений
в
сочетании
с
ритмичными
движениями
рук
и
ног;
движения
для
формирования навыка правильного положения языка и координации движений нижней челюсти;
дозированный бег – для улучшения функционирования диафрагмы. При этом педагоги выбирают
в
основном
игры,
которые
не
вызывают
большой
психофизиологической
нагрузки.
Они
внимательно следят за тем, чтобы у детей не вызывало желания ускорить темп выполнения
игровых моментов, что может привести к переутомлению и перегрузкам,
акцентируют
их
внимание на эстетической стороне выполнения того или иного движения, точности действий и
выполнения правил игры.
Особое
внимание
уделяем
упражнениям
дыхательной
гимнастики.
От
правильного
дыхания во многом зависит здоровье детей, его физическая и умственная деятельность. Например,
специальные дыхательные упражнения, выполняемые через левую и правую ноздрю, улучшает
функционирование мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую
работоспособность и выносливость человека, повышает сопротивляемость организма простудным
и другим заболеваниям.
Используем нетрадиционный материал: снежинки, ленточки, яркие
трубочки. При использовании атрибутики, дети получают массу впечатлений. Это благотворно
влияет на их эмоциональный настрой, а также на весь организм в целом.
Одним из главных условий в работе является длительное пребывание детей на свежем
воздухе.
В
зимнее
время
на
участках
строятся
горки,
снежные
постройки.
На
спортивной
площадке прокладывается лыжня, расчищается участок для проведения физкультурных занятий на
воздухе. Для обеспечения двигательной активности детей в холодный период года на улице
проводятся подвижные и спортивные игры.
Для снятия состояние напряжения или усталости у детей, которое возникает в результате
получения огромного количества информации и постоянного общения с другими членами группы
педагогами
в
режиме
дня
уделяется
внимание
релаксационным
играм.
Для
проведения
релаксационной паузы дети укладываются на ковер, закрывают глаза, воспитатель негромким
успокаивающим голосом читает стихотворение, а воспитанники, по его заданию, выполняют или
расслабление мышц, или что-то представляют. Все это выполняется под звучание тихой спокойной
классической музыки.
Подготовить организм ребенка к двигательной активности после сна, осуществляя плавный,
естественный переход от состояния покоя к бодрствованию помогает бодрящая гимнастика после
сна. Она создает положительный эмоциональный настрой, дает оздоровительно-закаливающей
эффект.
Гимнастика
проводится
воспитателем
с
детьми
ежедневно
после
дневного
сна.
Она
необходима для подготовки к активной деятельности; профилактики плоскостопия и нарушения
осанки; закрепления навыков осознанного поведения.
Оздоровительный эффект в работе с детьми оздоровительной группы приносит
метод
Су-Джок-терапии, который основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют
биоактивные
точки,
расположенные
на
кистях
и
стопах.
Воздействуя
на
эти
точки,
можно
избавиться от многих болезней или предотвратить их. Вся работа по данному методу проводится с
помощью
Су-Джок
стимуляторов:
это
массажёры
типа
«каштан».
Внутри
таких
шариков
–
«каштанов», как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической
проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх,
создавая приятное покалывание. Дети с удовольствием массируют ладошки, пальчики несколько
раз в день.
Успешно используем комплексы точечного массажа. При проведении массажа происходит
целенаправленное надавливание на биологические активные точки, малыш не просто работает, он
играет, лепит, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки и любви.
Сказкотерапия
в
работе
с
детьми
занимает
особенное
место,
поскольку
именно
дети
наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.
Ребенок слушает сказку, погружается в события, которые в ней происходят и сильнее чувствует
переживания героев сказки. Это создает возможность ребенку взглянуть на себя со стороны.
Возвращаясь в реальный мир, он начинает чувствовать себя более защищенно и уверенно.
Технология
музыкального
воздействия
позволяет
корректировать
эмоциональный
фон
ребенка. Музыка используется в совместной деятельности дошкольников и педагогов (на занятиях
по
изобразительной
деятельности, ознакомлению
с
окружающим
миром,
театрализованной
деятельности и т.д.). Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна
улучшать
эмоциональное
состояние
маленького
слушателя,
а
также
развивать
концентрацию
внимания.
Применяемые
педагогами
нашего
дошкольного
образовательного
учреждения
здоровьесберегающие
педагогические
технологии
повышают
результативность
воспитательно-
образовательного
процесса,
формируют
у
детей
и
родителей
ценностные
ориентации,
направленные
на
сохранение
и
укрепление
здоровья,
а
используемая
в
комплексе
здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у детей стойкую мотивацию на здоровый
образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Сложившаяся система комплексного подхода к оздоровлению воспитанников принесла
положительные результаты: у воспитанников произошло снижение заболеваемости на 15%, режим
дня обеспечивает обоснованное сочетание обучения, трудовой деятельности, оздоровительных,
медико-профилактических мероприятий и отдыха.
Литература:
Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры которые лечат. Для детей от 3 до 5 лет. М., 2013.
Безруков К. Ю., Стернин Ю.И.Часто и длительно болеющий ребенок. СПб., 2008.
Береснева З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. М., 2008.
Галанов А.С. Игры для укрепления здоровья малышей. М., 2012.
Егоров
Б. Оздоровительно-воспитательная
работа
с
ослабленными
детьми
//
«Дошкольное
воспитание». 2001. № 12.
Осокина Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе. М. 1989.
Петрушина
А.Д.
Организация
психолого-медико-педагогической
коррекции
нарушений
в
физическом и психическом развитии детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера.
Тюмень, 2005.