Напоминание

"Создание специальных образовательных условий для детей с легкой степенью тугоухости"


Автор: Жуков Михаил Александрович
Должность: учитель обж
Учебное заведение: МБОУ СШ № 70 г. Липецка
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: статья
Тема: "Создание специальных образовательных условий для детей с легкой степенью тугоухости"
Раздел: среднее образование





Назад




Создание специальных образовательных условий для детей с легкой

степенью тугоухости

Жуков Михаил Александрович

МБОУ СОШ № 70, г. Липецк

Одной

из

основных

целей

обучения

детей

с

нарушениями

слуха

в

общеобразовательной

школе

является

обеспечение

их

компетенциями,

необходимыми

для

успешной

социализации

в

современном

обществе.

Современное

образование

в

соответствии

с

содержанием

новых

образовательных

стандартов

(ФГОС

начального

и

основного

общего

образования)

нацелено

на

овладение

учащимися

такими

компетенциями,

которые

позволят

им

самореализовываться

в

дальнейшей

жизни,

получать

удовольствие от процесса образования и достижения результатов, разделять

ответственность за свое учение с педагогами. Без получения мета-компетенций

(умения самостоятельно работать, самостоятельно решать проблему и др.) и без

адаптивных навыков ребенок с нарушениями слуха не готов к реальной жизни,

где ему предстоит играть множество жизненных ролей. В рыночной экономике,

когда

патернализм

государства

весьма

ограничен,

детям-инвалидам

после

школы искать свое место в жизни придется самому.

Огромное

значение

придается

использованию

динамиче ских,

интерактивных

форм

организации

учебного

процесса

и

определению

предметного

содержания,

позволяющего

гибко

приспосабливать

его

к

индивидуальным

потребностям

учащихся,

а

также

смещению

акцента

на

самостоятельную работу учащихся. В связи с вышесказанным, актуальным

является

вопрос

о

создании

специальных

условий

в

общеобразовательном

учреждении

для

освоения

неслышащими

и

плохослышащими

детьми

программы

обучения,

используя

все

возможные

средства

коррекционной

педагогики и специальной психологии.

Нормативно-правовое обеспечение представлено в следующих локальных

актах:

•внесение в устав пункта по организации работы с детьми с ОВЗ;

•положение об организации инклюзивной практики (локальный акт к уставу);

•образовательная

программа,

включающая

коррекционно-развивающую

программу;

•приказ о создании и положение о ПМПк;

•договор с родителями;

•договор между ОО и ОПМПК;

•договор с ППМСцентром;

•договор с Окружным ресурсным центром;

•договор с СКОШ (при необходимости);

•лицензии на программы дополнительного образования.

При

недостаточном

кадровом

ресурсе

самого

образовательного

учреждения

сопровождение

детей

с

нарушением

слуха

может

быть

организовано

внешними

организациями

ППМС-центрами,

Ресурсными

центрами на базе СКОУ или ППМС-центров. В этом случае ОУ учреждение

заключает договор с внешними организациями.

Моделью

психолого-педагогического

сопровождения

глухих

и

слабослышащих учащихся в общеобразовательной школе будет организация

деятельности

выездной

группы

сопровождения,

целью

которой

является

создание

адекватного

социального

пространства

в

общеобразовательном

учреждении

и

оказание

конкретной

помощи

всем

участникам

процесса

инклюзивного обучения.

В

состав

выездной

группы

сопровождения

включены

следующие

специалисты: сурдопедагог, логопед, психолог, социальный педагог, методисты.

Направления

работы

выездной

группы:

коррекционно-развивающее,

психологическое, консультативно-методическое и социальное сопровождение.

Корре кционно-ра зв ива юще е

с опровожд е ние

о суще с т вля е т с я

с

плохослышащими учащимися и направлено на преодоление возникающих у них

трудностей

включения

в

общеобразовательный

процесс.

Психологическое,

консультативно-методическое

и

социальное

сопровождение

нацелены

на

оказание помощи слышащим учащимся, родителям, учителям и специалистам

учреждения для создания адекватного социального пространства.

