Автор: Ходина Лариса Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Лицей №40
Населённый пункт: Санкт- Петербург
Наименование материала: урок
Тема: Род несклоняемых имен существительных (технологическая карта урока в 6 классе)
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока русского языка в 6 а классе
Учитель: Ходина Л.В.
Класс: 6 б
Тема урока: «Род несклоняемых имён существительных»
Тип урока : урок открытия новых знаний
Технологии: развитие критического мышления, , личностно ориентированного обучения, информационно-коммуникативные.
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Цели урока:
1) Предметные: способствовать формированию и развитию умений и навыков в определении рода несклоняемых имён
существительных; способствовать формированию представления об особенностях рода несклоняемых имён существительных.
2) Личностные: способствовать развитию речи учащихся, обогащению и усложнению словарного запаса; учить анализировать,
сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся;
способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
3) Метапредметные: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых и эстетических качеств личности.
Задачи урока:
1) Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать
необходимые выводы. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать род несклоняемых
имён существительных. Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.
2) Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к русскому языку. Способствовать развитию творческого отношения к
учебной деятельности. Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения темы «Род несклоняемых имён
существительных».
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.Организационны
й момент
Цель этапа:
настроить учащихся
к учебной
деятельности на
получение новых
знаний; создать
условия для
мотивации у
ученика внутренней
потребности
-Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли
сегодня на урок? Сегодня мы опять обратимся к
несклоняемым именам существительным .
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
эмоциональный настрой
наурок
Формируемые способы
деятельности: проявление
эмоционального отношения в
учебно-познавательной
деятельности
Познавательные
УУД
Осуществляемые действия:
активное слушание,
выдвижение предположений
1
включения в
учебный процесс
2.Актуализация
знаний
Цель этапа:
предъявить задания
близкие жизненному
опыту детей;
зафиксировать
ситуацию,
демонстрирующую
недостаточность
имеющихся знаний;
актуализировать
мыслительные
операции,
необходимые для
проблемного
изложения нового
материала
-Вы уже знаете, какие имена существительные называются
несклоняемыми. Кто хочет о них рассказать?
-Можем ли мы прожить хотя бы день без этих
существительных? Нет! Составьте устный текст на тему
«Как начинается мой день» при этом используйте
несклоняемые имена существительные. (Примерный текст:
«Утром я встаю, пью кофе и слушаю по телевизору
интервью. Потом я снимаю с вешалки пальто и быстро
шагаю по шоссе в школу»)
-Все тексты хороши, но не кажется ли вам, что каких-то
слов в наших текстах не хватает? Какие это слова?
(Прилагательные)
Формируемые способы
деятельности:
формулирование собственных
ожиданий
Коммуникативные
УУД
Осуществляемые: слушание
собеседника
Формируемые способы
деятельности: построение
понятных для собеседника
высказываний
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
активизация имевшихся ранее
знаний, активное погружение
в тему
Формируемые
способы
деятельности:
у м е н и е
слушать
в
соответствии
с
ц е л е в о й
у с т а н о в к о й ,
д о п о л н я т ь ,
у т о ч н я т ь
высказанные мнения
Познавательные
УУД
Осуществляемые
действия:
развитие
и
углубление
потребности
и
мотивов
учебно-познавательной
деятельности;
слушают
вопросы
учителя,
отвечают
на
вопросы;
осуществляют
актуализацию
л и ч н о го
жизненного опыта
Формируемые
способы
деятельности:
формирование
у м е н и я
и з в л е к а т ь
информацию
из
текстов,
в ы я в л я т ь
с у щ н о с т ь ,
особенности
о бъ е кто в ;
2
формирование
умения
на
основе
анализа
объектов
делать
выводы,
находить
ответы на вопросы
Коммуникативные
УУД
Осуществляемые действия:
взаимодействие с учителем
во время опроса; участие в
коллективном обсуждении
проблем и принятии
решений
Формируемые способы
деятельности: формирование
компетенции в общении,
включая сознательную
ориентацию учащихся на
позицию других людей как
партнёров в общении и
совместной деятельности;
формирование умения
слушать, вести диалог в
соответствии с целями и
задачами общения
3.Постановка
учебной задачи
Цель этапа:
Выявление места и
причины
затруднения и
постановка цели
деятельности
- А какие бы вы испытывали трудности при написании
прилагательных с несклоняемыми именами
существительными? (Написание окончания) Почему? (Род
данных существительных не знают).
