"Ассоциативный орфографический словарь на уроках русского языка"
Автор: Сорокина Анна Юрьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №33" Тайгинского городского округа Населённый пункт: г. Тайга Кемеровская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Ассоциативный орфографический словарь на уроках русского языка" Раздел: начальное образование
Сорокина А.Ю.,
г. Тайга
Кемеровская область
Для методического семинара мной представлены педагогические наработки
по теме «Ассоциативный орфографический словарь на уроках русского
языка». А если точнее «Социальный проект».
Целью данного проекта является представление опыта работы по
использованию ассоциативного запоминания в системе работы над
непроверяемым написанием словарных слов.
Задачи проекта:
1. Представить опыт использования ассоциаций при работе с
непроверяемыми написаниями словарных слов
2. Представить методические рекомендации по работе с
ассоциативным орфографическим словарём на уроках русского языка.
3. Продемонстрировать возможности ИКТ в работе над непроверяемыми
написаниями по ассоциациям.
Ни для кого не секрет, что заучивание словарных слов – одна из
нелюбимых учащимися работа. Отсюда и большое количество ошибок,
допускаемых учениками при написании словарных диктантов и при
употреблении словарных слов в творческих работах. Как сделать работу
над запоминанием слова интересной? Как представить учащимся словарное
слово, чтобы они его запомнили и никогда не допускали ошибок при
написании? Каждый учитель пытается ответить на этот вопрос по-своему. В
методике уже давно на этот счёт существует следующее мнение: «В процессе
запоминания должны быть задействованы различные виды памяти:
зрительная, слуховая, речедвигательная и рукодвигательная (моторная)».
На практике чаще всего это выражается в следующей памятке для учащихся:
«Записываю словарное слово, проговаривая его вслух по слогам». Однако
даже методически правильная организация работы не гарантирует 100%
качества знаний, в этом вопросе о способах запоминания нельзя забывать и
об ассоциативной памяти.
М.Р. Львов в «Словаре-справочнике по методике русского языка»[1] в статье
«Ассоциации словесные» пишет о том, что «в отдельных случаях говорящему
или пишущему приходится … создавать новые, не стандартные связи»,
однако отмечает, что «ассоциации словесные пока не получили широкого
применения в методике обучения языку, хотя интерес к их возможностям
весьма велик».
Не менее интересным и продуктивным приемом при работе со словарными
словами можно считать запоминание по ассоциации. Именно этот прием был
предложен координатором сообщества учителей русского языка и литературы
и организатором творческой группы «Наш орфографический словарь»
Захаровой Т.А. на сайте it-n для разработки ассоциативного словаря,
призванного помочь учителю в объяснении написания слов
орфографического минимума в 5-9 классах.
Суть метода состоит в том, что трудная орфограмма словарного слова
связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при
воспроизведении слова, помогая правильно написать орфограмму.
Рекомендация:
Необходимо отметить, что методисты настоятельно рекомендуют не
навязывать учащимся ассоциации, у каждого учащегося свой ассоциативный
образ.
Группа Сети творческих учителей «Наш орфографический словарь» под
руководством Захаровой Т.А.делает другой вывод: использование метода
ассоциативного мышления оказывается более эффективным, если
ассоциации, позволяющие лучше запомнить правописание слов, будут
предложены как учителем, так и самостоятельно самими учащимися.
Были созданы и оформлены при помощи презентаций иллюстрированные
словарные статьи, целью которых стало обогащение словарного запаса
учащихся и мотивация их на осмысленное запоминание словарных слов при
помощи развития ассоциативного мышления. Практика показала, что
создание статей с помощью ИКТ помогает комплексно задействовать
различные виды памяти при изучении правописания слов и повысить
качество обучения.
Ассоциативные связи изучаемых слов, призванные развивать разные виды
памяти учащихся, удалось подкрепить кинестетически: с помощью так
называемого «запоминая через делание» - тренировкой мышечной памяти
учащихся при правильном написании трудных слов.
Различают ассоциации по сходству, контрасту и смежности
Слова-синонимы (ассоциация по сходству).
Слова, объединенные по контрасту.
Слова, объединённые по смежности. [2]
Ассоциации по сходству представляют собой результат обобщения условной
связи, при котором сходные раздражители вызывают сходную реакцию (ср.
например, оживление синонимического ряда при актуализации одного из
синонимов: горе—несчастье, скорбь, печаль, грусть и т. п.).
Ассоциации по контрасту, объясняются наличием у явлений
противоположных свойств. В результате этого в дальнейшем один из
контрастных раздражителей может вызвать сразу же вслед за собой то, что
вызывалось раньше другим (контрастным с ним) раздражителем» (ср.
например, явление антонимии: горе—радость, счастье—несчастье и т. д.).
Ассоциации по смежности образуются при близком расположении явлений
во времени или в пространстве. В настоящее время указанные три типа
ассоциаций относятся к простым или механическим.
Наряду с ними выделяют более сложные, смысловые ассоциации. Это
ассоциации, отражающие родовидовые и причинно-следственные отношения
между объектами окружающего мира (ср. например, цветок—роза, болезнь—
смерть и т. п.).
Механизм запоминания словарных слов, таким образом, сводится к
следующему: внутри словарной группы учащиеся выделяют для себя слово-
ориентир, орфография которого никогда не вызовет затруднений и по нему
определяют правописание остальных слов, используем любые ассоциации,
помогающие запомнить правописание слов: предложения-помощники,
составленные из слов словарной статьи, рисунки, анимацию.
Рассмотрим в качестве примера механизм построения нескольких
словарных статей с использованием различных (двух) видов ассоциаций
разработанного на практике ассоциативного словаря.
Перед Вами слайды….
Попробуем определить разновидность ассоциаций.
Обобщение.
И в заключении хотелось бы отметить, что использование
ассоциативного словаря на уроках русского языка позволяет учителям:
повысить мотивацию к изучению словарных слов, повысить интерес к
предмету. Ученики отмечают, что запоминать написание слов, их значений,
этимологических данных при помощи ассоциаций стало легче.
Таким образом, при помощи ассоциативного словаря можно развивать и
обогащать языковую личность ребёнка, предлагая ассоциации из разных
областей наук, а не только из среды личного общения, предлагаю вашему
вниманию литературу и электронный адрес сайта, где вы можете скачать
словарные статьи, необходимые для работы на уроках русского языка.