Автор: Жуков Михаил Александрович
Должность: учитель обж
Учебное заведение: МБОУ СШ № 70 г. Липецка
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: статья
Тема: "Создание специальных образовательных условий для детей с легкой степенью тугоухости"
Раздел: среднее образование
Создание специальных образовательных условий для детей с легкой
степенью тугоухости
Жуков Михаил Александрович
МБОУ СОШ № 70, г. Липецк
Одной
из
основных
целей
обучения
детей
с
нарушениями
слуха
в
общеобразовательной
школе
является
обеспечение
их
компетенциями,
необходимыми
для
успешной
социализации
в
современном
обществе.
Современное
образование
в
соответствии
с
содержанием
новых
образовательных
стандартов
(ФГОС
начального
и
основного
общего
образования)
нацелено
на
овладение
учащимися
такими
компетенциями,
которые
позволят
им
самореализовываться
в
дальнейшей
жизни,
получать
удовольствие от процесса образования и достижения результатов, разделять
ответственность за свое учение с педагогами. Без получения мета-компетенций
(умения самостоятельно работать, самостоятельно решать проблему и др.) и без
адаптивных навыков ребенок с нарушениями слуха не готов к реальной жизни,
где ему предстоит играть множество жизненных ролей. В рыночной экономике,
когда
патернализм
государства
весьма
ограничен,
детям-инвалидам
после
школы искать свое место в жизни придется самому.
Огромное
значение
придается
использованию
динамиче ских,
интерактивных
форм
организации
учебного
процесса
и
определению
предметного
содержания,
позволяющего
гибко
приспосабливать
его
к
индивидуальным
потребностям
учащихся,
а
также
смещению
акцента
на
самостоятельную работу учащихся. В связи с вышесказанным, актуальным
является
вопрос
о
создании
специальных
условий
в
общеобразовательном
учреждении
для
освоения
неслышащими
и
плохослышащими
детьми
программы
обучения,
используя
все
возможные
средства
коррекционной
педагогики и специальной психологии.
Нормативно-правовое обеспечение представлено в следующих локальных
актах:
•внесение в устав пункта по организации работы с детьми с ОВЗ;
•положение об организации инклюзивной практики (локальный акт к уставу);
•образовательная
программа,
включающая
коррекционно-развивающую
программу;
•приказ о создании и положение о ПМПк;
•договор с родителями;
•договор между ОО и ОПМПК;
•договор с ППМСцентром;
•договор с Окружным ресурсным центром;
•договор с СКОШ (при необходимости);
•лицензии на программы дополнительного образования.
При
недостаточном
кадровом
ресурсе
самого
образовательного
учреждения
сопровождение
детей
с
нарушением
слуха
может
быть
организовано
внешними
организациями
—
ППМС-центрами,
Ресурсными
центрами на базе СКОУ или ППМС-центров. В этом случае ОУ учреждение
заключает договор с внешними организациями.
Моделью
психолого-педагогического
сопровождения
глухих
и
слабослышащих учащихся в общеобразовательной школе будет организация
деятельности
выездной
группы
сопровождения,
целью
которой
является
создание
адекватного
социального
пространства
в
общеобразовательном
учреждении
и
оказание
конкретной
помощи
всем
участникам
процесса
инклюзивного обучения.
В
состав
выездной
группы
сопровождения
включены
следующие
специалисты: сурдопедагог, логопед, психолог, социальный педагог, методисты.
Направления
работы
выездной
группы:
коррекционно-развивающее,
психологическое, консультативно-методическое и социальное сопровождение.
Корре кционно-ра зв ива юще е
с опровожд е ние
о суще с т вля е т с я
с
плохослышащими учащимися и направлено на преодоление возникающих у них
трудностей
включения
в
общеобразовательный
процесс.
Психологическое,
консультативно-методическое
и
социальное
сопровождение
нацелены
на
оказание помощи слышащим учащимся, родителям, учителям и специалистам
учреждения для создания адекватного социального пространства.
