Напоминание

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках и во внеурочной деятельности по физике


Автор: Обжилина Наталья Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МКОУ СОШ с УИОП
Населённый пункт: пгт Демьяново Подосиновский район Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках и во внеурочной деятельности по физике
Раздел: полное образование





Назад




Проектная деятельность как средство реализации

ФГОС на уроках физики и во внеурочной

деятельности

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет

только подражать»

Л.Н. Толстой

В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед

учителями ставятся задачи: формирование знаний в соответствии с новыми

государственными образовательными стандартами, формирование универсальных

учебных действий (далее УУД), обеспечивающих все учебные предметы, формирование

компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно

высоком уровне.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный

характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования

отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний,

умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности,

которыми учащийся должен овладеть. Требования к результатам обучения

сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования.

Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех

школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9-х

и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации.

Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в

современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной

самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура

умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому

учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать

образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. Согласно

ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является

деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная

деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все

универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте. Свою задачу как учителя

физики я вижу в создании собственной методической системы, основанной на системно-

деятельностном подходе.

К

акое место занимает проектная деятельность в р

еализации ФГОС нового поколения?

1.

Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов,

которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные

и метапредметные результаты);

2.

Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные

действия (программы формирования УУД);

3.

Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является

системно-деятельностный подход;

4.

Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода

является проектная деятельность.

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

повышение мотивации учащихся при решении задач;

развитие творческих способностей;

формирование чувства ответственности;

создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются

следующие умения:

1.

Рефлексивные умения

2.

Поисковые (исследовательские) умения

3.

Умения и навыки работы в сотрудничестве

4.

Навыки оценочной самостоятельности

5.

Презентационные умения и навыки

6.

Коммуникативные умения

Таким образом, проектная исследовательская деятельность учащихся очень логично

вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует

заложенному в нем основному подходу.

Конечно при двух часах физики в неделю в основной школе и 3 часа в неделю в средней

школе – работать над исследовательским проектом просто затруднительно, большая часть

работы - это самостоятельная работа детей во внеурочной деятельности.

Проектную исследовательскую деятельность я начала с работы со старшеклассниками (10-

11 класс). На предмете Основы проектирования они получают основные знания по видам

проектов и написании документации. Поэтому моя роль – заинтересовать детей в

выполнении проекта именно по физике, предоставив интересные для ребят темы

проектов. Иногда дети приходят с уже готовыми темами. Темы проектов и материалы для

проекта иногда используем из ТВ-передачи «Чудеса техники»

Каждый год мои ученики представляют свои исследовательские проекты по различным

темам:

Гениальные изобретения человечества

Влияние шума на здоровье подростка

Адронный коллайдер: путь к разгадке Вселенной или Апокалипсису?

Автомобиль будущего

Мифы и факты о микроволновках

Деревянные и пластиковые окна: что выбрать?

Это далеко неполный перечень выполненных проектов.

В проекте «Деревянные и пластиковые окна: что выбрать?» ученик изучал

достоинства и недостатки пластиковых окон, разрабатывал рекомендации по

использованию окон и их обслуживании и делал сравнительную характеристику

пластиковых и деревянных окон, подсчитывал баллы. В этом проекте он исследовал

какие окна предпочитают жители поселка Демьяново, его одноклассники и

учителя. Оказалось, что преимущество в нашем поселке отдается пластиковым

окна.

В ходе работы над проектом ребята учатся и закрепляют навыки работы на ПК: набор и

редактирование текста, вставка рисунков и диаграмм, создание диаграмм, работа с

видеоизображениями (обрезка, конвертирование), создание презентаций. Все эти

навыки мы отрабатываются на уроках информатики и ИКТ.

