Напоминание

"Играйте в народные игры!"


Автор: Коробова Александра Олеговна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ детский сад №43 "Лучик"
Населённый пункт: Городской округ Подольск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Играйте в народные игры!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №43 «ЛУЧИК»

Консультация для родителей детей дошкольного возраста

«Не забывайте народные игры!»

Подготовила

Инструктор по физической культуре

МДОУ д/с №43 «Лучик»

Коробова А.О.

2017 г.

Народные игры

Цель:

Формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и

обычаях русского народа через народную игру; дать детям возможность прикоснуться к

богатейшему

наследию

русской

народной

культуры. Двигательная

активность

-

как

фактор, влияющий на здоровье детей.

Задачи:

Знакомить детей с русскими народными играми через народный фольклор (песенки,

считалки, скороговорки, зазывалки)

Развивать познавательные способности детей через представление о традициях, обычаях,

искусстве русского народа.

Развивать

двигательную

активность

детей:

ловкость,

силу,

быстроту,

выносливость,

пространственную ориентировку.

Развивать память, творческое воображение, познавательную активность, фантазию.

Воспитывать смелость, честность, чувство коллективизма, взаимопомощи, умение шутить,

соревновательный задор, характер, чувство ответственности, навыки самоконтроля.

Обогащать словарный запас детей названиями предметов быта русского народа.

Вызвать интерес и желание играть в русские народные игры.

Вовлечь

родителей

в

проектную

деятельность

по

ознакомлению

детей

с

русскими

народными играми.

К л а с с и ф и к а ц и я

н а р о д н ы х

и г р

Применение русских народных игр в учебном процессе младших школьников требует их

специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются

рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам:

По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей

природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).

По

интенсивности

используемых

в

игре

движений

(игры

бывают

малой,

средней

и

высокой интенсивности).

По

типу

двигательного

действия,

преимущественно

входящего

в

игры

бегом,

с

прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную

цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).

По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).

С учетом возрастных особенностей детей 5–7 лет. Эти же игры можно использовать на

занятиях по физической культуре.

Подвижные народные игры для детей — ценнейшее средство всестороннего воспитания

личности ребёнка. Задача взрослых (родителей, педагогов) — дать детям возможность

прикоснуться

к

богатейшему

наследию

русской

народной

культуры, почувствовать

радость от этого, ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского

национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр.

Привлекательным моментом организации народных игр в системе ДОУ становится то, что

они

не

требуют

специального

игрового

оборудования.

Целью

многих

игр

является

реализация

развлекательной

функции:

шутки

с

придумыванием

нелепиц,

словесных каламбуров,

со

смешными

движениями

и

жестами.

Шуткам

и

юмору,

характерным

для

них,

присуща

безобидность.

Они-то

и

определяют

педагогическую

ценность народных

игр

для

детей.

Доброжелательный

смех

взрослых,

товарищей,

участвующих в игре, действует на ребёнка сильнее, чем наказания или замечания. Во

время прогулок, семейных праздников, повседневного общения эти игры незаменимы.

Необходимость

соблюдения

правил

требует

от

участников

игры

(взрослых

и

детей)

партнерских

отношений,

что

способствует

укреплению

эмоциональных

контактов,

формированию коммуникативных навыков. Взрослые вносят в совместные игры смех,

шутки.

Они

могут

быть

организаторами

игры.

Однако

надо

стремиться,

чтобы

все

играющие побывали в роли водящего.

Совместные игры с близкими взрослыми — огромная радость для ребёнка. Однако нельзя

играть до пресыщения. Если интерес к игре ослабевает, её необходимо закончить. А

заканчивая игру, оставлять детям радостную перспективу: «Мы поиграем в следующий

раз». Иногда можно забыть игру на неделю, две, три, месяц. Когда подзабытая игра

возвращается, она приобретает прелесть новизны.

«Молчанка»

Ребёнок говорит: «По полу молчанка, по лавкам две. Молчите все!»

С последними словами все закрывают рот и даже для верности зажимают его рукой. Но

как всегда, когда нельзя, особенно хочется смеяться. Очень быстро кто-нибудь нарушает

запрет. Проигравшего подвергают «наказанию»: он пляшет, поёт, лезет под стол и т.д.

«Шило»

Взрослый старается попасть своим пальцем в вытянутый указательный пальчик ребёнка и

при

этом

приговаривает:

«Шило,

шило,

проскочило».

С

последним

словом

палец

взрослого намеренно соскальзывает, упирается в грудь ребёнка и щекочет его. Иногда

взрослый охватывает палец ребёнка, говоря: «Ой, горячо!»

«Мышка»

Мышка, мышка, серая кубышка,

Продай теремок, продай невысок!

Раз, два, три — купи!

Играющие сидят на стульях, которые поставлены по кругу. «Мышка» бегает вокруг играю-

щих.

