Напоминание

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики в 5-6 классах


Автор: Каретина Лилия Зевдятовна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МАОУ СШ№19
Населённый пункт: город Димитровград
Наименование материала: статья
Тема: Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики в 5-6 классах
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики в

5-6 классах.

Перед современной школой стоит задача формирования личности, готовой жить в

стремительно

меняющемся

мире,

в

условиях

высокой

неопределённости

будущего.

Умение учиться, т.е., способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию

путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта определяется

уровнем развития у ученика универсальных учебных действий.

У учащихся 5 классов должны быть сформированы следующие УУД:

познавательные (включают общеучебные, логические учебные действия, а

также постановку и решение проблемы)

регулятивные

(обеспечивают

обучающимся

организацию

своей

учебной

деятельности)

коммуникативные

(обеспечивают

социальную

компетентность

и

учёт

позиции

других

людей,

партнёров

по

общению

или

деятельности;

умение

слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и

сотрудничество со сверстниками и взрослыми.)

личностные

(обе спечивают

ценно стно-смысловую

о р и е н т а ц и ю

обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими

принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект

поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.)

Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе

формирования универсальных учебных действий. Совокупность формируемых действий,

на уроках информатики, может быть перенесены на изучение и других предметов с целью

создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Информатика как

предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин: это -

наличие специальных технических средств; каждый ученик имеет, с одной стороны,

индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам; ответы у доски

практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются

ответы

с

места

(особые

условия

для

развития

коммуникативных

УУД);

на

уроках

информатики

значительно

активнее

формируется

самостоятельная

деятельность

учащихся,

создание

собственного,

личностно-значимого

продукта

могут

быть

естественным образом организованы педагогом.

Эти особенности позволяют учителю использовать различные методы и приемы на

своих уроках. В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» эффективно развивается

целый ряд универсальных учебных действий.

Рассмотрим возможность развития УУД на примере урока по теме «Обработка

текстовой информации». Это второй урок в разделе «Информационные технологии»,

предыдущий урок и домашнее задание связано с работой в программе Калькулятор.

На этапе актуализации ученикам необходимо перечислить правила ТБ (развитие

коммуникативных

УУД)

и

выполнить

задание

на

вычисления

в

Калькуляторе

(познавательные УУД). На основании полученных ответов ученики делятся на три группы

для дальнейшей работы на уроке (регулятивные УУД).

На

этапе

изучения

нового

материала

часть

информации

ученики

добывают

самостоятельно, работая с текстом. После прочтения ребята отвечают на вопросы и

обобщают

полученную

информацию.

Такого

плана

деятельность

на

уроке

позволяет

развивать познавательные и коммуникативные УУД.

Каждой из трех групп выдается конверт, содержащий список поговорок и набор

слов. Перед группой стоит задание составить поговорки, используя имеющиеся карточки

со словами (номера поговорок определены ранее в начале урока). Результаты групповой

работы оформляются на отдельном листе и презентуются всему классу. При выполнении

этого задания ученики развивают познавательные, коммуникативные, регулятивные и

личностные УУД.

Практическая часть урока посвящена оформлению результатов групповой работы в

текстовом процессоре WordPad. При выполнении этого задания ученикам необходимо

применить

полученные

на

уроке

теоретические

знания

на

практике

загрузить

необходимую программу и ввести текст, соблюдая правила (познавательные и личностные

УУД).

В течение урока проводятся две физкультминутки, содержащие упражнения для

двигательного аппарата и для глаз. При выполнении упражнений у учащихся развиваются

умения слушать и слышать (коммуникативные УУД), самоорганизация (личностные УУД)

и саморегуляция (регулятивные УУД).

На

этапах

рефлексии

и

подведения

итогов

ученики

анализируют

свою

деятельность, оценивают степень освоения материала, определяют свой рейтинг в общей

массе класса, внутренне ставят себе отметку, т.о. развивают регулятивные и личностные

УУД.

Таким образом, все этапы урока направлены на развитие основных универсальных

учебных действий, систематическая работа в данном направлении поможет учащимся

стать более самостоятельными и более осознано подходить к процессу обучения.



В раздел образования