Напоминание

"Оздоровление детей в детском саду"


Автор: Венская Антонина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Снегурочка"
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: "Оздоровление детей в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Снегурочка»

Оздоровление детей в детском саду.

Воспитатель:

Венская А.А.

г. Ноябрьск

Здоровье – не всё,

Но всё без здоровья – ничто!

Сократ

В современном обществе отмечается тенденция к ухудшению здоровья детей. По данным

НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения имени Н.А. Семашко, в России только

40% детей можно считать условно здоровыми. Простудные заболевания у детей дошкольного

возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера, на сегодняшний день достигаются довольно

часто.

Часто болеющий ребенок, по утверждению медиков, - это не диагноз. ЧДБ – условная

группа детей, подверженных частым острым респираторным заболеваниям (ОРЗ), возникающим

из-за различных отклонений в защитных системах организма. Они составляют более 15%, а в

период подъема заболеваемости – до 75% от общего детского населения.

Сегодня в дошкольное учреждение поступают все меньше детей с 1 группой здоровья,

живущих в районе Крайнего Севера. Это обуславливается климатическими условиями высоких

северных

широт,

неблагоприятными

для

здоровья

человека

факторами:

особый

режим

освещенности, перераспределение

кислорода в составе атмосферного воздуха, резкий перепад

атмосферного давления, длительный период низкой температуры воздуха. Все это приводит к

формированию

синдрома

полярно

напряжения

и

способствует

истощению

адаптационных

возможностей организма человека, особенно детей. Многие заболевания протекают более тяжело,

чем в средней полосе.

В связи с этим, актуально значимым и востребованным сегодня для нас становится поиск

средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в нашем учреждении. В

муниципальном

бюджетном

образовательном

учреждении

«Снегурочка»

муниципального

образования город Ноябрьск функционирует средняя группа оздоровительной направленности для

детей часто болеющих.

Проблема

оздоровления

таких

детей

не

кампания

одного

дня

деятельности,

а

целенаправленная

систематически

спланированная

работа

при

соблюдении

следующих

принципов:

- организация оздоровительного режима;

- двигательная активность во время образовательного цикла (физминутки, релаксационные паузы,

пальчиковая гимнастика, динамические часы, специальные оздоровительные подвижные игры);

-

профилактические,

лечебно-оздоровительные

мероприятия

(специальные

закаливающие

процедуры,

профилактические

мероприятия,

физкультурно-оздоровительные

мероприятия

с

детьми);

- комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением,

оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, контрастные воздушные и водные ванны,

солевые дорожки, обширное умывание);

- формирование правильной осанки и навыков рационального дыхания;

- обеспечение полноценного сбалансированного питания;

- работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию здорового

образа жизни;

-

использование

«здоровьесберегающих»

технологий

и

методик

(дыхательные

гимнастики,

индивидуальные физические упражнения и игры).

Современные оздоровительные и здоровьесберегающие технологии, используемые в группе

оздоровительной направленности

Виды

здоровьесберегающих

педагогических

технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики

проведения

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по

Рекомендуется для всех детей

мере утомляемости детей

группы в качестве профилактики

утомления. Включают в себя

элементы гимнастики для глаз,

дыхательной гимнастики и других

в зависимости от вида занятия

Подвижные и

спортивные игры

Как часть физкультурной

непосредственно образовательной

деятельности, на прогулке, в

групповой комнате - малой со

средней степенью подвижности

Игры подбираются в соответствии

с медицинским назначением

ребенка, местом и временем ее

проведения

Релаксация

В любом подходящем помещении.

В зависимости от состояния детей

и целей, педагог определяет

интенсивность технологии

Можно использовать спокойную

классическую музыку, звуки

природы

Игровой час во вторую

половину дня

Для всех детей группы, в игровых

зонах

Игры подбираются в соответствии

с возрастом и медицинским

назначением ребенка, местом и

временем ее проведения

Гимнастика пальчиковая

индивидуально либо с подгруппой

ежедневно

Рекомендуется всем детям.

Проводится в любой удобный

отрезок времени (в любое удобное

время)

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое

свободное время; в зависимости от

интенсивности зрительной

нагрузки

Рекомендуется использовать

наглядный материал, показ

педагога

Гимнастика

дыхательная

В различных формах

физкультурно-оздоровительной

работы

Обеспечить проветривание

помещения, использование

индивидуального ингалятора-

тренажера

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-

10 мин.

Форма проведения: упражнения в

кроватях, обширное умывание;

ходьба по ребристым дощечкам

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурная

непосредственно

образовательная

деятельность

2 раза в неделю в спортивном зале

Занятия проводятся в соответствии

программой, в хорошо

проветренном помещении

Коммуникативные игры

в течение недели

В них входят беседы, этюды и игры

разной степени подвижности,

занятия рисованием, лепкой и др.

3. Коррекционные технологии

Технологии

музыкального

воздействия

В различных формах

физкультурно-оздоровительной

работы; либо отдельные занятия 2-

4 раза в месяц в зависимости от

поставленных целей

Используются в качестве

вспомогательного средства как

часть других технологий; для

снятия напряжения, повышения

эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия

2-4 раза в месяц

Игры используют для

психологической терапевтической

и развивающей работы

В комплексную оздоровительную работу мы интегрировали игровую терапию, поскольку

игра - основной вид детской деятельности. Используемые игры разнообразны, хорошо знакомы

детям, но

в них

интегрированы

дополнительные оздоровительные задачи и упражнения,

направленные на

предупреждение ОРВИ

и ОРЗ, увеличение жизненной емкости легких,

физической

работоспособности

и

выносливости,

повышение

сопротивляемости

организма

простудным и другим заболеваниям.

