Авторы: Машкина Ольга Васильевна, Леппик Ольга Ивановна
Должность: заведующий, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №33 "Лазурненский детский сад "Березка"
Населённый пункт: Челябинская обл. п.Лазурный
Наименование материала: Инновационный проект
Тема: "Инновационное образовательное пространство ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Инновационный проект
«Инновационное образовательное пространство ДОУ»
Актуальность проекта:
Качественный
скачок
развития
новых
технологий
повлёк
за
собой
потребность
общества
в
людях,
способных
нестандартно
решать
новые
проблемы,
вносить
новое
содержание во все сферы жизнедеятельности. Современные дети живут в эпоху активной
информатизации,
компьютеризации
и
роботостроения,
в
условиях
быстро
меняющейся
жизни
человеку требуются не только владение определённым багажом знаний, но и, в
первую
очередь,
умения
добывать
эти
знания
самому,
оперировать
ими,
мыслить
самостоятельно и творчески, уметь трансформировать и адаптировать имеющийся опыт к
быстро меняющимся условиям.
Совершенствование
образовательного процесса в условиях модернизации дошкольного
образования идёт по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование
личностных качеств дошкольника. На современном этапе дошкольного образования акцент
со знаний, умений и навыков переносится на формирование психических процессов и
развитие личностных качеств ребёнка, таких, как любознательность, целеустремленность,
самостоятельность,
ответственность,креативность, обеспечивающих
социальную
успешность и
способствующих формированию интеллектуальной творческой личности,
которая характеризуется:
умением принимать решения и достигать требуемого результата в неопределённых
проблемных ситуациях, самостоятельно восполняя недостаток знания и информации;
умением позитивно взаимодействовать с людьми других культур, языков и религий;
владением информационными технологиями; умением самостоятельно учиться на
протяжении жизни в контексте, как личного профессионального роста, так и социаль-
ной жизни, работать в команде на общий результат;
умением отстаивать свою точку зрения, обосновывая её, вести дискуссию таким об-
разом, чтобы она приводила к новому пониманию проблемы, а не к конфликту.
Воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности – одна из
главнейших
государственных
задач,
на
выполнение
которой
нацелены
вопросы
совершенствования системы образования, методов воспитания и обучения.
Среди последних нормативных правовых документов в сфере образования детей
дошкольного возраста ФГОС ДО выступает основным. В нем задаются новые координаты
развития дошкольного образования.
Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А.
Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным
способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой
личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и
изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов,
обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых
происходит в процессе специально организованного обучения.
Возможности
дошкольного
возраста
в
развитии
технического
творчества
и
творчества
в
целом,
на
сегодняшний
день
используются
недостаточно.
Обучение
и
развитие
в
ДОО
можно
реализовать
в
образовательной
среде
с
помощью
LEGO-
конструкторов и робототехники, мультипликации и рисованию на световых планшетах и
стеклянных мольбертах.
Кроме того, актуальность введения данных инноваций значима в свете внедрения
ФГОС, так как:
являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников,
обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Со-
циально-коммуникативное развитие);
позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режи-
ме игры (учиться и обучаться в игре);
формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной
личности, формирует навыки общения и сотворчества;
объединяют
игру
с
исследовательской
и
экспериментальной деятельно-
стью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой соб-
ственный мир, где нет границ.
Наша дошкольная образовательная организация берет на себя обязательства по
апробации и обобщению опыта работы по этим направлениям. Заключительным этапом
реализации проекта станет трансляция положительного опыта через издание статей,
выступления на конференциях, размещение информации о ходе реализации проекта на сайте
ДОУ, проведение семинаров, открытых занятий, мастер-классов на базе детского сада.
В связи с этим возникла необходимость разработки и реализации проекта: «Инновационное
образовательное пространство ДОУ»
В процессе реализации проекта используются следующие методы:
изучение научно-практической, психолого-педагогической и методической литера -
туры по теме проекта, нормативных и инструктивных документов;
анализ имеющегося опыта по теме;
методы педагогического анализа (диагностика, контроль и наблюдение, анкетирова-
ние, интервьюирование и т.д.);
теоретический анализ и обобщения опыта, складывающегося в ходе инновационной
деятельности.
