Напоминание

"Значение игровой деятельности в развитии у детей интереса к природе".


Автор: Чудаева Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР д\с № 36 "Рябинка"
Населённый пункт: Московская область, Подольский городской округ, микрорайон Львовский
Наименование материала: статья
Тема: "Значение игровой деятельности в развитии у детей интереса к природе".
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Значение игровой деятельности в развитии у детей интереса к природе».

«Игра-это эмоциональная деятельность: играющий ребёнок находится в

хорошем расположении духа, активен и доброжелателен» С.Н. Николаева

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического

образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования

у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

В основу системы работы по формированию начал экологической культуры в

нашем МДОУ положена примерная общеобразовательная программа дошкольного

образования «От рождения до школы» под ред. Николая Евгеньевича Вераксы,

Татьяны

Семеновны

Комаровой,

Маргариты

Александровны

Васильевой,

программа

«Юный

эколог»

Светланы

Николаевны

Николаевой

методические

рекомендации «Экологическое воспитание в детском саду» Ольги Анатольевны

Соломенникова , Людмилы Ивановны Мосягиной «Экологическое воспитание».

Мы поставили перед собой следующую цель: воспитание с первых лет жизни

гуманной,

социально-активной,

творческой

личности,

способной

понимать

и

любить природу родного края и бережно относиться к ней. Разработана система

комплексно-тематического планирования на год, в которую органично вписывается

работа экологического содержания.

Главным

условием реализации задач экологического воспитания в

контексте

ФГОС

ДО

является

(экологизация

развивающей

среды),

а

именно

создание

эколого-развивающей

предметной

среды,

способствующей

формированию

у

дошкольников

экологической

воспитанности,

которая

предусматривает

приобретение

представлений

о

самоценности

и

неповторимости

компонентов

природы, проявление гуманных чувств к живым существам, овладение умениями

чувствовать красоту и любоваться ею, знать правила безопасного поведения в

природе

Поэтому

большое

внимание

мы

уделяем

созданию

экологического

пространства в группе и на территории детского сада.

В

группе

создан

центр

экологического

воспитания,

который

включает

в

себя

подборку комнатных растений, предметы ухода за ними. Здесь имеется календарь

погоды, где мы вместе с детьми с помощью пиктограмм и картинок отмечаем

изменения в природе по сезонам. У нас растет чудо - яблоня, на которой сезонно

дети сами могут сменить листья (осенью – желтые, зимой – прилетают снегири и

снежинки, весной появляются первые листочки, а летом -

появляются яблоки).

Оборудован

«Центр

песка

и

воды»,

небольшая

«научная

лаборатория»,

где

представлено

оборудование

для

опытно-экспериментальной

деятельности.

На

подоконнике мы оформили веселый огород «Посадили огород, посмотри, что здесь

растет».

На удобном стеллаже в

доступном для детей находятся книги и журналы о

природе, коллекция диких и

домашних

животных, иллюстрации животных и

растений, различные коллекции перьев птиц, коры деревьев, камней,

шишек

хвойных

деревьев

и

многое

другое.

Имеется

картотека

дидактических

игр

по

экологии. Оформлен экологический паспорт группы.

На нашем участке есть цветники, рядом огород, оборудование для организации

трудовой деятельности в природе и проведения игр-экспериментов. Для таких игр

на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки,

печатки, бросовый материал. На территории детского сада имеется экологическая

тропа

с

подбором

интересных

природных

объектов,

которые

постоянно

обновляются

и

пополняются.

Экологическая

тропа

выполняет

познавательную,

развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.

Эффективность ознакомления детей с природой, по мнению Светланы Николаевны

Николаевой,

в

большой

степени

зависит

от

их

эмоционального

отношения

к

педагогу, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое

взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который

объединяет два аспекта - игру и ознакомление с природой, заключается в том,

чтобы игра погружала детей в любимую деятельность и создавала благоприятный

эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания.

