Напоминание

"Авторская логопедическая сказка для автоматизации и дифференциации звуков в связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"


Автор: Шишкина Наталия Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 8
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: авторская сказка
Тема: "Авторская логопедическая сказка для автоматизации и дифференциации звуков в связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Шишкина Наталия Владимировна

учитель-логопед МБДОУ д/с № 8 г.Белгород

Shishkina_NV@mail

Авторская логопедическая сказка

для автоматизации и дифференциации звуков в связной речи

у дошкольников с общим недоразвитием речи

Аннотация.

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного

текста, связать их между собой, а затем составить рассказ. Один из приемов

обучения детей связному пересказу – работа со сказками. Сказка является

необходимым средством в постижении ребёнком мира, как внешнего, так и

внутреннего. Она позволяет сделать процесс эмоционально-нравственного

развития ребёнка контролируемым и целенаправленным. Работа со сказкой

открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир чувств и

взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка,

обогащает его эмоции.

Представленная

логопедическая сказка – это не просто текст со

сказочным содержанием, содержащий как можно большее количество слов с

одинаковыми звуками. Нам хотелось, чтобы ребенок с детства усвоил суть

нравственных понятий и человеческих ценностей. В представленной сказке

мы попытались отобразить реальную жизнь со злом и добром, счастьем и

горем.

Формируя учебную мотивацию, мы подбираем разнообразный, хорошо

иллюстрированный речевой материал, понятный и доступный ребенку с

речевыми нарушениями. Всем этим требованиям отвечает логопедическая

сказка.

Кроме того, в логопедическую сказку включены игры и задания на

развитие внимания, мышления, памяти, упражнения для развития мелкой

моторики.

Ключевые слова: сказка, автоматизация и дифференциация звуков,

нравственные понятия

Коррекционно-образовательные задачи. Развитие фонематических

процессов. Совершенствование лексико-грамматического строя речи (усвоение

согласования). Развитие функции словообразования.

Коррекционно-развивающие задачи. Автоматизация звука в словах,

фразах, тексте. Развитие координации движения и речи. Развитие общей

мелкой и артикуляционной моторики. Развитие связной речи.

Коррекционно-воспитательные задачи. Содействие развитию

коммуникативной компетентности. Формирование навыков сотрудничества,

взаимопонимания, самостоятельности, ответственности. Формирование

мотивации, интереса к процессу обучения.

Автоматизация и дифференциация звуков Р- Л в связной речи

Развивающий огород.

На краю рощи жил-был Кролик. У Кролика были крольчата, которые

любили разгадывать хитрые загадки, решать задачки по геометрии. Но вот

беда, никак не могли крольчата запомнить геометрические фигуры. И решил

Кролик посадить развивающий огород. Выбрал самое солнечное место в

роще, разметил грядки, приготовил грабли, ведро, рассаду. Грядки у Кролика

получились разной формы: круглые, квадратные, овальные, треугольные.

За работой Кролика наблюдала Ворона:

Кар-кар - кар, какой кошмар!

Не запомнить, вот беда.

Мне фигуры никогда!

Но Кролик только хитро щурился и приговаривал: корень ученья горек, да

плод его сладок.

Прошло время и на грядках появились овощи: помидоры,

огурцы, горох, картофель, морковь. Повел Кролик своих крольчат в огород на

урок. Обрадовались крольчата, расселись вокруг грядок. И Ворона прилетела,

да друзей своих пригласила: Сороку, Дрозда, Грача – всем интересна

огородная геометрия.

Стал Кролик загадывать крольчатам загадки.

Он круглый и красный, как глаз светофора.

Среди овощей нет красней….. помидора.

Друг за другом по порядку Дом зеленый тесноват:

Хвостики торчат на грядке, Овальный, длинный, гладкий.

А треугольная девица, В доме рядышком сидят

Под землей сидит темнице. Круглые ребятки.

Кролик уплетает ловко, Горох

Как зовут ее?

Морковка

На грядке овальный, зеленый, Круглый - не мишка,

А в кадке желтый и соленый. В норке - но не мышка.

Огурец Картофель

После урока Кролик раздал крольчатам корзинки, и они быстро собрали в

них весь урожай. А потом Кролик приготовил вкусный винегрет и пригласил

всех за круглый стол. С тех пор крольчата никогда не путали квадрат и круг,

овал и треугольник.

И Ворона поняла, что не стыдно не знать, стыдно не

учиться.

Вопросы и задания к сказке.

1.

Расскажи, зачем Кролик посадил в роще огород.

2.

Почему огород назвали развивающим?

3.

Назови овощи, которые выросли в огороде.

4.

Назови овощи, которые выросли на круглой грядке, на треугольной

грядке. Что бы ты посадил на квадратную грядку?

5.

Как ты понимаешь слова: корень ученья горек, да плод его сладок?

6.

Назови друзей Вороны.

7.

Выучи загадку на выбор.

8.

Объясни, как ты понимаешь смысл пословицы «Не стыдно не знать,

стыдно не учиться».



В раздел образования