Авторы: Гущина Наталья Михайловна, Городецкая Наталия Александровна
Должность: воспитатель, старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №8 "Сказка"
Населённый пункт: город Семенов, Нижегородская область
Наименование материала: Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию для воспитанников 5 - 6 лет
Тема: "Подарки для негритят"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД средствами нетрадиционного метода рисования
в старшей группе «Дюймовочка».
Ц е л ь : развитие
творческих
способностей
воспитанников
в
изготовлении
зимнего
пейзажа,
средствами
нетрадиционных
техник:
кляксография и рисование манной крупой (солью).
Задачи:
Помочь
освоить
навыки
работы
с
тушью
и
неоформленным
материалом (манной крупой).
Вызвать
интерес
к
созданию
зимнего
пейзажа
предложенным
способом действия.
Побуждать воспитанников использовать в своей работе схему.
Создать условия для развития творческого воображения детей через
экспериментирование с тушью и манной крупой, солью.
Средства: цветная картон голубого цвета, черная и голубая тушь ,
поваренная соль, письмо от негритят.
Предварительная работа:
просмотр мультфильма «катерок»;
рассматривание
репродукций
И.И.Шишкина
«Зима»,
Игоря
Грабаря «Февральская лазурь», Константина Юона «Волшебница
зима»
;
беседа на тему «Русская зима»;
рисование «Зимний лес».
Интеграция образовательных областей:
художественно – эстетическое развитие
познавательное развитие
Ход НОД:
Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята, а что это там у вас за окном?
Давайте, я сейчас его достану. Как вы думаете, от кого это письмо?
Ответы детей: ….
Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим, что на нём изображено?
Предполагаемые ответы детей: фото негритят.
Воспитатель: Ребята, в нем находится «письмо от негритят с острова Чунга-
Чанга». Как вы думаете, что это за остров?
Ответы детей:…
Остров
Чунга-Чанга
-
это
земля,
на
которой
живут
вот
такие
ребята-
негритята. А вы хотите прочесть письмо?
Предполагаемые ответы детей: да
Воспитатель читает:
Здравствуйте
,
ребята
!
Как
-
то
раз
из
далекой
России
–
страны
,
где
вы
живете
нам
прислали
по
почте
очень
интересную
книгу
со
стихами
и
сказками
о
русской
зиме
.
Да
вот
беда
–
в
нашей
книге
нет
картинок
,
а
нам
уж
очень
захотелось
посмотреть
как
выглядит
русская
природа
зимой
,
особенно
лес
.
Помогите
нам
,
пожалуйста
,
ребята
,
увидеть
красоты
русской
зимы
.
Негритята
с
острова
Чунга
-
Чанга
.
Воспитатель: Да, ребята, вот так беда – это же только подумать – ни разу не
видеть нашей зимы. Надо выручать! Поможем? А как?
Предполагаемые ответы детей: Нарисуем! Сфотографируем! Пригласим к
нам в гости!..
Воспитатель: можно бы пригласить, да вот только денег у них на дорогу
наверняка не хватит – они далеко живут, а для того чтобы сфотографировать
нужен фотоаппарат, а его ни у вас ни у меня нет. А вот нарисовать – мы
сможем, только сначала надо вспомнить отличительные особенности зимней
природы. Вы их сможете назвать?
Предполагаемые
ответы
детей:
отличительной
особенностью
зимней
природы можно назвать: деревья без листвы, большие сугробы, вьюга, падает
снег…
Воспитатель: Ребята, а ведь негритята хотели посмотреть как выглядит наш
лес зимой. Как мы можем отобразить это в нашем рисунке?
Предполагаемые ответы детей: мы можем нарисовать: деревья, укутанные
снегом, кусты, сугробы, падающий снег….
Воспитатель: Да, ребята, мы должны отобразить все многообразие русской
природы, ведь у них природа совсем другая – там зеленые пальмы с какосами
и бананами, а какие деревья можно увидеть в наших лесах?
Предполагаемые ответы детей: в наших лесах растут: березы, дубы, елки,
сосны…
Воспитатель: Правильно, ребята, только негритята, нас просили передать, как
необычно выглядит русская зима. Чем же мы можем нарисовать необычные
картины с зимними пейзажами
Предполагаемые
ответы
детей:
мы
можем
нарисовать:
красками,
карандашами, мелками…
Воспитатель:
А, я знаю очень необычный способ рисования деревьев.
Хотите и вас познакомлю? Может он нам подойдет?
Предполагаемые ответы детей: да
Объяснение и показ техники рисования: Для этого на голубую бумагу капаем
из
пластиковой
ложки
каплю
туши
и
рисуем
ствол
дерева,
необычно,
раздувая каплю через трубочку «выдуваем». Если дунуть резко, то получится
куст,
так
как
капли
быстро
разбегутся
в
разные
стороны,
а
если
дуть
медленно,
то
получится
дерево
со
стволом
и
ветками.
Артем,
хочешь
попробовать
нарисовать
дерево
или
куст?
