Авторы: Косачева Ольга Александровна, Подколзина Анастасия Александровна
Должность: воспитатель детского сада, воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Детский сад № 71"
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
И СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Познание окружающей действительности ребенка основывается прежде
всего на ощущениях и восприятиях, которые составляют основу таких
сложных психических процессов, как память, мышление, воображение.
Восприятие играет важнейшую роль в различных видах деятельности и
значительно опережает начало развития речи.
Развитие восприятия, осуществляемое в процессе предметных действий,
обеспечивает накопление чувственного опыта - этой необходимой основы
ф о р м и р о в а н и я
у м с т в е н н о й
д е я т е л ь н о с т и
ч е л о в е к а .
Восприятие
лежит
в
основе
формирования
речи
и
познавательной
деятельности
(любознательность,
понимание
взаимосвязи
простейших
явлений и т.д.)
По мере усвоения речи она оказывает положительное
влияние на развитие и совершенствование различного рода восприятий.
Так, на основе словесного обозначения взрослыми предметов и явлений
окружающего
мира
слышащий
ребенок
начинает
объединять
сходные
предметы
и относить их к однородной группе. Обозначая отдельные
признаки предметов словами, взрослый тем самым учит ребенка выделять
эти признаки в предмете и называть их. Иное взаимоотношение между
восприятием и речью наблюдается у детей с нарушением слуха.
Известно, что все органы чувств тесно взаимосвязаны и функционируют,
как
единая
система.
Нарушение
слуха
перестраивает
деятельность
сохранных органов чувств. Как показали специальные исследования, до
начала
обучения
при
прочих
равных
условиях
восприятие
детей
с
нарушением
слуха
отстает
от
восприятия
слышащих.
Под
влиянием
обучения это различие сглаживается. Развитие зрительного восприятия,
осязания, мышечного чувства, а также остатков слуха - один из путей
компенсации общего и речевого
недоразвития ребенка с нарушением
слуха.
Благодаря
специальному
обучению
ребенка
зрительному
восприятию
различных форм словесной речи, ребенку с нарушением слуха обеспечено
естественное развитие не только зрительного, но и кожного, мышечного и
даже
слухового
восприятия,
которые
привлекаются
при
формировании
речи.
Развитие зрительного восприятия необходимо не только для формирования
навыков
отраженного
дактилирования
и
произнесения
слов.
Оно
непосредственно связано со способностью детей зрительно различать и
воспроизводить по подражанию знаки дактильной азбуки и видимые звуки
речи (это специальные таблицы, схемы, картинки и т.п.). Когда начинается
работа над голосом и постановкой звуков, в этом процессе используются
тактильно-двигательные
и
вибрационные,
а
в
некоторых
случаях
и
слуховые ощущения. Все они служат для компенсации пораженного слуха,
на основе которого у слышащего ребенка развивается речь.
Программа обучения предусматривает развитие у детей с нарушением
слуха его сенсорных способностей. Многие упражнения уже включены в
цикл так называемых подготовительных
упражнений. Упражняется не
только
зрительное,
осязательное
или
какое-либо
другое
восприятие
на
отвлеченном дидактическом материале. Детей учат необходимым умениям:
различать буквы, дактильные знаки, отдельные слова.
Знакомя
детей
с
окружающим
миром
и
его
предметами,
детей
одновременно
учат
точно
обозначать
цвет,
форму,
пространственные
отношения, обеспечивая тем самым накопление содержательного словаря.
Известно,
что
в
раннем
возрасте
даже
мышление
ребенка
во
многом
определяется его памятью, опирается на память. Что касается речи, то
запоминание
слов
-
обязательное
условие
ее
развития.
Необходимость
зрительного
восприятия
речи
очень
усложняет
для
глухого
ребенка
процесс запоминания слов. Использование двигательных ощущений при
дактилировании
и
усвоении
произношения
слова
в
какой-то
мере
компенсирует
отсутствие
слухового
восприятия
речи.
Но
процесс
запоминания слов у детей с нарушением слуха значительно сложнее, чем у
слышащих.
Существует
тесная
взаимосвязь
между
общим
и
речевым
развитием детей, с одной стороны, и развитием их памяти - с другой.
В развитии памяти, как и в развитии внимания и подражания, большое
значение имеет потребность, мотив и интерес детей к тому, что следует
запомнить.
