Напоминание

Методика слушания музыкального произведения "Клоуны" Д.Кабалевского на музыкальном занятии в детском саду для старшей группы


Автор: Филиппенкова Татьяна Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №139
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методика слушания музыкального произведения "Клоуны" Д.Кабалевского на музыкальном занятии в детском саду для старшей группы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №139

Конспект

методика слушания

на музыкальном занятии в детском саду

музыкального произведения

«Клоуны»

Д.Кабалевского

(Старшая группа)

Музыкальный руководитель: Филиппенкова Т.И.

г. Пенза

Цель: Развивать музыкально-эстетическое восприятие трёхчастной

музыки, в которой в связи со сменой частей музыки изменяется ее характер,

комплекс средств музыкальной выразительности; развивать и

совершенствовать более тонкое восприятие основных отношений

музыкальных звуков.

Задачи:

- Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыку шутливого, задорного

характера.

- Различать смену характера музыки, форму музыкального произведения,

выделять выразительные средства - динамику, направление мелодических

интонаций.

-

Закреплять

представления

детей

о

выразительном

значении

динамики,

характере

мелодических

интонаций,

находить

выразительные

тембры

инструментов, передающие разный характер музыки.

- Различать ладовую окраску как выразительное средство музыки. Уметь

передавать в движении различный характер музыкальных образов.

Методы и приёмы слушания

Метод моделирования художественно – творческого процесса.

Иллюстрирование музыкального произведения

Инструментальное музицирование

Метод «пластическое интонирование»

Графическое изображение

Материалы и оборудование: Аудио-видео аппаратура, фортепиано,

аудиозапись музыкального произведение «Клоуны» (в исполнении оркестра),

«Вальс», «Походный марш» (Д.Б.Кабалевского), портрет композитора,

нотный материал произведений, видеоиллюстрации веселого и грустного

клоунов, колокольчики, погремушки, барабаны.

Предварительная работа.

I квартал обучения

Знакомство с творчеством Д.Б.Кабалевского, понятием «Три кита» (песня,

танец, марш)

Слушание

музыкальных

произведений

Д.Б.Кабалевского

«Вальс»,

«Походный марш».

II квартал обучения

1-е занятие

Программное содержание.

Вызвать

у

детей

эмоциональный

отклик

на

музыку

шутливого,

задорного характера.

Ход занятия

Муз.рук. Дети,

сегодня

вы

познакомитесь

еще

с

одним

произведением

композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. Какие его произведения вы

помните?

Дети «Вальс», «Походный марш»

Муз.рук. Сейчас я напомню вам фрагменты этих произведений, а вы скажете,

какой характер пьес (исполняет фрагменты)

Д ети

«Вальс»

нежный,

ласковый,

танцевальный,

мягкий,

а

«Походный

марш» бодрый, задорный, решительный, смелый.

Муз.рук.

Правильно,

пьесы

эти

очень

разные

одна

лирическая,

мечтательная, светлая, а другая-торжественная, маршевая, бодрая. Дмитрий

Борисович Кабалевский передает в своих произведениях самые различные

чувства, настроения, существующие в жизни, образы, знакомые и близкие

детям. В новой пьесе Д.Б.Кабалевского вы услышите рассказ о цирковых

артистах. Она называется «Клоуны». Послушайте и скажите, какая музыка по

настроению (исполняет пьесу).

Дети Веселая, задорная, озорная.

Муз.рук.

Правильно,

эта

музыка

шутливая,

живая,

бойкая,

забавная.

Послушайте пьесу еще раз. (Исполняет ее)

2-е занятие

Программное содержание.

Различать смену характера музыки, форму музыкального произведения,

выделять

выразительные

средства

-

динамику,

направление

мелодических интонаций.

Ход занятия

Муз.рук.

Дети, послушайте отрывок из пьесы и вспомните ее название

(исполняет среднюю часть).

Дети «Клоуны» Д. Кабалевского.

Муз.рук.

Послушайте ее целиком и скажите, меняется ли характер музыки

(исполняет пьесу).

Дети

В

начале

музыка

веселая,

задорная,

в

середине

звучит

тихо,

неуверенно, а потом опять весело, как в начале.

Муз.рук.

Правильно, в пьесе три части. В средней части характер ее

меняется: она начинает звучать осторожно, робко, неуверенно (исполняет

фрагмент). Почему пьеса называется «Клоуны», а не «Клоун»?

Дети. В музыке рассказывается о двух клоунах.

Муз. рук. А какие это клоуны? (исполняет фрагменты).

Дети. Веселый и грустный

Муз.рук. Один клоун веселый, умелый, а другой - неудачник, все у него

валится

из

рук,

все

он

делает

наоборот

(показывает

иллюстрации).

Послушайте, как звучит мелодия. В начале она направлена вверх, а в средней

части

-

вниз

(исполняется

фрагмент).

Послушайте

всю

пьесу

целиком

(исполняет ее).

3-е занятие

Программное содержание.

Закреплять представления детей о выразительном значении динамики,

характере мелодических интонаций, находить выразительные тембры

инструментов, передающие разный характер музыки.