- А теперь подумайте и ответьте: как мы сформулируем
тему нашего урока? Какую мы сегодня на уроке поставим
цель?
Регулятивные
УУД
Осуществляемые действия:
самостоятельное определение
цели урока
Формируемые способы
деятельности: формирование
умения прогнозировать
предстоящую работу
Познавательные
УУД
Осуществляемые действия:
развитие и углубление
потребностей и мотивов
учебно-познавательной
деятельности
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
3
осмысление темы нового
материала и основных
вопросов, подлежащих
усвоению
Формируемые способы
деятельности: формирование
мотивации к обучению и
целенаправленной
познавательной деятельности
Коммуникативные
УУД
Осуществляемые действия:
Формирование
уменияучитывать позицию
собеседника, осуществлять
сотрудничество с учителем
Формируемые способы
деятельности: формировать
умения ставить цель
деятельности
4.Проблемное
изложение нового
знания
Цель этапа:
Зафиксировать
причину
затруднения у
учащихся,
организовать
подводящий диалог
по проблемному
объяснению нового
материала;
организовать
(Дети заранее распределяются в группы по 4 человека)
- Перед вами слова:
Шоссе Такси Алоэ Шимпанзе Какаду Кенгуру Леди
Мадам Мисс Батуми Миссисипи Капри
- Разделите эти слова на группы. Подумайте: по каким
критериям вы разделите эти слова.
- Сколько групп у вас получилось? По каким критериям вы
их разделили?
- Какие слова вошли в первую группу? (Неодушевлённые
предметы)
- Какие слова вошли во вторую группу? (Слова,
обозначающие животных, птиц)
- Какие слова вошли в третью группу? ( Слова,
обозначающие лиц женского рода)
Регулятивные
УУД
Осуществляемые действия:
осознание целей и задач
обучения, восприятие,
осмысление, запоминание
учебного материала и
основных вопросов
Формируемые способы
деятельности: формирование
умения слушать и понимать
других; формирование
умения формулировать свои
мысли в устной форме;
формирование умения
работать в парах, группах
4
фиксацию
преодоления
затруднения
- Какие слова вошли в четвёртую группу? ( Географические
наименования: названия городов, рек, островов и т. д.)
- Как вы думаете: если у несклоняемых существительных
по внешней форме род определить нельзя, то какой в
данном случае может быть показатель рода?
( Одушевлённость- неодушевлённость, обозначение лиц
женского- мужского рода, грамматический род
нарицательного существительного, обозначающего родовое
понятие, т.е. по роду слов город, река, озеро)
Работа по учебнику. Стр.93-94.
(Материал для ознакомления)
Познавательные
УУД
Осуществляемые действия:
развитее умения получать
информацию из текста и
строить сообщение в устной
форме; развитие умения
проводить сравнение
изученных объектов по
самостоятельно выделенным
основаниям;
Формируемые способы
деятельности: формирование
умения осуществлять
познавательную и личную
рефлексию
5.Первичное
закрепление
знаний учащихся
Цель этапа:
Зафиксировать
алгоритм
определения рода у
несклоняемых имён
существительных;
организовать
усвоение учащимися
нового материала
( фронтально и в
группах)
- Подберите к данным именам существительным
прилагательные. Какой алгоритм работы мы составим?
(Определяем, какое это существительное: одушевлённое или
неодушевлённое, обозначает лиц женского или мужского
пола, а если это имя собственное, то определяем, к какому
грамматическому роду нарицательного существительного
принадлежит). Обозначьте окончания прилагательных.
Примеры словосочетаний: прямое шоссе, маршрутное
такси, целебное алоэ, весёлый шимпанзе, красивый какаду,
молодой кенгуру, почтенная леди, строгая мадам, скромная
мисс, солнечный Батуми, широкая Миссисипи, живописный
Капри.
