Напоминание

"Методика организации проектной деятельности детей дошкольного возраста"


Автор: Кривоносова Валентина Михайловна
Должность: преподаватель педагогики
Учебное заведение: ГБПОУ "Пермский педагогический колледж № 1"
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: Контрольно-оценочные средства
Тема: "Методика организации проектной деятельности детей дошкольного возраста"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования и науки Пермского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Пермский педагогический колледж № 1»

Контрольно-оценочные средства

для экзамена по

МДК.03.06 Методика организации проектной деятельности детей дошкольного

возраста

Для специальности 44.02.01 Дошкольное образование

углубленной подготовки

Автор разработчик

Кривоносова Валентина Михайловна

Пермь, 2017г.

Комплект

контрольно-оценочных

средств

разработан

на

основе

Федерального

государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования

по

специальности 44.02.01 Дошкольное образование углубленной подготовки, рабочей

программы ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам

дошкольного

образования, раздела ПМ 6. Организация проектной деятельности детей

дошкольного возраста, МДК.03.06 Методика организации проектной деятельности детей

дошкольного возраста

Разработчик:

Кривоносова В.М. , преподаватель высшей квалификационной категории

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

2

1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств (КОС)……………………

4

2. Результаты освоения учебных дисциплин ОП.01, ОП.02, ОП.09, подлежащие

проверке...........................................................................................................................

5

3. Оценка освоения учебных дисциплин ОП.01, ОП.02, ОП.09……………………

8

4. Контрольно-оценочные материалы учебных дисциплин ОП.01, ОП.02, ОП.09.

………………………………………………………………………………….

10

5. Источники формирования КОС……………………………………………………

13

6. Лист изменений..…………………………………………………………………….

14

Паспорт комплекта КОС

Предлагаемые

контрольно-оценочные

средства

для

проведения

экзамена

п о ПМ.03

Организация

занятий

по

основным

общеобразовательным

программам

дошкольного

образования, раздела ПМ 6. Организация проектной деятельности детей дошкольного

3

возраста, МДК.03.06 Методика организации проектной деятельности детей дошкольного

возраста разработан

на

основе

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего

профессионального

образования

по

специальности 44.02.01

Дошкольное

образование

углубленной

подготовки,

рабочей

программы ПМ.03

Организация

занятий

по

основным

общеобразовательным

программам

дошкольного

образования.

В результате освоения МДК.03.06 Методика организации проектной деятельности

детей дошкольного возраста студент должен:

уметь:

- определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости

от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста;

- формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в

соответствии с поставленными целями;

- оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия

поставленной цели;

- использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей

на занятиях;

- определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в

обучении;

- использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе

- отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты

диагностики;

- анализировать занятия, наблюдения, экскурсии;

- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, наблюдений и

экскурсий;

знать:

- основы организации обучения дошкольников;

- теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;

- особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах;

- приемы работы с одаренными детьми;

- способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;

- требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста;

- диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников;

- педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, при

проведении экскурсий и наблюдений;

- виды документации, требования к ее оформлению;

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом

освоения

ПМ

03 Организация

занятий

по

основным

общеобразовательным программам дошкольного образования раздела ПМ 06. Организация

проектной деятельности детей дошкольного возраста является овладение обучающимися

видом профессиональной деятельности, такой как

организация проектной деятельности

4

детей дошкольного возраста, в том числе профессиональными (ПК), указанными в ФГОС

по специальности 44.02.01 Дошкольное образование углубленного уровня подготовки:

Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1

Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного

возраста.

ПК 3.2

Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты

обучения дошкольников.

ПК 3.4

Анализировать занятия.

ПК 3.5

Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

ПК 5.1

Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом

особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2

Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные

технологии в области дошкольного образования на основе изучения

профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других

педагогов.

ПК 5.4

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,

выступлений.

ПК 5.5

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области

дошкольного образования.

В процессе освоения ПМ студенты должны овладеть общими компетенциями (ОК):

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения

профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для

постановки и решения профессиональных задач, профессионального и

личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для

совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,

коллегами и социальными партнерами.

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и

контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество

образовательного процесса.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного

развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение

квалификации.

ОК 9

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее

целей, содержания, смены технологий.

ОК 10

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и

здоровья детей.

ОК 11

Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее

правовых норм.

5

Результаты обучения в соответствии с программой МДК.03.06 Методика

организации проектной деятельности детей дошкольного возраста

Код

ЗН,

УМ

Результаты обучения:

умения, знания, общие

и

профессиональные

компетенции

Показатели оценки результата (номера заданий)

Часть

А.