Ход занятия

Муз. рук. Дети, послушайте пьесу Д.Кабалевского «Клоуны» и скажите,

почему вы определили, что клоуны разные. Как музыка рассказала об этом?

(исполняет пьесу).

Дети.

В первой и третьей частях музыка громкая, смелая, задорная. У

веселого

клоуна

все

получается

легко,

а

средняя

часть

осторожная,

неспокойная, тихая.

Муз. рук. Правильно, прислушайтесь, как уверенно заканчивается мелодия в

крайних

частях

пьесы

(исполняет

фрагмент).

Она

звучит

каждый

раз

с

акцентом, смело, устойчиво, законченно. А в средней части? (исполняет 9-12

такты).

Дети. Тихо, неуверенно, несмело.

Муз.рук. Как меняется направление мелодии? (исполняет фрагменты)

Дети. В начале она движется вверх, а в середине – вниз.

Муз.рук. Когда мелодия направлена вверх, она звучит решительно, четко и

заканчивается ярким акцентом – у клоуна все получается с блеском, шутя. В

средней части, когда мелодия направлена в низ, она звучит тихо, неуверенно,

понуро (исполняет фрагмент). А

потом движется вверх, несколько раз

повторяется

все

громче

и

настойчивее

(исполняет

фрагмент).

А

какой

аккомпанемент? Давайте сравним его с началом пьесы (исполняет фрагменты

аккомпанемента).

Дети. В начале — отрывистый легкий, а в средней части — твердый.

Муз.рук. Он изложен аккордами, напряженно, остро. Музыка в средней части

внезапно прерывается, все попытки клоуна закончились смешной, забавной

неудачей. Послушайте пьесу еще раз и скажите, какие инструменты можно

использовать для передачи характера музыки в разных частях (показывает

детям колокольчики, погремушки, барабаны. Исполняет пьесу).

Дети. Когда музыка изображает веселого клоуна, возьмем колокольчики, а

когда грустного — погремушки.

Муз.рук.

Правильно,

музыка

первой

и

третьей

частей

звучит

шутливо,

игриво. Колокольчики помогут подчеркнуть веселое, праздничное звучание.

А погремушки — тихо, осторожно; они

хорошо

передадут

образ

клоуна-неумехи.

В

конце

средней

части,

когда

музыка звучит громко, какой инструмент можно использовать?

Дети. Барабан.

Муз.рук. Давайте попробуем исполнить пьесу все вместе. Вы разделитесь на

три

группы.

Первую

и

третью

части

одна

группа

будет

играть

на

колокольчиках. Начало второй части — вторая группа на погремушках. Конец

второй части — третья группа на барабанах (исполняет пьесу вместе с

детьми).

Муз.рук.

К

следующему

занятию

попробуйте

нарисовать

обоих

клоунов

такими, какими вы их представляете, слушая пьесу Д. Кабалевского.

4-е занятие

Программное содержание.

Различать ладовую окраску как выразительное средство музыки. Уметь

передавать в движении различный характер музыкальных образов.

Ход занятия

Музыкальный руководитель выставляет рисунки детей

Дети, давайте посмотрим нарисованных клоунов. Они разные — и веселые, и

грустные, и все очень добрые. А какие пестрые цветные костюмы! Почему вы

использовали яркие краски?

Дети. В цирке всегда красиво, празднично. Клоуны одеты в разноцветные

смешные костюмы.

Муз.рук. Пьеса «Клоуны» такая же яркая и разноцветная, как эти рисунки.

Сейчас я ее сыграю вам, а вы выберете те рисунки, которые наиболее удачно

выражают характер музыки (исполняет пьесу).

Муз.рук. Мы говорили с вами, что в пьесе Д. Кабалевского два различных

образа — умелого клоуна (в начале и в конце) и его смешного, неудачливого

партнера (в середине). Если мы прислушаемся внимательно, то услышим, что

уже

в

самом

начале

пьесы

есть

противопоставление

этих

характеров.

Сравним

маленькие

мотивы,

из

которых

состоит

мелодия:

один

звучит

светло, радостно, а другой приглушенно, грустно. Они все время чередуются

(исполняет фрагмент, заостряет внимание на звучании мажорной и минорной

терции).

Перед

нами

оба

клоуна

уже

в

начале

пьесы.

Но

начинает

представление веселый клоун.

Первая часть пьесы звучит радостно, легко (исполняет фрагмент) . А в

средней части слышится, как второй клоун смешно и неловко пытается

повторить его трюки (исполняет фрагмент). Но вот снова первый клоун с еще

большим блеском и смелостью демонстрирует свое мастерство (исполняет

фрагмент).

Давайте

попробуем

передать

характер

клоунов

в

движении.

Музыка звучит то отрывисто и легко, то более робко, то тяжело и неуклюже

(исполняет

фрагменты,

предлагает

детям

выразить

характер

музыки

в

движении — вызывает по нескольку человек. Обсуждает удачно найденные

движения. Можно сравнить исполнение пьесы на фортепиано с оркестровым

— в грамзаписи и двигаться под ее звучание).



В раздел образования