С помощью игры у дошкольников формируются системы основных экологических

понятий и воспитывается осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям

природы

.Таким

образом,

можно

сказать,

что

игра

представляет

собой

многоплановое сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом

обучения

детей

дошкольного

возраста,

и

формой

обучения

детей,

и

самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания

ребенка.

В

своей

работе

в

организованной

образовательной

деятельности,

а

также

в

процессе организации режимных моментов мною используется всё многообразие

средств экологического воспитания (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые,

театрализованные и другие игры); постоянно создаю поисковые ситуации, провожу

с детьми игры-эксперименты, исследования с элементами проблемных ситуаций.

Все это стимулирует активность детей, создает положительный, эмоциональный

настрой

и

дает

хорошие

результаты

в

усвоении

программных

задач

по

экологическому воспитанию детей.

Игра

доставляет

радость

ребёнку,

поэтому

познание

природы,

общение,

происходящее на её фоне, будут особенно эффективны. Игра создаёт оптимальные

условия

для

воспитания

и

обучения.В

дидактических

играх

мы

используем

натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие

плоды, а также картинки с изображением растений и животных, настольные игры и

всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы

или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания,

развития познавательной деятельности.

Игры, применяемые вовремя организованной -образовательной деятельности,

помогают

детям

усвоить

качества

предметов

и

уточнить

представления,

полученные в процессе наблюдения в природе. Мои дети очень любят игры: «Кто

что ест?», «Что сначала, что потом?» (с использованием колец Луллия »), «Это чья

мама?», «Где чей домик?», «С какой ветки детки?», «Найди пару». Игры «Что, где

растет?»,

«Чудесный

мешочек»,

«Угадай

на

вкус» способствуют

закреплению

знаний и расширению представлений детей о характерных признаках овощей и

фруктов, с зимующими птицами знакомят игры «Птички на кормушках», «Отгадай

кто прилетел», «Приготовим угощение для наших пернатых друзей».

На

прогулке

и

в

группе

активно

использую

подвижные

игры

с

природным

содержанием, такие как «Раз, два, три к названному дереву беги», «Воробушки и

кот», «Птички в гнездышках», «Воробей и комары», «Курочка и цыплята», «Мы

осенние листочки», «Снежинки», «Пустим кораблики в ручеек», «Следопыты» и

др.

Играя с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы,

камушки, ракушки), использую такие дидактические игры, как «С какого дерева

упал лист?», «Придумаем вместе узор из разных листьев?», «Выложим узоры» из

камушков, желудей, каштанов»,» Нарисуем красивый узор на песке и украсим его

ракушками»…

Все

эти

игры

я

организую

во

время

прогулки:

дети

непосредственно

соприкасаются с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями. В таких

играх

закрепляются

знания

детей

об

окружающей

их

природной

среде,

воспитывается

любовь к

природе

и

бережное

к

ней

отношение,

формируются

мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Развить

положительные

эмоции

по

отношению

к

природе

помогают игры-

превращения, направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным,

растениям, объектам неживой природы. В играх дети принимают роли птичек,

животных, насекомых на себя, организуем игры с фиксированием ролей, развиваем

ролевое

поведение.

Дети

охотно

воспроизводят

простые

связанные

с

ролью

действия, практически без моей помощи. Эти игры близки к подвижным, в них

активно включаются и застенчивые дети, они играют вместе с остальными и не

боятся, что у них что-то не получится.

Образно-подражательные движения развивают у моих воспитанников творческую

двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и

пространстве, внимание, фантазию и т. д.

Очень часто в своей работе использую творческие игры, связанные с природой.