Часть

Б.

Часть

В.

Часть

А.

Часть

Б.

Часть

Б.

КОМ

(контрол

ьно –

оценочн

ый

материал

)

Форма

контро

л я

и

оценив

ания

1 вариант

2 вариант

ЗН-1

основы

организации

обучения дошкольников

1

6

1

ТЕСТ

Разра

ботка

проек

та

ЗН -2

т е о р е т и ч е с к и е

и

методические

основы

воспитания

и

обучения

детей на занятиях;

4

11

3

11

ЗН -3

особенности

проведения

наблюдений и экскурсий в

р а з н ы х

в о з р а с т н ы х

группах;

2

7

11

7

11

ЗН -4

п р и е м ы

р а б о т ы

с

одаренными

д е т ь м и ;

способы

коррекционной

р а б о т ы

с

д е т ь м и ,

имеющими

трудности

в

обучении

3

6

11

2

11

ЗН -5

требования к содержанию

и

у р о в н ю подготовки

д е т е й

д о ш к о л ь н о г о

возраста;

10

5

9

Тест

ЗН -6

диагностические

методики для определения

у р о в н я

у м с т в е н н о г о

развития дошкольников;

9

4

8

ЗН -7

педагогические и

гигиенические требования

к организации обучения на

занятиях, при проведении

экскурсий и наблюдений;

11

11

6

Разра

ботка

проек

та

УМ-1

определять цели

обучения, воспитания и

развития личности

дошкольника в

зависимости от формы

организации обучения,

вида занятия и с учетом

особенностей возраста;

11

11

УМ-2

формулировать задачи

обучения, воспитания и

развития личности

дошкольника в

соответствии с

поставленными целями;

9

11

10

11

УМ-3

о ц е н и в а т ь

з а д а ч и

обучения,

воспитания

и

развития

на

предмет

их

соответствия

поставленной цели;

8

11

6

11

УМ-4

использовать

разнообразные методы,

формы и средства

организации деятельности

детей на занятиях;

10

7

11

УМ-5

определять способы

коррекционно-

развивающей работы с

детьми, имеющими

трудности в обучении;

5

9

5

8

11

УМ-6

отбирать средства

определения результатов

обучения,

интерпретировать

результаты диагностики;

10

11

10

11

УМ-7

анализировать занятия,

наблюдения, экскурсии;

8

11

11

УМ-8

осуществлять самоанализ,

самоконтроль при

проведении занятий,

наблюдений и экскурсий;.

11

11

В качестве контрольно-оценочных средств, для экзамена знаний выбрана модель

многоуровневого теста.

Тест состоит из трех частей разного уровня сложностей.

Часть А.

соответствует первому уровню

– ознакомительному (узнавание ранее

изученных объектов, свойств). Тестовые задания предлагаются в закрытой форме по

основным дидактическим единицам дисциплины.

В части В. представлены задания для оценки освоения содержания разделов,

соответствующие

второму уровню - репродуктивному (выполнение деятельности по

образцу, инструкции или под руководством преподавателя) - тесты-подстановки, в которых

7

намеренно

пропущено

слово,

фраза,

формула

или

другой

какой-либо

существенный

элемент текста, задания на установление соответствия и правильной последовательности.

В части С., соответствующей третьему уровню – продуктивному (планирование и

самостоятельное выполнение деятельности),

тестовые задания представлены заданиями

по

разработке

конспекта

организации

проектной

деятельности

детей

дошкольного

возраста в разных возрастных группах.

Общее количество баллов за экзаменационный тест определяется на основе бланка-

контроля (список правильных ответов и указатель количества баллов).

3.

Оценка освоения умений и знаний.

Время проведения экзамена – 2 часа (академических).

Предлагается 2 варианта тестовых заданий, каждый состоит из трех частей – А,В,С

и включает по 11 заданий.

Часть А. состоит из 5 заданий. К каждому заданию даются 3 варианта ответов, только

один из них верный.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Часть

В.

состоит

из

5

заданий

на

установление

соответствия

(соотнесение),

подстановку

пропущенного

слова,

установление

последовательности.

Каждое

правильно

выполненное задание оценивается в 2 балла.

Часть

С.

Студентам

предлагается

разработать

конспект

организации

проектной

деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с методическими требованиями

к данной форме организации педагогического процесса в дошкольной организации. Тип

проекта, тема и возрастная группа определяется выбором студента.