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
осмысление темы нового
материала и основных
вопросов, подлежащих
усвоению; применение на
практике и последующее
повторение нового материала
Формируемые способы
деятельности: формирование
мотивации к обучению и
целенаправленной
познавательной деятельности
Коммуникативные
УУД
Осуществляемые действия:
осуществлять сотрудничество
с учителем и сверстниками
Формируемые способы
деятельности: формирование
умения строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами
6.Практическая
- К данным несклоняемым существительным подберите
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
5
работа с
самопроверкой,
взаимопроверкой
по эталону и
проверкой
учителем
Цель
этапа:тренировать
способность к
самоконтролю,
взаимоконтролю и
самооценке,
проверить умение
учащихся работать
по алгоритму,
организовать
выявление и
исправление
допущенных
ошибок
существительные, обозначающие родовое понятие,
определите род несклоняемых существительных: кольраби
(капуста- ж. р.), салями (колбаса- ж. р.), инкогнито (лицо
– ср. р.), Мали ( государство – ср. р. или страна – ж. р.),
авеню (улица – ж. р.) денди ( модный мужчина – м. р.),
Баку( город- м. р.),Конго ( река – ж. р.),Онтарио ( озеро- ср.
р.), «Юманите» ( газета – ж. р.)
- Обратите внимание: такие слова, как салями, кольраби и
авеню обозначают неодушевлённые предметы, но являются
исключением, их род обозначается по родовому понятию.
- Запишите ещё несколько слов – исключений:
Кофе ( м. р.), пенальти ( м. р.), хинди ( язык-м. р.), тюль
( м. р.).
- В группе существительных, называющих животных и птиц
есть тоже исключения: цеце ( муха – ж. р.), иваси
( сельдь – ж. р.). В данной группе мужской род обозначается
безотносительно к полу животного, но если контекст
указывает на самку, то соответствующие слова
употребляются в форме женского рода. Составьте
предложения, употребив слова кенгуру и шимпанзе в форме
ж. р. ( Пример: кенгуру несла в сумке кенгурёнка,
шимпанзе кормила детёныша)
- Подберите к данным существительным прилагательные,
определите род:
Пианино, метро, пальто, жюри, кашне, депо, Чили,
Страдивари, какао, «Таймс».
проявление эмоционального
отношения и волевых усилий
в учебно-познавательной
деятельности, запоминание
материала
Формируемые способы
деятельности: применение
на практике полученных
знаний и последующее
повторение
Регулятивные
УУД
Осуществляемые действия:
самоконтроль выполнения
заданий, взаимоконтроль и
внесение корректив в
учебно-познавательную
деятельность
Формируемые способы
деятельности: планирование
своего действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями её
реализации
Познавательные
УУД
Осуществляемые действия:
развитие и углубление
потребности и мотивов
учебно-познавательной
деятельности
Формируемые способы
деятельности: умения
структурировать знания,
построение логической цепи
рассуждений
6
7.Инструктаж
учителя по
выполнению
домашнего задания
Цель этапа:
включить новый
способ действий в
систему знаний
учащихся,
тренировать
способность
применять новый
алгоритм действий
- Домашнее задание: найти и записать в словарях или в
сети Интернет лексическое толкование двух любых
изученных сегодня на уроке новых слов.
Познавательные
УУД
Осуществляемые действия:
отработка алгоритма по
изученной теме, творческая
переработка изученной
информации, поиск в
словарях, в сети Интернет
Формируемые способы
действия:
Развитие и углубление
потребностей и мотивов
учебно – познавательной
деятельности, применение
методов информационного
поиска
8. Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке
Цель этапа:
организовать
фиксацию нового
содержания,
изученного на
уроке; фиксацию
степени
соответствия
- Ребята, какова была цель нашего сегодняшнего урока?
Достигли мы этой цели? Какой алгоритм работы с
несклоняемыми существительными мы составили, чтобы
определять правильно их род? Научились мы работать по
этому алгоритму? В тетради на полях напротив классной
работы поставьте себе оценку за работу на уроке. Если
остались вопросы или есть трудности по данной теме, то
на полях поставьте знак вопроса.
- А сейчас выставим оценки в журнал и в дневники.
- На следующем уроке мы продолжим работу по данной
теме. Урок окончен, до свидания!
Коммуникативные
УУД
Осуществляемые действия:
оценка и самооценка
учебной деятельности,
обобщение и систематизация
знаний, учащиеся выражают
свои эмоции по поводу
урока
7
результатов
деятельности на
уроке и
поставленной цели
в начале урока;
организовать
проведение
самооценки
учениками работы
на уроке; по
результатам анализа
работы на уроке
зафиксировать
направления
будущей
деятельности
Формируемые способы
деятельности: формирование
умений точно и полно
выражать свои мысли
8