Яркие впечатления, полученные ребёнком впечатления от наблюдений, экскурсий в

природе,

из

художественных

литературных

произведений

могут

быть

трансформированы в сюжетную игру. В младшем дошкольном возрасте сюжетно-

ролевая игра только начинает складываться и поэтому чаще всего она развивается в

основном при непосредственном участии взрослого. Так в рамках ознакомления

детей с овощами и фруктами, у нас развернулась игра «Овощной магазин», где

сначала роль продавца выполняла я, а потом и дети. Вначале использовала муляжи

овощей и фруктов, потом постепенно внесла предметы - заместители - шарики и

мячики у нас выполняли роль яблок, арбузов, помидоров и т. д. ). Кроме продавца и

покупателей,

постепенно

появилась

роль

водителя

грузовой

машины,

который

привозил овощи и фрукты с базы. Дети постепенно осваивали ролевое поведение:

продавец советовал какие овощи лучше купить, покупатели спрашивали, свежие ли

они, сладкие и т.д. .На прогулке при организации игры, а магазин использовала

семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, песок,

предметы-заместители.

При

ознакомлении

детей

с

миром

животных

диких

и

домашних, применяю коллекции наших игрушек, изготовив из них макеты: «У

бабушки в деревне» и «В лесу». В процессе ООД использовала ИОС «В гости к

бабушке

Арине»,

которая

познакомила

детей

с

животными

своего

двора,

рассказала, где они живут, что любят есть, как ей помогают, и как она за ними

ухаживает.

ИОС «Путешествие в зимний лес вместе с зайчиком Пушком», который рассказал

детям о том, кого мы можем встретить в зимнем лесу. Мы с детьми отправившись в

зимний

лес,

конечно

же

захватили

подарки

для

животных:

зернышки

для

зимующих

птиц,

морковку

для

зайчика,

орешки

и

грибы

для

белочки.

Ведь

животным трудно зимой в лесу. После этого дети в самостоятельной деятельности

разыгрывали

сценки

из

жизни

животных

на

изготовленных

макетах.

А

произведение

К.

Чуковского

«Доктор

Айболит»

подсказало

нам

сюжет,

для

организации «Больницы для животных». Изначально я воспитатель

выполняла

роль врача, а дети со своими животными приходили к доктору, рассказывали, что

случилось с ним, как можно помочь им. Потом наиболее активные дети сами брали

на себя роль доктора, лечили животных, использовали также «скорую помощь» -

вызов по телефону доктора на дом к заболевшей кошечке или собачке. Подобные

игры всегда вызывают интерес и активное желание играть, формируют понятие

того, что человек должен заботиться о животных.

Важное

место

в

экологическом

воспитании

дошкольников

имеют

игры-

эксперименты

с

живой

и

неживой

природой,

организуемые

как

в

процессе

организованной образовательной деятельности так и режимных моментах, в том

числе на прогулке. В нашей лаборатории нами организуются опыты - игры с

растениями (луком): «Как растение «пьет воду», «Почему не растет луковица?» и

др., например ,

для того, чтобы узнать, как растение «пьет» воду, мы с детьми

провели опыт с листьями капусты. Поставили листья в стаканчики с водой, где в

воду добавили пищевые красители и вели наблюдение.

Какое же было удивление и восторг, когда листья капусты окрасились в красный,

желтый и синий цвет! Дети на практике убедились, что растения пьют воду.Очень

любят мои дети игры с водой: «Плавает - тонет», «Переливалочки», «Разноцветная

вода» (пищевые красители), «Как растворяется земля, соль, сахар, песок?» (опыт

- игра на растворение веществ), «Что спряталось в воде?» и др. Например, для

того, чтобы

показать детям, что вода – растворитель, я использовала конфеты

«Скитллс» (конфеты в разноцветной глазури). Дети разложили конфеты по краю

тарелки,

а

в

середину

тарелки

налили

воду.

В

середине

тарелки

постепенно

появляется разноцветная радуга. За этим можно наблюдать бесконечно!

Знакомлю

детей

также

со

свойствами

песка,

используем

для

этого

сухой

и

кинетический и морской песок.