Здоровьесбережение

выступает

как

одна

из

задач

образовательного

процесса,

поэтому

медицинское

сопровождение

школьников

с

нарушенным

слухом

является

обязательным

условием

создания

специальных

образовательных условий.

Основным

направлением

медицинского

сопровождения

является

профилактика заболеваний органа слуха. По этому направлению необходимо

организовать

не

только

медицинское

сопровождение

детей

с

нарушенным

слухом,

но

и

всех

учащихся

школы.

В

рамках

программы

по

здоровьесбережению школьников задача

профилактики и ранней диагностики заболеваний органа слуха обуславливает

необходимость введения обследования слуха в программу диспансеризации

школьников

и

организацию

в

образовательных

учреждениях

системы

профилактических мероприятий.

К

профилактическим

мероприятиям

в

школе

относятся

контроль

состояния органа слуха в школьных медицинских кабинетах и направление на

лечение к врачам — отоларингологам в районные поликлиники; проведение

педагогических советов, родительских собраний, консультаций, классных часов

и социально значимых акций по проблеме сохранения слуха.

Профилактические

мероприятия

позволят

своевременно

выявлять

школьников с заболеваниями слухового анализатора и учащихся группы риска,

что

в

конечном

итоге

положительно

скажется

не

только

на

здоровье

школьников,

но

и

позволит

повысить

их

академическую

успеваемость.

Не

менее важным направлением медицинского сопровождения является охрана

зрения глухих и слабослышащих детей. Рекомендуется соблюдение офтальмо-

гигиенических

требований

в

учебном

процессе,

проведение

специальных

профилактических

мероприятий

(по

возможности

ограничение

зрительного

напряжения и длительности зрительной нагрузки, постоянная смена одного

вида деятельности другим; выполнение специальных упражнений для глаз на

уроке; беседы с родителями о режиме отдыха и занятий детей дома).

Информационно-образовательная

среда

образовательного

учреждения

должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры,

базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с

учетом

особых

образовательных

потребностей

детей

с

ОВЗ.

Необходимая

информация должна быть представлена на сайте ОО. Для детей с нарушением

слуха в информационной среде учреждения должны присутствовать удобно

расположенные и доступные детям стенды с представленным на них наглядным

материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности,

распорядках/режиме

функционирования

учреждения,

расписании

уроков,

последних событиях в школе, ближайших планах и т. д. Кроме того, необходимо

предусмотреть наличие «бегущей строки» на этажах и световой индикации

начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования (залы,

рекреации, столовая, библиотека).

Создание

специальных

образовательных

условий

в

школе

должно

предусматривать

организацию

материально-технической

базы,

включающей

архитектурную

среду

(внеучебное,

учебное

пространство)

и

специальное

оборудование.

Для

детей

с

нарушениями

слуха

основным

источником

получения

информации

является

зрительный

анализатор.

Следовательно,

в

архитектурной

среде

учреждения

должны

присутствовать

удобно

расположенные и доступные детям стенды с представленным на них наглядным

материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности,

распорядках/режиме

функционирования

учреждения,

расписании

уроков,

последних событиях в школе, ближайших планах и т. д. Кроме того, необходимо

предусмотреть наличие «бегущей строки» на этажах и световой индикации

начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования (залы,

рекреации, столовая, библиотека и т. д.).

В классах, на уроках возможно использование телевизоров, которые

могут быть использованы при просмотре передач в учебно-воспитательных

целях,

должны

быть

снабжены

дополнительной

функцией,

позволяющей

подключать субтитры.

В актовых залах и других помещениях, где необходимо использование

микрофонов,

должна

быть

проведена

индукционная

петля.

Немаловажным

является

обеспечение

возможности

ребенку

с

нарушенным

слухом

контактировать

с

родителями,

сверстниками,

учителями

для

получения

необходимой

информации

с

помощью

телефона

ОУ

(обязательно

наличие

функции работы в режиме СМС — сообщений) и доступа к интернету.