Здоровьесбережение
выступает
как
одна
из
задач
образовательного
процесса,
поэтому
медицинское
сопровождение
школьников
с
нарушенным
слухом
является
обязательным
условием
создания
специальных
образовательных условий.
Основным
направлением
медицинского
сопровождения
является
профилактика заболеваний органа слуха. По этому направлению необходимо
организовать
не
только
медицинское
сопровождение
детей
с
нарушенным
слухом,
но
и
всех
учащихся
школы.
В
рамках
программы
по
здоровьесбережению школьников задача
профилактики и ранней диагностики заболеваний органа слуха обуславливает
необходимость введения обследования слуха в программу диспансеризации
школьников
и
организацию
в
образовательных
учреждениях
системы
профилактических мероприятий.
К
профилактическим
мероприятиям
в
школе
относятся
—
контроль
состояния органа слуха в школьных медицинских кабинетах и направление на
лечение к врачам — отоларингологам в районные поликлиники; проведение
педагогических советов, родительских собраний, консультаций, классных часов
и социально значимых акций по проблеме сохранения слуха.
Профилактические
мероприятия
позволят
своевременно
выявлять
школьников с заболеваниями слухового анализатора и учащихся группы риска,
что
в
конечном
итоге
положительно
скажется
не
только
на
здоровье
школьников,
но
и
позволит
повысить
их
академическую
успеваемость.
Не
менее важным направлением медицинского сопровождения является охрана
зрения глухих и слабослышащих детей. Рекомендуется соблюдение офтальмо-
гигиенических
требований
в
учебном
процессе,
проведение
специальных
профилактических
мероприятий
(по
возможности
ограничение
зрительного
напряжения и длительности зрительной нагрузки, постоянная смена одного
вида деятельности другим; выполнение специальных упражнений для глаз на
уроке; беседы с родителями о режиме отдыха и занятий детей дома).
Информационно-образовательная
среда
образовательного
учреждения
должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры,
базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с
учетом
особых
образовательных
потребностей
детей
с
ОВЗ.
Необходимая
информация должна быть представлена на сайте ОО. Для детей с нарушением
слуха в информационной среде учреждения должны присутствовать удобно
расположенные и доступные детям стенды с представленным на них наглядным
материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности,
распорядках/режиме
функционирования
учреждения,
расписании
уроков,
последних событиях в школе, ближайших планах и т. д. Кроме того, необходимо
предусмотреть наличие «бегущей строки» на этажах и световой индикации
начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования (залы,
рекреации, столовая, библиотека).
Создание
специальных
образовательных
условий
в
школе
должно
предусматривать
организацию
материально-технической
базы,
включающей
архитектурную
среду
(внеучебное,
учебное
пространство)
и
специальное
оборудование.
Для
детей
с
нарушениями
слуха
основным
источником
получения
информации
является
зрительный
анализатор.
Следовательно,
в
архитектурной
среде
учреждения
должны
присутствовать
удобно
расположенные и доступные детям стенды с представленным на них наглядным
материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности,
распорядках/режиме
функционирования
учреждения,
расписании
уроков,
последних событиях в школе, ближайших планах и т. д. Кроме того, необходимо
предусмотреть наличие «бегущей строки» на этажах и световой индикации
начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования (залы,
рекреации, столовая, библиотека и т. д.).
В классах, на уроках возможно использование телевизоров, которые
могут быть использованы при просмотре передач в учебно-воспитательных
целях,
должны
быть
снабжены
дополнительной
функцией,
позволяющей
подключать субтитры.
В актовых залах и других помещениях, где необходимо использование
микрофонов,
должна
быть
проведена
индукционная
петля.
Немаловажным
является
обеспечение
возможности
ребенку
с
нарушенным
слухом
контактировать
с
родителями,
сверстниками,
учителями
для
получения
необходимой
информации
с
помощью
телефона
ОУ
(обязательно
наличие
функции работы в режиме СМС — сообщений) и доступа к интернету.
