Автор: Шилкина Галина Владимировна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ Приморская средняя школа Населённый пункт: Приморск Балахтинского района Красноярского края Наименование материала: методическая разработка Тема: Примеры кодирования учебного материала Раздел: среднее образование
Как добиться того, чтобы знания были основательными, действенными и прочными?
Эта проблема волнует не только меня, но и многих моих коллег. Я считаю, что
необходимо переконструировать учебный материал («сжать», «упаковать»,
«уплотнить») путем дополнительной систематизации и обобщения и зафиксировать в
закодированном виде. Код – это система условных обозначений или сигналов .
Кодирование позволяет раскрыть учебный материал с разных сторон, держа в памяти
всю его целостность и внутреннюю стройность, выделить главное и вспомогательное,
повысить эффект обучения.
В своей работе я использую следующие виды кодирования учебной
информации: фрейм, блок – схема, опорные сигналы .
Фрейм от английского слова - каркас, рама. Представляет собой способ организации
учебного материала, при котором выстраивается наглядная основа ( каркас )
конкретного содержания. Фрейм позволяет сформировать умение работать
самостоятельно, выделяя главное. Фреймовый подход лучше использовать при
изучении материала Форма «каркаса», данная учителем, может быть изменена
учащимися в ходе работы. Конкретное содержание каждой части схемы изображается
при помощи особых приемов, предлагаемых учителем или детьми. Это могут быть
рисунки, схемы, текст, цифры. Основное требование к изображаемой информации –
понятность, емкость, образность, компактность
Блок – схема Для этого вида кодирования характерен алгоритмический подход,
применяемый в информатике. Существенным отличием блок – схемы от фрейма
является жесткая структура изображенного материала, то есть при отсутствии хотя бы
одного элемента блок – схема теряет свою красоту и стройность из-за разрыва
причинно - следственных связей. Блок – схемное представление учебного материала
можно использовать в преподавании практически всех школьных дисциплин.
Опорный сигнал - это понятие ввёл в педагогику Шаталов. Опорный сигнал –
это графический символ, замещающий смысл какой-то информации, одной или
нескольких фраз в тексте учебника. Сигнал может быть в форме цифры, рисунка,
схемы, стрелки или других знаков. Например, математические формулы – это тоже
опорные сигналы
.
В жизни каждый человек очень часто пользуется опорными
сигналами (сокращенные, зашифрованные записи в блокноте, топографические и
дорожные знаки).
Применение опорных сигналов при решении линейных уравнений
1.( ) =
Раскрываем скобки.
2.Граница
=
Буквенные одночлены собираем в левой части уравнения, а числа в правой. = это
граница. При переходе через границу человек меняет свой паспорт на заграничный,
у чисел нет паспортов поэтому они меняют знак.
3.Подобные
+
+
=
4. а и в –некоторые числа
ах=в
а=0, в=0 а≠0, в- любое число а=0, в≠0
х- любое число х=
в
а
нет корней
5. ответ.
Опорные сигналы по темам: «Умножение одночлена на многочлен» и «Умножение
многочлена на многочлен»
а
(в+с) = а
в + а
с
(а+в)
(с+к) = а
с + а
к + в
с + в
к
Опорные сигналы по теме: “Раскрытие скобок»
+ (а +в – с) = а+ в – с
– (а + в – с )= – а – в +с