Напоминание

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста


Автор: Старова Людмила Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1905
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие

фонематического

восприятия

у

детей

дошкольного

возраста.

Фонематическое восприятия – способность воспринимать и различать

звуки речи.

Успешное овладение детьми чтением и письмом невозможно без

сравнительно высокого уровня развития устной речи детей ( правильного

звукопроизношения), развития фонематического (звукового) анализа и

синтеза слов, а также развития внимания и памяти.

На основе фонематического восприятия дети учатся выделять в речи

окружающих фразы, понимать смысл слова, соотносить их с конкретными

предметами, явлениями, действиями.

Этапы работы по формированию фонематического восприятия.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить

следующие этапы:

1 этап- узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных

игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать

неречевые

звуки.

Эти

занятия

способствуют

также

развитию

слухового

внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей

дифференцировать фонемы).

2 этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых

з в у к о в ,

с л о в ,

ф р а з .

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и

тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова

3

этап

различение

слов,

близких

по

своему

звуковому

составу.

На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому

составу.

4 этап – дифференциация слогов. На данном этапе детей учат различать

слоги.

5

этап

дифференциация

фонем.

На

этом

этапе

дети

учатся

различать

фонемы

родного

языка.

Начинать

нужно

обязательно

с

дифференциации

гласных звуков.

6

э т а п

развитие

навыков

элементарного

звукового

анализа.

Задачей

последнего

этапа

является

формирование

у

детей

навыков

элементарного

звукового

анализа.

Начинается

эта

работа

с

того,

что

дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух

и

трехсложные

слова.

Педагог

должен

объяснить

и

показать

детям,

как

отхлопывать слова разной сложности, как выделять при э том ударный слог.

Далее проводится анализ гласных звуков.

Для

формирования

фонематического восприятия

детей

используют

такие

игры как:

Для детей младшего дошкольного возраста необходимо начать работу по

формированию фонематического восприятия 1 и 2 этапа.

Рекомендуемые игры:

1. Игра «Что ты слышишь?» Детям предлагается посидеть тихо и

постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги,

отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок

воспроизводит те же действия и по возможности называет их.

2.Игра «Угадай по звуку» - определение предмета по характеру звука. На

столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи,

ножницы. Детям демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы:

помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п.,

затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая

на него рукой или называя его.

3.Игра: «Угадай что звучит» Наглядный материал: барабан, бубен,

колокольчик, гитара, ширма.

Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик,

бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят

названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на

барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет

игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание

указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают,

и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в

бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет,

отчетливо произносили его название

4. Игра «Узнай по голосу» Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с

завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому

прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а

водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.

5. Игра «Три медведя»

Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей –

большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях,

произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то

высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звук и высоту голоса

одновременно поднять соответствующую картинку.

6. Игра «Животные и их детёныши»

Ход игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей –

коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый

произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети

должны, ориентируясь на звук и высоту голоса одновременно поднять

соответствующую картинку.



В раздел образования