Автор: Сорокина Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 223
Населённый пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование представлений старших дошкольников о форме предметов и геометрических фигурах с помощью развивающих игр
Раздел: дошкольное образование
«Формирование представлений старших дошкольников о форме
предметов и геометрических фигурах с помощью развивающих игр».
На
современном
этапе
и
в
современных
условия
всеобщей
информатизации
и
компьютеризации,
жизнь
во
всех
ее
проявлениях
становится многообразнее и сложнее. В этих условиях от человека, ребенка,
педагога
требуются
не
шаблонные, обыденные действия, а подвижность
мышления,
быстрота
ориентировки,
творческий
подход
к
решению
разноплановых
задач,
адаптация
к
изменяющимся
условиям,
смекалки,
творческого подхода, инноваций, сообразительности.
В
процессе
воспитания
и
обучения
в детском
саду
воспитатель
является
руководителем
и
организатором.
В
нынешнем
времени
воспитателю, педагогу необходима
перестройка
в формах и содержании
организации работы с детьми, творческих усилий, поиска индивидуальных
подходов к каждому ребенку с учетом его уровня развития, особенностей
нервной
системы
и
способностей
к
усвоению
знаний,
активного
использования научных достижений в области педагогики и психологии,
инновации в работе с детьми и педагогическом коллективе.
В детстве дети все более точно начинают оценивать помимо других
свойств
окружающих
объектов,
их
форму.
Играя,
рисуя,
конструируя,
выкладывая мозаику, делая аппликации, дети незаметно для себя формируют
свои представления об основных разновидностях форм и фигурах, о цвете, о
форме.
В
современном
мире
в
познании
окружающего
мира имеет особое
значение ориентировка в многообразии форм предметов и геометрических
фигур.
Воспринимая
форму, дети выделяют предмет из других, узнают и
называют
его,
группируют
и
соотносят
его
с
другими
предметами.
Параллельно
или
вслед
за
этим дети
познают
геометрические
фигуры,
выделяя прежде их форму, цвет, величину, а затем структуру, и значение.
У детей дошкольного возраста игра является преобладающим видом
деятельности, поэтому приобщение к математике именно в игровой форме
помогает ребенку быстрее усваивать программные требования. Так, А.В.
Запорожец называл игру «девятым валом» в развитии ребенка (в игре он
становится на голову выше себя). Без конца повторяет, что игра – ведущая
деятельность дошкольника, забывая, что она именно поэтому ведущая.
Игра и учеба – это две разные деятельности, между ними имеются
значительные
качественные
различия.
Справедливо
замечено
еще
Н.К.
Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая
ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она
недооценивает организаторскую роль игры. Переход от игры к серьезным
занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными
школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны
переходные формы». В качестве таковых и выступают развивающие игры.
Эта
своеобразная
форма
деятельности
–
учение
в
развивающей
игре
–
появляется уже в дошкольном возрасте.
К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и
должно быть интересным, занимательным, но никогда – не развлекающим.
Актуальность
проблемы обусловлена тем, что дети дошкольного
возраста
проявляет
спонтанный
интерес
к
таким
математическим
категориям к форме, геометрическим фигурам и учатся связывать их друг с
другом, формируя знания и умения.
Проблему
знакомства
детей
с
геометрическими
фигурами
и
их
свойствами возможно и необходимо рассматривать с двух сторон: в плане
сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как
эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в плане познания
особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей в
их
построении,
т.е.
собственно
геометрического
материала.
Сенсорное
воспитание – это целенаправленные педагогические воздействия на детей,
которое
обеспечивает
стойкое
формирование
чувственного
познания
и
совершенствование ощущений и восприятия деток дошкольного возраста.
В 3-4 года ребенок опредмечивает геометрические фигуры, то есть
геометрическая фигура это предмет, так как они в его опыте представлены
нераздельно от предметов, не абстрагированы от них.
Геометрическая фигура воспринимается детьми
как картинка, как
некоторый предмет: квадрат – это платочек, кармашек; треугольник – крыша,
круг – колесо, мячик, два круга рядом – очки, несколько кругов рядом –
бусики и т.п.
В 4 года дети
опредмечивают геометрические
фигуры возникают
только при столкновении детьми с незнакомой фигурой: цилиндр – это ведро,
стаканчик.
В
4-5
лет
дети
начинают
сравнивать
геометрическую
фигуру
с
предметом: про квадрат говорит "это как платочек".