Организация
рабочего
пространства
ребенка
с
нарушенным
слухом
в
классе — значимая часть работы по созданию специальных образовательных
условий. Педагог (при непосредственной помощи специалистов) должен начать
с поиска среди учеников класса партнера для глухого/слабослышащего ребенка.
Первым
партнером
должен
быть
ответственный,
хорошо
успевающий
по
основным
предметам,
имеющий
достаточно
четкую
дикцию
и
правильную
речь, добрый, отзывчивый, спокойный, внимательный ученик класса. Он будет
сидеть рядом со школьником, имеющим нарушение слуха, и помогать ему
ориентироваться в процессе урока. С самого начала необходимо статус партнера
сделать престижным в классе и, впоследствии, возможна смена партнеров.
Важным моментом в организации учебного пространства является выбор
парты для ребенка с нарушенным слухом. Рекомендуется — первая парта (около
окна или учительского стола) с организацией достаточного пространства, чтобы
ученик
с
нарушенным
слухом
в
условиях
(речевого)
полилога
имел
возможность
поворачиваться
и
слухо-зрительно
воспринимать
речь
одноклассников.
Наиболее
выгодное
расположение
за
партой
школьника
с
нарушенным слухом — справа от слышащего ученика-партнера, чтобы иметь
возможность видеть тетрадь сверстника на организационных моментах урока
(при записи номера задачи, задания и т. п.).
При включении детей с нарушениями слуха в ОО необходимо помнить об
организации их психолого-педагогического сопровождения, которое включает
коррекционно-развивающие занятия сурдопедагога, психолога и логопеда. Для
проведения
таких
индивидуальных
и
групповых
занятий
в
учреждении
необходимо создать специальный звукоизолированный кабинет (не менее 1,5 ×2
м), оснащенный мультимедийной аппаратурой (доска, компьютер c колонками и
выходом
в
Internet,средства
для
хранения
и
переноса
информации
(USB
накопители),
принтер,
сканер);
специальным
оборудованием
для
занятий
сурдопедагога
и
логопеда
(FMсистемы,
индикатор
звучания
ИНЗ,
сурдологопедический
тренажер
«Дэльфа142»,
специальные
компьютерные
программы Hear the World, Speech W и др.); музыкальным центром с набором
аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями,
аудиокниги;
диагностическим
набором
для
определения
уровня
слухового
восприятия; дидактическим и наглядным материалом по темам (иллюстрации,
презентации, учебные фильмы); специальной литературой по сурдопедагогике
и сурдопсихологии.
Включение в образовательный процесс школы ребенка с теми или иными
особенностями требует от школьного коллектива разработки коррекционно-
развивающей
программы,
являющейся
частью
общеобразовательной
программы и Индивидуальной образовательной программы. При составлении
этих документов учитель совместно со специалистами, входящими в состав
психолого-педагогического консилиума школы, могут использовать программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений соответствующего
вида, методические пособия и технологии, разработанные для эффективного
обучения и воспитания детей той или иной категории ОВЗ.
В рамках сложившейся в школе традиционной классно-урочной системы
можно
рекомендовать
более
активное
использование
таких
форм
работы
с
детьми, имеющими нарушения слуха, как групповые, подгрупповые, работа в
парах и индивидуальные занятия. Безусловным расширением возможностей
глухого/слабослышащего ребенка будет использование нестандартных уроков в
форме деловых/ролевых игр, пресс-конференций, урока-КВН, урока-конкурса,
урока-концерта,
интегрированного
урока
и
учебно-практического
занятия.
Огромный потенциал имеет самостоятельная работа ребенка с нарушенным
слухом над исследовательскими или творческими проектами под руководством
учителя и их защита.
Рекомендуется активно использовать дополнительные и вспомогательные
формы организации образовательного процесса: экскурсии, дополнительные
занятия и факультативы по предметам, кружковую, клубную и внеклассную
работу
(праздники,
тематические
вечера,
конференции,
олимпиады,
соревнования,
походы,
экспедиции
и
т.
д.).
В
неформальной
обстановке
школьникам с нарушениями слуха легче преодолеть коммуникативные барьеры
и начать полноценно взаимодействовать со сверстниками.
