Напоминание

Эффективное патриотическое воспитание среднего профессионального образования.


Автор: Лёля Людмила Львовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГАПОУ РХ " Аграрный техникум"
Населённый пункт: п.Шира Ширинского района Республика Хакасия
Наименование материала: стотья о патриотическом воспитании
Тема: Эффективное патриотическое воспитание среднего профессионального образования.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Эффективное патриотическое воспитание среднего

профессионального образования.

Л.Л.Лёля.

Время показало важность работы по патриотическому воспитанию обучающихся. Владимир Путин

заявил, выступая на заседании организационного комитета «Победа» (5 апреля 2016 года):

Патриотическое воспитание должно стать органичной частью жизни нашего общества. Должное

внимание к этой работе позволит решить ряд животрепещущих воспитательных вопросов, стоящих

перед образовательными учреждениями, в особенности перед учреждениями среднего

профессионального образования.

Любой процесс, связанный с повышением эффективности патриотического воспитания

обучающихся, требует определения конкретных целей. Они представлены, во-первых, обеспечением

соответствия предлагаемых педагогических мер нормативным требованиям и условиям учебно-

воспитательного процесса учебного заведения; во- вторых, созданием условий для повышения

эффективности патриотического воспитания обучающихся и реализации этих воздействий в учебно-

воспитательном процессе.

Особенностью процесса повышения эффективности патриотического воспитания

обучающихся является необходимость такой мотивационной и мировоззренческой основы, которая

обеспечивает её направленность на результат, основные требования к которому сформулированы в

квалификационной характеристике на выпускника среднего профессионального учебного заведения.

Целенаправленность повышения эффективности патриотического воспитания обучающихся

подразумевает постановку соответствующей цели при организационных изменениях данного

процесса.

Системность планирования предполагает постоянную, непрерывную, педагогически

обоснованную деятельность субъектов патриотического воспитания, обеспечивающую

целесообразную взаимосвязь методов, форм и средств для получения высоких

патриотических качеств у обучающихся, необходимых в повседневной и профессиональной

деятельности в современных условиях.

К условиям эффективной организации патриотического воспитания в системе среднего

профессионального образования относится методологическое, организационное. Материальное и

информационное обеспечение, а также наличие в учебном заведении СПО воспитывающей

атмосферы.

Методологическое обеспечение предполагает знание преподавателем нормативных

документов органов образования по вопросам патриотического воспитания.

Организационное обеспечение предполагает функциональное определение места каждого

работника учебного заведения СПО в системе патриотического воспитания обучающихся. Кроме

того, данный компонент предусматривает координацию усилий учебного заведения, семьи,

общественности в решении задач подготовки обучающихся к профессиональной деятельности.

Организационное обеспечение обязательно предполагает учет задач патриотического воспитания в

плане воспитательной работы учебного заведения.

Материальное обеспечение имеет целью создание совершенной учебно- материальной базы.

Позволяющей решать задачи патриотического воспитания обучающихся на уровне современных

требований.

Информационное обеспечение – одна из важнейших предпосылок реального управления

системой патриотического воспитания в учебном заведении СПО, так как предполагает:

* информированности каждого классного руководителя об участии обучающихся в

непосредственной патриотической деятельности (пути получения информации: учет занятости

обучающихся в военно-патриотических клубах, секциях);

* систематическое знакомство педагогов с передовым опытом работы по патриотическому

воспитанию обучающихся.

Наличие воспитывающей атмосферы также является необходимым компонентом

всестороннего обеспечения системы патриотического воспитания обучающихся в учебном

заведении СПО. Эта атмосфера обеспечивается созданием и творческим развитием традиций

патриотического воспитания в учебном заведении; учетом патриотической тематики в

оформлении учебного заведения; повышенным вниманием классных руководителей и

преподавателей к символам и ритуалам государства; массовым охватом обучающихся

разнообразными видами патриотической деятельности.

Отражение работы по повышению эффективности патриотического воспитания

обучающихся в документах учебного заведения должно осуществляться путем планирования

соответствующих мероприятий на всех управленческих уровнях. Различие в планировании

подобного рода заключается в том, что мероприятия учебного заведения в значительной

степени направлены на совершенствование различных видов учебных занятий, в то время как

мероприятия, планируемые вышестоящими инстанциями, относятся ко всему

патриотическому воспитанию.

Учет вопросов повышения эффективности патриотического воспитания обучающихся в

методической работе учебного заведения осуществляется в процессе планирования и

проведения методических мероприятий. К ним относятся: организация и проведение учебно-

методических сборов, совещаний, научно-методических конференций, семинаров и

методических занятий; проведение методических педагогических экспериментов и внедрение

их результатов в учебно-воспитательный процесс.

Целевой компонент деятельности, должен опираться на соответствующее содержание

организационно-методической работы. К ней относятся сами мероприятия, спланированные в

интересах повышения эффективности патриотического воспитания обучающихся учебных

заведений среднего профессионального образования. Под этим содержанием понимается, во-

первых, методическое и научное содержание мероприятий; во-вторых, профессионально-

психологическое сопровождение патриотического воспитания для выявления возникающих

трудностей; в-третьих собственно педагогическая деятельность, обеспечивающая

формирование и развитие необходимых патриотических качеств у обучающихся и адаптации

их индивидуальных патриотических качеств к требуемым.

Качественные характеристики иллюстрируют эффективность воздействия

патриотических мероприятий на личностные качества обучающихся. Так беседы на эту тему

показали, что большинство не считает эффективными массовые мероприятия, не видят

конструктивности в подведении итогов, считают неэффективными такие формы, как вечера

вопросов и ответов, встречи с руководством. С другой стороны, опрошенные приветствуют

такие мероприятия, которые требуют активного личного участия в них- например, научные

конференции и семинары, проводимые по темам, которые исходят от обучающихся и самих

педагогов.

Степень охвата педагогическими воздействиями в ходе патриотического воспитания

выражается в количестве обучающихся, непосредственно участвующих в данном процессе.

К сожалению, обучающиеся не всегда имеют возможность участвовать в данной работе. Они

зачастую совмещают обучение с подработкой – это примета нашего времени. Соответственно,

необходимо вносить коррективы в налаживание интерактивной связи с обучающимися.

Важнейшую роль играет подбор дидактического материала по общегуманитарным

дисциплинам. При надлежащей постановке этого вопроса охват обучающихся может быть

полноценным.

Таким образом, работа по патриотическому воспитанию, имеющая четко

сориентированные на контингент обучающихся цели и обеспеченная должной постановкой

содержательной стороны педагогического процесса, представляется плодотворной и

эффективной для широкого круга учреждений среднего профессионального образования.



В раздел образования