Игры включают в себя: произношение звуков во время

игровых

упражнений

в

сочетании

с

ритмичными

движениями

рук

и

ног;

движения

для

формирования навыка правильного положения языка и координации движений нижней челюсти;

дозированный бег – для улучшения функционирования диафрагмы. При этом педагоги выбирают

в

основном

игры,

которые

не

вызывают

большой

психофизиологической

нагрузки.

Они

внимательно следят за тем, чтобы у детей не вызывало желания ускорить темп выполнения

игровых моментов, что может привести к переутомлению и перегрузкам,

акцентируют

их

внимание на эстетической стороне выполнения того или иного движения, точности действий и

выполнения правил игры.

Особое

внимание

уделяем

упражнениям

дыхательной

гимнастики.

От

правильного

дыхания во многом зависит здоровье детей, его физическая и умственная деятельность. Например,

специальные дыхательные упражнения, выполняемые через левую и правую ноздрю, улучшает

функционирование мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую

работоспособность и выносливость человека, повышает сопротивляемость организма простудным

и другим заболеваниям.

Используем нетрадиционный материал: снежинки, ленточки, яркие

трубочки. При использовании атрибутики, дети получают массу впечатлений. Это благотворно

влияет на их эмоциональный настрой, а также на весь организм в целом.

Одним из главных условий в работе является длительное пребывание детей на свежем

воздухе.

В

зимнее

время

на

участках

строятся

горки,

снежные

постройки.

На

спортивной

площадке прокладывается лыжня, расчищается участок для проведения физкультурных занятий на

воздухе. Для обеспечения двигательной активности детей в холодный период года на улице

проводятся подвижные и спортивные игры.

Для снятия состояние напряжения или усталости у детей, которое возникает в результате

получения огромного количества информации и постоянного общения с другими членами группы

педагогами

в

режиме

дня

уделяется

внимание

релаксационным

играм.

Для

проведения

релаксационной паузы дети укладываются на ковер, закрывают глаза, воспитатель негромким

успокаивающим голосом читает стихотворение, а воспитанники, по его заданию, выполняют или

расслабление мышц, или что-то представляют. Все это выполняется под звучание тихой спокойной

классической музыки.

Подготовить организм ребенка к двигательной активности после сна, осуществляя плавный,

естественный переход от состояния покоя к бодрствованию помогает бодрящая гимнастика после

сна. Она создает положительный эмоциональный настрой, дает оздоровительно-закаливающей

эффект.

Гимнастика

проводится

воспитателем

с

детьми

ежедневно

после

дневного

сна.

Она

необходима для подготовки к активной деятельности; профилактики плоскостопия и нарушения

осанки; закрепления навыков осознанного поведения.

Оздоровительный эффект в работе с детьми оздоровительной группы приносит

метод

Су-Джок-терапии, который основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют

биоактивные

точки,

расположенные

на

кистях

и

стопах.

Воздействуя

на

эти

точки,

можно

избавиться от многих болезней или предотвратить их. Вся работа по данному методу проводится с

помощью

Су-Джок

стимуляторов:

это

массажёры

типа

«каштан».

Внутри

таких

шариков

«каштанов», как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической

проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх,

создавая приятное покалывание. Дети с удовольствием массируют ладошки, пальчики несколько

раз в день.

Успешно используем комплексы точечного массажа. При проведении массажа происходит

целенаправленное надавливание на биологические активные точки, малыш не просто работает, он

играет, лепит, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки и любви.

Сказкотерапия

в

работе

с

детьми

занимает

особенное

место,

поскольку

именно

дети

наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.

Ребенок слушает сказку, погружается в события, которые в ней происходят и сильнее чувствует

переживания героев сказки. Это создает возможность ребенку взглянуть на себя со стороны.

Возвращаясь в реальный мир, он начинает чувствовать себя более защищенно и уверенно.

Технология

музыкального

воздействия

позволяет

корректировать

эмоциональный

фон

ребенка. Музыка используется в совместной деятельности дошкольников и педагогов (на занятиях

по

изобразительной

деятельности, ознакомлению

с

окружающим

миром,

театрализованной

деятельности и т.д.). Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна

улучшать

эмоциональное

состояние

маленького

слушателя,

а

также

развивать

концентрацию

внимания.

Применяемые

педагогами

нашего

дошкольного

образовательного

учреждения

здоровьесберегающие

педагогические

технологии

повышают

результативность

воспитательно-

образовательного

процесса,

формируют

у

детей

и

родителей

ценностные

ориентации,

направленные

на

сохранение

и

укрепление

здоровья,

а

используемая

в

комплексе

здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у детей стойкую мотивацию на здоровый

образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Сложившаяся система комплексного подхода к оздоровлению воспитанников принесла

положительные результаты: у воспитанников произошло снижение заболеваемости на 15%, режим

дня обеспечивает обоснованное сочетание обучения, трудовой деятельности, оздоровительных,

медико-профилактических мероприятий и отдыха.

Литература:

Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры которые лечат. Для детей от 3 до 5 лет. М., 2013.

Безруков К. Ю., Стернин Ю.И.Часто и длительно болеющий ребенок. СПб., 2008.

Береснева З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. М., 2008.

Галанов А.С. Игры для укрепления здоровья малышей. М., 2012.

Егоров

Б. Оздоровительно-воспитательная

работа

с

ослабленными

детьми

//

«Дошкольное

воспитание». 2001. № 12.

Осокина Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе. М. 1989.

Петрушина

А.Д.

Организация

психолого-медико-педагогической

коррекции

нарушений

в

физическом и психическом развитии детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера.

Тюмень, 2005.



В раздел образования