Напоминание

Род несклоняемых имен существительных (технологическая карта урока в 6 классе)


Автор: Ходина Лариса Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Лицей №40
Населённый пункт: Санкт- Петербург
Наименование материала: урок
Тема: Род несклоняемых имен существительных (технологическая карта урока в 6 классе)
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока русского языка в 6 а классе

Учитель: Ходина Л.В.

Класс: 6 б

Тема урока: «Род несклоняемых имён существительных»

Тип урока : урок открытия новых знаний

Технологии: развитие критического мышления, , личностно ориентированного обучения, информационно-коммуникативные.

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Цели урока:

1) Предметные: способствовать формированию и развитию умений и навыков в определении рода несклоняемых имён

существительных; способствовать формированию представления об особенностях рода несклоняемых имён существительных.

2) Личностные: способствовать развитию речи учащихся, обогащению и усложнению словарного запаса; учить анализировать,

сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся;

способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

3) Метапредметные: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых и эстетических качеств личности.

Задачи урока:

1) Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать

необходимые выводы. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать род несклоняемых

имён существительных. Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.

2) Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к русскому языку. Способствовать развитию творческого отношения к

учебной деятельности. Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения темы «Род несклоняемых имён

существительных».

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационны

й момент

Цель этапа:

настроить учащихся

к учебной

деятельности на

получение новых

знаний; создать

условия для

мотивации у

ученика внутренней

потребности

-Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли

сегодня на урок? Сегодня мы опять обратимся к

несклоняемым именам существительным .

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

эмоциональный настрой

наурок

Формируемые способы

деятельности: проявление

эмоционального отношения в

учебно-познавательной

деятельности

Познавательные

УУД

Осуществляемые действия:

активное слушание,

выдвижение предположений

1

включения в

учебный процесс

2.Актуализация

знаний

Цель этапа:

предъявить задания

близкие жизненному

опыту детей;

зафиксировать

ситуацию,

демонстрирующую

недостаточность

имеющихся знаний;

актуализировать

мыслительные

операции,

необходимые для

проблемного

изложения нового

материала

-Вы уже знаете, какие имена существительные называются

несклоняемыми. Кто хочет о них рассказать?

-Можем ли мы прожить хотя бы день без этих

существительных? Нет! Составьте устный текст на тему

«Как начинается мой день» при этом используйте

несклоняемые имена существительные. (Примерный текст:

«Утром я встаю, пью кофе и слушаю по телевизору

интервью. Потом я снимаю с вешалки пальто и быстро

шагаю по шоссе в школу»)

-Все тексты хороши, но не кажется ли вам, что каких-то

слов в наших текстах не хватает? Какие это слова?

(Прилагательные)

Формируемые способы

деятельности:

формулирование собственных

ожиданий

Коммуникативные

УУД

Осуществляемые: слушание

собеседника

Формируемые способы

деятельности: построение

понятных для собеседника

высказываний

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

активизация имевшихся ранее

знаний, активное погружение

в тему

Формируемые

способы

деятельности:

у м е н и е

слушать

в

соответствии

с

ц е л е в о й

у с т а н о в к о й ,

д о п о л н я т ь ,

у т о ч н я т ь

высказанные мнения

Познавательные

УУД

Осуществляемые

действия:

развитие

и

углубление

потребности

и

мотивов

учебно-познавательной

деятельности;

слушают

вопросы

учителя,

отвечают

на

вопросы;

осуществляют

актуализацию

л и ч н о го

жизненного опыта

Формируемые

способы

деятельности:

формирование

у м е н и я

и з в л е к а т ь

информацию

из

текстов,

в ы я в л я т ь

с у щ н о с т ь ,

особенности

о бъ е кто в ;

2

формирование

умения

на

основе

анализа

объектов

делать

выводы,

находить

ответы на вопросы

Коммуникативные

УУД

Осуществляемые действия:

взаимодействие с учителем

во время опроса; участие в

коллективном обсуждении

проблем и принятии

решений

Формируемые способы

деятельности: формирование

компетенции в общении,

включая сознательную

ориентацию учащихся на

позицию других людей как

партнёров в общении и

совместной деятельности;

формирование умения

слушать, вести диалог в

соответствии с целями и

задачами общения

3.Постановка

учебной задачи

Цель этапа:

Выявление места и

причины

затруднения и

постановка цели

деятельности

- А какие бы вы испытывали трудности при написании

прилагательных с несклоняемыми именами

существительными? (Написание окончания) Почему? (Род

данных существительных не знают).

