Напоминание

Дисциплина "Современный танец" в системе хореографического образования России


Автор: Овчар Регина Закировна
Должность: преподаватель по классу хореографии
Учебное заведение: МКУДО "Рамонская ДШИ"
Населённый пункт: п.Рамонь Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: Дисциплина "Современный танец" в системе хореографического образования России
Раздел: дополнительное образование





Назад




Овчар Регина

Дисциплина «Современный танец» в системе хореографического

образования России.

Организационно-педагогические

условия

преподавания

дисциплин

современного танца в учебных заведениях хореографического образования

рассмотрены

как

целостность.

Целостность

трактуется,

как

единство

взаимосвязей

содержательного,

деятельностного

и

результативного

с

вовлечением в учебно-творческий процесс учреждений хореографического

образования

упорядочения

соединения

и

межпредметных

учебных

дисциплин по содержательному и функциональному принципу независимых

элементов.

При

создании

организационно-педагогических

условий

следует

учитывать,

что

современный

танец

основан

на

природе

иного

художественного мышления, нежели классический, и формируется в рамках

своего собственного знания. Сложившийся научный характер современного

танца указывает на применение данного термина в рамках многообразия наук

и прежде всего педагогических. В связи с этим появляется возможность

размышлять

о

педагогической

традиции,

художественности

современного

танца,

его

преподавании

и

т.д.

Современный

танец

представляет

собой

совокупность

направлений,

течений,

танцевальных

школ

прошлого

и

настоящего, питающего будущее. Если современный танец не развивается, он

отмирает,

что

способно

повлечь

за

собой

трудно

прогнозируемые

последствия

в

учебно-творческом

процессе

учебных

заведений

хореографического образования при подготовке хореографов и исполнителей.

Исследователями

современного

танца

установлено,

что

конкретно-

историческая форма его проявления в данную эпоху определяется реальными

социальными обстоятельствами, а само включение дисциплин современного

танца в учебно-творческий процесс носит организационно-педагогический

характер.

1

Поскольку учебная дисциплина «Современный танец» включает в свое

содержание

накопленный

опыт

предыдущих

поколений,

необходимо

вырабатывать

новые

подходы

преподавания

в

учебных

заведениях

хореографического образования. Новые общественные реалии порождают

новые требования к современному танцу, которые должны вписываться в

историческое

целое

искусства

танца.

Интеграция

инноваций

в

педагогическую деятельность, обеспечивающую эффективное преподавание

современного

танца,

позволяет

учащимся

соответствовать

требованиям

времени,

формировать

область

инновационного

развития

современного

танца, ибо он впитывает и реализует возможности развития классического,

дуэтного, народно-сценического танцев.

Будучи

механизмом

избирательной

фиксации

наиболее

значимого

социально-деятельностного опыта, современный танец впитывает качества,

детерминированные

конкретно-историческими

условиями,

когда

они

сформировались и были реализованы. Поэтому преподавание современного

танца

имеет

многолетнюю

историю

и

вряд

ли

будет

менять

свой

педагогический

подход.

А

такие

педагогические

технологии

обучения

дисциплинам современного танца, как техники Марты Грэхем, Хосе Лимона,

Лестора

Хортона,

Мерса

Каннингхэма,

Уильяма

Форсайта

и

др.,

всегда

сохраняет актуальность.

2

Учебная дисциплина «Современный танец» определяется не столько

временным параметром, сколько ценностно-ориентированным потенциалом.

Изучение истории современного танца показывает, что он является не только

феноменом искусства, но существует как социально-культурный феномен в

жизни

общества.

Применительно

к

хореографической

педагогике,

можно

утверждать, что повышенное внимание педагогических наук к современному

1



Чурко Ю. М. Линия, уходящая в бесконечность: субъективные заметки о современной хореографии / Ю. М.

Чурко.– Минск, 1999.

2



1Васенина Е. Российский современный танец. Диалоги. Emergency Exit. – М., 2005.

танцу в последнее время не случайно: культура, искусство, как наиболее

гуманитарно-значимые

элементы

современного

танца,

позволяют

формировать

гармонично

развитую

личность

учащегося,

обладающую

высоким духовным потенциалом и широким диапазоном хореографических

умений

и

навыков.

