Напоминание

Примеры кодирования учебного материала


Автор: Шилкина Галина Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Приморская средняя школа
Населённый пункт: Приморск Балахтинского района Красноярского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Примеры кодирования учебного материала
Раздел: среднее образование





Назад




Как добиться того, чтобы знания были основательными, действенными и прочными? Эта проблема волнует не только меня, но и многих моих коллег. Я считаю, что необходимо переконструировать учебный материал («сжать», «упаковать», «уплотнить») путем дополнительной систематизации и обобщения и зафиксировать в закодированном виде. Код – это система условных обозначений или сигналов . Кодирование позволяет раскрыть учебный материал с разных сторон, держа в памяти всю его целостность и внутреннюю стройность, выделить главное и вспомогательное, повысить эффект обучения.
В своей работе я использую следующие виды кодирования учебной

информации: фрейм, блок – схема, опорные сигналы .



Фрейм
от английского слова - каркас, рама. Представляет собой способ организации учебного материала, при котором выстраивается наглядная основа ( каркас ) конкретного содержания. Фрейм позволяет сформировать умение работать самостоятельно, выделяя главное. Фреймовый подход лучше использовать при изучении материала Форма «каркаса», данная учителем, может быть изменена учащимися в ходе работы. Конкретное содержание каждой части схемы изображается при помощи особых приемов, предлагаемых учителем или детьми. Это могут быть рисунки, схемы, текст, цифры. Основное требование к изображаемой информации – понятность, емкость, образность, компактность

Блок – схема
Для этого вида кодирования характерен алгоритмический подход, применяемый в информатике. Существенным отличием блок – схемы от фрейма является жесткая структура изображенного материала, то есть при отсутствии хотя бы одного элемента блок – схема теряет свою красоту и стройность из-за разрыва причинно - следственных связей. Блок – схемное представление учебного материала можно использовать в преподавании практически всех школьных дисциплин.
Опорный сигнал
- это понятие ввёл в педагогику Шаталов. Опорный сигнал – это графический символ, замещающий смысл какой-то информации, одной или нескольких фраз в тексте учебника. Сигнал может быть в форме цифры, рисунка, схемы, стрелки или других знаков. Например, математические формулы – это тоже опорные сигналы . В жизни каждый человек очень часто пользуется опорными
сигналами (сокращенные, зашифрованные записи в блокноте, топографические и дорожные знаки). Применение опорных сигналов при решении линейных уравнений 1.( ) = Раскрываем скобки. 2.Граница = Буквенные одночлены собираем в левой части уравнения, а числа в правой. = это граница. При переходе через границу человек меняет свой паспорт на заграничный, у чисел нет паспортов поэтому они меняют знак. 3.Подобные + + = 4. а и в –некоторые числа ах=в а=0, в=0 а≠0, в- любое число а=0, в≠0 х- любое число х= в а нет корней 5. ответ. Опорные сигналы по темам: «Умножение одночлена на многочлен» и «Умножение многочлена на многочлен» а (в+с) = а в + а с (а+в) (с+к) = а с + а к + в с + в к Опорные сигналы по теме: “Раскрытие скобок» + (а +в – с) = а+ в – с
– (а + в – с )= – а – в +с


В раздел образования