Напоминание

ПОСТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТАРШЕКЛАССНИКА В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ


Автор: Корощенко Юлия Николаевна
Должность: студентка
Учебное заведение: НИУ БелГУ
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: ПОСТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТАРШЕКЛАССНИКА В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
Раздел: среднее образование





Назад




ПОСТРОЕНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ТРАЕКТОРИИ СТАРШЕКЛАССНИКА В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

В наше время главным результатом школьного образования должна стать

готовность выпускников к непрерывному образованию, умению отстаивать

своё

мнение,

находить

решения

сложных

жизненных

вопросов

и

самостоятельно осуществлять выбор будущей специальности. В этом плане

профильное

обучение

старшеклассников

позволяет

решить

проблему

профессионального

самоопределения,

расширить

возможно сть

обоснованного выбора профильного направления в процессе обучения и при

этом учитывать индивидуальные интересы, способности и склонности.

У профильной школы появляется возможность дифференцировать и

индивидуализировать

обучение,

изменить

структуру

образовательного

процесса и при этом учесть интересы, склонности и способности детей, а так

же предоставить старшеклассникам возможность подготовки в соответствии

с их профессиональными интересами и планами на продолжение образования

[1].

Значит, профильное обучение призвано реализовать учебный процесс,

дать

возможность

выстраивания

индивидуальной

образовательной

траектории,

обеспечить

углубленное

изучение

отдельных

школьных

предметов,

предоставить

возможность

равного

доступа

к

полноценному

образованию разным категориям обучающихся.

Индивидуальная образовательная траектория выступает, как результат

реализации

личностного

потенциала

ученика

в

образовании

через

осуществление

соответствующих

видов

деятельности.

На

практике

индивидуальная

образовательная

траектория

реализуется

как

программа

образовательной

деятельности

старшеклассника,

разработанная

им

совместно

с

педагогом

[2].

Результатами

реализованной

на

практике

индивидуальной

образовательной

траектории

должны

стать:

достижение

базового

общеобразовательного

уровня

знаний

по

школьным

предметам,

умение

принимать

сложные

решения,

анализируя

и

оценивая

при

этом

вариативность

исходов,

а

также

знания,

умения

и

навыки

повышенного

уровня в соответствии с выбранными предметами для углубленного изучения

Возможность

индивидуальной

траектории

образования

ученика

предполагает,

что

ученик

может

самостоятельно

выбирать

различные

подходы к изучению темы, при этом учитель может направлять деятельность

ученика, помогать ему, указывать на ошибки и корректировать их. Согласно

исследованиям, 88% старшеклассников считают, что существующее сегодня

общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и

построения дальнейшей профессиональной карьеры [3]. В наше время среди

учащихся

и

их

родителей

сформировалось

устойчивое

мнение

о

необходимости

дополнительной

специализированной

подготовки

старшеклассников

для

сдачи

государственных

экзаменов

и

прохождения

вступительных испытаний для дальнейшего обучения в вузах. Традиционная

непрофильная

подготовка

старшеклассников

в

общеобразовательных

учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом,

породила

многочисленные

подготовительные

отделения

ву зо в ,

репетиторство, платные курсы. 45 из 100 опрошенных учащихся сказали, что

в свое свободное время они читают дополнительную литературу, находят

различную интересную для них информацию, творчески развиваются, еще 15

человек

ответили,

что

стараются

индивидуализировать

свой

процесс

обучения и, прибегая к помощи преподавателя, выстроили индивидуальную

образовательную траекторию.

Согласно проведенному опросу, все учащиеся имеют приблизительное

представление о понятии индивидуальной образовательной траектории, но

практически треть из них не представляют о том, как она реализуется на

практике.

Это

является

необходимым

поводом

для

структурирования

педагогом совместно с каждым обучающимся программы его действий на

каждом

фиксированном

этапе

обучения.

Учащийся

с

помощью

педагога

выступает

в

роли

организатора

своего

образования:

формулировка

цели,

отбор

тематики,

предполагаемые

конечные

образовательные

продукты

и

формы их представления, составление учебно-тематического плана, отбор

средств и способов деятельности, выстраивание системы контроля и

оценки деятельности, установление сроков освоения содержания.

Таким образом, современная система образования, ориентированная на

поиск путей повышения успеваемости учащихся все чаще обращается к

индивидуальным

образовательным

технологиям,

которые

призваны

учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. В связи с этим,

одним

из

наиболее

прогрессивных

направлений

стало

построение

индивидуальных

образовательных

траекторий

школьников.

Разработка

индивидуальных образовательных траекторий на старшей ступени обучения

позволяет

создать

необходимую

образовательную

среду,

которая,

ориентируясь

на

индивидуальные

качества

и

возможности

учащихся,

реализует цели и задачи образования и, именно поэтому, она уже принесла

заметные положительные результаты.

Список литературы:

1.

Соловьева

Ю.Н.

Актуальность

проблемы

профильного

обучения

//

Дополнительное образование и воспитание/ Туризм: наука и образование

- 2007. - № 1.

2.

Артюхова И.С. Как выбрать профиль обучения: Родительское собрание //

Биология в школе. - 2005. - №6. - С.16-18

3.

Ускова Н.П. Профориентационная работа с учащимися в условиях

профилизации школы // Объединенный научный журнал. - №25. - Москва.

– 2006



В раздел образования