Автор: Каретина Лилия Зевдятовна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МАОУ СШ№19
Населённый пункт: город Димитровград
Наименование материала: статья
Тема: Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики в 5-6 классах
Раздел: среднее образование
Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики в
5-6 классах.
Перед современной школой стоит задача формирования личности, готовой жить в
стремительно
меняющемся
мире,
в
условиях
высокой
неопределённости
будущего.
Умение учиться, т.е., способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию
путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта определяется
уровнем развития у ученика универсальных учебных действий.
У учащихся 5 классов должны быть сформированы следующие УУД:
−
познавательные (включают общеучебные, логические учебные действия, а
также постановку и решение проблемы)
−
регулятивные
(обеспечивают
обучающимся
организацию
своей
учебной
деятельности)
−
коммуникативные
(обеспечивают
социальную
компетентность
и
учёт
позиции
других
людей,
партнёров
по
общению
или
деятельности;
умение
слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.)
−
личностные
(обе спечивают
ценно стно-смысловую
о р и е н т а ц и ю
обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими
принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект
поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.)
Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе
формирования универсальных учебных действий. Совокупность формируемых действий,
на уроках информатики, может быть перенесены на изучение и других предметов с целью
создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Информатика как
предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин: это -
наличие специальных технических средств; каждый ученик имеет, с одной стороны,
индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам; ответы у доски
практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются
ответы
с
места
(особые
условия
для
развития
коммуникативных
УУД);
на
уроках
информатики
значительно
активнее
формируется
самостоятельная
деятельность
учащихся,
создание
собственного,
личностно-значимого
продукта
могут
быть
естественным образом организованы педагогом.
Эти особенности позволяют учителю использовать различные методы и приемы на
своих уроках. В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» эффективно развивается
целый ряд универсальных учебных действий.
Рассмотрим возможность развития УУД на примере урока по теме «Обработка
текстовой информации». Это второй урок в разделе «Информационные технологии»,
предыдущий урок и домашнее задание связано с работой в программе Калькулятор.
На этапе актуализации ученикам необходимо перечислить правила ТБ (развитие
коммуникативных
УУД)
и
выполнить
задание
на
вычисления
в
Калькуляторе
(познавательные УУД). На основании полученных ответов ученики делятся на три группы
для дальнейшей работы на уроке (регулятивные УУД).
На
этапе
изучения
нового
материала
часть
информации
ученики
добывают
самостоятельно, работая с текстом. После прочтения ребята отвечают на вопросы и
обобщают
полученную
информацию.
Такого
плана
деятельность
на
уроке
позволяет
развивать познавательные и коммуникативные УУД.
Каждой из трех групп выдается конверт, содержащий список поговорок и набор
слов. Перед группой стоит задание составить поговорки, используя имеющиеся карточки
со словами (номера поговорок определены ранее в начале урока). Результаты групповой
работы оформляются на отдельном листе и презентуются всему классу. При выполнении
этого задания ученики развивают познавательные, коммуникативные, регулятивные и
личностные УУД.
Практическая часть урока посвящена оформлению результатов групповой работы в
текстовом процессоре WordPad. При выполнении этого задания ученикам необходимо
применить
полученные
на
уроке
теоретические
знания
на
практике
–
загрузить
необходимую программу и ввести текст, соблюдая правила (познавательные и личностные
УУД).
В течение урока проводятся две физкультминутки, содержащие упражнения для
двигательного аппарата и для глаз. При выполнении упражнений у учащихся развиваются
умения слушать и слышать (коммуникативные УУД), самоорганизация (личностные УУД)
и саморегуляция (регулятивные УУД).
На
этапах
рефлексии
и
подведения
итогов
ученики
анализируют
свою
деятельность, оценивают степень освоения материала, определяют свой рейтинг в общей
массе класса, внутренне ставят себе отметку, т.о. развивают регулятивные и личностные
УУД.
Таким образом, все этапы урока направлены на развитие основных универсальных
учебных действий, систематическая работа в данном направлении поможет учащимся
стать более самостоятельными и более осознано подходить к процессу обучения.