Именно

поэтому

изучение

проблем

дисциплин

современного танца в педагогике искусства в целом и в хореографическом

образовании в частности становится важной прикладной задачей данного

историко-педагогического исследования.

3

Историческая

обусловленность

включения

дисциплин

современного

танца

в

педагогический

процесс

учебных

заведений

хореографического

образования

помогает

анализировать

проблемы

единства

образования

и

воспитания в системе хореографического образования.

Показано,

что

в

хореографическом

образовании

развитие

и

формирование личности требует исключительно специфических обучающих

технологий,

позволяющих

в

целостном

учебно-творческом

процессе

реализовать

себя

как

личности

будущего

артиста

балета.

Значит,

историческая обусловленность включения дисциплин современного танца в

педагогический процесс учебных заведений хореографического образования

характеризуется

как

закономерная

интеграция

культуры,

образования

и

воспитания, призванная обеспечить единство учебно-творческого процесса.

Историческая обусловленность включения дисциплин современного танца в

педагогический процесс учебных заведений хореографического образования

– это единство процессов обучения и воспитания.

Включение

дисциплин

современного

танца

в

учебный

процесс

заведений хореографического образования рассматривается на протяжении

значимых

этапов

исторического

развития,

где

наблюдались

различные

тенденции, связанные, как правило, с доминантой

классического танца в

учебно-творческом

процессе.

В

пользу

расширения

тенденций

как

номенклатуры педагогических методов и приемов, так и роли процессов

3



Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика / В.Ю. Никитин. – М., 2000.

становления

дисциплин

современный

танец,

выходящий

за

рамки

рационального

познания,

постепенно

определяет

необходимость

полномасштабного,

комплексного

и

гармоничного

развития

личности.

В

связи

с

этим

уже

на

протяжении

почти

двух

столетий

в

отечественном

хореографическом

образовании

нарастают

тенденции

многомерной

интеграции.

В

истории

хореографического

образования

дисциплины

современного

танца

интегрируются

в

межпредметные

связи

и

отсюда

хореографическое

образование,

в

силу

своей

специфики,

стремился

как

можно

полнее

охватить

горизонты

индивидуального

развития

каждого

учащегося, сообразно представлениям эпохи.

4

Межпредметные

связи,

как

системообразующий

элемент

процесса

преподавания

дисциплин

«Современный

танец»

в

учебных

заведениях

хореографического

образования,

совершенствуют

организационно-

педагогические

условия

процесса

преподавания

дисциплин

современного

танца в учебных заведениях хореографического образования. Раскрывается

логика

развития

взаимовлияния

дисциплин

классического,

дуэтного,

народно-сценического,

историко-бытового

и

современного

танцев.

Совершенствование

межпредметных

связей

происходит

непрерывно,

вовлекая в свои процессы все элементы образования, отсеивая дезадаптивные

культурные

явления

и

провоцируя

развитие

более

сложных

и

приспособленных к жизни. Характерным признаком развития современного

танца является упрощение форм, движений, поскольку это часто происходит

на

площадях,

улицах,

скверах,

т.е.

вне

сценических

площадок.

Влияние

массовой

культуры

делает

необходимой

через

учебные

заведения

хореографического образования разработку наиболее эффективных авторских

технологий

обучения.

В

этих

программах

должны

быть

заложены

межпредметные связи как системообразующий элемент совершенствования

4



Современный танец и методика его преподавания: рабочая программа учебной дисциплины: уровень

основной образовательной программы бакалавриат: направление подготовки (специальность) 071200

Хореографическое искусство, профиль – Педагогика бального танца / автор-составитель В. В. Антипин;

ФГБОУ ВПО КГАМиТ, Кафедра хореографического искусства. – Красноярск, 2013

процесса

преподавания

дисциплины

«Современный

танец»

в

учебных

заведениях хореографического образования.

5

Функционирование

межпредметных

связей

в

дисциплинах

«Современный

танец»

обеспечивается

в

единстве

с

организационно-

педагогическими условиями.