Кто
еще
хочет
попробовать
поколдовать в нашем лесу?
Посмотрите что у нас получилось. Красиво?
Правда вот лес у нас получился не зимний, не заснеженный. Как же нам
создать такое волшебство, чтобы в лесу снег пошел и все деревья инеем
покрылись?
Ответы детей:…
Надо ветки посыпать манкой либо солью, чтобы они казались заснеженными.
Кистью наносим образ сугробов и так же посыпаем манкой (солью). Лишнее
стряхиваем на поднос.
Воспитатель:
Так как способ рисования новый, я вам приготовила схему
последовательности действий - она вам поможет, если вы вдруг что-нибудь
забудете.
Воспитатель с детьми рассматривает и обсуждает схему последовательности
действий.
Воспитатель: Саша, скажи, с чего следует начать?
Предполагаемые ответы детей: сначала надо капнуть каплю туши на листок.
Воспитатель: как вы думаете, что будет если взять не капельку, а целую
ложку туши?
Предполагаемые ответы детей: все растечется. Будет клякса.
Воспитатель: Артем, а что же делать с этой каплей потом?
Предполагаемые ответы детей: потом следует раздувать ее через трубочку.
Воспитатель: да, мы с вами уже говорили, что если по разному дуть, то
могут получиться разные деревья.
Воспитатель: а как же сделать так, чтобы на деревьях и тропинках лежал
пушистый снег?
Предполагаемые ответы детей: надо деревья и тропинки посыпать манкой,
солью.
Воспитатель: а как вы думаете, в этом лесу может кто – нибудь жить?
Предполагаемые ответы детей: да, здесь могут жить и волк, и заяц, и лиса…
Воспитатель: да, в лес может забежать зайка, спрятаться там от хищников. А
на макушке дерева можно увидеть ворону.
Воспитатель: а что еще можно нарисовать в лесу?
Ответы детей: …
Воспитатель: Я предлагаю вам разместится за столами и закрыть глазки.
Представьте себе свой лес, и изобразите его.
Воспитатель включает музыкальное произведение «Декабрь», «Январь»
автор – П.И.Чайковский из сборника «Времена года».
Практическая деятельность детей.
Методы и приемы руководства воспитателя практической
деятельностью
Уровн
и
Методы и приемы
Речь воспитателя
1
Одобрения и поощрения
Какой ты молодец, какое же красивое и
стройное дерево у тебя получилось .
Какой пушистый снежок на веточках
твоих кустов и деревьев. Как аккуратно
ты раздуваешь капельки и получается
волшебный лес.
2
Косвенное руководство
А что сейчас ты будешь делать? А как
ты думаешь, в твой лес уже пришла
зима? Очень хочется увидеть какой же
пушистый снег лежит на лесных
дорожках? А кто выглядывает из-за
кустика?
3
Прямое обучение
Вспомни, с чего следует начать? Мне
кажется, на этой опушке растет очень
мало деревьев. Может быть, тебе стоит
посмотреть на подсказку – схему и
вспомнить, что же делать дальше?
Во время практической деятельности воспитатель обращает внимание детей,
испытывающих трудности, на схему. Так же оказывает практическую помощь
детям, не справляющимся с заданием.
Рефлексия:
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая красота. Соня, какой лес бы ты
хотела посетить? Почему?
Ответ воспитанника: …
Воспитатель:
Саша, расскажи как тебе удалось наколдовать такие пушистые
сугробы?
Предполагаемый ответ: чтобы сугробы были пушистыми, надо побольше
посыпал манки, соли.
Воспитатель:
Женя расскажи, пожалуйста, как ты думаешь, почему узор
кажется блестящим и пушистым?
Ответ воспитанника: …
Воспитатель: посмотрите, а ведь в нашем лесу спрятался зайчишка. Найдите
его. А вот и ворона прилетела, на наш волшебный лес посмотреть. Где же
она?
Воспитатель:
Ребята, глядя на наш зимний лес мне вспомнились стихи
прекрасного автора –
Светланы Комогорцевой
Зимний лес в объятьях тишины
Задремал, укутав ветки снегом.
Будет спать спокойно до весны
Он теперь под серебристым небом.
Как он нынче сказочно хорош
В белоснежном праздничном убранстве!
Он и вправду, кажется, похож
На хрустально - ледяное царство.
Воспитатель: Вот какие у нас получились замечательные зимние картины! А
как же нам рисунки то наши на остров отправить, не ехать же нам туда?
Ответы детей: …
Воспитатель: И правда, нам поможет почта! Ребята, у меня как раз есть
подходящий конверт, может в него сложим, адрес напишем и отправим?
Давайте сложим все в конверт, и напишем вместе адрес.(подписываем адрес
вместе с детьми и заклеиваем конверт)
Воспитатель: А я вечером – когда пойду домой, положу его в почтовый
ящик. А мы с вами будем ждать ответ от наших нигретят с острова Чунга-
Чанга. Договорились?
Приложение№5
Фото приложение