Напоминание

"Активные методы обучения как средство формирования мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы".


Автор: Кирилюк Мария Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ№17"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Активные методы обучения как средство формирования мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы".
Раздел: среднее образование





Назад




Активные методы обучения как средство формирования мотивации

обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Каждый

учитель

регулярно

задает

себе

вопросы:

«Как

сделать

эффективным

процесс

обучения?»,

«Какая

методика

будет

адекватна

современной модели образования?»

Внедрение

современных

образовательных

технологий

и

принципов

организации образовательного процесса становится необходимым условием

введения

ФГОС

нового

поколения.

Отличительной

особенностью

нового

стандарта

является

его

деятельностный

характер,

когда

главной

целью

становится развитие личности учащегося. Система образования отказывается

от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений

и

навыков.

Требования

к

результатам

обучения

сформулированы

в

виде

личностных, метапредметных и предметных результатов.

Работая в классах основной школы довольно длительный период, мне

пришлось столкнуться с целым рядом проблем:

низкая мотивация к изучению русского языка и литературы;

неспособность перенести знания и умения с одного учебного предмета

на другой;

отсутствие навыков работы в команде, группе, паре.

Преодоление

этих

проблем

я

вижу

в

выборе

активных

методов

обучения на уроке.

А.М.Смолкин дает следующее определение:

Активные

методы

обучения –

это

способы

активизации

учебно-

познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной

мыслительной

и

практической

деятельности

в

процессе

овладения

материалом,

когда

активен

не

только

учитель,

но

активны

и

ученики.

Соответственно, применение активных методов направлено не на изложение

готовых

знаний

и

их

воспроизведение,

а

на

самостоятельное

овладение

учащимися знаний в процессе активной познавательной деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе

заложено

побуждение

к

практической

и

мыслительной деятельности,

без

которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Классификация активных методов обучения

Рассмотрим

классификацию

методов

активного

обучения,

предложенную

Смолкиным А.М. Он выделяет имитационные методы активного обучения,

т.е.

формы

проведения

занятий,

в

которых

учебно-познавательная

деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все

остальные

относятся

к неимитационным

- это

все

способы

активизации

познавательной деятельности на занятиях.

Имитационные

методы

делятся

на игровые и неигровые.

К игровым

относится проведение

деловых

игр,

игровое

проектирование

и

т.п.,

а

к неигровым – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и

другие

Одной

из

основных

целей,

стоящих

передо

мной

как

учителем,

является

создание

условий

для

проявления

познавательной

активности

учеников. А средствами достижения этой цели считаю:

использование

разнообразных

форм

и

методов

организации

учебной

деятельности, позволяющих раскрыть личный опыт обучающихся;

создание

атмосферы

заинтересованности

каждого

ученика

в

работе

класса;

стимулирование

школьников

к

высказываниям,

использованию

различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по

процессу его достижения;

поощрение

стремления

ученика

находить

свой

способ

выполнения

задания, анализировать способы других учеников, выбирать и осваивать

наиболее рациональные

создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику

проявлять инициативу, самостоятельность в способах работы, создание

обстановки для естественного самовыражения ученика.

Рассмотрим практическое применение АМО на уроках русского языка

и литературы.

Этап активизации

Начало урока - один из важнейших его моментов. Организационный момент

предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности, требует от

учителя творческого подхода. Нетрадиционное начало урока предполагает

быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию

их мышления и внимания.

1.

«Кидаем мячики»

Тема урока «Алфавит»

2.

« Рифма на тему…»

Рифмованное начало урока:

Урок по разделу «Лексика» в 5 классе можно начать чтением стихотворения

Я. Козловского «Слово» :

Слова умеют плакать и смеяться.

Приказывать, молить и заклинать…

3. «Кепка лидера»

Методический

прием

представляет

собой развивающую

игру,

Для

игры

необходим

какой-либо головной

убор (кепка

или

шляпа)

и

большое

количество

жетонов.

Смысл

игры

в

том,

что

каждый

ученик,

который

отвечает, пытается отвечать или просто имеет идею, будет отмечен и оценен.

За каждый ответ или попытку ответа ученик получает жетон или два жетона (

в зависимости от сложности задания). Жетоны выдаются в течение всего

урока, а в конце ученики подсчитывают количество набранных ими жетонов.