Организуя
образовательный
процесс
в
классе,
где
обучается
ребенок
с
нарушенным слухом, учитель должен соблюдать ряд правил:
1. Тесное сотрудничество с сурдопедагогом и родителями ребёнка;
2.
Стимулирование
полноценного
взаимодействия
глухого/слабослышащего
ребенка со сверстниками, адаптации в детском коллективе;
3.
Организация
рабочего
пространства
педагога:
месторасположение
относительно ученика с нарушенным слухом; соблюдение требований к речи
педагога; использование наглядного и дидактического материала
во время
устных объяснений; контроль понимания ребёнком заданий и инструкций до их
выполнения (обратная связь) и т. д.;
4.
Организация
рабочего
пространства
ученика
с
нарушением
слуха:
месторасположение;
наличие
исправных
слуховых
аппаратов/кохлеарного
импланта; готовность работать по индивидуальным дидактическим пособиям и
т. д.;
5. Включение глухого/слабослышащего ребёнка в учебную деятельность на
уроке,
используя
специальные
методы,
приемы
и
средства,
учитывая
возможности
ученика
и
избегая
гиперопеки,
не
снижая
при
этом
темп
проведения урока;
6. Решение задач коррекционной направленности в процессе урока:
стимулирование слухо-зрительного внимания; коррекция речевых ошибок и
закрепление навыков грамматически правильной речи; расширение словарного
запаса и пояснение слов и словосочетаний; специальная помощь при написании
изложений, диктантов, при составлении пересказов.
Методы, приемы и средства работы с плохослышащими и неслышащими
детьми,
которые
рекомендуется
использовать
в
общеобразовательных
учреждениях, являются специальными. Педагог должен помнить, что учитель
не решает коррекционных задач, главное для него — сделать образовательный
процесс
максимально
эффективным
для
ребенка
с
нарушенным
слухом,
используя специальные методы, приемы и средства. При этом учителю важно
не забывать, что каждый урок в целом проводится для всех учеников класса
общеобразовательной школы.
Наибольшей
спецификой
в
обучении
детей
с
нарушениями
слуха
отличаются методы, приемы и средства, направленные на формирование речи и
изучения языка.
В сурдопедагогике (Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, М.И. Никитина,
М.Л.
Любимов,
К.И.
Туджанова
и
др.)
выделяют
следующие
наиболее
характерные
особенности
понимания
слабослышащими
детьми
слов
и
словосочетаний, отражающиеся на понимании речевого высказывания в целом:
1. Недостаточное овладение звуковым составом слова.
2. Ограниченность словарного запаса, выражающаяся:
а) в незнании значений многих слов,
б) в суженном понимании значения слова,
в) в непонимании грамматической формы слова.
3. Непонимание переносного смысла выражения.
Первостепенное
значение
для
таких
детей
приобретает
зрительное
восприятие
речи,
при
этом
наиболее
доступной
формой
речи
является
—
письменная. Чтение и анализ прочитанного текста в значительной степени
способствуют
компенсации
недостаточной
речевой
практики,
влияют
на
развитие
и
совершенствование
устной
и
письменной
речи,
обогащают
словарный запас.
Развитие речи плохослышащих и неслышащих детей проводится по
нескольким направлениям:
•лексическосемантический уровень (слово);
•синтаксический уровень (словосочетания и предложения);
•уровень текста.
Модель
психолого-педагогического
сопровождения
глухих
и
слабослышащих учащихся в общеобразовательной школе реализуется через
разные
модели.
Одна
из
моделей
организации
такого
сопровождения
—
создание в
школе психолого-медико-психологического консилиума (ПМПк), результатом
работы
которого
будет
разработка
Индивидуальной
образовательной
программы (ИОП).
При реализации инклюзивной практики в образовательном учреждении
необходимо предусмотреть в штатном расписании специалистов
психолого-педагогического
сопровождения:
педагога-психолога,
дефектолога,
логопеда, тьютора, координатора по инклюзии.
