Автор: Корощенко Юлия Николаевна
Должность: студентка
Учебное заведение: НИУ БелГУ
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: ПОСТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТАРШЕКЛАССНИКА В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
Раздел: среднее образование
ПОСТРОЕНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ТРАЕКТОРИИ СТАРШЕКЛАССНИКА В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
В наше время главным результатом школьного образования должна стать
готовность выпускников к непрерывному образованию, умению отстаивать
своё
мнение,
находить
решения
сложных
жизненных
вопросов
и
самостоятельно осуществлять выбор будущей специальности. В этом плане
профильное
обучение
старшеклассников
позволяет
решить
проблему
профессионального
самоопределения,
расширить
возможно сть
обоснованного выбора профильного направления в процессе обучения и при
этом учитывать индивидуальные интересы, способности и склонности.
У профильной школы появляется возможность дифференцировать и
индивидуализировать
обучение,
изменить
структуру
образовательного
процесса и при этом учесть интересы, склонности и способности детей, а так
же предоставить старшеклассникам возможность подготовки в соответствии
с их профессиональными интересами и планами на продолжение образования
[1].
Значит, профильное обучение призвано реализовать учебный процесс,
дать
возможность
выстраивания
индивидуальной
образовательной
траектории,
обеспечить
углубленное
изучение
отдельных
школьных
предметов,
предоставить
возможность
равного
доступа
к
полноценному
образованию разным категориям обучающихся.
Индивидуальная образовательная траектория выступает, как результат
реализации
личностного
потенциала
ученика
в
образовании
через
осуществление
соответствующих
видов
деятельности.
На
практике
индивидуальная
образовательная
траектория
реализуется
как
программа
образовательной
деятельности
старшеклассника,
разработанная
им
совместно
с
педагогом
[2].
Результатами
реализованной
на
практике
индивидуальной
образовательной
траектории
должны
стать:
достижение
базового
общеобразовательного
уровня
знаний
по
школьным
предметам,
умение
принимать
сложные
решения,
анализируя
и
оценивая
при
этом
вариативность
исходов,
а
также
знания,
умения
и
навыки
повышенного
уровня в соответствии с выбранными предметами для углубленного изучения
Возможность
индивидуальной
траектории
образования
ученика
предполагает,
что
ученик
может
самостоятельно
выбирать
различные
подходы к изучению темы, при этом учитель может направлять деятельность
ученика, помогать ему, указывать на ошибки и корректировать их. Согласно
исследованиям, 88% старшеклассников считают, что существующее сегодня
общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и
построения дальнейшей профессиональной карьеры [3]. В наше время среди
учащихся
и
их
родителей
сформировалось
устойчивое
мнение
о
необходимости
дополнительной
специализированной
подготовки
старшеклассников
для
сдачи
государственных
экзаменов
и
прохождения
вступительных испытаний для дальнейшего обучения в вузах. Традиционная
непрофильная
подготовка
старшеклассников
в
общеобразовательных
учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом,
породила
многочисленные
подготовительные
отделения
ву зо в ,
репетиторство, платные курсы. 45 из 100 опрошенных учащихся сказали, что
в свое свободное время они читают дополнительную литературу, находят
различную интересную для них информацию, творчески развиваются, еще 15
человек
ответили,
что
стараются
индивидуализировать
свой
процесс
обучения и, прибегая к помощи преподавателя, выстроили индивидуальную
образовательную траекторию.
Согласно проведенному опросу, все учащиеся имеют приблизительное
представление о понятии индивидуальной образовательной траектории, но
практически треть из них не представляют о том, как она реализуется на
практике.
Это
является
необходимым
поводом
для
структурирования
педагогом совместно с каждым обучающимся программы его действий на
каждом
фиксированном
этапе
обучения.
Учащийся
с
помощью
педагога
выступает
в
роли
организатора
своего
образования:
формулировка
цели,
отбор
тематики,
предполагаемые
конечные
образовательные
продукты
и
формы их представления, составление учебно-тематического плана, отбор
средств и способов деятельности, выстраивание системы контроля и
оценки деятельности, установление сроков освоения содержания.
Таким образом, современная система образования, ориентированная на
поиск путей повышения успеваемости учащихся все чаще обращается к
индивидуальным
образовательным
технологиям,
которые
призваны
учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. В связи с этим,
одним
из
наиболее
прогрессивных
направлений
стало
построение
индивидуальных
образовательных
траекторий
школьников.
Разработка
индивидуальных образовательных траекторий на старшей ступени обучения
позволяет
создать
необходимую
образовательную
среду,
которая,
ориентируясь
на
индивидуальные
качества
и
возможности
учащихся,
реализует цели и задачи образования и, именно поэтому, она уже принесла
заметные положительные результаты.
Список литературы:
1.
Соловьева
Ю.Н.
Актуальность
проблемы
профильного
обучения
//
Дополнительное образование и воспитание/ Туризм: наука и образование
- 2007. - № 1.
2.
Артюхова И.С. Как выбрать профиль обучения: Родительское собрание //
Биология в школе. - 2005. - №6. - С.16-18
3.
Ускова Н.П. Профориентационная работа с учащимися в условиях
профилизации школы // Объединенный научный журнал. - №25. - Москва.
– 2006