Организация

рабочего

пространства

ребенка

с

нарушенным

слухом

в

классе — значимая часть работы по созданию специальных образовательных

условий. Педагог (при непосредственной помощи специалистов) должен начать

с поиска среди учеников класса партнера для глухого/слабослышащего ребенка.

Первым

партнером

должен

быть

ответственный,

хорошо

успевающий

по

основным

предметам,

имеющий

достаточно

четкую

дикцию

и

правильную

речь, добрый, отзывчивый, спокойный, внимательный ученик класса. Он будет

сидеть рядом со школьником, имеющим нарушение слуха, и помогать ему

ориентироваться в процессе урока. С самого начала необходимо статус партнера

сделать престижным в классе и, впоследствии, возможна смена партнеров.

Важным моментом в организации учебного пространства является выбор

парты для ребенка с нарушенным слухом. Рекомендуется — первая парта (около

окна или учительского стола) с организацией достаточного пространства, чтобы

ученик

с

нарушенным

слухом

в

условиях

(речевого)

полилога

имел

возможность

поворачиваться

и

слухо-зрительно

воспринимать

речь

одноклассников.

Наиболее

выгодное

расположение

за

партой

школьника

с

нарушенным слухом — справа от слышащего ученика-партнера, чтобы иметь

возможность видеть тетрадь сверстника на организационных моментах урока

(при записи номера задачи, задания и т. п.).

При включении детей с нарушениями слуха в ОО необходимо помнить об

организации их психолого-педагогического сопровождения, которое включает

коррекционно-развивающие занятия сурдопедагога, психолога и логопеда. Для

проведения

таких

индивидуальных

и

групповых

занятий

в

учреждении

необходимо создать специальный звукоизолированный кабинет (не менее 1,5 ×2

м), оснащенный мультимедийной аппаратурой (доска, компьютер c колонками и

выходом

в

Internet,средства

для

хранения

и

переноса

информации

(USB

накопители),

принтер,

сканер);

специальным

оборудованием

для

занятий

сурдопедагога

и

логопеда

(FMсистемы,

индикатор

звучания

ИНЗ,

сурдологопедический

тренажер

«Дэльфа142»,

специальные

компьютерные

программы Hear the World, Speech W и др.); музыкальным центром с набором

аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями,

аудиокниги;

диагностическим

набором

для

определения

уровня

слухового

восприятия; дидактическим и наглядным материалом по темам (иллюстрации,

презентации, учебные фильмы); специальной литературой по сурдопедагогике

и сурдопсихологии.

Включение в образовательный процесс школы ребенка с теми или иными

особенностями требует от школьного коллектива разработки коррекционно-

развивающей

программы,

являющейся

частью

общеобразовательной

программы и Индивидуальной образовательной программы. При составлении

этих документов учитель совместно со специалистами, входящими в состав

психолого-педагогического консилиума школы, могут использовать программы

специальных (коррекционных) образовательных учреждений соответствующего

вида, методические пособия и технологии, разработанные для эффективного

обучения и воспитания детей той или иной категории ОВЗ.

В рамках сложившейся в школе традиционной классно-урочной системы

можно

рекомендовать

более

активное

использование

таких

форм

работы

с

детьми, имеющими нарушения слуха, как групповые, подгрупповые, работа в

парах и индивидуальные занятия. Безусловным расширением возможностей

глухого/слабослышащего ребенка будет использование нестандартных уроков в

форме деловых/ролевых игр, пресс-конференций, урока-КВН, урока-конкурса,

урока-концерта,

интегрированного

урока

и

учебно-практического

занятия.

Огромный потенциал имеет самостоятельная работа ребенка с нарушенным

слухом над исследовательскими или творческими проектами под руководством

учителя и их защита.

Рекомендуется активно использовать дополнительные и вспомогательные

формы организации образовательного процесса: экскурсии, дополнительные

занятия и факультативы по предметам, кружковую, клубную и внеклассную

работу

(праздники,

тематические

вечера,

конференции,

олимпиады,

соревнования,

походы,

экспедиции

и

т.

д.).

