"ВОСПИТАНИЕ У РЕБЁНКА ТЯГИ К ТРУДУ" в рамках реализации муниципального проекта "ТЕМП"
Автор: Тараканова Надежда Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ д\с №66 Населённый пункт: Город Магнитогорск, Челябинская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "ВОСПИТАНИЕ У РЕБЁНКА ТЯГИ К ТРУДУ" в рамках реализации муниципального проекта "ТЕМП" Раздел: дошкольное образование
Актуальность:
Начиная с дошкольного возраста мы должны воспитывать и формировать в
ребенке тягу к труду.
В настоящее время в России разработана и действует стратегия социально-
экономического развития страны до 2020 года, разработанная в 2011 году
более чем 1000 экспертами, которые разделены на группы по различным
направлениям.
Реализация
стратегии
2020
предусмотрена
за
счет
неиспользуемых ранее факторов - человеческого (научного) потенциала и
вывода
на
первый
план
сервисных
отраслей.
При
этом
учитываются
особенности регионов, связанные с их историческим развитием.
Челябинская область - регион с развитой промышленностью, металлургией,
приборостроением. И развитие региона должно быть направлено именно на
эти области. Был проведен ряд встреч с губернатором Челябинской области
Борисом
Дубровским,
на
которых
обсуждались
вопросы
реализации
стратегии 2020. Первая встреча прошла 21 мая 2014 года, в рамках которой
был представлен образовательный проект "ТЕМП". Схематично проект
выглядит как «Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты
образования» .
В
нем
были
выделены
четыре
о р г а н и з а ц и о н н о -
управленческих блока:
Т - требования времени;
Е - единство целей и задач;
М - мотивация и стимулирование;
П - пути решения и приоритеты деятельности.
Основная
проблема,
которые
выделили
участники
встречи
-
отсутствие
мотивации
у
подрастающего
поколения
получать
профе ссию,
востребованную в реальном секторе экономики. В качестве решения данной
проблемы было предложено формировать данную мотивацию не в 10-11
классе, как это происходит сейчас, а в более раннем возрасте - в начальной
школе, а правильнее уже в детском саду. С темпом развития общества в
современных
условиях,
невозможно
выполнить
"заказ"
экономики
на
специалистов, которые будут востребованы через 15 лет - срок обучения
ребенка. Поэтому
начиная
с
дошкольного
возраста мы
должны
воспитывать и формировать в ребенке тягу к труду.
Дошкольный
период
является
наиболее
стремительным
и
продуктивным
временем развития ребёнка. В этот период закладываются его основные
физические и психические качества и свойства, что служит в дальнейшем
фундаментом для выбора ценностных ориентиров, выстраивания отношений
с окружающим миром.
В детском
саду,
где
приоритетным
видом
деятельности
является
игра,
наибольший интерес у детей вызывает создание конструкций, имитирующих
реальные
объекты
окружающего
мира. А
ЛЕГОконструирование
даёт
большие
возможности
детям познать
этот мир,
учиться
общению
в
социуме, подражая действиям взрослых.
Знакомство дошкольников через конструктор ЛЕГО с рабочими профессиями
расширяет
кругозор
и
общую
осведомленность
ребёнка
об
окружающем
м и р е ,
с п о с о б с т вуе т
р а н н е й
п р о ф е с с и о н а л ь н о й
о р и е н т а ц и и .
Легоконструирование развивает
личность
ребенка,
его
интеллект,
волю,
воображение
и
общительность,
стремление
к
с аморе ализации,
самовыражению.
Цель:
Создание условий для формирования у воспитанников начальных (базовых)
представлений о трудовых профессиях Южного Урала.
Задачи:
Включение ЛЕГО-конструирования в образовательный процесс;
Формирование у воспитанников навыков работы с механизмами;
Мотивирование у воспитанников интереса к труду и выбору рабочей
профессии;
Создание среды, благоприятной для воспитания будущего рабочего.
Аннотация к «Программе воспитания и обучение в детском саду» под
редакцией
Васильевой М.А., Гербовой В.В и Т.С. Комаровой. Данная программа
рекомендована
Министерством образования и науки Российской Федерации
Главная роль в Программе отводится становлению личности ребенка и
раскрытию его индивидуальных способностей. Авторы использовали
комплексный подход к воспитанию и образованию, опираясь на
фундаментальный принцип: развитие ребенка - результат правильной и
грамотной организации обучения.
Правильная организация обучения предусматривает всестороннее развитие
ребенка: физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое.
Программа обучения построена по нескольким возрастным группам и
учитывает возрастные и индивидуальные психофизиологические
особенности ребенка. Всего выделено 4 возрастные группы: от рождения до
2-х лет – первая и вторая группы раннего возраста, с 2-х до 4-х лет – первая и
вторая младшие группы, с 4-х до 5 лет – средняя группа, с 5-ти до 7-ми лет –
старшая и подготовительная к школе группы.
Для каждого возрастного периода определены цели и задачи учебно-
воспитательного процесса, который предусматривает приобретение важных
умений и навыков в 5 направлениях:
Физическое воспитание
Развитие равновесия, координации движений, воспитание ловкости,
выносливости, и других физических качеств происходит последовательно.
Программа предусматривает воспитание двигательной активности,
формирование нравственно-волевых качеств, укрепление здоровья.
Большое значение уделяется здоровью нервной системы.
Умственное воспитание
Активная игровая, трудовая и учебная деятельность ребенка служит
стимулом развития внимания, мышления. Постепенно ребенок учится
сравнивать и обобщать, строить логические цепочки, выявлять причинно-
следственные связи.
Большое внимание в Программе уделяется речевому развитию ребенка:
каждый возрастной период характеризуется необходимым уровнем
развития речи, на основании данных характеристик строится работа по
совершенствованию системы языка для каждой группы. В старших
группах упор делается на лексику и грамматику. Кроме этого, малыши
получают представления об окружающем мире, природе, готовят руку к
письму, знакомятся с математическими представлениями.
Трудовое воспитание
В игровой форме детей знакомят с простыми трудовыми навыками. Чтобы
вызвать у ребенка интерес и желание трудиться, его знакомят с трудом
взрослых и приобщают к посильной трудовой деятельности.
Нравственное воспитание
Фундамент нравственного воспитания закладывается именно в детстве. В
Программе предусмотрены обучение ребенка поведению в обществе,
правильному позиционированию себя, формирование привычек и
уважения к взрослым.
Эстетическое воспитание
С детьми проводятся занятия изобразительной деятельности, которые
способствуют развитию навыков рисования, лепки. На уроках музыки
малыши овладевают ритмикой движений, учатся петь. Постоянное
обогащение духовного мира способствует развитию воображения и
творческих способностей.