"Духовно-творческая самореализация детей дошкольного возраста"
Автор: Миронова Елена Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Д/С №17 г.Челябинска" Населённый пункт: Челябинск Наименование материала: статья Тема: "Духовно-творческая самореализация детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье уточняется понятие «духовно-творческая самореализа-
ция детей дошкольного возраста».
Ключевые слова : самореализация, духовно-творческая самореализа-
ция, духовно-творческая самореализация детей дошкольного возраста.
В условиях демократизации общества, трансформации российского об-
разования в контексте Болонского соглашения обеспечение самоопределения
личности, создание условий для ее самореализации приобретает особое зна-
чение. В Законе Российской Федерации «Об образовании» гл.1. ст.3. «Основ-
ные принципы государственной политики и правового регулирования отно-
шений в сфере образования»», говорится о том, что содержание ребенка
должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности и созда-
ние условий для ее самореализации. В Конвенции о правах ребенка ООН
самоопределение, самореализация, сохранение и развитие индивидуальности
ребенка рассматриваются как наиболее существенные его права (ч.1., ст.8).
Федеральный Государственный Стандарт Образования ставит перед собой ре-
шение таких задач: сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, раз-
витие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ре-
бенка как субъекта отношений с людьми, миром, самим собой; формирование
общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуаль-
ных,
эстетических
качеств,
инициативности,
самостоятельности
и
ответ-
ственности, формирование предпосылок учебной деятельности.
В педагогической энциклопедии понятие «самореализация» трактуется
как:
– одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи лич-
ности; человек ощущает себя реализованным в жизни, когда его личные ам-
1
биции удовлетворены, включая полученное образование, творческую состоя-
тельность и пр. [1];
– практическое осуществление задатков, способностей, дарований и черт
характера через ту или иную сферу социальной деятельности с пользой для
самого себя и общества в целом [2].
В настоящее время выделяются несколько аспектов изучения самореализа-
ции:
– философский – исследует сущность, структуру, место, роль, значение
самореализации в жизни личности и общества;
– психологический – изучает процесс самореализации с точки зрения ин-
дивидуальных особенностей, личностных качеств, темперамента и т.п.
– педагогический – определяет содержание образования, средств, мето-
дов, приемов, условий обучения и воспитания, способствующих успешной
самореализации человека.
В психологии сложилось два подхода к определению феномена самореа-
лизации. Первый подход (Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.)
рассматривает самореализацию как «поиск себя» и предполагают самопозна-
ние личностью своих возможностей, задатков, способностей и их реализа-
цию. Движущей силой человеческой деятельности, по мнению авторов, яв-
ляется, мотивация, а главной тенденцией, определяющей характер действий
человека, выступает стремление к самореализации, актуализации своего по-
тенциала. К. Роджерс, один из основоположников теории самореализации,
считал, что задача личности – «отыскать» себя. Представление о самореали-
зации содержится и в работах Э. Фромма. По его мнению, самореализация
присуща каждому человеку и предполагает наличие продуктивной активно-
сти и понимание человеческой души должно основываться на анализе чело-
веческих потребностей, вырастающих из условий существования [3]. По мне-
2
нию А. Маслоу, высшие уровни потребностей – это потребности в самоува-
жении, потребности в достижении высших метаценностей (Истины, Добра,
Справедливости, Красоты и т. д.).
Второй подход (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубин-
штейн) выходит на проблему самореализации через мотивационно-смысло-
вой аспкет «смыслотворчество». Основное внимание в данном подходе уделя-
ется жизненному выбору, жизнетворчеству, смыслу жизни, пространственно-
временным моделям жизненного пути. К.А. Абульханова – Славская, разви-
вая в своих исследованиях положение концепции жизненного пути, разрабо-
тала вопросы творческого самовыражения личности. А.Н. Леоньтев вводит
понятие смыслообразующего мотива, под которым понимается мотив, побу-
ждающий к деятельности придающий ей личностный смысл. С.Л. Рубин-
штейн считает, что мотив – это «осознанное побуждение для определенного
действия».
Понятие «самореализация» начал использовать А. Адлер в своих работах
по психологии личности. По его мнению, люди, прежде всего, стремятся к
превосходству, что представляет собой фундаментальный закон человеческой
жизни. Превосходство А.Адлер понимал как достижение наибольшего из воз-
можного. Такое стремление является врожденным, потому что это и есть сама
жизнь. Иными словами, это «нечто, без чего жизнь человека нельзя предста-
вить» [4]. По А. Адлеру человек сам творит свою личность. Обладая креатив-
ным «Я», он ставит перед собой цель и определяет пути ее достижения. Одна
ко, цель субъективна, она существует «здесь и сейчас» и может быть недости-
жимой, фикцией. Тем не менее, цель является реальным стимулом. Посред-
ством креативного «Я» интерпретируется, осмысливается опыт организма и,
прежде всего, изыскивается опыт в осуществлении жизненного стиля, уни-
кального для человека.
Считаем необходимым определиться с пониманием сути духовного и ду-
ховно-творческого в самореализации личности.