Цель
проекта:
создание
инновационного
образовательного
пространства
с
учётом
требований ФГОС ДО
Основные задачи проекта:
1.
Создать условия для освоения и адаптации современных образовательных технологий
с учётом требований ФГОС ДО.
2.
Повысить уровень компетентности педагогов в вопросах использования современных
образовательных технологий в образовательном процессе с дошкольниками.
3.
Организовать
образовательную
деятельность
с
детьми
по
робототехнике
и
лего -
конструированию с детьми подготовительных к школе групп.
4.
Внедрить технологию « Рисование на стеклянном мольберте», «Рисование песком» в
работу с детьми дошкольного возраста.
5.
Организовать совместную деятельность детей и взрослых по мультипликации.
6.
Обеспечить методическое оформление инноваций.
7.
Ожидаемые результаты:
Создано инновационное образовательное пространство с учётом требований ФГОС ДО:
1.
Современные образовательные технологии реализуются в 6 дошкольных группах
2.
Педагоги ДОУ повысили компетентность в вопросах использования современных об-
разовательных технологий в работе с дошкольниками (курсы, обучающие семинары)
3.
Два педагогов обобщили и распространили инновационный педагогический опыт ра-
боты на муниципальном уровне.
Основная
идея
проекта состоит
в
организации
инновационного
образовательного
пространства в ДОУ, ориентированного на освоение, создание и внедрение в педагогическую
практику
развивающих
образовательных
технологий,
повышение
качества
дошкольного
образования, его статуса в обществе.
Общее (стратегическое) руководство осуществляет заведующий.
Координацию
программного
и
научно-методического
обеспечения
инновационной
деятельности,
а
также
проектировку,
оперативную
коррекцию,
контроль
осуществляет
заведующий.
Оперативное выполнение – педагоги ДОУ.
Программа реализации проекта.
1.
Создание условий для освоения педагогами современных образовательных техноло-
гий.
2.
Повышение уровня компетентности педагогов в вопросах использования современных
образовательных технологий.
3.
Реализация современных образовательных технологий в работе с детьми.
4.
Обобщение
опыта
работы
по
созданию
инновационного
образовательного
про -
странства ДОУ.
Календарный план
№
п/
п
3адача
События
Сроки
реализаци
и
Конечные
продукты
деятельности
субъектов
проекта
ЭТАП 1. (подготовительный)
1
Создать условия
для освоения и
адаптации
современных
образовательных
технологий с
учётом
требований ФГОС
ДО
Приобретение современных
образовательных конструкторов:
городская жизнь LEGO, большая
ферма DUPLO, математический
поезд DUPLO, строительные
машины DUPLO, космос и
аэропорт LEGO и т.д
2015г.
В
подготовительно
й к школе группе
в соответствии с
возрастом детей
подобраны
современные
образовательные
конструкторы
для организации
деятельности по
легоконструиров
анию
Приобретение конструкторов для
робототехники: базовый набор
LEGO Education WeDo
2015-2016
г.
В
подготовительно
й к школе группе
созданы условия
для
образовательной
деятельности по
робототехнике
Приобретение ноутбуков для
программирования роботов
2015-2016
В
подготовительно
й к школе группе
созданы условия
для овладения
детьми
начальными
умениями
программирован
ия
Приобретение программного
обеспечения к базовому набору
LEGO Education WeDo
2015-2016
Установлено
программное
обеспечение для
организации
деятельности по
робототехнике
Создание и оборудование студии
«Мультяшки-анимашки»
2014-2015
В старшей
группе детского
сада созданы
условия для
организации
совместной
деятельности
детей и
педагогов по
мультипликации
Приобретение световых
планшетов
2015-2016
В средней,
старшей и
подготовительно
й к школе
группах созданы
условия для
овладения
детьми
технологией
«Рисование
песком» или
методом «Sand-
art»
ЭТАП 2. (основной)
1
Повысить уровень
компетентности
педагогов в
вопросах
использования
современных
образовательных
технологий в
образовательном
процессе с
дошкольниками.