У кого больше всех жетонов, тот получает 2 «5», кто занял второе место и

третье, получают по «5», кто занял четвертое и пятое места, получают «4».

Причем победитель получает дополнительный приз_ кепку лидера. Кепка

лидера будет принадлежать победителю весь следующий урок, и все будут

видеть, что на прошлом уроке он был лучшим. Кепка после очередного урока

передается другому ученику, который выиграл лидерскую игру.

4. «Афоризм за пять минут»

Учащимся предлагается придумать свой афоризм.

«Друг – это тот, кто отдаст тебе последнее и будет считать, что сделал

все правильно»

Формы организации нестандартного начала урока:

1.

Эмоциональное вхождение в урок «Поделись улыбкою своей».

2.

Мешок настроений.

3.

Аутотренинг.

4.

Музыка в подарок.

5.

«Дерево настроений».

6.

Психологическая установка на урок.

7.

Интегрированная разминка.

8.

Сказка.

9.

Мимические упражнения.

10.Рифмованное начало урока.

11.Игра.

12.Вопрос (проблемный вопрос).

13.Шуточный тест.

Этап целеполагания

1.

«Дорога к замку знаний»

ТЕМА: «Жизнь и творчество Г.Х.Андерсена»

На

экране

(доске)

выводится

замок

это

замок

наших

знаний.

Нужно

проложить к нему дорогу; для этого на вырезанных из бумаги следах пишем

задачи урока (то, что предстоит выяснить и узнать о жизни и творчестве

писателя). Следы раскладываем по классу и проверяем в конце урока (серии

уроков), приведут ли следы к замку.

2. «Мне это пригодится»

На любом этапе урока учащимся можно задать вопрос: «Где вам может

пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?» После чего ученики

самостоятельно (индивидуально или в группах) пытаются найти ответ на

поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом доказывают,

что изучаемый материал имеет конкретную прикладную или теоретическую

ценность.

Этап работы над темой

1.«Автобусная остановка»

Тема урока: «Загадки»

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на

стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем

вопросом по теме (происхождение жанра загадок; признаки; классификация;

особенности языка; приёмы)

Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой

темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются и

записываются

ключевые

моменты.

Затем

по

команде

учителя

группы

переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке.

(особенно важно движения для кадетского класса)

2. «Картинная галерея»

«Гласные и – ы после Ц»

Раздаются пазлы, из которых нужно будет собрать картину. На обратной

стороне каждого пазла задание для выполнения. Некоторые пазлы лишние (из

других тем); чтобы собрать картину, необходимо выполнить задания (раздаёт

листы с заданиями). Ответы написаны на обратной стороне пазла. Как только

работа

заканчивается,

группы

представляют

свои

результаты.

Образуется

своеобразная выставка картин-работ.

3. «Слово-магнит»

Каждое слово предлагается оценить: какое оно, какой у него знак («плюс»

или «минус»)? Какие слова оно «притягивает» к себе? Получаются целые

«магнитные»

семантические

поля.

Прием

незаменим

на

уроках

развития

речи.

Например, колыбель- добро, мать, младенец, счастье, сны, будущее, забота,

любовь

4. Игра «Экскурсовод»

4.Метод дискуссии

5.Метод проблемных ситуаций

Этап рефлексии

1. «Письмо самому себе»

«Орфографическая зоркость»

Ученики

на

листочках

пишут

письма

самим

себе:

как

они

понимают

орфографическую зоркость, важна ли она для нас, можно ли её тренировать,

можно ли дать советы по грамотному написанию и.т.д.

2. «Наш дом» (мультимедийный урок)

Подведение итогов.

литература

И.А.Крылов «Басни»

Каждому ряду раздаются вырезанные из бумаги бревнышки по количеству

учеников на ряду. 1-1 ряд строит крыльцо; 2-й – сруб; 3-й - крышу. Учитель

выводит на экран вопросы по теме. Если ученик знает ответ, то выкладывает

бревнышко, если нет – оставляет на парте.

2.

«Моя книжная полка»

3.

«Диктор телевидения»

В

помощь

учителю:

портал

«Русский

язык»

Гр а м от а . ру.

(лингвистические

пятиминутки

с

аудиозаписями,

«словарь

трудностей», конкурсы)

Этап взаимоконтроля

1. «Футбол»

«Добро пожаловать – мягкий знак!»

