Автор: Власова Светлана Алексеевна
Должность: ввоспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 10 " Брусничка"
Населённый пункт: город Салехард, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Недостатки речи у детей младшего возраста, пути их устранения
Раздел: дошкольное образование
Каждый родитель мечтает и стремится к тому, чтобы его ребёнок вырос
гармонично развитым – был крепким и здоровым, умным, хорошо говорил,
чтобы был успешным, чтобы у него всё получилось.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в
дошкольном детстве. Развитие речи самым тесным образом связано с
развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в
целом. В младшем возрасте большое значение имеет воспитание звуковой
культуры речи: при чтении стихов нужно научить малышей произносить их не
спеша, чётко выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить
ударения на рифмующихся словах, поэтому воспитатель особенно точно
должен расставить логические ударения и добиваться, чтобы и дети
произносили стихотворения правильно, отчеткой и внятной дикции зависит
полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Невнятная речь-
источник осложнений общения. Трудно понимать и быть понятым.
Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают
трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин: ребенок много
болеет и часто отсутствует в детском саду, совсем не посещает дошкольное
учреждение и т.д. С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная
работа. И в этом большую помощь своим детям могут оказать родители. В
настоящее время существует масса популярной литературы, которая дает
возможность родителям организовать занятия с ребенком дома. Занимаясь с
ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители
нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста,
пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на
картинке. Дети справляются с этим заданием, но допускают речевые ошибки. В
этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему
возможность закончить высказывания, а затем указать на ошибки, дать
образец. В норме к четырем годам ребенок становится инициативным и
компетентным собеседником, он стремится к расширению своих контактов с
людьми, его речевые успехи очевидны близким взрослым и посторонним
людям. На этом фоне трудности, в развитии речи у детей с речевыми
нарушениями становятся, особенно заметны и требуют внимательного и
чуткого отношения со стороны окружающих.
Дети, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого
общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание
речи и активная речь – развивается постепенно. Становление речевого
общения ребёнка со взрослым начинается с эмоционального общения. Оно
является основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребёнка в
подготовительный период развития речи. Ребёнок отвечает улыбкой на улыбку
взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним, на звуки,
произнесённые взрослым. Он как бы заражается эмоциональным
состоянием взрослого, его улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса.
Ребёнок в три года хорошо понимает взрослого, понимает рассказ, не
сопровождаемый демонстрацией предметов, иллюстраций, с интересом
слушает знакомую сказку без показа иллюстраций. Он с удовольствием
вспоминает о недавних событиях из его жизни, поэтому в повседневном
общении с малышом необходимо побуждать его рассказывать о празднике,
прогулке.
Недостатки речи у детей
младшего возраста, пути их
устранения.
консультация для родителей