3
В философском словаре Э.П. Радлова, изданном в 1913 году, сказано: «Дух
обозначает начало, противоположное телу; а в противоположность душе дух
обозначает высшие душевные способности, разум». Таково традиционное по-
нимание духа, дошедшее до наших дней почти в неизменном виде. В фило-
софской энциклопедии: «Дух – совокупность и средоточие всех функций со-
знания, возникающих как отражение действительности, но сконцентрирован-
ных в индивидуальности, как орудие сознательной ориентации в действи-
тельности для воздействия на нее и в конце концов для ее переделывания»
[5].
Понятие духовности сущностно сопряжено с понятием творчества, «кото-
рое есть целостное качество целостной человеческой личности» (В.Б. Губин).
Связь духовности и творчества проявляется в общности субъективно-бытий-
ностного субстрата. Они дополняют друг друга, базируясь на вхождении лич-
ности в состояние вдохновения, озарения. С древних времен духовность ин-
терпретировали как творчество, так как творческий процесс самопознания
выступает как экстериоризация духовности. В ряде философских работ С.Л.
Рубинштейна, В.Б. Губина отмечается связь духовности и творчества как
рядо- положенных понятий, выступающих основой строительства личности,
которая связана с выбором собственного образа, судьбы, роли в социуме. Фе-
дотова, Батищев определяют духовность как состояние расширения сознания,
которое опережает возможности самоидентификации субъекта. Духовное со-
знание – это движущееся самосознание, это становление субъективного бы-
тия. Таким образом, для светского и религиозного понимания можно выде-
лить общий аспект – духовно-творческая самореализация всегда связывается
с выходом за пределы эгоистических интересов, предполагает, что цели и
смысложизненные ориентиры человека укоренены в системе надиндивиду-
альных ценностей. Современная парадигма образования провозглашает субъ-
ектное образование, а субъект начинается там, где человек начинает действо-
вать свободно. Мы соглашаемся с мнением И.Е. Емельяновой и понимаем
4
свободу в духовно- творческой самореализации как способность принимать
волевое решение, связанное с сознательным вы- бором и направленное на со-
зидание, где личность добровольно идентифицирует себя с идеальным об-
разом. Особую значимость здесь приобретает духовное становление ребенка
дошкольного возраста в вере, так как именно в начале пути должны быть за-
ложены основы любви, добра, трудолюбия, созидательной направленности в
деятельности, обеспечивающие сознательное и бессознательное стремление к
состраданию, самопожертвованию. Иначе духовный выбор ребенка в замысле
и идее может быть направлен на уничтожение и укрепление недоверия к
миру, так как будет ситуативен [6] . В каком либо другом аспекте духовность
приобретает относительность и инерционность, поэтому в науке отражение в
социуме духовных задатков в поведении и деятельности человека называют
нравственностью, нравственными поступками и качествами. А.З. Рахимов
выделяет несколько этапов нравственного развития личности детей дошколь-
ного возраста. Возрастные ступени нравственного развития и становления
личности могут совпадать с этапами общего развития лишь в общем плане
точно так же, как это относится к интеллектуальному, эстетическому и дру-
гим аспектам развития человеческой личности. Но какими бы ни были раз-
личия между общим развитием ребенка и развитием отдельных сторон его
личности, они представляют различия внутри единого целого, и поэтому
должны рассматриваться в едином контексте общего развития. Мы соглаша-
емся с мнением А.З. Рахимова, что дошкольное детство является наиболее
благоприятным периодом для формирования ценностных ориентаций и нрав-
ственных установок. Духовное становление ребенка происходит в возрасте от
5 до 7 лет. Это время свободной воли, которая учится различению и выбору:
важно отличать послушание в любви от своеволия, любовь от хотения, со-
вестливое от бессовестного [7].
Обобщая вышеизложенное на основе ретроспективного анализа философ-
ских, психолого - педагогических и исторических учений, мы понимаем под
5
духовно-творческой самореализацией ребенка дошкольного возраста реализа-
цию актуальных и потенциальных самостей как архетипа целостности лично-
сти, динамического равновесия сознательного и бессознательного в духовно-
творческих переживаниях, основанных на самопознании и мотивационно-
рефлексивной деятельности в жизнетворчестве. В таком понимании самореа-
лизация обеспечит ребенку в будущем самостоятельный контроль своей жиз-
ни, когда личность способна самоопределяться не только по отношению к со-
бытиям, но и по отношению к ходу жизни в целом.
Библиографический список
1. Бим-Бад, Б.М. Педагогический словарь. – М.: 2002. – С.253
2. Тулькибаева, Н.Н. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия
современной педагогики. – М.: Издательский дом «Восток», 2003. – 274с.
3. Фромм, Э. Душа человека / Перевод с англ. – Т.В. Панфилова, Т.И. Перепе-
лова. – М.: АСТ.,1998, С.89.
4.Хьелл, Л.А. Теории личности. – СПб.: Питер, 2000. – 608с. С.494.
5.Лосев, А.Ф. Дух. Философская энциклопедия. Т.2. – М., 1962. С.82.
6.Емельянова, И.Е. Развитие детской одаренности в аспекте духовно-творче-
ской самореализации дошкольников: монография – Челябинск: Изд-во ЧГПУ,
2010. – 248 с.
7.Рахимов, А.З. Нравственная психология. – Уфа: Изд-во «Наука, образова-
ние, культура», 1995. – 202 с.
МИРОНОВА Елена Юрьевна –воспитатель МАДОУ «Д/С№17 г.Челябинска».
6