Напоминание

"Метод проекта на уроках русского языка и литературы"


Автор: Шаткова Елена Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ с.Воскресенское
Населённый пункт: с.Воскресенское, Саратовской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Метод проекта на уроках русского языка и литературы"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

С. Воскресенское»

М

ЕТОД

ПРОЕКТА

НА

УРОКАХ

РУССКОГО

ЯЗЫКА

И

ЛИТЕРАТУРЫ

РАБОТА УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ ШАТКОВОЙ Е. И.

С. Воскресенское - 2017

Проектные технологии привлекают внимание педагогов еще с на-

чала XX века. Они стали довольно широко, но недостаточно продуманно

внедряться в школу в 20-х годах, но постановлением ЦК ВКП (б) в 1931

году

метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не

предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот

метод в школьной практике. А в настоящее время проектным технологиям

уделяется серьёзное внимание учителей-предметников.

В основе проектной технологии её направленность на результат,

который

получается

при

решении

той

или

иной

практически

или

теоретически

значимой

проблемы.

Этот результат можно увидеть,

осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы

добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно

мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из

разных областей.

Сами

проекты

всегда

ориентированы

на

само-

стоятельную

деятельность учащихся

индивидуальную,

парную,

групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного

отрезка времени.

Проектные технологии — это технологии XXI века, они актуальны и очень

эффективны. Кроме того, такие технологии дают возможность ученику

экспериментировать, обобщать полученные знания, помогают развивать

творческие

навыки.

Всё

это

позволяет

учащимся

успешно

адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека в обществе.

Важным требованием к использованию проектной технологии является:

1. Наличие значимой задачи.

2.Предполагаемый

результат

(например,

доклад,

выпуск

газеты,

мультимедийная презентация и т. д.).

3.Самостоятельная

(индивидуальная,

парная,

групповая,

коллективная) деятельность учащихся.

4. Поиск материала по проблеме, этап изучения и анализа источников,

5. Подведение итогов, оформление результатов.

6. Защита проекта.

2

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным.

В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по

своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и

способностей

учащихся.

В

других

тематика проектов, особенно

предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и

самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на

собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие,

прикладные.

Возможно,

чтобы

тематика

проектов

касалась

какого-то

теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний

отдельных

учеников

по

этому

вопросу,

дифференциации

процесса

обучения

(например,

проблема

гуманизма

в

романе

А.

Фадеева

«Разгром»)

Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому

вопросу,

актуальному

для

повседневной

жизни

и,

вместе с

тем,

требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из

разных областей, их творчества, исследовательских навыков.

Результаты выполненных проектов должны быть оформлены (газета,

доклад, презентация и т.д)

По своим типологическим признакам проекты делятся на исследовательские,

творческие или игровые. Кроме того, существуют монопроекты ( в рамках одного

предмета) и межпредметные проекты.

Как уже было сказано, монопроекты проводятся в одной области

знания, например, монопроет по русскому языку, при этом берётся

сложный раздел программы.

Самый распространённый тип монопроекта - это литературно-

творческий проект. Учащиеся разных классов объединяются в желании

творить, вместе написать какой-то рассказ, повесть, статью в газету,

стихи и пр.;

Популярны и проекты по русскому языку, поскольку касаются

проблемы изучения истории русского языка, его разделов и т. д. и

потому вызывают живейший интерес участников проектов;

Межпредметные

проекты,

как

правило,

выполняются

во

внеурочное время. Это — либо небольшие проекты, затрагивающие два-

3

три

предмета,

либо

достаточно

объемные,

продолжительные,

общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную

проблему, значимую для всех участников проекта (например,

такие

проекты, как: «Выразительные средства языка», «Культура общения»,

«Символика цвета в поэзии Есенина» и пр.). Такие проекты требуют

слаженной

работы

многих

творческих

групп,

имеющих

четко

определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы

промежуточных и итоговых презентаций.

По количеству участников проектов можно выделить проекты:

личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных

школах);

парные (между парами участников);

групповые (между группами участников).

В

последнем

случае

очень

важно

правильно организовать

групповую деятельность участников проекта {как в группе своих учеников,

так и в объединенной группе ребят из разных классов). Роль учителя

здесь особенно велика.

По продолжительности выполнения проекты бывают:

Краткосрочными, которые могут быть разработаны на нескольких

уроках по программе русского языка или литературы.

средней продолжительности (от недели до месяца);

долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

Как правило, работа над краткосрочными проектами проводится

на уроках по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из

другого

предмета.

Что

касается

проектов

средней

и

значительной

продолжительности, то такие проекты, как правило, проводятся во

внеурочное время, хотя отслеживать их можно и на уроках.

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь

дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки

исследовательских и творческих (например, одновременно практико-

ориентированных и исследовательских).

4

В работе над проектами, не только исследовательскими, но и

многими

другими,

используются

разные

методы

самостоятельной

познавательной деятельности учащихся. Среди них исследовательский

метод

занимает

едва

ли

не

центральное

место

и,

вместе

с тем,

вызывает наибольшие трудности. Исследовательский метод, или метод

исследовательских проектов, основан

на развитии умения осваивать

тему

проекта

с

научной

точки

зрения,

и

это

является одной

из

важнейших задач общего образования.

Учебный исследовательский всегда следует начинать

с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем,

которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же

проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы,

ситуации, способствующие определению проблем и т.д.). Здесь уместно

коллективное обсуждение.

. Важным моментом является распределение заданий по группам,

обсуждение возможных методов исследования, поиска информации,

творческих решений.

Затем начинается самостоятельная работа участников проекта.

Учителю необходимо постоянно проводить с учащимися обсуждения

полученных данных в группах (на уроках или на внеклассных занятиях.