В
результате
процесса
обучения
дети
начинают
выделять
в
окружающих
предметах
знакомую
геометрическую
фигуру,
сравнивать
предмет с фигурой (стаканчик как цилиндр, крыша как треугольник), учатся
давать правильное название геометрической фигуры и формы предмета, в их
речи появляются слова "квадрат", "круг", "квадратный", "круглый" и т.п.
В настоящее время методы, которые используются для обучения дошколят,
способны
реализовать
далеко
не
все
возможности,
которые
заложены
в
математике. Решить
это противоречие можно и необходимо с помощью
использования новых, более эффективных методов и разнообразных форм
обучения детей математическим представлениям. Одним из таких методов
можно назвать обучение детей с помощью различных дидактических игр.
Исследованиями в данной области занимались такие ученные, как М.
Монтессори, Столяр А. А, Тихеева Е. И., Ф. Фребель, Щербакова Е. И.. Они
смогли внести новое в разработку методов обучения дошкольников. Согласно
их
мнению,
ребят
могут
и
должны
учиться
в
процессе
игр,
забав
и
повседневной жизни. Ими были подобраны методы ознакомления детей с
геометрическими фигурами при помощи разнообразных развивающих игр.
Детей в соперничестве способна привлечь не только обучающая задача,
которая
здесь
заложена,
но
и
желание
и
способность
проявить
свою
активность,
выполнять
игровые
действия,
способность
добиваться
результата, выигрывать. Однако стоит отметить, если участник забавы не
способен овладеть знаниями, умственными операциями, которые определены
обучающей целью, он не сможет в дальнейшем успешно выполнить игровые
действия, добиваться нужного результата. Из чего мы можем сделать выводы,
что активное участие, а тем более выигрыш в развивающей игре зависят в
первую очередь от того, насколько ребёнок смог овладеть необходимыми
знаниями
и
умениями,
которые
диктуются
её
обучающей
целью.
Это
способствует
побуждению
детей
быть
более
внимательными,
учит
запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит,
развивающая
игра
сможет
его
чему-то
научить
в
свободной
и
непринуждённой форме.
Благодаря такому подходу к обучению существенно меняются методы и
приемы обучения, которые требуют иной организации обучающего процесса,
где задачи по развитию геометрических представлений решаются с помощь
использования дидактической игры.
Во всех возрастных группах методика ознакомления с геометрическими
фигурами
несет
свои
особенности
и
специфику.
В
рамках
выпускной
квалификационной
работы
нам
необходимо
рассмотреть
более
подробно
особенности работы в старшей дошкольной группе.
Задачи работы в старшей группе:
-
ознакомление
с
овалом
с
помощью
сравнения
его
с
другими
геометрическими фигурами;
- знакомство с понятием четырехугольник: подвести к пониманию того,
что квадрат и прямоугольник являются видами четырехугольника;
- развитие геометрической зоркости: уметь анализировать и сравнивать
формы
знакомых
предметов,
уметь
находить
в
ближайшем
окружении
предметы одинаковой и разной формы.
Ознакомление старших дошкольников с формой предмета лучше всего
возможно при сочетании разных методов и приемов обучения. Стоит также
уделить отдельное место вопросу организации процесса формирования ма-
тематических представлений при создании развивающей среды. Как мы уже
заметили, окружающие предметы, игрушки должны отличаться по размеру,
форме. В процессе игровых манипуляций с предметами, геометрическими
телами и фигурами, песком и водой дети познают их свойства, способны
определять идентичность и различать предметы по свойствам. Взрослый
способен создать условия и обстановку, которые благоприятно воздействуют
для
привлечения
ребенка
в
деятельность
сравнения,
сосчитывания,
воссоздания,
группировки,
перегруппировки
и
т.п.
В
данном
случае
инициатива в
начинании
игры,
действия
все
же
принадлежит
ребенку.
Воспитатель
вычленяет,
анализирует
ситуацию,
направляет
процесс
ее
развития, способствует получению результата.
Авторы
программы
"Детство"
считают
возможным
использования
развлечений
развивающих
игр
детей
и
способные
приобщить
его
к
умственному труду. Предлагаются игры: из серии «Логические кубики —
«Уголки», «Составь куб» и «Кубики и цвет» - «Сложи узор», «Куб-хамелеон»
и
др.
Из
развивающих
пособий
предлагают
использовать
логический
блок Дьенеша, цветные счетные палочки (палочки Кюизенера), модели.
Использование наглядных
методов
и
приемов:
"Посмотри
и
найди
такую же фигуру", "На что похожа фигура" и др. Широко используются
также и практические методы и приемы: "Найди, принеси, покажи... выложи,
начерти,
составь
узор"
и
др.
