Авторы: Березина Ирина Борисовна, Лехтина Марина Вячеславовна
Должность: педагог- библиотекарь, заместитель директора по увр
Учебное заведение: МБОУ"Частинская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Пермский край Частинский район с. Частые
Наименование материала: Обобщение опыта по теме "Школа развития метапредметных компетенций".
Тема: "Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло…"
Раздел: среднее образование
Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло…
Образование – это то, что остаётся после того,
как всё выученное забудется.
Макс Лауэ
Эти строки Макса Лауэ, лауреата Нобелевской премии, произнесённые 100 лет тому назад, звучат
современно
и
своевременно
в
свете
сегодняшних
изменений
в
области
образования,
которые
вытекающие из реалий современной жизни.
Стремительное развитие науки, техники, постоянные изменения в социально-экономической сфере
выдвигают новые требования к выпускникам учреждений образования.
Сегодня
выпускник
школы
должен
много
чего
уметь: написать заявление, действовать по
инструкции, принимать самостоятельные оптимальные пути решения, ставить перед собой цели,
уметь
их
достигать,
вести
диалог,
работать
с
информацией,
быть
готовым
учиться
и
переучиваться,
осваивать
новые
виды
деятельности,
решать
проблемы
и
предлагать
нестандартные
решения,
работать
на
результат,
адаптироваться
в
изменяющихся
условиях,
нестандартных ситуациях. Эти базовые умения – залог будущего благополучия взрослого человека.
Школа была, есть и останется тем центром, куда приходят все. Следовательно, она должна
формировать
умения,
которые
сделают
её
выпускника
благополучным.
И
сегодня
государство
потребовало от школы ответственности за то, чтобы ученик, помимо знаний учебного предмета,
владел необходимыми умениями и навыками, позволяющими ему зрело вступить во взрослую жизнь.
Иными словами, школа должна ребёнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе»,
«научить работать».
В связи с этим возникла необходимость в переходе от предметно-знаниевой модели обучения к
интеллектуально-деятельностной,
что
может
быть
обеспечено
применением
метапредметного
подхода в обучении.
Метапредметный
подход
лежит
в
основе
Федеральных
государственных
образовательных
стандартов.
Необходимость метапредметного обучения сегодня очевидна. Дети в школе станут учиться с
интересом лишь тогда, когда они будут не просто узнавать от учителя или из учебников о сделанных
кем-то ранее открытиях, но сами смогут переоткрывать их или совершать свои собственные. Если
ситуация открытия будет заново представлена и прожита, то полученное знание уже никогда не
забудется. Ведь ещё Б. Паскаль считал, что «доводы, до которых человек додумывается сам, обычно
убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим». К тому же педагоги-психологи
утверждают, что учащиеся усваивают: 10 % от того, что они читают; 26 % от того, что они слышат; 30
% от того, что они видят; 50 % от того, что они видят и слышат; 70 % от того, что они обсуждают с
другими;
80
%
от
того,
что
обосновано
на
их
личном
опыте;
90
%
от
того,
что
они
говорят
(проговаривают) в то время, когда делают; 95 % от того, чему учатся сами.
При
изучении
и
освоении
метапредметного
подхода
перед
учителями
нашей
школы
обозначились следующие задачи:
определить, что такое метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы, как
они соотносятся друг с другом;
овладеть организационными, технологическими и методическими приемами (инновационными
технологиями) развития метапредметных компетенций обучающихся;
овладеть технологиями
моделирования, конструирования, проектирования метапредметного
урока;
овладеть новой ролью учителя (метаучитель);
ответить на вопросы: как увязать необходимость реализации принципа метапредметности
в
обучении
с
подготовкой
к
ГИА;
какие
технологии
и методики способствуют
формированию метапредметных результатов.
Все выше перечисленные задачи, которые стояли перед учителями школы стали стимулом для
создания рабочей группы. Так, в начале 2015-2016 учебного года была создана рабочая группа, в
которую вошли творчески работающие учителя различных учебных предметов, способные активно
внедрять новейшие достижения педагогической науки: Вахрушева С.А., Треногина О.Н., Кичигина
С.С. (учителя иностранных языков),
Юдина Н.М.(учитель математики),
Панькова С.В. (учитель
химии), Панькова М.А. ( учитель биологии), Панькова Е.В. ( учитель географии), Дурновцева Н.В.
Десяткова Н.Н., Константинова В.А., Панькова Т.М., (учителя начальных классов),
Иутин
И.Н.,
Пухарева Н.В., (учителя истории и обществознания), Зарубина Л.Ф., Малыгина М.В. (учителя русского
языка и литературы), Панькова Е.П. (учитель технологии), Березина И.Б. ( педагог - библиотекарь),
заместители директора Лехтина М.В., Куликова И.В., Юдина О.Е. и директор нашей школы Н.Н.
Селиванова. Идею рабочей группы поддержали и педагогический коллектив, и главные социальные
партнеры - родители, и конечно дети.
Участники рабочей группы построили свою работу согласно утвержденной программе, которая
состояла из трёх этапов:
подготовительный;
организационный;
заключительный.
После проведения анкетирования среди педагогического коллектива школы с целью анализа
готовности к инновационной деятельности, был сделан вывод о том, что коллектив готов к внедрению
инноваций. На этом этапе для учителей школы были проведены обучающиеся семинары по темам: «
Метапредметность как основа современного урока», «Технология проектных задач», ««Технология
создания образовательно-тематического проекта» и другие , на которых были освещены
теоретические подходы по внедрению метапредметов. Семинары подготовлены и проведены научным
руководителем
преподавателем
Педагогического факультета РИНО ПГНИУ Т.А. Графской и
членами творческой группы, которые не только раскрыли теоретические аспекты данных тем, но и
представили видео - уроки с применением метапредметного подхода.
Следующим этапом в работе была разработка и проведение открытых уроков учителями школы
для отработки метапредметных умений. Члены рабочей группы присутствовали на каждом из уроков,
проводимых
учителями,
оказывали
методическую
помощь,
давали
рекомендации,
отслеживали
результаты.
Итогом работы учителей школы стал методический сборник. В сборник вошли конспекты
уроков,
сценарии
внеурочной
деятельности
с
обучающимися
и
их
родителями
(законными
представителями),
обобщение
опыта,
статьи
по
теме
«Школа
развития
метапредметных
компетенций».
Хочется отметить, что педагогическим коллективом школы за 2 года была проделана огромная
работа, которая дала свои положительные результаты:
учителя начали на практике применять метапредметный подход в обучении;
уроки стали интересными и эффективными;
повышается познавательная активность обучающихся, развиваются их творческие способности.
На разработанные в рамках проекта «методические продукты», позитивный педагогический
опыт
по
использованию
в
образовательном
процессе
инновационных
технологий
достижения
метапредметных
результатов
будут
распространяться
на
различных
уровнях,
в
том
числе,
в
рамках
сетевого
взаимодействия
на
м у н и ц и п а льн ом
уровне.
В образование пришло время инноваций, и наша школа шагает в ногу с этим временем!
Березина И., МБОУ « Частинская средняя общеобразовательная школа»