Автор: Равковская Анна Анатольевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ Кавалерская СОШ№3 Населённый пункт: хутор Кавалерский, Ростовская область Наименование материала: статья Тема: "Можно ли стать хорошим учителем"? Раздел: среднее образование
Можно ли стать хорошим учителем?
Можно ли стать хорошим учителем?Этот вопрос я снова и снова задаю себе.
Педагоги и психологи утверждают: можно. Но педагогическому мастерству
учатся, как учатся, например, искусству врача, пилота. Но здесь должно быть
главное – любовь к детям.
За плечами почти тридцать лет работы. Много это или мало? Думаю, для
педагога не бывает много или мало, потому что, принимая детей в 5 классе, я
всё начинаю заново. Естественно, оглядываешься назад; конечно, с годами
приходит мастерство, учишься на всем, что позволяет избежать ошибок,
потому что ошибки в работе педагога – это сломанные судьбы, судьбы детей,
которые верят в тебя, которые не делят нас на педагогов
первой или высшей
категории , принимают нас, чаще всего, как людей, в чьем профессионализме
они не сомневаются. В связи с этим меня, как учителя -словесника всё
больше и больше интересуют вопросы, связанные с тем, как воспитывать
стремление к знаниям, как выбрать из богатого арсенала методов и приёмов
обучения те, которые побуждали бы активно овладевать знаниями и
умениями. В.А.Сухомлинский говорил: «Ученик - человек величайшего
труда. Облегчайте ему подвиг познания!» Современные стандарты по
русскому языку и литературе требуют воспитания духовно развитой
личности, способной к созидательной деятельности в современном мире,
формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к
литературе и языку, к ценностям отечественной культуры,
социализированной и адаптированной к жизненным условиям. Настоящий
педагог болеет душой за результаты своей педагогической деятельности,
размышляет о том, как помочь своим воспитанникам понять себя и выстроить
свою жизнь в согласии с совестью и с пользой для окружающих. Мне как
учителю –словеснику хочется, чтобы мои выпускники стали умными,
добрыми, воспитанными, смогли находить достойный выход из любой
ситуации, научились понимать и чувствовать ценностное содержание жизни.
И поверьте , опыт здесь не важен.
Молодой педагог с пятилетним стажем,
если он творчески подходит к своей миссии, может дать значительно больше,
чем учитель , за плечами которого тридцать лет педагогической
деятельности.
Можно
найти
тысячу
причин,
чтобы
оправдать
свои
поступки,
бездействие
или
лень.
А
можно,
несмотря
ни
на
какие
преграды
или
возникшие трудности, идти вперёд, искать и находить, учиться, расти и
стараться и не сдаваться.
Сегодня я свыклась с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на
любую тему. Основная составляющая в работе учителя: «Дать каждому
ребёнку возможность проявить себя». «Ученик – это искра, которую мы
должны зажечь».
Современный учитель ведь не только должен учить детей, но и сам
учиться у своих учеников. Я изо дня в день учусь у своих питомцев. Я стою
между своим предметом и маленькой личностью. . Мой ученик– это человек,
преданный
своему
делу
и
своим
ученикам.
А
я
должна
быть
профессионалом,
владеющим
комплексом
качеств,
которые
способствуют
успешной передаче знаний. Когда надо, я могу быть артистом, художником,
потребуется
–
стану
писателем,
поэтом..
Я
-
помощник,
советчик,
воспитатель ещё неокрепших юных сердец, защитник, стремящийся уберечь
своих воспитанников в водовороте жизни. Я должна быть
архитектором,
инженером человеческих душ.
Я убеждена в том, что учитель- это искатель, готовый положить на алтарь
образования свою душу,
У Ш.А. Амонашвили есть три заповеди, следуя которым учитель может
добиться многого.
Первая - верить в ребёнка. Верить, что любой ребёнок есть безграничная
сущность. Верить без тени сомнения и всегда помнить, что в классе нет
лентяев и бестолковых учеников. Просто все дети разные и требуют разного
подхода.
Как
поступать?
Если
учитель
будет
принимать
какого-нибудь
ученика как «слабого», тот, может быть, слабым и останется. А если будет
искать в этом ученике зерно силы, он и сделает его сильным.
Педагог
должен
уважать
ребенка.
Сегодня
учителя
ребенок
не
может
интересовать
только
как
ученик.
У
каждого
ребёнка
свои
качества,
потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к нему как
человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем,
каким он должен стать, а понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с
его трудностями в учебе, переживаниями. У современного хорошего учителя
должен
быть
построен
индивидуальный
образовательный
маршрут
для
каждого ученика.
Ребенка не надо переделывать. Его надо принимать таким, каков он
есть.
Однажды я попросила своих ребят девятиклассников в период подготовки к
ОГЭ продолжить фразу: Хороший учитель – это:
В результате получила:
- человек, который может дать ответы на любые вопросы;
-понятно объясняющий тему, и, чтобы смог заинтересовать ученика уроком;
-учитель, который хорошо знает свой предмет, находит общий язык с
учениками и не ограничивает знания только своим предметом;
- понимающий проблемы других, готовый учиться у своих учеников;
- человек, который своими знаниями может помочь ученику стать
полноценным, взрослым, успешным человеком.
А один из учеников написал так: «Хороший учитель-это человек, похожий на
мою маму, такой же чистый, светлый, добрый, понимающий».Пожалуй, ради
таких признаний мы и работаем.
Статью хочется закончить следующими словами Л. Толстого.: «Счастье не в
том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что
делаешь». В этом суть и назначение моего учительского труда.