Автор: Черепанов Роман Вячеславович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр творчества Заводского района"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: "Традиционные музыкальные инструменты в этнокультурологическом и историческом контексте"
Раздел: среднее профессиональное
Традиционные музыкальные инструменты в
этнокультурологическом и историческом контексте
Мировая
практика
показывает
–
воспитать
достойную
личность,
патриота своей страны без помощи искусства практически невозможно.
Историко-этнокультулогическое
направление
позволило
проследить
путь
возникновения
русской
инструментальной
фольклорной
традиции.
Проблема
генезиса
этой
традиции
и
музыки,
исполняемой
на
русских
фольклорных
инструментах
опирается
на
труды
таких
известных
исследователей как К.А. Вертков, , М.И. Имханицкий, Н. И. Привалов и др.
Анализ
этих
трудов
позволил
нам
осознанно
подойти
к
рассмотрению
проблем
изучения
механизмов,
определяющих
феномены
сохранения
и
обновления традиционной культуры и музыкальных инструментов.
Как
показывают
многочисленные
этнографические
исследования,
традиционный музыкальный инструментарий, хотя и не в прежнем объеме,
является до сих пор функционирующей системой. Отчасти он представлен в
традиционных хозяйственных занятиях, по большей части - видоизмененной
обрядности
российских
этносов,
фольклорной,
любительской
и
профессиональной исполнительской практике[3].
В
современной
социокультурной
ситуации
проявляется
особый
интере с
к
традиционной
музыкальной
культуре,
связанной
с
демократизацией
общества,
повышением
национального
самосознания
и
государственной поддержки возрождения и сохранения народной культуры.
Обладая огромным историко-культурным потенциалом и необходимым
комплексом
выразительных
средств
для
передачи
духовно-нравственного
опыта
средствами
музыкального
языка,
соответствующего
той
или
иной
эпохе,
традиционные
инструменты
неизменно
сохраняют
роль
носителя
национальной самобытности[1].
Под
традиционными
народными
музыкальными
инструментами
понимаются инструменты исключительно устной (бесписьменной) традиции,
звучащие
в
определенной
этнической
и
социокультурной
среде,
функционирующие
в
народной
традиционно-бытовой
культуре,
общественной
и
семейно-обрядовой
практике,
а
также
хозяйственной
деятельности.
Многообразие
выполняемых
функций,
непосредственно
-
художественно-эстетической,
эмоционально-психологической,
сигнально-
коммуникативной,
магической,
обереговой,
демонстративной,
знаковой,
половозрастной,
обрядовой,
воспитательной
и
других
-
указывает
на
их
важную
роль
социокультурных
регуляторов
общественной
жизни,
интеграторов действующих на историческом пространстве и в историческом
времени общностей[4].
Следует
подчеркнуть,
что
традиционные
народные
музыкальные
инструменты уже в силу своей многомерности (с одной стороны, компонент
материальной, с другой - духовной культуры) являются одним из сложных и
многоплановых объектов изучения. Они входят в сферу научных интересов
искусствоведов,
музыковедов,
этноинструментоведов,
историков,
культурологов, археологов, этнографов (этнологов), социологов, акустиков,
материаловедов и многих других специалистов[2].
История
формирования
и
развития
традиционных
инструментов
неразрывно
связана
с
историей
формирования
и
развития
этносов,
межэтнического
взаимодействия.
Конструкция,
ладово-акустические,
исполнительские
возможности
музыкальных
инструментов
отражают
социокультурную,
этническую,
природно-географическую
среду
их
бытования; художественные вкусы, мастерство создателей и исполнителей.
Традиционный
музыкальный
инструментарий
-
часть
народной
жизни,
с
присущими ей ценностями, верованиями, представлениями, отношением к
окружающей
действительности,
нормами,
правилами,
стереотипами
поведения[6].
С давних пор в России у различных народов распространены духовые,
струнные, мембранные и самозвучащие инструменты. Это многочисленные
инструменты
типа
окарины,
продольные
флейты,
различные
гармоники,
гусли, балалайки, скрипки, барабаны и бубны, колокола и колокольчики и
многие
другие
инструменты.
Некоторые
традиционные
музыкальные
инструменты
бытовали
на
всей
территории
России,
были
одинаково
распространены
у
разных
народов,
другие
были
характерны
только
для
одного этноса и нигде за пределами его расселения не встречались. Все это
является
следствием
процессов
этноинструментальной,
этнокультурной
интеграции (соединение) и дифференциации (разъединение), этнокультурной
конвергенции, продолжительного межэтнического взаимодействия различных
по языку и культуре этносов[5].
Хотелось
бы
остановиться
на
классификации
инструментов.
Самая
распространенная - это система Хорнбостеля-Закса. Эта система впервые
была
принята
в
широкое
применение
в
1914г.
Инст рументы
классифицировались
либо
по
источнику
звука,
либо
по
способу
звукоизвлечения[7].
По
первому
критерию
(источнику
звука)
инструменты
называются
самозвучащие, т.к. сам материал инструмента является источником звука.
По
второму
критерию
(способу
звукоизвлечения)
инструменты
подразделяются на мембранные, духовые и струнные.
К мембранным инструментам относятся различного рода барабаны и
тамбурины с натянутой на них мембраной.
К
духовым
инструментам
относятся
инструменты,
где
способом
звукоизвлечения
служит
само
колебание
губ
исполнителя(например
Владимирский рожок, или пастушья труба), либо язычок(это жалейка а также
баян
и
гармонь),
либо
же
рассеченный
столб
воздуха(это
свирель
или
окарина).
На струнных традиционных музыкальных инструментах источником
звука
являются
одна
или
несколько
струн.
Сюда
относятся
и
некоторые
клавишные инструменты (напр., фортепиано)
Балалайка - этот инструмент по праву считает одним из символов
России!
В
современном
оркестре
русских
народных
инструментов
используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и
контрабас.
Из
них
только
прима
является
сольным,
виртуозным
инструментом. Звук у балалайки звонкий и мягкий. Наиболее частые приемы
игры: бряцание, пиццикато, вибрато, и тремоло и др.
Таким
образом,
хотело сь
бы
подчеркнуть,
что
р а з в и т и е
инструментальной
фольклорной
традиции
будет
более
эффективным
и
социально-востребованным,
если
будет
сформировано
и
реализовано
социально-культурное и образовательное обеспечение этого самобытного и
социально-значимого пласта отечественной музыкальной культуры.
Список литературы
1. Аверин, В.А. История исполнительства на русских народных
инструментах [Текст] / В.А. Аверин // Курс лекций. - Красноярск,
2002.
2. Вертков, К. Русские народные музыкальные инструменты
[Текст]/ К. Вертков // - Ленинград.: Музыка, 1995.
3. Имханицкий, М. И. Новое об истории русского баяна // Баян: история,
теория, практика, методика, творчество, психология
исполнительства, педагогикам, образование: сб. – СПб.;
Челябинск,2009.
4. Привалов, Н. И. Музыкальные духовые инструменты русского народа
[Текст]/ Н. Привалов // Известия Санкт – Петербургского
общества музыкальных собраний. – Санкт-Петербург, 1903, июль
– сентябрь.
5. cheloveknaukatraditsionnye-muzykalnye-instrumenty-narodov-
volgo-uralya#ixzz4aLzilgbY
6. dissercatcontent/traditsionnye-muzykalnye-instrumenty-v-
istoriko-kulturnom-i-simvolicheskom-kontekstakh#ixzz4aLyHib7k
7. glossword/index.php/term