Напоминание

"Вопросы музыкальной педагогики"


Автор: Шулунова Марина Васильевна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБОУДО "Детская школа искусств №1 им. Т.П. Николаевой"
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Вопросы музыкальной педагогики"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБОУДО «Детская школа искусств №1 им. Т.П. Николаевой»

Методические рекомендации по теме:

«Вопросы музыкальной педагогики»

подготовила преподаватель высшей категории

Шулунова Марина Васильевна

г. Брянск 2017

Содержание

1.

Музыкальная педагогика как искусство…………..2

2.

Школа педагога………………………………………..4

3.

Заключение………………………………………………8

1

1.

Музыкальная педагогика как искусство.

К.Д.

Ушинский

называет

педагогику

(как

п р а кт и ч е с ку ю,

педагогическую

работу,

а

не

теорию)

искусством

«самым

высоким

и

необходимым из всех искусств». Занятия с педагогом в классе, и общение

вне

класса,

способствуют

не

только

приобретению

учащимися

знаний,

профессиональных

навыков,

но

и

ещё

помогают

гармоничному

всестороннему развитию их способностей. Формируют их отношения к труду

и творчеству. Учат восприятию этических норм взаимоотношений между

людьми, восприятию способов обучения и воспитания, что, конечно, окажет

благотворное влияние на их будущую деятельность.

Педагог должен быть артистом в работе с учеником, должен всегда

находиться

в

творческом

поиске

наиболее

ярких

и

красочных

образов,

должен добиваться наиболее простых, разумных способов решения сложных

художественных

задач;

его

требовательность,

доброжелательность,

творческое горение должны зарождать в ученике к музыке, к искусству;

укреплять

волю

к

преодолению

трудностей,

желание

овладеть

всеми

техническими и выразительными средствами исполнения. Вот что говорил

Леонид

Коган

о

своём

педагоге

А.И.

Ямпольском:

«Он

обладал

исключительным чутьём. Основной своей педагогической задачей он считал

индивидуальную

линию

развития

ученика.

К

каждому

воспитаннику

у

Ямпольского был особый подход и репертуар, и задания, и напутствия. У

Ямпольского не существовало единого рецепта для всех. Каждый

ученик

был для него перлом

творения,

уникальным произведением природы, из

которого надо лишь вытащить всё хорошее, что в нём заложено».

И. Лесман писал: «Музыканта нельзя принуждать – его можно увлекать

творческим горением и высокими общественными идеалами, любовью к

искусству и к педагогической работе. Убеждать художественно оправданной

трактовкой произведений и разумностью методов развития исполнительского

2

мастерства,

привлекать

чуткостью

подхода

к

индивидуальным

особенностям

дарования

и

склада

характера,

покорять

высокой

принципиальностью и подлинной гуманностью». Во всём вышесказанном

состоит смысл понятия «искусство» в применении к науке – музыкальной

педагогике.

Выдающийся советский скрипач Борис Гутников так говорил о своей

педагогической работе: «Я страстно хотел убедиться в том, насколько

способен

помочь

человеку,

посвятившему

жизнь

скрипичной

игре,

исцелиться от профессиональных недугов, в какой мере могу стать для него

подлинным

поводырём

на

тернистых

дорогах

искусства.

Меня

в

равной

степени радовали как собственные творческие удачи и достижения, так и то,

что с моей помощью кто-то из студентов порой весьма скромной одарённости

постепенно обретает исполнительскую свободу и уверенность. Кроме того

обучая других, человек много нового познаёт сам, скорее избавляется от

собственных недостатков и заблуждений».

3

2.

Школа педагога

«Никакая логика науки и ничто другое в многообразной человеческой

практике,

кроме

искусства

не

может

передать

нам

чувственный

и

эмоционально

нравственный

опыт

непосредственное

эмоциональное

отношение

к

окружающему

миру»

(Л.В.Школяр).

Воспитательное

воздействие музыки чрезвычайно велико как на эстетическое развитие, так и

на становление личности в целом. В то же время сам процесс музыкального

воспитания

достаточно

сложен.

