Автор: Пудовкина Наталья Викторовна
Должность: психолог в социальной сфере
Учебное заведение: МКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: г. Мыски Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: Социальная работа с подростками девиантного поведения на примере МКУ "Социальный центр для несовершеннолетних" г. Мыски
Раздел: дополнительное образование
Социальная работа с подростками девиантного поведения
на
примере МКУ «Социальный центр для несовершеннолетних» г. Мыски
Профилактика асоциального поведения является на сегодняшний день
актуальной проблемой нашего общества, социальная адаптация подростков
из асоциальной среды вызывают неподдельную тревогу, а укоренение норм
неблагополучной среды, в которой дети получают свой первый жизненный
опыт ведут к деградации развивающейся личности.
Под
профилактикой
подразумеваются
научно
обоснованные
и
своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
1.
Предотвращение
возможных
физических,
психологических
или
социокультурных отклонений как у отдельных подростков так и групп риска;
2. Сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и
здоровья людей;
3.
Содействие
личности
в
достижении
поставленных
целей
и
раскрытие её внутренних потенциалов.
Профилактическая
социальная
работа
подразумевает
проведение
мероприятий
по
предупреждению
социально
зависимых
нарушений
соматического, психического и репродуктивного здоровья, формированию
здорового образа жизни, обеспечению социальной защиты прав граждан в
вопросах охраны здоровья.
Профилактическая социальная работа подразделяется на два вида:
1) первичная профилактика;
2) вторичная профилактика.
Задача первичной профилактики - предупреждение развития у человека
патологических
состояний,
т.е.
проведение
социально-экономического
анализа, формирование у населения представлений о социальных нормах,
правовой
грамотности,
здоровом
образе
жизни,
активной
жизненной
позиции.
Вторичная профилактика направлена на предупреждение дальнейшего
прогрессирования
социальной
дезадаптации
и
профилактических
мероприятий по предупреждению (пресечению) отклоняющегося поведения
подростков,
а
также
решение
целого
ряда
социальных
задач.
При
этом
проводится социальная экспертиза трудоспособности, определяется трудовой
прогноз,
изучается
влияние
социальных
факторов
на
развитие
личности
подростка.
При работе с воспитанником, имеющим в багаже асоциальный опыт,
нужны
целенаправленное
формирование
у
него
интенсивной
жизненной
позиции, мешающей развитию общественного иждивенчества, нравственная
поддержка,
обучение
приёмам
продуктивного
взаимодействия.
Вторым
направлением
профилактической
работы
учреждения
социальной
реабилитации считается предложение поддержки воспитаннику в решении
правовых задач, обеспечении его жизненно необходимыми составляющими:
питание, одежда, кров, медицинская и психолого-педагогичекая помощь.
Значимым направлением профилактической работы считается общая с
воспитанниками работа по предупреждению возникновения (или, в случае их
наличия – их исключения) вредных привычек (курение, злоупотребление
спиртным). Актуальной в настоящее время является профилактика таких
социальных
патологий,
как
преступность,
алкоголизм,
наркомания
и
токсикомания.
Целью
профилактики
является
создание
предпосылки
для
формирования законопослушного высоконравственного поведения граждан.
Формы и виды профилактических мероприятий разнообразны. Исходя из
стадии предупредительного воздействия, они могут быть определены как:
- нейтрализующие;
- компенсирующие;
-
предупреждающие
возникновение
обстоятельств,
способствующих
социальным отклонениям;
- устраняющие эти обстоятельства;
-
мероприятия
по
осуществлению
последующего
контроля
за
проведенной профилактической работой и ее результатами.
Одно
из
направлений
профилактики
девиантного
поведения
-
это
пропаганда
здорового
образа
жизни
и
реализация
различных
программ
укрепления
здоровья.
В
ходе
такой
работы
поощряется
развитие
альтернативных привычек (занятие спортом, активный досуг без табака и
алкоголя, обоснованный и здоровый режим труда и питания и т.п.), которые
могут
стать
барьером,
препятствующим
поведению,
наносящему
вред
здоровью, и служить альтернативой употребления наркотиков и других ПАВ.
Практика реализации данного направления доказала свою эффективность.
Следующее направление - личностно ориентированное. Механизм его
реализации
нацелен
на
то,
чтобы,
используя
различные
формы
занятий,
сформировать
у
человека
навыки
самостоятельного
принятия
решений,
противостояния
давлению
группы,
преодоления
жизненных
стрессовых
ситуаций, а также проблем общения.
Существуют различные программы в этом направлении. Их общая цель
- научить воспитанника центра управлять собой и объективно оценивать свои
действия и поступки, развивать его веру в свои силы и возможности, помочь
ему достигнуть социально значимых результатов в жизни.