В

неформальной

обстановке

школьникам с нарушениями слуха легче преодолеть коммуникативные барьеры

и начать полноценно взаимодействовать со сверстниками.

Организуя

образовательный

процесс

в

классе,

где

обучается

ребенок

с

нарушенным слухом, учитель должен соблюдать ряд правил:

1. Тесное сотрудничество с сурдопедагогом и родителями ребёнка;

2.

Стимулирование

полноценного

взаимодействия

глухого/слабослышащего

ребенка со сверстниками, адаптации в детском коллективе;

3.

Организация

рабочего

пространства

педагога:

месторасположение

относительно ученика с нарушенным слухом; соблюдение требований к речи

педагога; использование наглядного и дидактического материала

во время

устных объяснений; контроль понимания ребёнком заданий и инструкций до их

выполнения (обратная связь) и т. д.;

4.

Организация

рабочего

пространства

ученика

с

нарушением

слуха:

месторасположение;

наличие

исправных

слуховых

аппаратов/кохлеарного

импланта; готовность работать по индивидуальным дидактическим пособиям и

т. д.;

5. Включение глухого/слабослышащего ребёнка в учебную деятельность на

уроке,

используя

специальные

методы,

приемы

и

средства,

учитывая

возможности

ученика

и

избегая

гиперопеки,

не

снижая

при

этом

темп

проведения урока;

6. Решение задач коррекционной направленности в процессе урока:

стимулирование слухо-зрительного внимания; коррекция речевых ошибок и

закрепление навыков грамматически правильной речи; расширение словарного

запаса и пояснение слов и словосочетаний; специальная помощь при написании

изложений, диктантов, при составлении пересказов.

Методы, приемы и средства работы с плохослышащими и неслышащими

детьми,

которые

рекомендуется

использовать

в

общеобразовательных

учреждениях, являются специальными. Педагог должен помнить, что учитель

не решает коррекционных задач, главное для него — сделать образовательный

процесс

максимально

эффективным

для

ребенка

с

нарушенным

слухом,

используя специальные методы, приемы и средства. При этом учителю важно

не забывать, что каждый урок в целом проводится для всех учеников класса

общеобразовательной школы.

Наибольшей

спецификой

в

обучении

детей

с

нарушениями

слуха

отличаются методы, приемы и средства, направленные на формирование речи и

изучения языка.

В сурдопедагогике (Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, М.И. Никитина,

М.Л.

Любимов,

К.И.

Туджанова

и

др.)

выделяют

следующие

наиболее

характерные

особенности

понимания

слабослышащими

детьми

слов

и

словосочетаний, отражающиеся на понимании речевого высказывания в целом:

1. Недостаточное овладение звуковым составом слова.

2. Ограниченность словарного запаса, выражающаяся:

а) в незнании значений многих слов,

б) в суженном понимании значения слова,

в) в непонимании грамматической формы слова.

3. Непонимание переносного смысла выражения.

Первостепенное

значение

для

таких

детей

приобретает

зрительное

восприятие

речи,

при

этом

наиболее

доступной

формой

речи

является

письменная. Чтение и анализ прочитанного текста в значительной степени

способствуют

компенсации

недостаточной

речевой

практики,

влияют

на

развитие

и

совершенствование

устной

и

письменной

речи,

обогащают

словарный запас.

Развитие речи плохослышащих и неслышащих детей проводится по

нескольким направлениям:

•лексическосемантический уровень (слово);

•синтаксический уровень (словосочетания и предложения);

•уровень текста.

Модель

психолого-педагогического

сопровождения

глухих

и

слабослышащих учащихся в общеобразовательной школе реализуется через

разные

модели.

Одна

из

моделей

организации

такого

сопровождения

создание в

школе психолого-медико-психологического консилиума (ПМПк), результатом

работы

которого

будет

разработка

Индивидуальной

образовательной

программы (ИОП).

При реализации инклюзивной практики в образовательном учреждении

необходимо предусмотреть в штатном расписании специалистов

психолого-педагогического

сопровождения:

педагога-психолога,

дефектолога,

логопеда, тьютора, координатора по инклюзии.