Это задание требует

применения теоретических

знаний и практических умений организации проектной

деятельности дошкольников

Правильно разработанный конспект оценивается в 15 баллов.

Максимальное количество баллов за тест – 30 б.

Общее количество баллов определяется на основе:

бланка-контроля (список правильных ответов и указатель количества баллов) и шкалы

баллов:

100% - 85 % = 30 – 25 баллов «отлично»

84 % - 70% = 24 – 21 баллов «хорошо»

69% - 55% = 20 – 16 баллов «удовлетворительно»

ниже 55% - 15 баллов - «неудовлетворительно».

Ключ к тесту МДК.03.06 Методика организации проектной деятельности

детей дошкольного возраста

№ вопроса

Вариант 1

Вариант 2

ЧАСТЬ А

1

в

б

2

б

в

3

в

а

4

а

б

5

а

в

8

ЧАСТЬ В

6

Проект

Метод проектов

7

1 – В, 2 – А, 3 – Г, 4 - Б

1-Б, 2 –Г, 3 – А, 4 – Д, 5 - В

8

проблема

Цели и задач проекта

9

задача

Подготовительный

10

Проектирования

Цель

ЧАСТЬ С

11

Паспорт проекта

Возрастная группа

Тема проекта

Цель проекта

Задачи проекта: - образовательные; воспитательные; развивающие

Продукт проекта:

Продолжительность проекта

Этапы

проекта

Деятельность педагога

Деятельность

детей

Работа с

родителями

1. Целепо-

лагание

2. Разработка

проекта

3.

Выполнение

проекта

4. Подведение

итогов

Итог

3.

Контрольно-оценочные материалы

МДК 03.06. Методика организации проектной деятельности детей дошкольного

возраста

9

Вариант 1

ЧАСТЬ А

1. Педагогическое проектирование – это:

а) дань моде;

б догма профессиональной деятельности педагога;

в) вид педагогической деятельности.

2. Определение, подчеркивающее тип проекта по доминирующему виду деятельности

– это:

а) коллективный;

б) исследовательский;

в) долгосрочный.

3. Гипотеза – это:

а) короткая аннотация проекта;

б) опасение педагога о неудачной реализации проекта;

в) предположение, требующее объяснения и подтверждения.

4. Основоположником проектного метода является:

а) американский педагог демократ Джон Дьюи;

б) великий русский педагог К.Д. Ушинский;

в) французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: "Он был первым среди

равных".

5. Проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительном уровне.

Активная роль принадлежит взрослому - эта особенность проектной деятельности

детей:

а) 4 – 5 лет; б) 5 -6 лет; в) 6- 7 лет

ЧАСТЬ В

6 . Процесс

целенаправленного

изменения

некоторой

системы,

ограниченный

во

времени,

ресурсах

и

имеющий

специфическую

форму

организации

называется

______________________.

7. Соотнесите тип детского проекта с его содержанием

Тип проекта

Содержание деятельности

1

Исследовательско-творческий

А

Используются элементы творческих игр,

когда

дети

входят

в

образ

персонажей

сказки и

решают по-своему поставленные

проблемы

2 Ролево-игровой

Б

Оформление

результата

работы

в

виде

детского

праздника, детского дизайна и т. п.

10

3 Иноформационно-практико-

ориентированный

В

Дети

экспериментируют,

а

затем

оформляют

результаты

в

виде

газет,

драматизации,

детского дизайна

4 Творческий

г Дети собирают информацию и реализуют

ее, ориентируясь на социальные интересы

(оформление и дизайн группы, витражи и

др

.)

Впишите пропущенное слово.

8. Трудность, о которой описывается во введении проекта и которую предстоит

решить, называется ___________________ .

9. Последовательность шагов по изменению существующей педагогической ситуации

в соответствии с целью проекта называется_____________

1 0 . Для

какого

этапа

педагогического

проекта

характерны

следующие

действия:

планирование

работы

(цель,

задачи,

определение

в

рамках

целей

и

задач

видов

деятельности, обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации,

способов оформления результатов); составление плана-графика проекта; определение и

анализ ресурсного обеспечения проекта? Это этап ___________________________.

ЧАСТЬ С

Разработать конспект организации проектной деятельности детей дошкольного возраста в

соответствии

с

методическими

требованиями

к

данной

форме

организации

педагогического процесса в дошкольной организации. Тип проекта, тема и возрастная

группа определяется по выбору студента.

Вариант 2

ЧАСТЬ А

1. Содержание педагогической деятельности, которое не является характерным для

практического (исследовательского) этапа реализации проекта – это:

а) реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и

родителями;

б) выдвижение гипотезы;

в) открытый показ деятельности по теме проекта.