Стратегия
предупреждения
девиантного
поведения
воспитанника
социального
центра
предусматривает
содержание
профилактических
мероприятий, содержащих:
диагностику
личностного
развития
воспитанника,
определение
его
личностных
ресурсов,
позволяющих
формированию
личностных
и
поведенческих новообразований;
формирование
личностных
ресурсов,
обеспечивающих
развитие
у
детей
и
молодежи
социально-нормативного
жизненного
стиля
с
доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки
на отказ от приема психоактивных веществ;
формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и
подростков
законопослушного,
успешного
и
ответственного
поведения,
а
также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, попавшему в
трудную
жизненную
ситуацию,
сдерживающих
его
разрыв
с
семьей
и
помогающих ему на стадии социальной реабилитации;
внедрение
в
реабилитационной
среде
социального
учреждения
для
детей
и
подростков
инновационных
педагогических
и
психологических
технологий,
обеспечивающих
развитие
социальных
ценностей,
норм
общественной
жизни
и
мотивов
формирования
новых,
социально
одобряемых форм поведения;
развитие
социально-поддерживающей
инфраструктуры,
включающей
семью в микросоциальное окружение ребенка «группы риска « и ребенка,
уже
имеющего
негативный
социальный
опыт,
симптоматику
девиантного
поведения.
При
поступлении
подростка
в
центр
на
первое
место
встаёт
диагностика его личностного развития.
В
ходе
психодиагностической
работы
проводится
обследование
с
использованием
уже
разработанных
психодиагностических
методов
и
методик, результатом чего является получение информации о психических
свойствах
и
особенностях
конкретных
людей. По
способу
получения
психодиагностической
информации
психодиагностические
методики
разделяются на:
- объективные;
- стандартизированные испытания, или тесты;
- на клинические методы, ориентированные на «понимание», интерпретацию
(например
клиническая
беседа,
слабостандартизированные
проективные
методики и т. д.).
Наибольшее
распространение в практике психологической службы
социального
центра
получили
личностные тесты-опросники,
которые
представляют
собой
ряд
вопросов
или
утверждений
с
возможными
вариантами ответов (как правило, два или три). Ответ
на каждый пункт
опросника предопределяет степень выраженности той или иной черты. Под
чертой обычно понимается некая переменная, фиксирующая интегральную
диспозиционную
стратегию
поведения
человека,
складывающуюся
под
действием
различных
уровней
регуляции:
на
уровне
организма,
на
социально-нормативном уровне и на личностном уровне (Столин, 1983).
Психодиагностика
конституциональных
диспозиций
(темперамента)
проводится, как правило, с использованием опросника темперамента Стреляу
(Маришук, 1984) и опросника структуры темперамента Русалова [Русалов,
1990].
Два
базисных
параметра
индивидуальности,
«экстраверсию-
интроверсию» и «нейротизм-эмоциональную стабильность», диагностируют
с
помощью
опросника
Айзенка
(Лучшие
психологические
тесты,
1991).
Другие базисные параметры диагностируют с помощью опросников Майерс-
Бриге и Киерси (Овчинников и др., 1994), которые позволяют определять
психологический тип человека по следующим основаниям:
«экстраверсия-интроверсия»;
«ошущения-интуиция»;
«мышление-эмоциональность»;
«планомерность, рассудительность-импульсивность».
Диагностика
мотивации
с
помощью
опросников
основана
на
предпочтении
подростков
следовать
тем
или
иным
формам
поведения,
инициируемым
различными
типами
мотивации,
либо
на
предпочтении
некоторых
поведенческих
и
личностных
особенностей,
эмпирически
связанных
с
различными
типами
мотивации. Психолого-педагогическая
диагностика опирается на критерии нормы и позволяет выявить отклонения
от норм в социально-психологическом развитии подростка с девиантным
поведением.
Критерии психического здоровья подростка выражаются в следующих
позициях:
адекватность субъективных образов объективной действительности;
адекватность уровней зрелости эмоционально-волевой и интеллектуальной
сфер возрасту;
способность к саморегуляции поведения;
Свойства социального центра, как стационарного реабилитационного
учреждения, в котором проживают дети и подростки, оказавшиеся в трудной
жизненной ситуации или ситуации, опасной для жизни, могут способствовать
отождествлению с ним и его нормами.
Мы выделим, что может в этом плане дать воспитанникам социально-
реабилитационное учреждение:
Усилить нравственное воспитание детей и подростков
Гармонично
включать
в
реабилитационно-воспитательный
процесс
информацию социально идеологической направленности.
Ознакомить
воспитанников
с
современным
законодательством
Российской
Федерации
в
отношении
административной
и
уголовной
ответственности подростка за противоправные нарушения.
Обсудить связь наркомании с преступностью, заболеванием СПИДом,
половой распущенностью, меры их предупреждения.
Своевременно
оказывать
помощь
воспитанникам
в
решении
их
эмоциональных
проблем.
Особое
внимание
уделять
психолого-
педагогическому
сопровождению
подростков
группы
риска:
созависимые,
гиперактивные,
имеющие
опыт
отклоняющегося
поведения,
имеющие
академические и эмоциональные проблемы.
Организовать обучение детей и подростков в малых группах базовым
социальным умениям:
Общаться
Разрешать конфликтные ситуации
Преодолевать стресс
Принимать решения
Планировать свое будущее.
Управлять своим поведением на основе самопознания
При выявлении случаев употребления ПАВ своевременно вместе с
родителями формировать мотивацию отказа, выявлять причины, оказывать
необходимую психологическую помощь.
Профилактика
девиантного
поведения
в
социально-реабилитационных
учреждениях имеет немалую значимость – стационарное учреждение с четко
установленными
правилами
поведения,
общепризнанными
социальными
мерками
представляет
из
себя
неповторимую
и
очень
актуальную
«площадку» для принятия мер по профилактике.