Автор: Турлюк Наталья Владиславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа 1905 Дошкольное отделение 1 Населённый пункт: Москва Наименование материала: НОД по развитию экспериментально – опытнической деятельности детей подготовительной группы Тема: Посмотри - что происходит? Раздел: дошкольное образование
НОД по развитию экспериментально – опытнической деятельности детей
подготовительной группы
«Посмотри, что присходит?»
Цель: Формирование представлений о превращении твердого вещества в
мягкое. Способствовать развитию познавательной активности. Развивать
любознательность, воображение.
Задачи: Расширять представления детей о химических свойствах
окружающего мира. Познакомить с различными свойствами веществ
(твердость, мягкость, растворение и т.д.). Развивать навыки исследования,
умения анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы.
Закреплять опыт выполнения правил техники безопасности при проведении
экспериментов. Воспитывать доброжелательные отношения, умение
работать в команде, развивать коммуникативные навыки, обогащать
словарный запас детей.
Материал: лед, парафин, плитка, металлическая кружка, таз с холодной
водой.
Ход
Ребята, сегодня мы отправляемся в нашу лабораторию, которую создали в
нашей группе.
— Что такое лаборатория?
Дети; Это место, где проводят опыты…
— Кем, вы будете?
Дети; лаборантами .
Чтобы начать проводить опыты, вспомним правила поведения в
лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:
Внимательно слушать старшего лаборанта.
Не шуметь, не мешать, друг другу выполнять, все задания.
Соблюдать правила безопасности.
Приготовились:
-1,2,3,4,5
Вокруг себя верчусь, в лаборанта превращусь..
Пройдите, пожалуйста, к столам, возьмите кусочек льда. Как только вы его
взяли, что происходит? (начал таять).
От чего так происходит? (от теплоты рук).
Попробуйте сломать?
Возьмите лед и посмотрите через него на свой палец?
Что скажите, лед какой? (лед прозрачный)
Молодцы! Теперь возьмите рядом на тарелочке другой кусочек.
Они похожи? Что это такое вы знаете?
Не знаете, а я знаю – это парафин.
Какой парафин? (твердый, непрозрачный и т.д.)
Как вы думаете, может ли парафин стать жидким.
Давайте вспомним: что мы делали со льдом, чтобы он превратился в воду?
(нагревали).
А как нагревали? (ладошками)
Пробуйте, нагреть парафин ладошками, получается? (нет)
Скажите, руки у вас горячие? (теплые)
Верно, теплые. Почему же тогда парафин не тает? Кто скажет?
Дети: мало тепла, руки не достаточно горячие.
Как же нам быть. Если руками не получается. Может, есть что – то, что может
быть еще горячее?
Дети: солнце, огонь,плитка.
Ну, солнце на улице, а вот плита у нас есть. Она очень горячая!
Что будем делать дальше?
Дети: нагревать.
Отлично, давайте нагреем парафин, а чтобы он не пролился, поместим его в
железную кружку. Дети наблюдают за плавлением парафина, пока он не
растает.
— Что теперь в кружке?
Дети: жидкость
— А откуда взялась жидкость, кто может объяснить?
Дети: Парафин после нагревания стал жидким.
Молодцы! Предлагаю отдохнуть. В круг скорее дружно встанем.
Разминка;
Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
Ребята, теперь вы знаете, что твердое может превратится в жидкое.
— как сделать, чтобы он опять стал твердым?
Дети: охладить.
Правильно, чтобы жидкий, горячий парафин стал твердым его нужно
охладить.
Как это сделать? Вы знаете?
Высказывания детей.
Нужно взять холодную воду и влить туда горячий парафин.
— Что происходит с жидкостью?
Дети: Стала остывать, поменяла цвет, собралась в одно целое.
Молодцы, все, верно, предлагаю потрогать парафин, каким стал.
Дети: Был парафин жидким, теперь стал твердеть.
Вывод: Горячее нагревает – холодное остужает.
Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Твёрдое – жидкое».
Если предмет «твердый», то вы хлопаете в ладощки, а если «жидкий» —
топаете ногами..
Например: ( брусок – вода; кирпич – чай; камень – молоко; лед – сок; пенал –
коктейль; и т.д.).
Молодцы. Ребята!
Время наше подошло к концу. Нам пора возвращаться в группу, скажем
нашим друзьям до свидания, до новых встреч. Произнесем наши слова:
«Вокруг себя повернись и в ребенка превратись».
Итог.
Что нового мы узнали?
Как мы к этому пришли?
Какие были трудности?
Ребята, теперь вы знаете, что, твердое может превратиться в жидкое, а
жидкое в твердое.