Класс делится на две команды. Каждая готовит вопросы другой. По сигналу

нападающий задаёт вопрос по теме противникам, вратарь и защитник ищут

ответ. Если ответа нет – гол забит. Если ответ дан, команда задаёт свой

вопрос.

2.«Театр»

«Виды народных сказок»

Класс

делится

на

группы

по

количеству

представляемых

сказок.

Группа

показывает инсценировку сказки, а класс определяет вид сказки, называет

признаки, аргументирует свой ответ.

Этап закрепления темы

1. «Мы – писатели»

Развитие коммуникативных навыков

В разделе «Фонетика» изучаем транскрипцию слов: щи, щавель, дрожжи,

вожжи, жужжит, жжёт, извозчик. Предлагается составить рассказ, включив

туда изучаемые слова

2. «Я - учитель»

Сущность его заключается в том. что учитель на уроке предлагает ученикам

перевоплотиться в учителя и объяснить (или повторить) тот или иной раздел

темы, или всю тему, или определенный вопрос, или проблему. Важно, чтобы

ученики

объясняли

материал

на

таком

уровне,

насколько

сами

его

усвоили. Желательно, чтобы учащиеся отвечали его своими словами, а не

книжными

формулировками.

На

вхождение

в

роль

и

на

обдумывание

учащимся дается не более 5 минут. Примечателен тот факт, что обдумывают

задание

и

перевоплощаются

в

учителя

все

учащиеся

класса, а

отвечать

пойдет только один ( при выборе отвечающего можно использовать жребий.

3. «Рекламное бюро»

Класс по желанию учеников делится на «всемирно известные» рекламные

компании, названия им придумывают сами учащиеся. Предварительно, за

несколько

уроков

всем

компаниям

дается

одинаковое

задание: создать

р е к л а м н ы й

п р о с п е к т

д л я

и з у ч а е м о г о

о б ъ е к т а

( географического, биологического, вещества и т. д.) и представить его на

суд «мировой общественности» (класса).

Большая роль в поддержании и сохранении интереса к предмету, развитию

познавательной деятельности принадлежит нестандартным формам урока.

Нестандартный

урок

включает

самые

разнообразные

,

нетрадиционные

методы

и

приемы

обучения,

которые

не

просто

повышают

мотивацию

обучения

детей,

но

и

служат

развитию

тех

или

иных

способностей:

соблюдать

речевой

этикет,

инсценировать

ту

или

иную

ситуацию,

как

литературную, так и жизненную, умение реагировать и давать свою оценку в

разговоре, сообщать информацию.

1.

Урок-соревнование «Синтаксический марафон»

2.

Интегрированный урок (русский язык – ИЗО - литература)

«Тайна фразеологического значения» (работа со словарями)

3.Урок-путешествие по теме «Имя существительное»

4. Урок-КВН по теме «Имя числительное»

5.Урок «Смотр знаний» после изучения темы «Местоимение».

6.Урок «Лабиринт»

После завершения изучения темы учитель составляет лабиринт. Каждый этап

– испытание. Например в 6 классе после завершения изучения темы «Имя

существительное»:

препятствие

№1

“Знаю

орфограммы»,

препятствие№2

“Найди

ошибку”,

препятствие

№3

“Кто

больше?”,

препятствие№4

“Не

ошибись”, препятствие №5 “Третий лишний”, препятствие №6 “Род, число и

падежи крепко в памяти держи”, препятствие №7 “Деформированный текст” ,

препятствие

8

“Терминологический

лабиринт”,

препятствие

№9

- морфологический разбор

имени

существительного

(индивидуальные

тренажеры).

На таких уроках ребята чувствуют себя более раскрепощено, не остается ни

одного равнодушного ученика, каждый старается поучаствовать в работе.

Активными

методами

обучения

следует

называть

те,

которые

максимально

повышают

уровень

познавательной

активности

школьников,

побуждают их к старательному учению.

Возможности

применения

АМО

велики.

Параллельно

с

обучением

и

воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает

становление

и

развитие

у

обучающихся

так

называемых

мягких

или

универсальных

навыков.

К

ним

обычно

относят

способность

принимать

решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества,

умения

ясно

формулировать

сообщения

и

четко

ставить

задачи,

умение

выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других

людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. А

сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в

современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в

профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения

гармонии в личной жизни.



В раздел образования