Изучение готовности педагогов к
инновационной деятельности по
овладению современными
образовательными технологиями
2014-2015
Выявлены
педагоги
способные
освоить и
адаптировать
современные
образовательные
технологии для
работы с
дошкольниками
Изучение методической
литературы, опыта роботы других
ДОУ, Интернет ресурсов по теме
проекта
2015
Подобран
материал по
темам
Организация курсовой подготовки
педагогов по робототехнике,
мультипликации, технологии
«Рисование песком»
2015-2016
Педагоги,
участники
проекта прошли
курсы
повышения
квалификации
по темам:
робототехника,
мультипликация,
рисование
песком на
световом
планшете
Разработка программ
образовательной работы с детьми
по легоконструированию и
робототехнике, мультипликации,
рисованию на световых
планшетах
2016-2017
Созданы
программы по
организации
работы с детьми
по
робототехнике,
мультипликации,
рисованию
песком на
световом
планшете
Изучение, обсуждение и
презентация программ педагогами
ДОУ
2016-2017
Доработка
программ
по организации
работы с детьми
по
робототехнике,
мультипликации,
рисованию
песком на
световом
планшете
Утверждение программ на
педагогическом совете
Сентябрь
2017 год
Внесены
изменения в
образовательную
программу ДОУ
2
Реализация
современных
образовательных
технологий в
работе с детьми
Организация деятельности детей
по современным образовательным
программам, разработанными
участниками образовательного
процесса (так и парциальных со
всеми детьми группы)
Сентябрь
2016 год-
май 2017
год
Не менее 50 %
детей
занимаются по
современным
образовательным
программам и
технологиям
ЭТАП 3. (заключительный)
1
Обеспечить
методическое
оформление
инноваций,
Анализ эффективности внедрения
педагогических технологий в
образовательный процесс ДОУ
Май –
август
2017 год
Анализ
разработанных
документов и
материалов
дающее
возможность их
использования в
ДОУ
Обобщение инновационного
опыта работы
Август –
ноябрь
2017 год
Обобщение
разработанных
документов и
материалов
Презентация опыта работы,
проведение мастер-классов для
педагогов ДОУ и района
Декабрь
2017 год
Презентация
разработанных
документов и
материалов
Обоснование возможности реализации проекта:
Заявленный проект согласуется с основными направлениями Программы развития МДОУ
№33 «Лазурненский детский сад «Березка» на 2016 – 2020 годы. В детском саду есть
творчески работающие педагоги, способные реализовать данный проект в полном объёме,
проявляющие интерес к современным образовательным технологиям, готовые овладеть
ими и применить в образовательной деятельности с детьми. Кроме того, детский сад
обладает
достаточными
материальными
средствами,
необходимыми
для
насыщения
развивающей
предметно-пространственной
среды
необходимым
оборудованием
для
реализации проекта.
Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую
практику и обеспечению устойчивости проекта после окончания его реализации
Предложения по распространению результатов проекта и обеспечению устойчивости
№ п/п
Предложения
Механизмы реализации
1.
Популяризация инновационного
опыта через публикацию работы
педагогов на интернет порталах.
Публикация печатных работ педагогов в
рамках проекта в различных изданиях, в том
числе в интернет изданиях.
2.
Обмен опытом между образова-
тельными организациями. Попу-
ляризация научно- технического
творчества.
Организация и проведение семинаров, ма-
стер-классов, круглых столов. Организация
и проведение фестивалей, выставок, творче-
ских конкурсов.
3.
Поддержка творческой инициати-
вы детей и педагогов.
Поощрения и стимулирование участников
на дальнейшую деятельность.
Проект разработан для педагогов ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО.
В результате успешной реализации Проекта будет:
- развиваться материальная база МДОУ;
-в детском саду будут созданы условия, способствующие развитию творческих, техниче-
ских и интеллектуальных способностей детей (занятия по программе «LEGO - конструи-
рование и робототехника»);
-повысится уровень всестороннего развития дошкольников в соответствии с целевыми
ориентирами ФГОС.
- сформирована выраженная активная позиция родителей по приобщению детей к техни -
ческому творчеству;
-повышаться профессиональная компетенция педагогов за счет использования инноваци-
онных LEGO-технологий и робототехники;
- проведение мероприятий в форме мастер-классов.
-участие педагогов в конкурсах различных уровней;
-формирование имиджа ДОУ.