- А теперь подумайте и ответьте: как мы сформулируем

тему нашего урока? Какую мы сегодня на уроке поставим

цель?

Регулятивные

УУД

Осуществляемые действия:

самостоятельное определение

цели урока

Формируемые способы

деятельности: формирование

умения прогнозировать

предстоящую работу

Познавательные

УУД

Осуществляемые действия:

развитие и углубление

потребностей и мотивов

учебно-познавательной

деятельности

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

3

осмысление темы нового

материала и основных

вопросов, подлежащих

усвоению

Формируемые способы

деятельности: формирование

мотивации к обучению и

целенаправленной

познавательной деятельности

Коммуникативные

УУД

Осуществляемые действия:

Формирование

уменияучитывать позицию

собеседника, осуществлять

сотрудничество с учителем

Формируемые способы

деятельности: формировать

умения ставить цель

деятельности

4.Проблемное

изложение нового

знания

Цель этапа:

Зафиксировать

причину

затруднения у

учащихся,

организовать

подводящий диалог

по проблемному

объяснению нового

материала;

организовать

(Дети заранее распределяются в группы по 4 человека)

- Перед вами слова:

Шоссе Такси Алоэ Шимпанзе Какаду Кенгуру Леди

Мадам Мисс Батуми Миссисипи Капри

- Разделите эти слова на группы. Подумайте: по каким

критериям вы разделите эти слова.

- Сколько групп у вас получилось? По каким критериям вы

их разделили?

- Какие слова вошли в первую группу? (Неодушевлённые

предметы)

- Какие слова вошли во вторую группу? (Слова,

обозначающие животных, птиц)

- Какие слова вошли в третью группу? ( Слова,

обозначающие лиц женского рода)

Регулятивные

УУД

Осуществляемые действия:

осознание целей и задач

обучения, восприятие,

осмысление, запоминание

учебного материала и

основных вопросов

Формируемые способы

деятельности: формирование

умения слушать и понимать

других; формирование

умения формулировать свои

мысли в устной форме;

формирование умения

работать в парах, группах

4

фиксацию

преодоления

затруднения

- Какие слова вошли в четвёртую группу? ( Географические

наименования: названия городов, рек, островов и т. д.)

- Как вы думаете: если у несклоняемых существительных

по внешней форме род определить нельзя, то какой в

данном случае может быть показатель рода?

( Одушевлённость- неодушевлённость, обозначение лиц

женского- мужского рода, грамматический род

нарицательного существительного, обозначающего родовое

понятие, т.е. по роду слов город, река, озеро)

Работа по учебнику. Стр.93-94.

(Материал для ознакомления)

Познавательные

УУД

Осуществляемые действия:

развитее умения получать

информацию из текста и

строить сообщение в устной

форме; развитие умения

проводить сравнение

изученных объектов по

самостоятельно выделенным

основаниям;

Формируемые способы

деятельности: формирование

умения осуществлять

познавательную и личную

рефлексию

5.Первичное

закрепление

знаний учащихся

Цель этапа:

Зафиксировать

алгоритм

определения рода у

несклоняемых имён

существительных;

организовать

усвоение учащимися

нового материала

( фронтально и в

группах)

- Подберите к данным именам существительным

прилагательные. Какой алгоритм работы мы составим?

(Определяем, какое это существительное: одушевлённое или

неодушевлённое, обозначает лиц женского или мужского

пола, а если это имя собственное, то определяем, к какому

грамматическому роду нарицательного существительного

принадлежит). Обозначьте окончания прилагательных.

Примеры словосочетаний: прямое шоссе, маршрутное

такси, целебное алоэ, весёлый шимпанзе, красивый какаду,

молодой кенгуру, почтенная леди, строгая мадам, скромная

мисс, солнечный Батуми, широкая Миссисипи, живописный

Капри.