Безусловно,

повысит

уровень

кадрового

обеспечения

образовательного

учреждения

наличие

таких

специалистов,

как

сурдопедагог,

специальный

психолог, социальный педагог.

Основные направления работы с педагогическим коллективом школы:

— мониторинг образовательных потребностей педагогов в системе

интегрированного/инклюзивного образования;

расстановка

кадров

с

учетом

особенностей

классов

и

квалификации

педагогов;

организация

взаимодействия

со

специалистами

профильных

психолого-

педагогических центров/специальных коррекционных учреждений 1 и 2 вида;

организация

системы

повышения

квалификации

и

профессиональной

переподготовки;

— анализ уровня преподавания учителем в классе, где обучается ребенок с

нарушенным слухом.

В

рамках

работы

с

педагогическим

коллективом

рекомендуется

предусмотреть

повышение

информированности

педагогов

о

детях

с

нарушением

слуха;

формирование

педагогической

позиции;

профилактику

синдрома

профессионального

выгорания;

обучение

педагогов

специальным

приемам

и

методам

коррекционной

работы

через

постоянную

систему

консультирования и специальных курсов повышения квалификации.

Необходимо

также

организовать

систематический

мониторинг

уровня

преподавания

в

инклюзивных

классах

посредством

посещения

и

анализа

уроков.

Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный,

затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы.

Педагоги и администрация ОУ, принявшие идею инклюзии, особенно остро

нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке

механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного

процесса, где центральной фигурой является ребенок. Инклюзивное

пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но

и для взрослых.

В

настоящее

время

наша

страна

находится

лишь

на

дальних

подступах

к

действительно

инклюзивному

образованию.

Развитие

инклюзивного

образования

требует

терпения

и

терпимости,

последовательности

и

непрерывности.

Для

развития

образования

в

целом

необходимо,

чтобы

государство резко увеличило финансирование образования, а учителя массовых

школ

овладели

достаточными

профессиональными

знаниями

для

оказания

адекватной

психолого-педагогической

помощи

детям

с

ОВЗ.

Только

при

колоссальной финансовой поддержке школы можно организовать в каждой

общеобразовательной

школе

оптимальные

условия

для

детей

с

ОВЗ

проблемного ученика.

Литература

1.

Инновации

в

Российском

образовании.

Специальное

(коррекционное)

образование. Аналитический обзор: Сборник. М.: Управление специальным

образованием Министерства общего и профессионального образования РФ.

— 2001.

2.

Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом / Н. Н.

Малофеев. — М., 1997.

3.

Обучение

детей

с

проблемами

в

развитии

в

разных

странах

мира:

Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. — СПб., — 1997.

4.

Шукшунов В. От осознания парадигмы к образовательной практике / В.

Шукшунов, В. Взятышев, Л. Романова. — М., 1995.

5.

Ярская-Смирнова Е. Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы

инклюзивного обучения детей-инвалидов / Е. Р. Ярская-Смирнова, И. И. Ло-

шакова // Социально-психологические проблемы образования нетипичных

детей. — Саратов, 2002.

6.

Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности / Е. Р. Ярская-

Смирнова. — Саратов, 2003.

7.

Алехина

С.

В.,

Зарецкий

В.

К.

Инклюзивный

подход

в

образовании

в

контексте

проектной

инициативы

«Наша

новая

школа»

//

Психолого-

педагогическое

обеспечение

национальной

образовательной

инициативы

«Наша новая школа». — М., 2010. С. 104—116.

8.

Малофеев Н. Н. Почему интеграция в образовании закономерна и неизбежна

Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и

проблемы

внедрения»

//

Научно-методический

журнал

«Коррекционная

педагогика». 2010. № 4 (40).

9.

Рубцов

В.

В.

Психолого-педагогическая

подготовка

учителей

для

новой

школы // Психологическая наука и образование. 2010. № 1 — С. 5—12.

10.

Шипицина Л. М. Многоликая интеграция // Дефектология. 2002. № 4. — С.

19.



В раздел образования