Автор: Чусова Ирина Геннадиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ №106
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие связной речи первоклассников".
Раздел: начальное образование
Развитие связной речи первоклассников.
Дети, поступающие в первый класс, имеют разный уровень развития
речи. Одни очень эмоционально и активно общаются друг с другом. Охотно
делятся с учителем своими впечатлениями и новостями. Другие не вступают
в общение, отвечают односложно. Задача учителя – формировать текстовые
умения уже с первых дней обучения грамоте.
Формирование
умений
в
связной
речи
у
первоклассников
-
это
последовательная,
постоянная
учебная
работа,
которую
необходимо
планировать и на каждый урок, и в перспективе. Раздел развития речи в
начальной
школе
имеет
свой
арсенал
методов,
собственные
виды
упражнений,
свою
программу
умений,
которые
обе спечиваются
соответствующей методикой. Проводя устные рассказы, устные сочинения,
словарные и синтаксические упражнения, учитель руководствуется не только
перспективной целью, которая может быть определена как хорошая речь, но и
конкретными
учебными
целями
каждого
отдельного
упражнения.
По
определению М.Р. Львова, «…под связной речью понимается речь, которая
организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое,
имеет тему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и
расчленяется
на
более
или
менее
значительные
части,
связанные
между
собой»
[Львов
1987].
Работа
над
связной
речью
развивает
у
детей
необходимую
способность
распределять
своё
внимание,
направлять
его
одновременно на несколько видов деятельности.
Можно
предположить,
что
систематическое,
методически
точное
проведение речевых упражнений на уроках развития речи и русского языка
способствует
развитию
связной
речи
первоклассников,
формированию
навыков самоконтроля, предупреждению и устранению типичных речевых
ошибок учащихся, повышению качества детских высказываний.
Связная речь в первом классе – это пересказ прочитанного самими
детьми
или
учителем,
это
различные
рассказы
–
по
наблюдениям,
по
восприятиям, рассказывания сказок и инсценирование их. Всё это варианты
речи эмоциональной, образной.
В
практике
первоклассников
появляются
элементы
связной
или
«деловой
речи»:
связные
ответы
по
звуковому
анализу,
рассказы
по
наблюдениям.
Эти
виды
речи
лишь
начинают
развиваться
и
поэтому
представляют для детей существенные трудности. Упражнения в связной
речи имеют место на каждом уроке обучения грамоте как обязательное звено
урока [Львов 1985].
Начинать работу над связной речью удобнее всего с картинок. Так, в
«Русской азбуке» В.Г.Горецкого помещены серии картинок к сказкам «Волк и
лиса», «Курочка Ряба». Составляя к каждой картинке предложение, дети
получают последовательные рассказы.
В
ходе
подготовительной
беседы
выбираются
для
рассказа
самые
лучшие, полные предложения. Рассказ озаглавливается – так дети начинают
работу над темой.
Мною был проведён эксперимент с целью изучения уровня развития
речи учащихся в начале периода обучения грамоте. Для этого учащимся было
предложено выполнить два задания:
1.Пересказ рассказа, прочитанного учителем.
Диагностика в начале обучения грамоте.
Задание №1:
Цель:
выявить
умения
ориентироваться
в
тексте,
умения
передать
основную тему автора, умения последовательно развивать мысль.
Условия:
1.Учитель читает рассказ Л. Толстого, затем учащиеся пересказывают
его.
2. Учитель ведёт записи рассказов.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, в кувшине была
только вода на дне. Галке нельзя было достать.
Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода
стала выше, и можно было пить.
2.Составление рассказа по серии картинок.
Типичные речевые ошибки учащихся при выполнении пересказа:
Нераскрытие
темы,
однообразие
синтаксических
конструкций,
употребление просторечных слов, неоправданный повтор слов и др.
В связи с низким уровнем развития речи учащихся класса, мною были
поставлены следующие задачи:
1.Создать хорошую речевую (языковую) среду для учащихся.
2.Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих
мотивацию
собственной
речи
учащихся,
развивать
их
интересы,
потребности
и
возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику
для учащихся.
3.Обратить внимание на правильное усвоение детьми достаточного
лексического
запаса,
грамматических
форм,
синтаксических
конструкций,
логических связей, активизировать употребление слов, образование форм,
построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в
области развития речи.
На формирующем этапе мною подобран
комплекс упражнений на
усовершенствование знаний, умений навыков первоклассников по развитию
речи, используя учебное пособие Н.К. Иванкиной.
Всего
апробировано
более
20-ти
речевых
упражнений.
Данные
формирующего этапа убедили в том, что успех в работе по развитию речи
будет возможен только в том случае, если она будет носить обучающий
характер,
проводиться
в
системе,
включать
разнообразные
виды
упражнений.
Контрольный этап содержал аналогичные два задания для развития
связной речи первоклассников, но речевой материал был другой. Результаты
данного этапа эксперимента убедили
в том, что развитие речи младших
школьников зависит от двух основных факторов: во – первых, от внимания к
слову, к образцам русского языка, от начитанности детей, правильной и
выразительной речи окружающих, т.е. от речевой среды; во – вторых, от
организации
речевой
практики
детей:
разносторонней,
интересной,
мотивированной, чётко контролируемой учителем.
Сальникова
Т.П.
Методика
преподавания
грамматики
,правописания
и
развития речи./Т.П. Сальникова.- Воронеж.: НПО
«
МОДЭК
».2012г.
Стрекозин
В.П.
Актуальные
проблемы
начального
обучения/
В.П
.Стрекозин.- М.: Просвещение.2011г.