В прошлом учебном году ребята с двумя проектами «Мифы и факты о микроволновках»,

«Деревянные и пластиковые окна: что выбрать?» выступали на 12 ежегодной школьной

научно-практической конференции «Шаг в будущее». Ученица 10 класса с проектом

«Мифы и факты о микроволновках» получила диплом 3 степени на 5 районной

конференции исследовательских работ «Мы исследователи». При выступлении на

конференции ребята приобретают положительный опыт и презентационные умения и

навыки (навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время

выступления; артистические умения; умение использовать различные средства

наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы). Я

считаю важным не только работа над проектом, но возможность и умение его представить.

Многие из учеников 10- 11 классов, выбравших работу над проектом по физике, затем

связывают дальнейшую жизнь с этой наукой, сдают ЕГЭ по физике и поступают в

технические ВУЗы.

Постепенно я начинаю внедрять проектную деятельность и в учебную деятельность. Хотя

исследования мы и сейчас проводим на каждой лабораторной работе. Обучение физике

начинается в период, когда ребёнок переживает самый сложный период своей жизни -

подростковый возраст. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной

ситуации развития подростков, в их стремлении приобщиться к миру взрослых,

ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Главной моей задачей является

усиление мотивации обучения, расширение познавательных интересов учеников,

вовлечение их в работу над учебными проектами, формирование у них способностей

самостоятельно усваивать новые знания, развивать их умения и компетентности.

Использовать данный метод меня побудили следующие причины:

С одной стороны - учащиеся недостаточно обучены формам самостоятельной

деятельности, их мало интересуют проблемы современного состояния технических наук,

они не совсем осознают ответственность за свое обучение и за обучение в классе в целом.

С другой стороны – на сегодняшнем этапе развития нашего общества, развития

высоких технологий, особенно ценится умение самостоятельно мыслить в новых

неизвестных условиях, умение вести самостоятельно исследования.

В связи с вышесказанным, ребят готовит к созданию творческих проектов нужно

постепенно.

Использование проблемных творческих заданий, в частности, это проведение домашнего

эксперимента и объяснение полученного результата. Во многом мне помогает задачник по

физике под ред. Л.Э. Генденштейна, в котором даны домашние экспериментальные

задания по трем уровням сложности по всем темам. Этот же метод я применяю не только в

7 классе, но и в 8,9 классах. Например, при изучения темы «Строения вещества»

домашнее экспериментально задание:

1 уровень – проверьте опытным путем, что сухие листы бумаги не прилипают друг к

другу, а смоченные водой прилипают.

2 уровень – возьмите сырую картофелину и разрежьте ее пополам. В центре среза

поместите несколько капель марганцовки и соедините обе половинки. Через некоторое

время разъедините их. Как называется наблюдаемое явление? Объясните его.

3 уровень – Поставьте стакан, наполненный водой на подставку, а пустой стакан – на стол.

Попробуйте с помощью сукна или другой материи «перелить» воду из верхнего стакана в

нижний. Где подобное явление используется на практике?

А также проектную исследовательскую деятельность в 7 классе я осуществляю на

занятиях кружка «Познай физику через эксперимент», где использую экспериментальные

олимпиадные задания областного и муниципального этапа, а также лабораторные работы,

например, «

Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

»,

«Способы определения плотности собственного тела»

Надо отметить, что использование мной этих методов действительно увеличивает число

детей, заинтересовавшихся моим предметом, на что показывает увеличение числа

кружковцев и участников школьного и муниципального тура олимпиады.

Какими им быть сегодня уроку физики? Структура современных уроков стала иной: более

разнообразной. Разнообразие уроков повышает интерес обучающихся воспитанников к

ним. Уроки строятся на деятельностной основе, где обучающиеся воспитанники сами

«добывают» и систематизируют знания. Такие уроки ориентированы в разной мере и на

усвоение знаний, и на развитие личности воспитанников.

Как педагог, убеждена, что содержание предмета физики в большей степени, чем другие

предметы позволяет осуществить познавательное развитие учащихся через

деятельностный подход, в частности через проектную исследовательскую деятельность.



В раздел образования