Напоминание

"Духовно-творческая самореализация детей дошкольного возраста"


Автор: Миронова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Д/С №17 г.Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-творческая самореализация детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье уточняется понятие «духовно-творческая самореализа- ция детей дошкольного возраста».
Ключевые слова
: самореализация, духовно-творческая самореализа- ция, духовно-творческая самореализация детей дошкольного возраста. В условиях демократизации общества, трансформации российского об- разования в контексте Болонского соглашения обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации приобретает особое зна- чение. В Законе Российской Федерации «Об образовании» гл.1. ст.3. «Основ- ные принципы государственной политики и правового регулирования отно- шений в сфере образования»», говорится о том, что содержание ребенка должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности и созда- ние условий для ее самореализации. В Конвенции о правах ребенка ООН самоопределение, самореализация, сохранение и развитие индивидуальности ребенка рассматриваются как наиболее существенные его права (ч.1., ст.8). Федеральный Государственный Стандарт Образования ставит перед собой ре- шение таких задач: сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, раз- витие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ре- бенка как субъекта отношений с людьми, миром, самим собой; формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуаль- ных, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответ- ственности, формирование предпосылок учебной деятельности. В педагогической энциклопедии понятие «самореализация» трактуется как: – одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи лич- ности; человек ощущает себя реализованным в жизни, когда его личные ам- 1
биции удовлетворены, включая полученное образование, творческую состоя- тельность и пр. [1]; – практическое осуществление задатков, способностей, дарований и черт характера через ту или иную сферу социальной деятельности с пользой для самого себя и общества в целом [2]. В настоящее время выделяются несколько аспектов изучения самореализа- ции: – философский – исследует сущность, структуру, место, роль, значение самореализации в жизни личности и общества; – психологический – изучает процесс самореализации с точки зрения ин- дивидуальных особенностей, личностных качеств, темперамента и т.п. – педагогический – определяет содержание образования, средств, мето- дов, приемов, условий обучения и воспитания, способствующих успешной самореализации человека. В психологии сложилось два подхода к определению феномена самореа- лизации. Первый подход (Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.) рассматривает самореализацию как «поиск себя» и предполагают самопозна- ние личностью своих возможностей, задатков, способностей и их реализа- цию. Движущей силой человеческой деятельности, по мнению авторов, яв- ляется, мотивация, а главной тенденцией, определяющей характер действий человека, выступает стремление к самореализации, актуализации своего по- тенциала. К. Роджерс, один из основоположников теории самореализации, считал, что задача личности – «отыскать» себя. Представление о самореали- зации содержится и в работах Э. Фромма. По его мнению, самореализация присуща каждому человеку и предполагает наличие продуктивной активно- сти и понимание человеческой души должно основываться на анализе чело- веческих потребностей, вырастающих из условий существования [3]. По мне- 2
нию А. Маслоу, высшие уровни потребностей – это потребности в самоува- жении, потребности в достижении высших метаценностей (Истины, Добра, Справедливости, Красоты и т. д.). Второй подход (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубин- штейн) выходит на проблему самореализации через мотивационно-смысло- вой аспкет «смыслотворчество». Основное внимание в данном подходе уделя- ется жизненному выбору, жизнетворчеству, смыслу жизни, пространственно- временным моделям жизненного пути. К.А. Абульханова – Славская, разви- вая в своих исследованиях положение концепции жизненного пути, разрабо- тала вопросы творческого самовыражения личности. А.Н. Леоньтев вводит понятие смыслообразующего мотива, под которым понимается мотив, побу- ждающий к деятельности придающий ей личностный смысл. С.Л. Рубин- штейн считает, что мотив – это «осознанное побуждение для определенного действия». Понятие «самореализация» начал использовать А. Адлер в своих работах по психологии личности. По его мнению, люди, прежде всего, стремятся к превосходству, что представляет собой фундаментальный закон человеческой жизни. Превосходство А.Адлер понимал как достижение наибольшего из воз- можного. Такое стремление является врожденным, потому что это и есть сама жизнь. Иными словами, это «нечто, без чего жизнь человека нельзя предста- вить» [4]. По А. Адлеру человек сам творит свою личность. Обладая креатив- ным «Я», он ставит перед собой цель и определяет пути ее достижения. Одна ко, цель субъективна, она существует «здесь и сейчас» и может быть недости- жимой, фикцией. Тем не менее, цель является реальным стимулом. Посред- ством креативного «Я» интерпретируется, осмысливается опыт организма и, прежде всего, изыскивается опыт в осуществлении жизненного стиля, уни- кального для человека. Считаем необходимым определиться с пониманием сути духовного и ду- ховно-творческого в самореализации личности. 3
