Напоминание

"Традиционные музыкальные инструменты в этнокультурологическом и историческом контексте"


Автор: Черепанов Роман Вячеславович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр творчества Заводского района"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: "Традиционные музыкальные инструменты в этнокультурологическом и историческом контексте"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Традиционные музыкальные инструменты в

этнокультурологическом и историческом контексте

Мировая

практика

показывает

воспитать

достойную

личность,

патриота своей страны без помощи искусства практически невозможно.

Историко-этнокультулогическое

направление

позволило

проследить

путь

возникновения

русской

инструментальной

фольклорной

традиции.

Проблема

генезиса

этой

традиции

и

музыки,

исполняемой

на

русских

фольклорных

инструментах

опирается

на

труды

таких

известных

исследователей как К.А. Вертков, , М.И. Имханицкий, Н. И. Привалов и др.

Анализ

этих

трудов

позволил

нам

осознанно

подойти

к

рассмотрению

проблем

изучения

механизмов,

определяющих

феномены

сохранения

и

обновления традиционной культуры и музыкальных инструментов.

Как

показывают

многочисленные

этнографические

исследования,

традиционный музыкальный инструментарий, хотя и не в прежнем объеме,

является до сих пор функционирующей системой. Отчасти он представлен в

традиционных хозяйственных занятиях, по большей части - видоизмененной

обрядности

российских

этносов,

фольклорной,

любительской

и

профессиональной исполнительской практике[3].

В

современной

социокультурной

ситуации

проявляется

особый

интере с

к

традиционной

музыкальной

культуре,

связанной

с

демократизацией

общества,

повышением

национального

самосознания

и

государственной поддержки возрождения и сохранения народной культуры.

Обладая огромным историко-культурным потенциалом и необходимым

комплексом

выразительных

средств

для

передачи

духовно-нравственного

опыта

средствами

музыкального

языка,

соответствующего

той

или

иной

эпохе,

традиционные

инструменты

неизменно

сохраняют

роль

носителя

национальной самобытности[1].

Под

традиционными

народными

музыкальными

инструментами

понимаются инструменты исключительно устной (бесписьменной) традиции,

звучащие

в

определенной

этнической

и

социокультурной

среде,

функционирующие

в

народной

традиционно-бытовой

культуре,

общественной

и

семейно-обрядовой

практике,

а

также

хозяйственной

деятельности.

Многообразие

выполняемых

функций,

непосредственно

-

художественно-эстетической,

эмоционально-психологической,

сигнально-

коммуникативной,

магической,

обереговой,

демонстративной,

знаковой,

половозрастной,

обрядовой,

воспитательной

и

других

-

указывает

на

их

важную

роль

социокультурных

регуляторов

общественной

жизни,

интеграторов действующих на историческом пространстве и в историческом

времени общностей[4].

Следует

подчеркнуть,

что

традиционные

народные

музыкальные

инструменты уже в силу своей многомерности (с одной стороны, компонент

материальной, с другой - духовной культуры) являются одним из сложных и

многоплановых объектов изучения. Они входят в сферу научных интересов

искусствоведов,

музыковедов,

этноинструментоведов,

историков,

культурологов, археологов, этнографов (этнологов), социологов, акустиков,

материаловедов и многих других специалистов[2].

История

формирования

и

развития

традиционных

инструментов

неразрывно

связана

с

историей

формирования

и

развития

этносов,

межэтнического

взаимодействия.

Конструкция,

ладово-акустические,

исполнительские

возможности

музыкальных

инструментов

отражают

социокультурную,

этническую,

природно-географическую

среду

их

бытования; художественные вкусы, мастерство создателей и исполнителей.

Традиционный

музыкальный

инструментарий

-

часть

народной

жизни,

с

присущими ей ценностями, верованиями, представлениями, отношением к

окружающей

действительности,

нормами,

правилами,

стереотипами

поведения[6].

С давних пор в России у различных народов распространены духовые,

струнные, мембранные и самозвучащие инструменты. Это многочисленные

инструменты

типа

окарины,

продольные

флейты,

различные

гармоники,

гусли, балалайки, скрипки, барабаны и бубны, колокола и колокольчики и

многие

другие

инструменты.

Некоторые

традиционные

музыкальные

инструменты

бытовали

на

всей

территории

России,

были

одинаково

распространены

у

разных

народов,

другие

были

характерны

только

для

одного этноса и нигде за пределами его расселения не встречались. Все это

является

следствием

процессов

этноинструментальной,

этнокультурной

интеграции (соединение) и дифференциации (разъединение), этнокультурной

конвергенции, продолжительного межэтнического взаимодействия различных

по языку и культуре этносов[5].

Хотелось

бы

остановиться

на

классификации

инструментов.

Самая

распространенная - это система Хорнбостеля-Закса. Эта система впервые

была

принята

в

широкое

применение

в

1914г.

Инст рументы

классифицировались

либо

по

источнику

звука,

либо

по

способу

звукоизвлечения[7].

По

первому

критерию

(источнику

звука)

инструменты

называются

самозвучащие, т.к. сам материал инструмента является источником звука.

По

второму

критерию

(способу

звукоизвлечения)

инструменты

подразделяются на мембранные, духовые и струнные.

К мембранным инструментам относятся различного рода барабаны и

тамбурины с натянутой на них мембраной.

К

духовым

инструментам

относятся

инструменты,

где

способом

звукоизвлечения

служит

само

колебание

губ

исполнителя(например

Владимирский рожок, или пастушья труба), либо язычок(это жалейка а также

баян

и

гармонь),

либо

же

рассеченный

столб

воздуха(это

свирель

или

окарина).

На струнных традиционных музыкальных инструментах источником

звука

являются

одна

или

несколько

струн.

Сюда

относятся

и

некоторые

клавишные инструменты (напр., фортепиано)

Балалайка - этот инструмент по праву считает одним из символов

России!

В

современном

оркестре

русских

народных

инструментов

используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и

контрабас.

Из

них

только

прима

является

сольным,

виртуозным

инструментом. Звук у балалайки звонкий и мягкий. Наиболее частые приемы

игры: бряцание, пиццикато, вибрато, и тремоло и др.

Таким

образом,

хотело сь

бы

подчеркнуть,

что

р а з в и т и е

инструментальной

фольклорной

традиции

будет

более

эффективным

и

социально-востребованным,

если

будет

сформировано

и

реализовано

социально-культурное и образовательное обеспечение этого самобытного и

социально-значимого пласта отечественной музыкальной культуры.

Список литературы

1. Аверин, В.А. История исполнительства на русских народных

инструментах [Текст] / В.А. Аверин // Курс лекций. - Красноярск,

2002.

2. Вертков, К. Русские народные музыкальные инструменты

[Текст]/ К. Вертков // - Ленинград.: Музыка, 1995.

3. Имханицкий, М. И. Новое об истории русского баяна // Баян: история,

теория, практика, методика, творчество, психология

исполнительства, педагогикам, образование: сб. – СПб.;

Челябинск,2009.

4. Привалов, Н. И. Музыкальные духовые инструменты русского народа

[Текст]/ Н. Привалов // Известия Санкт – Петербургского

общества музыкальных собраний. – Санкт-Петербург, 1903, июль

– сентябрь.

5. cheloveknaukatraditsionnye-muzykalnye-instrumenty-narodov-

volgo-uralya#ixzz4aLzilgbY

6. dissercatcontent/traditsionnye-muzykalnye-instrumenty-v-

istoriko-kulturnom-i-simvolicheskom-kontekstakh#ixzz4aLyHib7k

7. glossword/index.php/term



В раздел образования