Наряду
с
наглядными
и
практическими
возможно и необходимо использование словесных методов и приемов: "Как
называется, чем отличаются, чем похожи; опиши, расскажи"...
Системная работа по развитию представлений о формах происходит
параллельно и органически увязывается с обучением счету, с упражнениями
в сравнении размеров предметов. Особую роль имеет установление связи
данной работы с обучением различным видам изобразительной (творческой)
деятельности,
так
как
потребность
воссоздать
предмет
(нарисовать,
вылепить, сконструировать) способна вызвать необходимость более четкого,
расчлененного восприятия его формы.
Обучая детей счету, педагог одновременно способствует закреплению
представлений
детей
о
фигурах.
Воспитатель
может
предложить
детям
обвести контур модели (образца), пощупать ее, отобрать модели заданной
формы
(выбрать,
например,
только
прямоугольники).
Дети
способны
сравнивать количество фигур разного вида или одного вида, но разного цвета
или
размера.
("Чего
больше:
квадратов
или
треугольников?
Больших
треугольников
или
маленьких?"
и
т.
п.).
С
новыми
геометрическими
фигурами детей знакомят при помощи сравнения модели с уже известными
или друг с другом: прямоугольник с квадратом, шар с кубом, цилиндр с кубом
и шаром. Для начала их сравнивают попарно, а следом происходит сравнение
групп фигур, например квадраты с треугольниками и т. п. Рассматривание и
сравнение фигур проводят в определенном порядке: "Что это? Какого цвета?
Какого размера? Из чего сделаны? Чем отличаются? Чем похожи?"
Определенный
порядок
вопро сов
также
приучает
д е т е й
последовательно
рассматривать
и
исследовать
фигуры,
производить
сравнения по схожим признакам, уметь выделять существенные свойства и
отвлекаться от несущественных свойств (цвет, размер, материал, положение в
пространстве).
Важно
уметь
организовать
различные
действия
детей
с
моделями
фигур,
так
как
уровень
представлений
о
них
определяется
богатством опыта восприятия формы.
Огромное
значение
несет
в
себе
осязательно-двигательное
исследование моделей. Подключая руки к работе глаза способны улучшить
восприятие формы. Дети ощупывают модели кончиками пальцев, обводят их
контуры. Педагог побуждает их следить за движением пальца по контуру
фигуры:
"Посмотрите,
как
палец
побежит!"
Обведение
контура
модели
заканчивается проведением рукой по ее поверхности. Действуя с моделями,
дети
пробуют
их
катать,
ставить
в
разные
положения
и
выявляют
их
устойчивость или неустойчивость. Взаимное наложение одной фигуры на
другую
-
круга
и
квадрата,
квадрата
и
прямоугольника,
квадрата
и
треугольника - позволяет четче воспринять особенности фигур каждого вида,
выделить их элементы.
На
всех
занятиях
целесообразно
использование
современных
технологий, приёмов, средств (ТРИЗ, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, В.
Воскобовича,
А.
Зака,
Б.
Никитина).
С
помощью
использования
развивающих игр, процесс обучения детей проходит в более доступной и
привлекательной
для
них
форме,
создавая
благоприятные
условия
для
развития интеллектуально-творческого потенциала малыша.
Например, игры В. Воскобовича способны совершенствовать память,
воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление,
речь. Особенностями таких развивающих игр являются:
связь образного
восприятия с логическим (через образ и сказочный сюжет, через символ и
алгоритм решения).
Система
постоянно
усложняющихся
вопросов
и
познавательных
заданий к каждой игрушке.
В
т а к и х
м а т ч а х
к а к "Геоконт"
развиваются
сенсорные
и
познавательные способности. Игра погружает ребёнка в мир геометрии. Он
осваивает основные понятия: луч, точка, отрезок, угол и т.д. Я использую эту
игру
для
знакомства
с
предметным
миром,
формирование
навыков,
конструирование и решение творческих задач.
Одна
из
наиболее
интересных
игр "Квадрат Воскобовича" (двух и
четырёх
цветные).
Она
способствует
развитию
мелкой
моторики
рук,
пространственного
мышления,
творческого
воображения,
умению
сравнивать,
анализировать,
сопоставлять.
Ребенок,
складывая
геометрические фигуры различного размера, усваивает эталоны формы и
величины,
осознаёт
структуру
геометрических
фигур
(стороны,
углы,
вершины). Очень часто мы вместе с детьми придумываем и конструируем
фигуры
без
опоры
на
схему,
что
способствует
развитию
творческих
способностей и воображения. Квадрат интересен ещё и тем, что схемы
сложения
фигур
различны.