Заключительный этап проекта – защита.

Завершается работа коллективным обсуждением результатов.

Требования к оформлению проекта

Проект должен иметь пояснительную записку (теоретическую

часть) со следующей структурой:

титульный

лист

(название

учебного

заведения,

класс,

автор,

название проекта, учитель, руководитель проекта, год);

• оглавление (перечень частей проекта);

• краткая аннотация;

• эпиграф;

• введение;

• основная часть (главы, разделы, параграфы и т. п.);

5

• заключение;

• список используемых источников и литературы;

• приложение

Критерии оценки проекта:

1.

значимость и актуальность выдвинутых проблем,

2.

достоверность используемых методов исследования;;

3.

активность

каждого

участника

проекта

в

соответствии

с

его

индивидуальными возможностями;

4.

коллективный характер принимаемых решений;

5.

характер общения и взаимопомощи участников проекта;

6.

умение аргументировать свои заключения, выводы;

7.

эстетика оформления результатов выполненного проекта;

8.

умение

отвечать

на

вопросы

оппонентов,

лаконичность

и

аргументированность ответов каждого члена группы.

План работы над проектом

Содержание работ

Сроки

Руководитель

проекта

Выбор темы проекта, постановка цели и

задачи

1

Распределение заданий учащимся

2

Проведение

консультаций

по

выбору

тематики

и

источников

информации.

Формулирование

основных

идей

и

замыслов.

3

Формирование

групп,

распределение

обязанностей между членами групп.

4

Составление

индивидуальных

планов

работы

над

проектами,

определение

способов сбора и анализа информации.

5

Обсуждение

тематики

проектов

и

индивидуальных планов работы.

6

Сбор

и

систематизация

материалов

в

7

6

соответствии

с

темой

работы,

подбор

иллюстраций, фотографий.

Консультации учащихся с руководителем

проекта, отчеты учащихся, обсуждение.

8

Индивидуальные

консультации

и

помощь учащимся в подборе материалов

для проекта

9

Оформление проекта

10

Репетиция защиты проекта

11

Подготовка

к

публичной

з а щ и т е

проектов:

12

. Публичная защита проектов.

13

Подведение итогов, анализ выполненной

работы.

14

Награждение участников проекта.

15

Приведу пример проектных работ учащихся 11 класса, выполненных

на уроках элективного курса по литературе «Образ литературного героя в

психологическом аспекте».

1 . В ходе изучения лирики Сергея Есенина учащимся было предложено

выписать примеры использования цвета в стихотворениях поэта: названия

стихотворения, где происходят события романа; названия цвета, связанные с

упоминаемыми

персонажами,

предметами

быта

и

т.п.;

названия

цвета,

упоминаемые в лирических отступлениях. Класс делился на три группы (по

желанию). Выписывая оттенки цветов, учащиеся каждой группы составляли

таблицу

(кластер) , каждая группа -

свой экземпляр. В процессе работы

проектанты

обращались

и

к

учителям

рисования,

истории.

Следующим

этапом была межгрупповая деятельность, результатом которой стала общая

таблица(кластер) «Символика цвета в поэзии Есенина». Презентация работы

7

доказывала справедливость утверждения, что цвет в лирике Есенина очень

значимый

2 . На

заключительных

уроках

по

творчеству

Сергея

Есенина

проектно-

исследовательская деятельность проводилась по теме «Символика цвета в

поэзии Есенина»». Цель работы: определить, каково значение цвета в лирике

поэта

и

какую

смысловую

нагрузку

он

несёт

на

примере

исследуемых

произведений.

Проектанты работали в группах, у каждой был пакет с фрагментами из

лирических

стихотворений

Есенина,

где

упоминался

цвет.

Например:

«Заметался пожар голубой», «золотой бревенчатой избы», «Низкий дом с

голубыми ставнями»,

«На рассвете он завтра промчится,

Шапку-месяц пригнув под кустом.

И игриво взмахнёт кобылица

Над равниною красным хвостом»

«Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленький матке

Зелёное вымя сосёт»

«За горами, за жёлтыми долами

Протянулась тропа деревень…»

«Выткался на озере алый цвет зари…»

«Чёрный человек

Глядит на меня в упор.

И глаза покрываются

Голубой блевотой…»

8

В

процессе

работы каждая

группа

составляла

свою

таблицу,

презентовала

её,

выслушивала

сообщения

других

проектантов-

исследователей.

Итогом

всей

работы

была

общая

таблица

(кластер)

«Символика цвета в творчестве Сергея Есенина». Домашним заданием стала

письменная работа «Каким я вижу Есенина».

Используемая литература:

1.

Шкель

В.Ф.

Метод

проектов

в

образовательном

процессе.

Учебно

-

методическое пособие. – Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2010. – 40 с.

2. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания

школьников: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России,

2005. - 128 с.

3.

Мухина

С.А.,

Соловьева

А.А.

Нетрадиционные

педагогические

технологии

в

обучении.

Новые

педагогические

и

информационные

технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат - М., 2000.

4.

Педагогические

технологии:

Учебное

пособие

для

студентов

педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. –

Серия «Педагогическое образование». – Ростов н/Д: Издательский

центр «Март», 2002. – 320 с.

5. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый

урок

(современная

технология).

Методическое

пособие.

М.:

Педагогическое общество России, 2003. - 112 с.

6.

Романовская

М.Б.

Метод

проектов

в

учебном

процессе.

Методическое пособие. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. –

160 с.

7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:

Практическое

пособие

для

работников

общеобразовательных

учреждений. – М.: АРКТИ, 2003. – 80 с.

8.

Щуркова

Н.Е.

Педагогическая

технология.

Второе

издание,

дополненное. М.: Педагогическое общество России, 2005. – 256 с.

9

10



В раздел образования