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

осмысление темы нового

материала и основных

вопросов, подлежащих

усвоению; применение на

практике и последующее

повторение нового материала

Формируемые способы

деятельности: формирование

мотивации к обучению и

целенаправленной

познавательной деятельности

Коммуникативные

УУД

Осуществляемые действия:

осуществлять сотрудничество

с учителем и сверстниками

Формируемые способы

деятельности: формирование

умения строить речевое

высказывание в соответствии

с поставленными задачами

6.Практическая

- К данным несклоняемым существительным подберите

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

5

работа с

самопроверкой,

взаимопроверкой

по эталону и

проверкой

учителем

Цель

этапа:тренировать

способность к

самоконтролю,

взаимоконтролю и

самооценке,

проверить умение

учащихся работать

по алгоритму,

организовать

выявление и

исправление

допущенных

ошибок

существительные, обозначающие родовое понятие,

определите род несклоняемых существительных: кольраби

(капуста- ж. р.), салями (колбаса- ж. р.), инкогнито (лицо

– ср. р.), Мали ( государство – ср. р. или страна – ж. р.),

авеню (улица – ж. р.) денди ( модный мужчина – м. р.),

Баку( город- м. р.),Конго ( река – ж. р.),Онтарио ( озеро- ср.

р.), «Юманите» ( газета – ж. р.)

- Обратите внимание: такие слова, как салями, кольраби и

авеню обозначают неодушевлённые предметы, но являются

исключением, их род обозначается по родовому понятию.

- Запишите ещё несколько слов – исключений:

Кофе ( м. р.), пенальти ( м. р.), хинди ( язык-м. р.), тюль

( м. р.).

- В группе существительных, называющих животных и птиц

есть тоже исключения: цеце ( муха – ж. р.), иваси

( сельдь – ж. р.). В данной группе мужской род обозначается

безотносительно к полу животного, но если контекст

указывает на самку, то соответствующие слова

употребляются в форме женского рода. Составьте

предложения, употребив слова кенгуру и шимпанзе в форме

ж. р. ( Пример: кенгуру несла в сумке кенгурёнка,

шимпанзе кормила детёныша)

- Подберите к данным существительным прилагательные,

определите род:

Пианино, метро, пальто, жюри, кашне, депо, Чили,

Страдивари, какао, «Таймс».

проявление эмоционального

отношения и волевых усилий

в учебно-познавательной

деятельности, запоминание

материала

Формируемые способы

деятельности: применение

на практике полученных

знаний и последующее

повторение

Регулятивные

УУД

Осуществляемые действия:

самоконтроль выполнения

заданий, взаимоконтроль и

внесение корректив в

учебно-познавательную

деятельность

Формируемые способы

деятельности: планирование

своего действия в

соответствии с поставленной

задачей и условиями её

реализации

Познавательные

УУД

Осуществляемые действия:

развитие и углубление

потребности и мотивов

учебно-познавательной

деятельности

Формируемые способы

деятельности: умения

структурировать знания,

построение логической цепи

рассуждений

6

7.Инструктаж

учителя по

выполнению

домашнего задания

Цель этапа:

включить новый

способ действий в

систему знаний

учащихся,

тренировать

способность

применять новый

алгоритм действий

- Домашнее задание: найти и записать в словарях или в

сети Интернет лексическое толкование двух любых

изученных сегодня на уроке новых слов.

Познавательные

УУД

Осуществляемые действия:

отработка алгоритма по

изученной теме, творческая

переработка изученной

информации, поиск в

словарях, в сети Интернет

Формируемые способы

действия:

Развитие и углубление

потребностей и мотивов

учебно – познавательной

деятельности, применение

методов информационного

поиска

8. Рефлексия

учебной

деятельности на

уроке

Цель этапа:

организовать

фиксацию нового

содержания,

изученного на

уроке; фиксацию

степени

соответствия

- Ребята, какова была цель нашего сегодняшнего урока?

Достигли мы этой цели? Какой алгоритм работы с

несклоняемыми существительными мы составили, чтобы

определять правильно их род? Научились мы работать по

этому алгоритму? В тетради на полях напротив классной

работы поставьте себе оценку за работу на уроке. Если

остались вопросы или есть трудности по данной теме, то

на полях поставьте знак вопроса.

- А сейчас выставим оценки в журнал и в дневники.

- На следующем уроке мы продолжим работу по данной

теме. Урок окончен, до свидания!

Коммуникативные

УУД

Осуществляемые действия:

оценка и самооценка

учебной деятельности,

обобщение и систематизация

знаний, учащиеся выражают

свои эмоции по поводу

урока

7

результатов

деятельности на

уроке и

поставленной цели

в начале урока;

организовать

проведение

самооценки

учениками работы

на уроке; по

результатам анализа

работы на уроке

зафиксировать

направления

будущей

деятельности

Формируемые способы

деятельности: формирование

умений точно и полно

выражать свои мысли

8



В раздел образования