Автор: Старова Людмила Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1905
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Развитие
фонематического
восприятия
у
детей
дошкольного
возраста.
Фонематическое восприятия – способность воспринимать и различать
звуки речи.
Успешное овладение детьми чтением и письмом невозможно без
сравнительно высокого уровня развития устной речи детей ( правильного
звукопроизношения), развития фонематического (звукового) анализа и
синтеза слов, а также развития внимания и памяти.
На основе фонематического восприятия дети учатся выделять в речи
окружающих фразы, понимать смысл слова, соотносить их с конкретными
предметами, явлениями, действиями.
Этапы работы по формированию фонематического восприятия.
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить
следующие этапы:
1 этап- узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных
игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать
неречевые
звуки.
Эти
занятия
способствуют
также
развитию
слухового
внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей
дифференцировать фонемы).
2 этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых
з в у к о в ,
с л о в ,
ф р а з .
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и
тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова
3
этап —
различение
слов,
близких
по
своему
звуковому
составу.
На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому
составу.
4 этап – дифференциация слогов. На данном этапе детей учат различать
слоги.
5
этап –
дифференциация
фонем.
На
этом
этапе
дети
учатся
различать
фонемы
родного
языка.
Начинать
нужно
обязательно
с
дифференциации
гласных звуков.
6
э т а п —
развитие
навыков
элементарного
звукового
анализа.
Задачей
последнего
этапа
является
формирование
у
детей
навыков
элементарного
звукового
анализа.
Начинается
эта
работа
с
того,
что
дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух
и
трехсложные
слова.
Педагог
должен
объяснить
и
показать
детям,
как
отхлопывать слова разной сложности, как выделять при э том ударный слог.
Далее проводится анализ гласных звуков.
Для
формирования
фонематического восприятия
детей
используют
такие
игры как:
Для детей младшего дошкольного возраста необходимо начать работу по
формированию фонематического восприятия 1 и 2 этапа.
Рекомендуемые игры:
1. Игра «Что ты слышишь?» Детям предлагается посидеть тихо и
постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги,
отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок
воспроизводит те же действия и по возможности называет их.
2.Игра «Угадай по звуку» - определение предмета по характеру звука. На
столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи,
ножницы. Детям демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы:
помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п.,
затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая
на него рукой или называя его.
3.Игра: «Угадай что звучит» Наглядный материал: барабан, бубен,
колокольчик, гитара, ширма.
Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик,
бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят
названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на
барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет
игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание
указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают,
и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в
бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет,
отчетливо произносили его название
4. Игра «Узнай по голосу» Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с
завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому
прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а
водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.
5. Игра «Три медведя»
Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей –
большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях,
произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то
высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звук и высоту голоса
одновременно поднять соответствующую картинку.
6. Игра «Животные и их детёныши»
Ход игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей –
коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый
произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети
должны, ориентируясь на звук и высоту голоса одновременно поднять
соответствующую картинку.