Помочь

приобрести

его

_

одна

из

задач

педагога. Беседуя с учащимися, следует учить их рассуждать, анализировать.

Развитие наблюдательности, эмоциональной памяти, расширение кругозора_

всё это звенья одной цепи в процессе воспитания юного музыканта.

В

работе

с

учащимися

младших

классов

важнейшей

проблемой

является

управление

вниманием

детей,

которые

в

шести

-

семилетнем

возрасте ещё быстро устают и часто отвлекаются. Формирование внимания -

одна

из

первостепенных

задач

педагога.

Различают

два

вида

внимания:

непроизвольное

и

произвольное.

Педагог,

работая

с

начинающими,

сталкивается с непроизвольным видом внимания. Поэтому преподносимый

детям учебный материал по силе раздражения должен обладать яркостью,

необычностью,

вызывать

большой

интерес,

увлечённость,

должен

быть

доступным по содержанию, доходчивым. Формы работы на уроке должны

часто меняться, чередовать одна другую, но с обязательным условием - не

вносить

путаницу,

хаос

в

развёртывание

смысловой

линии

содержания

занятий. Такое построение работы с начинающими обусловлено ещё и тем,

что объём их внимания, его концентрация и устойчивость невелики. При

несоблюдении этих условий интерес к урокам музыки у детей может быть

утрачен, учебный материал усваиваться не будет.

4

В бытующих сегодня скрипичных школах и учебных пособиях педагог

встречается

с

различным

подходом

к

музыкально-конструктивному

материалу, предназначенному для развития игровых навыков начинающего

скрипача. Современная педагогика выдвигает требование сделать процесс

занятий

для

ребёнка

интересным,

увлекательным,

иначе

говоря,

эмоционально

значимым,

развивая

у

него

активность

восприятия,

воображение, творческую фантазию. И если рассматривать с этих позиций

музыкально-инструктивный

материал

начального

периода

обучения

скрипача,

приходится

признать,

что

упражнения,

предназначенные

для

решения сугубо технологических задач, далеко не всегда отвечают указанным

требованиям.

Работа музыканта-педагога в классе по специальности охватывает три

стороны, тесно связанные я друг с другом и общее в воспитании учащихся:

1) Непосредственное обучение игре на инструменте;

2) Широкое музыкальное образование;

3) Воспитание учащихся.

Эти три стороны единого процесса успешно развиваются, если педагог

видит перспективу, цель, задачи и пути их решения. Какие эти пути?

1) Выявление способностей учащихся,

2)

Изучение

учащихся

своего

класса

их

интересы;

жизненные

условия; успехи по другим предметам и т.д. – на каждом возрастном этапе.

В

статье

«Артиста

надо

воспитать»

заслуженная

артистка

Тамара

Гусева

пишет:

«Максимальную

пользу

ученику

приносит

тот

учитель,

который не столько говорит, сколько хорошо играет на данном инструменте.

Отсюда понятие

«школа»,

то

есть

передача

лучших

исполнительских

традиций от поколения к поколению». Этот иллюстрационный метод работы

педагога с учеником стимулирует художественное мышление учащегося и

служит

отправным

началом

в

домашней

проработке

материала

самим

учеником.

5

В методической части учебного пособия «НАЧАЛЬНЫЙ КУРС ИГРЫ

НА СКРИПКЕ» В.Якубовской, сама автор так говорит о своей

работе:

«Стимулом

к

созданию

послужили

глубокие

качественные

изменения,

происходящие

в

методике

преподавания,

связанные

с

общим

развитием

музыкальной педагогики и с внедрением в педагогическую практику данных

советской психологии и физиологии, в значительной степени расширивших

наши представления о процессах, происходящих в человеческом организме».

Именно

это

заставило

пересмотреть

ряд

«привычных»

педагогических

приёмов. Уже ни у кого не вызывает сомнения, что музыкальная педагогика

должна

стать

глубоко

продуманным

процессом,

основанным

на

общих

данных

современной

психологии

и

соответственно

учитывающим

индивидуальные

свойства

ученика.