Объектом межпредметных связей является система, представляющая

собой учебно-творческий процесс воплощения идеала современного танца

через

жанр,

стиль,

направление,

которые

представляют

собой

проекции

конкретно-исторического

состояния

современного

танца

в

целом

и

художественно-педагогической традиции обучения в частности.

Констатируется,

что

отечественная

школа

хореографического

образования не только теснейшим образом связана с культурой нации, но и

поднимает

последнюю

на

новые

высоты.

В

свою

очередь,

дисциплина

«Современный

танец»,

представляющая

одно

из

направлений

высокого

искусства,

предъявляет

жесткие

требования

к

организационно-

педагогическим

условиям

своего

существования,

тем

самым

развивая

педагогическую науку и практику. Как дисциплина современный танец есть

школа,

самостоятельный

художественно-педагогический

механизм,

организационно-методическая,

учебно-творческая

система,

наиболее

эффективно

сохраняющая,

накапливающая

и

транслирующая

основы

хореографического образования через межпредметные связи.

Рассматривая межпредметные связи как системообразующий элемент

совершенствования процесса преподавания дисциплин «Современный танец»

в

учебных

заведениях

хореографического

образования

можно

сделать

следующие выводы:

межпредметные связи представляют собой качественно своеобразный

системообразующий элемент, суммирующий и концентрирующий традиции

5



1.Буксикова О. Б. Культурологические аспекты танцевальной культуры / Актуальные проблемы

хореографического образования : материалы Международной научно-практической конференции. – М.,

2008.

высокого

искусства,

способный

обеспечивать

поддержание

достойного

уровня и дальнейшее развитие современной культуры нации;

межпредметные

связи

обеспечивают

тесную

взаимосвязь

светской

культуры

и

распространение

высоких

искусств

в

обществе

посредством

хореографического образования.

По мере своей институциализации дисциплина «Современный танец»

приобретают

форму

самостоятельной

системы,

обеспечивающей

педагогический, методический, учебный и творческий аспекты в учебных

заведениях хореографического образования.

Список используемых источников и литературы:

1.

Александрова Н. А. Танец модерн : пособие для начинающих / Н.

А. Александрова, В. А. Голубева ; предисловие Н. И. Козлова. – СПб., 2011.

2.

Борисенко

Н.М.

Психолого-педагогические

основы

развития

творческой

индивидуальности

будущего

специалиста-педагога

Текст.:

дис..канд. пед. наук / Н.М. Борисенко. Ставрополь, 1998.

3.

Брусницына

А.Н.

Воспитание

танцевальной

культуры

школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного

образования детей: личностно-деятельностный подход Текст.: автореф. дис. .

канд. пед. наук / А.Н. Брусницына. М., 2007.

4.

Бубнова

О.Б.

Коммуникативные

танцы

как

средство

развития

навыков невербального общения младших школьников (на уроках ритмики в

детской музыкальной школе) Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / О.Б.

Бубнова. — Екатеринбург, 2009.

5.

Буксикова

О.

Б.

Культурологические

аспекты

танцевальной

культуры

/

Актуальные

проблемы

хореографического

образования

:

материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2008.

6.

Васенина Е. Российский современный танец. Диалоги. Emergency

Exit. – М., 2005.

7.

Королева Э.А. Танец, его происхождение и методы исследования

(по работам зарубежных ученых XX века) Текст. / Э.А. Королева // Сов.

этнография. 1975. - №5.

8.

Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика

/ В.Ю. Никитин. – М., 2000.

9.

Современный

танец

и

методика

его

преподавания:

рабочая

программа

учебной

дисциплины:

уровень

основной

образовательной

программы

бакалавриат:

направление

подготовки

(специальность)

071200

Хореографическое искусство, профиль – Педагогика бального танца / автор-

составитель

В.

В.

Антипин;

ФГБОУ

ВПО

КГАМиТ,

Кафедра

хореографического искусства. – Красноярск, 2013.

10.

Чурко Ю. М. Линия, уходящая в бесконечность: субъективные

заметки о современной хореографии / Ю. М. Чурко.– Минск, 1999.

11.

Graham

Marta.

Memory

of

dance.

//

Blood

memory:

An

autobiography; ed. Doubleday. N.Y, 1991. S. 27.



В раздел образования