Автор: Абдулжалилова Диана Иссаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС "Гнездышко"
Населённый пункт: ЯНАО город Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика экранной, компьютерной зависимости у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Профилактика экранной, компьютерной зависимости у
дошкольников.
Автор-составитель:
Воспитатель группы «Ласточка»
Абдулжалилова Д.И.
МАДОУ «ДС «Гнёздышко»
В последние годы все чаще обращаются
родители к психологу с проблемой зависимостей
детей
дошкольного
возраста
от
телевизора,
компьютера,
планшета
и
других
гаджетов.
Зависимость ребёнка от экрана необходимо как
можно
раньше
преодолевать.
Она
является
тормозом
нормального
развития
и
может
привести
к
печальным
последствиям. Поэтому
принимать
меры
по
предотвращению
её
развития важно именно в дошкольном и младшем
школьном
возрасте,
пока
это
не
стало
для
ребёнка большой проблемой.
Признаки экранной, компьютерной зависимости
Вы замечаете, что Ваш ребенок много времени проводит за экраном компьютера,
телевизора, планшета и т.д., он поглощает его.
Постоянно требует поставить мультики или смотрит все подряд.
Ребенок « выключается» из реального мира, становится рассеянным и
несобранным.
Постоянно старается улучить момент, чтобы включить компьютер, планшет или
телевизор.
Он перестал Вас слушаться, растет напряжение в отношениях.
Постоянно просит Вас скачать новые игры или скачивает их сам.
Обычные игры, прогулка, творчество становятся для ребенка неинтересны.
Ребенок отказывается от приема пищи, чтобы не отрываться от компьютера.
Какие проблемы могут возникнуть?
При
бесконтрольном
просиживании
ребенка
за
экраном
компьютера,
смартфона,
планшета,
игровых приставок и телевизора могут появиться
проблемы со здоровьем, такие как:
- ухудшается
зрение, слизистая оболочка глаз
страдает от сухости;
- портится осанка;
- появляются головные боли;
- появляются симптомы хронической усталости;
- нарушается сон и аппетит;
- снижается иммунитет.
Наряду с этим, у ребенка появляются проблемы в эмоциональной сфере: страхи, фобии,
агрессивность (особенно, если он играет в игры, связанные с насилием, «стрелялками»). А
также
различные
виды
навязчивости,
такие
как,
грызение
ногтей,
сосание
пальца,
подергивание частями тела, психофизиологических реакций - тиков, энуреза, вплоть до
заикания.
У ребенка могут появиться проблемы в социальном развитии
- у него нарушается восприятие реальности страдают отношения с Вами, с другими
людьми, в том числе со сверстниками;
- ребенок замыкается в себе, может стать грубым, агрессивным;
- при выраженной экранной зависимости ребенок может быть социально дезадаптирован;
- виртуальные друзья вытесняют реальных;
- у ребенка возникает эмоциональная холодность, не способность к сопереживанию,
контролировать свои поступки.
Это важно знать!
Продолжительность пребывания ребенка за компьютером не должна превышать 10
минут для детей 5 лет, 15-20 минут для детей 6-7 лет.
Установите на компьютере полезные программы, которые будут развивать вашего
ребенка.
Не рекомендуется допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще 2-3х
раз в неделю, больше одного раза в течение дня, а также поздно вечером, перед сном.
Следите за тем, во что играет ребенок, какие фильмы он смотрит.
Что делать?
С самого начала малышу следует предъявить четкие и жесткие правила пользования
телевизором , планшетом, компьютером. Твердый запрет того, что вы считаете вредным (и не
только в этой области) не является жестокостью. Конкретными и разумными ограничениями
вы делаете мир ребенка простым и ясным. Он начинает четко видеть его границы и
чувствует себя в безопасности;
запишите ребенка в кружок или секцию по интересам. Тогда, во-первых, у него будет
минимум времени на компьютер и телевизор, во-вторых, он будет увлечен живым общением
со сверстниками;
самим показывать пример. Не просиживать подолгу перед телевизором или часами
общаться в социальных сетях. Ребенок учится всему у Вас;
чаще играть с ребенком в обычные игры, способствующие сенсорному
развитию и внимательности
иногда вместо вечера у телевизора, компьютера, планшета можно организовать
прогулку всей семьей или игру: лото, игры-загадки, шашки, шахматы, конструктор,
игры в слова и т.д;
помочь ребенку найти общий язык со сверстниками, научить его манерам
общения, стараться чаще с ним разговаривать;
проявлять внимание к развитию его интересов и склонностей, поощрять его
творческие начинания;
следить за тем, чтобы ребенок должное время
уделял физическим нагрузкам;
корректно использовать право на запрет, так как
запретный плод всегда сладок.
Телевизор, компьютер, планшет и т.д., могут стать
Вашим помощником в развитии ребенка, а могут
стать средством, которое приведет вашего ребенка
к необратимому психическому обнищанию,
межличностным проблемам и зависимостей.