Напоминание

"Можно ли стать хорошим учителем"?


Автор: Равковская Анна Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Кавалерская СОШ№3
Населённый пункт: хутор Кавалерский, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Можно ли стать хорошим учителем"?
Раздел: среднее образование





Назад






Можно ли стать хорошим учителем? Можно ли стать хорошим учителем?Этот вопрос я снова и снова задаю себе. Педагоги и психологи утверждают: можно. Но педагогическому мастерству учатся, как учатся, например, искусству врача, пилота. Но здесь должно быть главное – любовь к детям. За плечами почти тридцать лет работы. Много это или мало? Думаю, для педагога не бывает много или мало, потому что, принимая детей в 5 классе, я всё начинаю заново. Естественно, оглядываешься назад; конечно, с годами приходит мастерство, учишься на всем, что позволяет избежать ошибок, потому что ошибки в работе педагога – это сломанные судьбы, судьбы детей, которые верят в тебя, которые не делят нас на педагогов первой или высшей категории , принимают нас, чаще всего, как людей, в чьем профессионализме они не сомневаются. В связи с этим меня, как учителя -словесника всё больше и больше интересуют вопросы, связанные с тем, как воспитывать стремление к знаниям, как выбрать из богатого арсенала методов и приёмов обучения те, которые побуждали бы активно овладевать знаниями и умениями. В.А.Сухомлинский говорил: «Ученик - человек величайшего труда. Облегчайте ему подвиг познания!» Современные стандарты по русскому языку и литературе требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. Настоящий педагог болеет душой за результаты своей педагогической деятельности, размышляет о том, как помочь своим воспитанникам понять себя и выстроить свою жизнь в согласии с совестью и с пользой для окружающих. Мне как учителю –словеснику хочется, чтобы мои выпускники стали умными, добрыми, воспитанными, смогли находить достойный выход из любой ситуации, научились понимать и чувствовать ценностное содержание жизни. И поверьте , опыт здесь не важен. Молодой педагог с пятилетним стажем, если он творчески подходит к своей миссии, может дать значительно больше, чем учитель , за плечами которого тридцать лет педагогической деятельности. Можно найти тысячу причин, чтобы оправдать свои поступки, бездействие или лень. А можно, несмотря ни на какие преграды или возникшие трудности, идти вперёд, искать и находить, учиться, расти и стараться и не сдаваться. Сегодня я свыклась с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую тему. Основная составляющая в работе учителя: «Дать каждому ребёнку возможность проявить себя». «Ученик – это искра, которую мы должны зажечь». Современный учитель ведь не только должен учить детей, но и сам учиться у своих учеников. Я изо дня в день учусь у своих питомцев. Я стою между своим предметом и маленькой личностью. . Мой ученик– это человек,
преданный своему делу и своим ученикам. А я должна быть профессионалом, владеющим комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, я могу быть артистом, художником, потребуется – стану писателем, поэтом.. Я - помощник, советчик, воспитатель ещё неокрепших юных сердец, защитник, стремящийся уберечь своих воспитанников в водовороте жизни. Я должна быть архитектором, инженером человеческих душ. Я убеждена в том, что учитель- это искатель, готовый положить на алтарь образования свою душу, У Ш.А. Амонашвили есть три заповеди, следуя которым учитель может добиться многого. Первая - верить в ребёнка. Верить, что любой ребёнок есть безграничная сущность. Верить без тени сомнения и всегда помнить, что в классе нет лентяев и бестолковых учеников. Просто все дети разные и требуют разного подхода. Как поступать? Если учитель будет принимать какого-нибудь ученика как «слабого», тот, может быть, слабым и останется. А если будет искать в этом ученике зерно силы, он и сделает его сильным. Педагог должен уважать ребенка. Сегодня учителя ребенок не может интересовать только как ученик. У каждого ребёнка свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к нему как человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями. У современного хорошего учителя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика. Ребенка не надо переделывать. Его надо принимать таким, каков он есть. Однажды я попросила своих ребят девятиклассников в период подготовки к ОГЭ продолжить фразу:
Хороший учитель – это:

В результате получила:
- человек, который может дать ответы на любые вопросы; -понятно объясняющий тему, и, чтобы смог заинтересовать ученика уроком; -учитель, который хорошо знает свой предмет, находит общий язык с учениками и не ограничивает знания только своим предметом; - понимающий проблемы других, готовый учиться у своих учеников; - человек, который своими знаниями может помочь ученику стать полноценным, взрослым, успешным человеком. А один из учеников написал так: «Хороший учитель-это человек, похожий на мою маму, такой же чистый, светлый, добрый, понимающий».Пожалуй, ради таких признаний мы и работаем. Статью хочется закончить следующими словами Л. Толстого.: «Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь». В этом суть и назначение моего учительского труда.


В раздел образования