Автор: Шишкина Наталия Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 8
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: авторская сказка
Тема: "Авторская логопедическая сказка для автоматизации и дифференциации звуков в связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"
Раздел: дошкольное образование
Шишкина Наталия Владимировна
учитель-логопед МБДОУ д/с № 8 г.Белгород
Shishkina_NV@mail
Авторская логопедическая сказка
для автоматизации и дифференциации звуков в связной речи
у дошкольников с общим недоразвитием речи
Аннотация.
Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.
Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного
текста, связать их между собой, а затем составить рассказ. Один из приемов
обучения детей связному пересказу – работа со сказками. Сказка является
необходимым средством в постижении ребёнком мира, как внешнего, так и
внутреннего. Она позволяет сделать процесс эмоционально-нравственного
развития ребёнка контролируемым и целенаправленным. Работа со сказкой
открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир чувств и
взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка,
обогащает его эмоции.
Представленная
логопедическая сказка – это не просто текст со
сказочным содержанием, содержащий как можно большее количество слов с
одинаковыми звуками. Нам хотелось, чтобы ребенок с детства усвоил суть
нравственных понятий и человеческих ценностей. В представленной сказке
мы попытались отобразить реальную жизнь со злом и добром, счастьем и
горем.
Формируя учебную мотивацию, мы подбираем разнообразный, хорошо
иллюстрированный речевой материал, понятный и доступный ребенку с
речевыми нарушениями. Всем этим требованиям отвечает логопедическая
сказка.
Кроме того, в логопедическую сказку включены игры и задания на
развитие внимания, мышления, памяти, упражнения для развития мелкой
моторики.
Ключевые слова: сказка, автоматизация и дифференциация звуков,
нравственные понятия
Коррекционно-образовательные задачи. Развитие фонематических
процессов. Совершенствование лексико-грамматического строя речи (усвоение
согласования). Развитие функции словообразования.
Коррекционно-развивающие задачи. Автоматизация звука в словах,
фразах, тексте. Развитие координации движения и речи. Развитие общей
мелкой и артикуляционной моторики. Развитие связной речи.
Коррекционно-воспитательные задачи. Содействие развитию
коммуникативной компетентности. Формирование навыков сотрудничества,
взаимопонимания, самостоятельности, ответственности. Формирование
мотивации, интереса к процессу обучения.
Автоматизация и дифференциация звуков Р- Л в связной речи
Развивающий огород.
На краю рощи жил-был Кролик. У Кролика были крольчата, которые
любили разгадывать хитрые загадки, решать задачки по геометрии. Но вот
беда, никак не могли крольчата запомнить геометрические фигуры. И решил
Кролик посадить развивающий огород. Выбрал самое солнечное место в
роще, разметил грядки, приготовил грабли, ведро, рассаду. Грядки у Кролика
получились разной формы: круглые, квадратные, овальные, треугольные.
За работой Кролика наблюдала Ворона:
Кар-кар - кар, какой кошмар!
Не запомнить, вот беда.
Мне фигуры никогда!
Но Кролик только хитро щурился и приговаривал: корень ученья горек, да
плод его сладок.
Прошло время и на грядках появились овощи: помидоры,
огурцы, горох, картофель, морковь. Повел Кролик своих крольчат в огород на
урок. Обрадовались крольчата, расселись вокруг грядок. И Ворона прилетела,
да друзей своих пригласила: Сороку, Дрозда, Грача – всем интересна
огородная геометрия.
Стал Кролик загадывать крольчатам загадки.
Он круглый и красный, как глаз светофора.
Среди овощей нет красней….. помидора.
Друг за другом по порядку Дом зеленый тесноват:
Хвостики торчат на грядке, Овальный, длинный, гладкий.
А треугольная девица, В доме рядышком сидят
Под землей сидит темнице. Круглые ребятки.
Кролик уплетает ловко, Горох
Как зовут ее?
Морковка
На грядке овальный, зеленый, Круглый - не мишка,
А в кадке желтый и соленый. В норке - но не мышка.
Огурец Картофель
После урока Кролик раздал крольчатам корзинки, и они быстро собрали в
них весь урожай. А потом Кролик приготовил вкусный винегрет и пригласил
всех за круглый стол. С тех пор крольчата никогда не путали квадрат и круг,
овал и треугольник.
И Ворона поняла, что не стыдно не знать, стыдно не
учиться.
Вопросы и задания к сказке.
1.
Расскажи, зачем Кролик посадил в роще огород.
2.
Почему огород назвали развивающим?
3.
Назови овощи, которые выросли в огороде.
4.
Назови овощи, которые выросли на круглой грядке, на треугольной
грядке. Что бы ты посадил на квадратную грядку?
5.
Как ты понимаешь слова: корень ученья горек, да плод его сладок?
6.
Назови друзей Вороны.
7.
Выучи загадку на выбор.
8.
Объясни, как ты понимаешь смысл пословицы «Не стыдно не знать,
стыдно не учиться».