В философском словаре Э.П. Радлова, изданном в 1913 году, сказано: «Дух обозначает начало, противоположное телу; а в противоположность душе дух обозначает высшие душевные способности, разум». Таково традиционное по- нимание духа, дошедшее до наших дней почти в неизменном виде. В фило- софской энциклопедии: «Дух – совокупность и средоточие всех функций со- знания, возникающих как отражение действительности, но сконцентрирован- ных в индивидуальности, как орудие сознательной ориентации в действи- тельности для воздействия на нее и в конце концов для ее переделывания» [5]. Понятие духовности сущностно сопряжено с понятием творчества, «кото- рое есть целостное качество целостной человеческой личности» (В.Б. Губин). Связь духовности и творчества проявляется в общности субъективно-бытий- ностного субстрата. Они дополняют друг друга, базируясь на вхождении лич- ности в состояние вдохновения, озарения. С древних времен духовность ин- терпретировали как творчество, так как творческий процесс самопознания выступает как экстериоризация духовности. В ряде философских работ С.Л. Рубинштейна, В.Б. Губина отмечается связь духовности и творчества как рядо- положенных понятий, выступающих основой строительства личности, которая связана с выбором собственного образа, судьбы, роли в социуме. Фе- дотова, Батищев определяют духовность как состояние расширения сознания, которое опережает возможности самоидентификации субъекта. Духовное со- знание – это движущееся самосознание, это становление субъективного бы- тия. Таким образом, для светского и религиозного понимания можно выде- лить общий аспект – духовно-творческая самореализация всегда связывается с выходом за пределы эгоистических интересов, предполагает, что цели и смысложизненные ориентиры человека укоренены в системе надиндивиду- альных ценностей. Современная парадигма образования провозглашает субъ- ектное образование, а субъект начинается там, где человек начинает действо- вать свободно. Мы соглашаемся с мнением И.Е. Емельяновой и понимаем 4
свободу в духовно- творческой самореализации как способность принимать волевое решение, связанное с сознательным вы- бором и направленное на со- зидание, где личность добровольно идентифицирует себя с идеальным об- разом. Особую значимость здесь приобретает духовное становление ребенка дошкольного возраста в вере, так как именно в начале пути должны быть за- ложены основы любви, добра, трудолюбия, созидательной направленности в деятельности, обеспечивающие сознательное и бессознательное стремление к состраданию, самопожертвованию. Иначе духовный выбор ребенка в замысле и идее может быть направлен на уничтожение и укрепление недоверия к миру, так как будет ситуативен [6] . В каком либо другом аспекте духовность приобретает относительность и инерционность, поэтому в науке отражение в социуме духовных задатков в поведении и деятельности человека называют нравственностью, нравственными поступками и качествами. А.З. Рахимов выделяет несколько этапов нравственного развития личности детей дошколь- ного возраста. Возрастные ступени нравственного развития и становления личности могут совпадать с этапами общего развития лишь в общем плане точно так же, как это относится к интеллектуальному, эстетическому и дру- гим аспектам развития человеческой личности. Но какими бы ни были раз- личия между общим развитием ребенка и развитием отдельных сторон его личности, они представляют различия внутри единого целого, и поэтому должны рассматриваться в едином контексте общего развития. Мы соглаша- емся с мнением А.З. Рахимова, что дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для формирования ценностных ориентаций и нрав- ственных установок. Духовное становление ребенка происходит в возрасте от 5 до 7 лет. Это время свободной воли, которая учится различению и выбору: важно отличать послушание в любви от своеволия, любовь от хотения, со- вестливое от бессовестного [7]. Обобщая вышеизложенное на основе ретроспективного анализа философ- ских, психолого - педагогических и исторических учений, мы понимаем под 5
духовно-творческой самореализацией ребенка дошкольного возраста реализа- цию актуальных и потенциальных самостей как архетипа целостности лично- сти, динамического равновесия сознательного и бессознательного в духовно- творческих переживаниях, основанных на самопознании и мотивационно- рефлексивной деятельности в жизнетворчестве. В таком понимании самореа- лизация обеспечит ребенку в будущем самостоятельный контроль своей жиз- ни, когда личность способна самоопределяться не только по отношению к со- бытиям, но и по отношению к ходу жизни в целом. Библиографический список 1. Бим-Бад, Б.М. Педагогический словарь. – М.: 2002. – С.253 2. Тулькибаева, Н.Н. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики. – М.: Издательский дом «Восток», 2003. – 274с. 3. Фромм, Э. Душа человека / Перевод с англ. – Т.В. Панфилова, Т.И. Перепе- лова. – М.: АСТ.,1998, С.89. 4.Хьелл, Л.А. Теории личности. – СПб.: Питер, 2000. – 608с. С.494. 5.Лосев, А.Ф. Дух. Философская энциклопедия. Т.2. – М., 1962. С.82. 6.Емельянова, И.Е. Развитие детской одаренности в аспекте духовно-творче- ской самореализации дошкольников: монография – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2010. – 248 с. 7.Рахимов, А.З. Нравственная психология. – Уфа: Изд-во «Наука, образова- ние, культура», 1995. – 202 с. МИРОНОВА Елена Юрьевна –воспитатель МАДОУ «Д/С№17 г.Челябинска». 6


В раздел образования