2. Вид деятельности, который следует исключить из заключительного

этапа

проекта – это:

а) сопоставление цели и результата проекта;

б) рефлексивная оценка проекта;

в) выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу проекта.

11

3.

Характер

педагогической

деятельности,

который

не

является

показателем

высокого уровня владения педагогом технологии проектирования - это:

а) репродуктивный;

б) поисковый;

а) творческий.

4. Презентуя проект, педагог должен:

а) показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте

проблемы;

б)

проявить

себя

как

педагог,

владеющий

навыками

разработки

проекта

как

методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам;

в) привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование

презентуемого проекта в практике их работы.

5.

Проектная деятельность детей достигает творческого уровня. Роль взрослого —

развитие

и

поддержка

творческой

активности

детей,

создание

условий

для

самостоятельной

проектной

деятельности

-

эта

особенность

проектной

деятельности детей:

а) 4 – 5 лет; б) 5 -6 лет; в) 6- 7 лет

ЧАСТЬ В

6.

Способ

организации

педагогического

процесса,

основанный

на

взаимодействии

педагога

и

воспитанника,

как

способ

взаимодействия

с

окружающей

средой,

поэтапную

практическую

деятельность

по

достижению

поставленной

цели

называется - ______________ ______________.

7. Соотнесите тип педагогического проекта с его характеристикой

Тип проекта

Характеристика

1. По продолжительности

А.локальные, институциональные, муниципальные,

региональные, федеральные, международные

2. По количеству участников

Б. кратко-, средне- долгосрочные

3. По характеру контактов

В. информационный, творческий, ролево-игровой,

практико-ориентированный, исследовательский,

4. По содержанию

Г. личностные, парные, групповые

5.По характеру доминирующего в

проекте метода

Д. монопроект, интегрированный проект

8.

Деятельность

по проекту должна

способствовать

решению

_____________

и

_________________.

9 . Для

какого

этапа

педагогического

проекта

характерны

следующие

действия:

проблемно-ориентированный

анализ,

обоснование

актуальности

выбранной

темы

12

(представление

проблемной

ситуации:

«мозговая

атака»,

обсуждение);

определение

объекта, предмета проекта, гипотезы; поиск информации, изучение литературы?

Это этап ____________________________.

10.

Главный,

системообразующий

компонентом

проекта,

определяющий

раскрытие сути задуманного в проекте называется ______________

ЧАСТ С.

Разработать конспект организации проектной деятельности детей дошкольного возраста в

соответствии

с

методическими

требованиями

к

данной

форме

организации

педагогического процесса в дошкольной организации. Тип проекта, тема и возрастная

группа определяется по выбору студента

5. Источники формирования КОС

1.

Вахрушева Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей д/в. – М.: ФОРУМ, 2014.

2.

Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г.. Проекты в работе с детьми. Сфера

М.2012

3.

Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое посо-

бие. — М.: Центр педагогического образования, 2012. — 144с.

4.

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для

вузов. Стандарт третьего поколения /под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.Ц.Солнцевой. – СПб.:

Питер, 2014. – 464 с.

5.

Дыбина

О.В.,

Рахманова

Н.П.,

Щетинина

В.В.

Неизведанное

рядом:

Опыты

и

эксперименты

для

дошкольников/

под

ред.

О.В.

Дыбиной.-

2-е

изд.,

испр.-

М.:

ТЦ

Сфера,2013

6.

Лопатина Л.А. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: Амрита, 2010

7.

Морозова Л.Д.. Педагогическое проектирование В ДОУ. Сфера М., 2010

8.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.- М.: Академия,

2013.

9.

Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб.пособие

для студ.высш.учеб.заведений / Н. А. Стародубова – М.: Академия, 2009

10.

Степанова О.А. Логопедическая работа в ДОУ: организация и содержание. – М.:

ФОРУМ, 2014

11.

Ушакова

О.С.

Методика

развития

речи

детей

дошкольного

возраста.

М.:

ВЛАДОС, 2013 Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.

Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.

12.

Яшина В.И., Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку. –

М.: Академия, 2013

6. Лист изменений

Дополнения и изменения к комплекту КОС на учебный год

13

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

________________________________________

Дополнения и изменения в комплекте КОС обсуждены на заседании кафедры

Дошкольной и специальной дошкольной педагогики и психологии

от «______»______________2017г. (протокол № _________).

Зав. кафедрой__________________/ /

14



В раздел образования