На прогулке проводим опыты – игры со снегом: «Волшебные снежинки», «Что

такое снег?», «Разноцветный снег», «Из какого снега можно слепить куличек?»,

«Можно ли окрасить снег «Скитллс»» и другие.

Так, например, при помощи

разноцветной волшебницы - воды мы раскрашивали на участке снежные постройки

и узнали, что снег – замершая вода и его тоже можно раскрасить!

Дети очень

любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром (ленточки,

вертушки).

Концепция модернизации российского образования, в связи с переходом на ФГОС

ДО,

п о д ч е р к и в а е т

и с к л ю ч и т е л ь н у ю

р о л ь

с е м ь и

в

р е ш е н и и

задач воспитания подрастающего

поколения.

Поэтому работа с

родителями

является

важнейшим

аспектом

в реализации

экологического

воспитания,

поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает

к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного

и животного мира .В работе с родителями я используем как традиционные, так и

нетрадиционные формы работы.

Это проведение мастер-классов на темы: «Мы играем вместе с мамой» (игры с

кинетическим

песком

и

сыпучими

материалами),

«Удивительное

рядом»

(организация элементарных опытов в домашних

условиях

и нетрадиционные

техники

рисование

с

использование

природного

и

бросового

материала),

презентация своих поделок (книжек - малышек с экологическим содержанием-

экологических сказок). Наши родители принимают активное участие в совместной

проектной

деятельности

на

экологические

темы:

«В

гости

к

рябинке»,

«Волшебница вода», «Посадили огород, посмотри, что здесь растет», «Встречаем

птиц»,

«Весна

краса

природы».

Участвуют

в

досуговых

мероприятиях,

проводимых совместно с детьми «Осенины у Рябинки» с участием родителей с

исполнением главных ролей и совместными игр.

В организации выставок

на

темы: «Волшебные осенние деревья», «Осенние букеты», «Поделки из овощей «,

«Елочки-зеленые

иголочки»,

»Жил-был

лучок…».

Совместно

с

детьми

и

родителями мы приняли участие в акции «Покорми птиц» и акции «Встречаем

птиц – развешиваем скворечники». Изготавливая эко-кормушки вместе с детьми

мы использовали семечки, просо, овес, сухарики, сухофрукты, кусочки тыквы,

несоленое сало и клейстер.

Впоследствии мы имели возможность всю зиму

подкармливать

птиц.

.Наши

родители

приняли

участие

в

субботнике

по

благоустройству

нашего

участка:

был

опилен

старый

кустарник,

окопаны

и

побелены

деревья, вскопаны клумбы для посадки цветов. Привлекаем к акции

«Посади кустик или дерево» в день Земли , которая запланирована на 22 апреля.

Интересной формой работы было привлечение родителей к изготовлению лепбука

по теме «Весна». Вместе с детьми и родителями мы изготовили пособия, в котором

обобщена тема «Весна – краса природы», включили сюда материалы, которые

помогут в самостоятельной деятельности закрепить полученные представления о

весне, и ее приметах: «Признаки весны», «Какую одежду можно одевать весной»,

«Какие птицы прилетают к нам весной», «Раскрась весенние картинки», «Кто где

живет?»( кольца Луллия), « Пазлы-насекомые», »Кто прилетел на цветок?» Также

родители

вместе

с

детьми

изготовили

интересные

книжки-малышки

с

экологическими сказками о разных природных явлениях »Времена года», «Наша

рябинка», «Лучок», «Про тучку», «Подснежник», »Жил был грибок» и другие,

которые помогут детям в совместной деятельности закрепить полученные ранее

представления.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и

животных

через

экологические

игры,

мы,

взрослые,

способствуем активному

развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие.

Эти

качества,

заложенные в

раннем

возрасте,

прочно

войдут

в

характер

дошкольника, станут его основой, помогут на протяжении всей его дальнейшей

жизни бережно относиться к окружающему миру. Тогда можно быть спокойным за

природу и молодое поколение.



В раздел образования