Не

меньшее

значение

имеет

и

физиология,

раскрывая

структуру

двигательного

аппарата

центральной

нервной

системы,

она

многое

«подсказывает»

в

части

воспитания

двигательных

навыков.

Знание

физиологии

позволяет

понять

истинное

соотношение слуховой и двигательной областей, благодаря чему теперь не

вызывает сомнения благотворность слухового метода воспитания ученика,

получающего всё более и более широкое распространение в музыкальной

педагогике.

Но

при

возрастающей

популярности

слухового

метода

наблюдается

одностороннее

его

истолкование

игнорирование

развитие

технической

стороны

музыканта-исполнителя.

В

связи

с

этим

возникла

потребность разработки методики воспитания исполнителя, в основе которой

лежал бы принцип гармонического развития слуховой и технической сторон,

в их диалектическом взаимодействии: попытка такого рода сделана в данном

Курсе. Большое место в нём отведено специальным приёмам воспитания

слуховых навыков на пьесах, отличающихся образностью и доступностью.

Предлагаемые

методиче ские

рекомендации

не

я вл я ю т с я

универсальными,

годными

на

все

случаи

и

не

могут

быть

одинаково

применены к любому ученику.

6

Поэтому первой задачей педагога является знакомство с психической

организацией ученика. Именно индивидуальность ребёнка должна подсказать

педагогу правильное решение в том или ином случае. Детская педагогика

должна

представлять

собой

интересный

процесс,

увлекающий

ребёнка,

возбуждающий его творческую активность, воображение, фантазию. Именно

увлечение музыкой создаёт

для активного участия в учебном процессе.

Никоим образом нельзя сводить задачу педагога только к тому, чтобы обучать

техническим

навыкам

игры

на

скрипке.

Поэтому

с

первых

же

уроков

целесообразно учить доступные ученику пьески – первоначально по слуху,

добиваясь правильного интонирования голосом и выразительности пения,

затем подбирать их на инструменте.

7

3.

Заключение.

Профессиональная деятельность музыканта требует больших усилий,

труда, воли, терпения, дисциплины. Однако и в этом отношении любовь к

музыке, увлечение ею станет могучим средством их воспитания.

Понятие «школа педагога» многогранно. К примеру, Ю.И. Янкелевич

видел

основы

«школы

педагога»

в

культуре

звучания,

в

совершенных

навыках, в красоте звука, а не во внешней форме постановки, стиле и прочее.

А. И. Ямпольский, продолжая и развивая традиции школы Л. Ауэра, видел

основу

«школы

педагога»

в

техническом

развитии

ученика.

Основным

постулатом в своей практической и методической работе Ямпольский ставил

большую работу над техническим материалом. Успеваемость учащихся – это

процесс,

протекающий

всегда

с

известными

колебаниями,

что

связано

с

такими жизненными проблемами, как болезнь, колеблющаяся активность в

работе,

разная

степень

потенциальных

возможностей

учащихся

и

разное

время

их

проявления.

И

также,

возникающие

учебные

проблемы

в

общеобразовательных классах, разные сроки накопления исполнительских

навыков,

а

значит

и

разное

время

для

качественного

скачка,

у

каждого

ребёнка индивидуально.

8

4. Список литературы.

1.

«

Воспитание

и

обучение

в

ДШИ.

Скрипка,

виолончель».

Экспериментальное методическое пособие для педагогов.

Составители:

Ю.А.

Полянский,

П.Р.

Меламед,

Е.И.

Мурзина.

Издательство «Музычна Украина» 1988г.

2.

Б. Гутников. «Об искусстве скрипичной игры» - Л: Музыка, 1988г.

3.

«Вопросы

музыкальной

педагогики».

Составитель

В.И.

Руденко,

Москва «Музыка» 1986г.

4.

Леонид Коган «Воспоминания. Письма. Статьи. Интервью»,

Москва

«Советский композитор» 1987г.

5.

В.

Якубовская

«Начальный

курс

игры

на

скрипке»,

Ленинград

«Музыка» 1983г.

9



В раздел образования