Это
простые
плоскостные
(домик,
конфета),
сложные плоскостные (башмачок), объёмные (самолёт). Ребенок определяет
цвет фигуры, затем находит геометрические фигуры, из которых она состоит.
Дети конструируют геометрические фигуры, называют признаки сходства и
различия этих фигур.
И г р а "Прозрачный
квадрат"
это
прозрачные
пластинки,
частично
закрашенные. Закрашенная часть - это какая либо геометрическая фигура. В
процессе игровой деятельности у ребёнка развиваются познавательные и
творческие способности. Дети знакомиться с эталонами формы и величины,
соотношением целого и части (дроби), пространственными отношениями
предметов. Дети, играя с головоломками, знакомятся с эталонами формы,
цвета и величины. Развитию глазомера способствует складывание фигур из
частей. Головоломки развивают познавательные и творческие способности
детей. В процессе игры ребенок познаёт структуру геометрических фигур
(стороны, углы) свойства симметрии, соотношение целого и части (чудо-
крестик, чудо-соты, чудо-цветик).
"Игровизор"-
это
игровое
обучающее
средство,
интеллектуальный
тренажер.
Игровое
пособие
"Катя,
рыжик
и
рыбка",
знакомит
детей
с
эталонами
формы,
развивает
умение
определять
форму
окружающих
предметов и ориентироваться в пространстве.
Не менее интересны развивающие игры Б.П. Никитина.
"Сложи
узор"
-
она
развивает
пространственное
воображение,
сообразительность и логическое мышление, навыки счёта и графические
способности,
цветоощущение,
умение
анализировать,
синтезировать
и
комбинировать.
«Рамки и вкладыши Монтессори» - вырабатывает умение узнавать и
различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и
на ощупь), знакомит с геометрической терминологией – названиями фигур.
"Кубики для всех" - одновременно решаются 2 задачи: во первых,
выбор
фигур,
которые
необходимы
для
построения
модели;
во
вторых,
придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т.е.
соединить их и уложить в модель.
Соты
Кайе
формируют
творческое,
объемно-пространственное
и
ассоциативное
мышление,
сенсомоторные
координации.
Они
помогают
развивать фантазию, воображение (в том числе пространственное), глазомер,
архитектурно-художественный вкус, творческое начало, индивидуальность в
сочетании с умением работать в творческом коллективе сверстников. Соты
Кайе
способствуют
формированию
таких
качеств,
как
аккуратность,
сосредоточенность,
усидчивость,
терпение.
Также
способствуют
осмысленному восприятию внешнего мира, ориентации на плоскости и в
пространстве,
развитию
чувства
гармонии,
композиции,
пропорции,
симметрии и асимметрии, формы и красоты. Позволяют проводить занятия в
области
геометрии,
математики
и
логики,
игры
с
замещением,
а
также
использовать
набор
в
качестве
крупной
мозаики
и
домино.
Ценным
качеством сот Кайе является то, что их можно использовать как материал для
проектного
конструирования
и
экспериментирования
в
области
детского
дизайна, т.е. художественного конструирования.
Играющий
может
экспериментировать
и
изобретать
композиции,
применяя одинаковые или разные по рисунку и цвету элементы, имеющиеся
в наборе.
Такая
особенность
детской
деятельности
программируется
универсальными свойствами примененной формы элементов, позволяющие
располагать их особым образом на плоскости по отношению друг к другу.
В старшей и подготовительной к школе группе возможно и необходимо
проведения мероприятий, забав и упражнений
следующего содержания:
знакомство
с
различными
видами
геометрических
фигур;
овладение
последовательностью
обследования
форм
предметов
с
использованием
системы
геометрических
образцов
(найди
одинаковый
узор,
найди
по
описанию, кто больше увидит, у кого такая же игрушка, найди на ощупь);
аналитическое восприятие сложной формы и воссоздание ее из элементов
("Мы составляем петрушку", "Мастер с молотком", "Выложи из цветной
мозаики", "Придумай сам" и др.); а также развивающие игры: "Найди по
описанию", "Кто больше увидит", "Найди такой же узор", "Найди каждой
фигуре
свое
место",
"Подбери
по
форме",
"Назови
лишние
фигуры",
"Выложи форму из палочек", "Дострой фигуру".
В
работе
с
детьми
важную
роль
играют
дидактические
игры,
упражнения, занятия, занимательные игры и упражнения геометрического
содержания.
Они
способствуют
развитию
интереса
к
математическим
знаниям,
помогают
формировать
умственные
способности
ребенка
дошкольного
возраста.
Поэтому
необходимо
определить
роль
и
значение
развивающих игр в математическом образовании дошкольников.