Безусловно,
повысит
уровень
кадрового
обеспечения
образовательного
учреждения
наличие
таких
специалистов,
как
сурдопедагог,
специальный
психолог, социальный педагог.
Основные направления работы с педагогическим коллективом школы:
— мониторинг образовательных потребностей педагогов в системе
интегрированного/инклюзивного образования;
—
расстановка
кадров
с
учетом
особенностей
классов
и
квалификации
педагогов;
—
организация
взаимодействия
со
специалистами
профильных
психолого-
педагогических центров/специальных коррекционных учреждений 1 и 2 вида;
—
организация
системы
повышения
квалификации
и
профессиональной
переподготовки;
— анализ уровня преподавания учителем в классе, где обучается ребенок с
нарушенным слухом.
В
рамках
работы
с
педагогическим
коллективом
рекомендуется
предусмотреть
повышение
информированности
педагогов
о
детях
с
нарушением
слуха;
формирование
педагогической
позиции;
профилактику
синдрома
профессионального
выгорания;
обучение
педагогов
специальным
приемам
и
методам
коррекционной
работы
через
постоянную
систему
консультирования и специальных курсов повышения квалификации.
Необходимо
также
организовать
систематический
мониторинг
уровня
преподавания
в
инклюзивных
классах
посредством
посещения
и
анализа
уроков.
Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный,
затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы.
Педагоги и администрация ОУ, принявшие идею инклюзии, особенно остро
нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке
механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного
процесса, где центральной фигурой является ребенок. Инклюзивное
пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но
и для взрослых.
В
настоящее
время
наша
страна
находится
лишь
на
дальних
подступах
к
действительно
инклюзивному
образованию.
Развитие
инклюзивного
образования
требует
терпения
и
терпимости,
последовательности
и
непрерывности.
Для
развития
образования
в
целом
необходимо,
чтобы
государство резко увеличило финансирование образования, а учителя массовых
школ
овладели
достаточными
профессиональными
знаниями
для
оказания
адекватной
психолого-педагогической
помощи
детям
с
ОВЗ.
Только
при
колоссальной финансовой поддержке школы можно организовать в каждой
общеобразовательной
школе
оптимальные
условия
для
детей
с
ОВЗ
проблемного ученика.
Литература
1.
Инновации
в
Российском
образовании.
Специальное
(коррекционное)
образование. Аналитический обзор: Сборник. М.: Управление специальным
образованием Министерства общего и профессионального образования РФ.
— 2001.
2.
Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом / Н. Н.
Малофеев. — М., 1997.
3.
Обучение
детей
с
проблемами
в
развитии
в
разных
странах
мира:
Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. — СПб., — 1997.
4.
Шукшунов В. От осознания парадигмы к образовательной практике / В.
Шукшунов, В. Взятышев, Л. Романова. — М., 1995.
5.
Ярская-Смирнова Е. Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы
инклюзивного обучения детей-инвалидов / Е. Р. Ярская-Смирнова, И. И. Ло-
шакова // Социально-психологические проблемы образования нетипичных
детей. — Саратов, 2002.
6.
Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности / Е. Р. Ярская-
Смирнова. — Саратов, 2003.
7.
Алехина
С.
В.,
Зарецкий
В.
К.
Инклюзивный
подход
в
образовании
в
контексте
проектной
инициативы
«Наша
новая
школа»
//
Психолого-
педагогическое
обеспечение
национальной
образовательной
инициативы
«Наша новая школа». — М., 2010. С. 104—116.
8.
Малофеев Н. Н. Почему интеграция в образовании закономерна и неизбежна
Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и
проблемы
внедрения»
//
Научно-методический
журнал
«Коррекционная
педагогика». 2010. № 4 (40).
9.
Рубцов
В.
В.
Психолого-педагогическая
подготовка
учителей
для
новой
школы // Психологическая наука и образование. 2010. № 1 — С. 5—12.
10.
Шипицина Л. М. Многоликая интеграция // Дефектология. 2002. № 4. — С.
19.