Немаловажным
условием
для
запоминания
являются
индивидуальные возможности детей.
После проведения упражнений на безречевом материале, по мере развития
элементарного навыка произвольного запоминания их необходимо начать
учить произвольному запоминанию слов. Под этим понимается усвоение
буквенного
состава
слова
и
правильное
соотнесение
с
предметом
или
явлением. Для этого следует привлекать внимание детей к различию букв,
дактильных
знаков,
артикуляции.
Разумеется,
что
эффект
запоминания
значительно
повышается,
если
материал
дается
в
игровой
форме,
не
назойливо.
При каких условиях дети запоминают слова наиболее быстро?
- Если слово дается детям в связи с возникшей у них потребностью
выразить что-либо с помощью этого слова или назвать заинтересовавший
их предмет, действие, явление;
-
если
слово
дается
не
изолированно,
а
в
определенной
системе
,
(лексической, грамматической, фонетической), а также в том случае, если
оно дается в сочетании с хорошо усвоенными словами;
- если перед детьми специально, в доступной им форме, поставлена задача
запомнить;
- если в каждом данном случае имеется мотив;
-
если
ребенку
показываются
приемы,
помогающие
запоминанию.
Например,
при
запоминании
слова столовая,
ребенку
указывают
на
знакомый ему корень слова «стол», а для запоминания слова «самолет»
ребенку показывают, что оно состоит из двух знакомых слов «сам» и
«летит».
Подражание - способ обучения и способ усвоения. Как и внимание, оно
может быть непроизвольным и произвольным, осознанным. Именно путем
подражания взрослым ребенок с нарушением слуха, как и слышащий,
овладевает многими формами поведения, приобретает навыки и умения.
Самых
маленьких
детей
начинают
обучать
подражанию
в
ходе
совместного
выполнения
действий.
В
начале
обучения
рукам
ребенка
придается нужное положение самим обучающим. Постепенно, идя от этих
пассивных действий, ребенок приучается действовать самостоятельно по
образцу,
который
дается
ему
взрослыми.
Развитие
навыка
подражания
должно
осуществляться
на
действиях.
Для
развития
подражания
используются упражнения, имеющие целью развитие движений. Сначала
дети учатся подражать движениям, связанным с их бытом. Они учатся
закатывать рукава, открывать кран, мыть руки , здороваться, действовать с
игрушками.
Обучение
детей
всем
этим
действиям
предусмотрено
программой.
Способность
ребенка подражать совершенствуется на протяжении всех
лет
его
пребывания
в
детском
саду.
Для
развития
подражания
используются
различные
игровые
действия,
и
д е й с т в и я ,
подготавливающие детей к рисованию, счету, конструированию.
Среди прочих движений, используемых для развития навыка подражания,
большое значение имеют упражнения в подражании движениям пальцев.
Такие упражнения подготавливают детей к зрительному различению
дактильных знаков, а их руки - к самостоятельному дактилированию.
Правила обучения подражанию таковы:
-
предъявление
стандартных
образцов
для
подражания
(должен
соблюдаться принцип единства требований всеми педагогами);
- должна быть обеспечена точность и четкость показа;
-
обучая
подражанию,
необходимо
идти
от
пассивного
подражания
к
активному на основе восприятия, а затем на основе представления.
От подражания во многом зависит успех и быстрота формирования
речи у детей с нарушением слуха.
Вместе с тем для этой категории детей характерны типичные, отличающие
их от нормы, тенденции развития: сниженный уровень познавательной
деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы. В зависимости от
этого
по-разному
определяются
проблемы
обучения
и,
следовательно,
требуются
разные
меры
дифференцированной
помощи.
Поэтому
необходимо
изучать
не
только
структуру
речевого
дефекта,
но
и
психические особенности ребёнка. Это важно для правильной организации
коррекционного обучения, которое должно быть направлено не только на
коррегирование
языковых
и
речевых
средств,
но
и
на
психические
процессы, которые задействованы в формировании речи.
Литература:
1.
Головчиц Л.А. Дидактические игры для дошкольников с нарушением слуха. –М.
ООО УМИЦ «Граф», 2003. — 160с.
2.
Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи.-М.
Просвещение, 1969г.
3.
Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха.
Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 244.-344с