Автор: Баева Айсылу Вадутовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №63 "Жемчужинка"
Населённый пункт: город Набережные Челны Республика Татарстан
Наименование материала: проект
Тема: "Наше зоровье в наших руках"
Раздел: дошкольное образование
Проект по теме «Наше здоровье в наших руках».
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный
Возрастная группа: средний дошкольный возраст.
Проект разработан: воспитатель Баева А.В
Продолжительность проекта: краткосрочный
Длительность проекта: с 14.04 по 28. 04
Режим работы: совместная деятельность, занятия, вне занятий.
Актуальность:
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного
возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего
здоровья. Особенно важно уметь правильно организовать свое питание. Эти навыки легче
всего и надежнее формируются в детстве, именно в этот период закладываются основы
здоровой
организации
жизни
ребенка
на
будущее.
Важно,
чтобы
у
ребенка
сформировалось
представление
об
устойчивой
взаимосвязи
организма
и
питания.
Необходимо каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребенком пользу
(или её отсутствие) того или иного блюда, продукта. Важно дать детям представления о
полезной пище, о витаминах и их пользе для здоровья человека, о культуре питания.
Проблема:
Забота о здоровье - это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера
в свои силы» (Василий Александрович Сухомлинский).
В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к
человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье
ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Любой
стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Забота о
воспитании
здорового
ребенка
является
приоритетной
в
работе
любого
дошкольного
учреждения.
Здоровый
и
развитый
ребенок
обладает
хорошей
сопротивляемостью
организма
к
вредным
факторам
среды
и
устойчивостью
к
утомлению,
социально
и
физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья
ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения,
осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические
качества,
вырабатываются
черты
характера,
без
которых
невозможен
здоровый
образ
жизни.
Цель проекта:
Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного
выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному
здоровью, так и здоровью окружающих.
Задачи:
- Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению
и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.
-
Способствовать повышению резервных сил организма за счет функциональных
возможностей.
- Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка
через вовлечение их в совместную деятельность.
- Развивать культурно-гигиенических навыки, формировать простейшие навыки
поведения во время еды, умывания;
- Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье
начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
- Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены
дома.
Практическая
значимость
заключается
в
повышении
качества
учебно-
воспитательного процесса, развитии познавательного потенциала и нравственных качеств
детей,
создание
методологического
материала
по
данной
проблеме,
поиске
новых,
эффективных форм и методов работы по вопросам сохранения и укрепления здоровья
детей.
Теоретическая значимость заключается в разработке содержания и форм работы с
детьми 4-5 лет по вопросам здоровьесбережения, которая предусматривает поэтапную
организацию учебно-воспитательного процесса, участие детей и родителей в решении
проблемы.
Новизна:
Перед
детским
садом
в
настоящее
время
остро
стоит
вопрос
о
путях
совершенствования
работы
по
укреплению
здоровья,
развитию
движений
и
в
целом
физическому
развитию
детей,
как
фундаментальной
составляющей
общечеловеческой
культуры.
Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений,
производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что дома дети
большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора,
играя в тихие игры). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы
мышц
и
вызывает
их
утомление.
Снижается
сила
и
работоспособность
скелетной
мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного
развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Физически
ослабленные
дети
подвергаются
быстрому
утомлению,
у
них
снижены
эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер
их умственной работоспособности.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители.
Место реализации проекта: Республика Татарстан, город Набережные Челны, МБДОУ
№ 63 “Жемчужинка”.
Создание педагогических условий:
1. Создание развивающей среды.
2. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни.
3. Привлечение к данному проекту родителей.
Принципы реализации проекта:
1. Актуальность
2. Системность.
3. Доступность.
4. Наглядность.
Планируемый результат:
Для детей:
- имеют представление о здоровье, здоровом образе жизни, о способах сохранения и
укрепления здоровья;
- повышение уровня адаптации к изменениям окружающего мира;
- повышение уровня познавательной активности педагога;
- развитие коммуникативных способностей воспитанников:
- формирование дружеских отношений в коллективе;
Для педагогов:
- повышение собственной компетентности в вопросе формирования здорового образа
жизни дошкольников;
- создание содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе;
- создание сплоченного детского коллектива с учетом индивидуальных особенностей
каждого воспитанника;
Для родителей:
- Сформированная активная родительская позиция.
- Повышение компетентности родителей в вопросах сохранения здоровья и здорового
образа жизни.
- Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Этапы реализации проекта.
Реализовывать проект предполагается в 3 этапа.
1 этап. Подготовительная работа.
1.Выбор и утверждение темы проекта
2. Определение цели и задач проекта.
3. Подбор информационного материала, детской и научно-популярной литературы
Стихи;
Загадки;
Пословицы и поговорки;
Картины
с
изображением
ванной
комнаты,
гигиенических
принадлежностей,
веселого и грустного зуба, схема мытья рук, полезные и вредные продукты питания;
Музыки.
4.Создания единого социокультурного пространства.
5.Составление
перспективного
плана
мероприятий,
подготовка
к
проведению
мероприятий.
7. Обеспечение условий для реализации данного проекта.
8. Осуществление контроля за реализацией проекта “Наше здоровье в наших руках”
2 этап. Основной этап.
1.Формирование у детей интереса к своему здоровью, сохранению и укреплению его.
2. Проведение бесед – выявление интереса и уровня знаний детей по теме.
3.
Формирование
банка
данных
об
уровне
родительской
компетентности
в
вопросах
обозначенной темы
Образовательная область « Познание»
1.
Исследовательская деятельность «В гости к воде»
2.
Д/и «Что такое хорошо, что такое плохо», «Назови правильно», «Полезные и
вредные продукты», «Чудесный мешочек», «Назови вид спорта», «Что лишнее?»,
«Собери витамины».
3. Беседа с детьми на тему «Наши верные друзья»
Образовательная область «Социализация»
Игровая деятельность: «Больница», «Семья»
Образовательная область «Художественное творчество»
Аппликация «Русская каша – сила наша»;
Рисование «Витамины для здоровья».
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Чуковский К.И. « Мойдодыр», «Федорино горе»; стихотворения, пословицы, загадки о
здоровом образе жизни.
Образовательная область «Музыка»
М.
Соловьев
«Песенка
о
здоровье»;
«
Если
хочешь
быть
здоров»;
«
Песенка
про
зарядку»; Железное здоровье».
Образовательная область « Физическая культура»
Утренняя гимнастика «Утречко»; «За дровами мы идем»
Подвижные игры: «Воздушный шар», «Через ручеек», «Самолеты».
Самомассаж « Ладошки», « Пилим».
Дыхательные упражнения «Поиграем животиками», «Узнай по запаху», «Носик и ротик
поучим дышать», «Погудим»
3 этап. Заключительный
1. Обработка результатов по реализации проекта
2.Внесение дополнений, поправок.
3.Итоговое развлечение
4. Участие родителей в организации проекта
Список литературы
1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.
2.
Глазырина
Л.Д.
Физическая
культура
дошкольникам:
программа
и
программные
требования М.: 1999 – 144 с.
3. Каштанова Т.В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении:
практическое пособие М.:2002
4. Колабанов В.В. Валеология – СПб: Деан, 2001
5.
Кузнецова
М.Н.
Система
комплексных
мероприятий
по
оздоровлению
детей
в
дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
6. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
7. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004