После

слов

«Раз,

два,

три

купи!»

играющие

пересаживаются

на

соседний

стульчик, а «мышка» должна успеть занять себе место. Кому не хватило стула, тот —

«мышка».

«Нашёптышек»

Один из играющих садится на лавку, его лицо закрывают платком — это «слепак». А дру-

гой — «нашёптышек» — всем участникам игры меняет имена, чтобы «слепак» ни за что

не угадал. Мальчиков «Дуней», «Пара-ней» или «Грушей» назовёт. А девочек — «Ваней»,

«Петей»

и

«Карпом».

Потом

садится

рядом

со

«слепаком»

и

произносит:

«Выходи,

Любка!» или «Выходи, Груша!» Названный игрок выходит, шлёпает «слепака» по плечу и

быстро возвращается на место.

«Нашёптышек» сдёргивает платок, а «слепак» старается угадать, кто его коснулся.

«Репка»

Играющий цепляется за какой-нибудь неподвижный предмет, например пенёк, ствол или

дерево.

А

каждый

следующий

игрок

обхватывает

его

за

талию.

Водящий

должен

выдернуть «репку», т.е. оттащить игрока от дерева. Если это удаётся, то почти все игроки

вследствие потери равновесия падают на землю, и только самые ловкие могут удержаться

на ногах.

«Ворона летит»

Эта забава, во многих местах уцелевшая до сих пор, собирает большой круг участников.

Дети рассаживаются вокруг стола, положив на него одну руку (левую или правую) в

зависимости от того, как поступит самый старший из детей. Он же руководит игрой.

Убедившись, что все расселись, водящий говорит: «Утка летит!» — и поднимает один из

пальцев лежащей на столе руки. Все участники должны также поднять этот палец. Если

все выполнили действие правильно, водящий опускает палец и говорит: «Ворона летит!»

— и поднимает другой палец. Все снова повторяют это движение. Игра продолжается в

убыстряющемся

темпе.

Если

водящий

называет

нелетающий

предмет,

то

палец

не

поднимают.

«Лалом играть»

Самая простая забава, в которую могут играть даже самые маленькие дети. Взявшись за

руки, образовывают длинную цепь, которую первый игрок («заводила») тащит за собой по

улице,

делая

по

пути

неожиданные

повороты,

то

ускоряя,

то

замедляя

движение.

Оторвавшиеся и упавшие выходят из игры, пока не остаётся один «заводила».

«Верёвочка»

Для игры необходима длинная верёвка, концы которой связывают. Играющие становятся в

круг и берут верёвку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается

коснуться одного из играющих. Чтобы водящий не мог прикоснуться, играющие должны

быстро отпустить верёвку и спрятать руки. Как только водящий отходит, они снова

берутся за верёвку. Тот из играющих, кого водящий ударит по руке, становится водящим.

Правила игры:

1. Верёвку обязательно надо держать двумя руками.

2. По ходу игры верёвка не должна падать на землю.

«Жмурки»

Игра проходит на небольшой, всегда ограниченной площадке, на которой нет опасных

препятствий,

во

избежание

травматизма.

Выбирается

«жмурка»,

водящий.

Ему

завязывают глаза, просят повернуться несколько раз вокруг себя. Между играющими и

«жмуркой» происходит диалог. — Кот, Кот, на чем стоишь? — На квашне. — Что в

квашне?

Квас,—

Лови

мышей,

а

не

нас.

После

этих

слов

участники

игры

разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал — тот становится «жмуркой».

«Салки»

Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной.

Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На

слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет,

поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге,

убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает

его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!» Игра повторяется.

Правила: 1. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой

ноге. 2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги. 3. Салка тоже

должен прыгать на одной ноге.

«У дядюшки Трифона»

Играющие

берутся

за

руки,

образуя

круг,

водящий

в

середине.

Все

поют

или

приговаривают: У дядюшки Трифона семеро детей, Семеро детей, и все сыновья. Они не

пьют, не едят, Друг на друга глядят И все делают вот так. При этом водящий, выполняет

какие – либо движения, а все играющие должны повторить их. Тот, кто не успевает

повторить движения или повторяет их неточно, платит фант. Движения должны быть

забавными, вызывающие эмоции у детей.

«Кошки-мышки»

Для игры выбираются два человека: один – «кошка», другой – «мышка». Все остальные

играющие встают в круг, взявшись за руки, и образуют «ворота». Задача «кошки» –

догнать «мышку» (то есть дотронуться до нее рукой). При этом «мышка» и «кошка» могут

бегать внутри круга и снаружи. Игра эта не проста, особенно для «кошки». Мышка может

забегать внутрь «ворот» и «ворота» закрываются, то есть дети приседают, держась за руки,

тем самым не пускают кошку внутрь круга. Когда «кошка» поймает «мышку», из числа

играющих выбирается новая пара.



В раздел образования