Напоминание

"Ансамблевое музицирование как одна из форм развития творческих способностей"


Автор: Данилова Светлана Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Самарская область г.о.Отрадный
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Ансамблевое музицирование как одна из форм развития творческих способностей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

городского округа Отрадный Самарской области

ОТКРЫТЫЙ УРОК

с обучающимися I класса

фортепианного отделения

Преподаватель Данилова Светлана Ивановна

ТЕМА УРОКА

:

«Ансамблевое музицирование как одна из

форм развития творческих способностей».

2016 год.

Предмет: музыкальный инструмент фортепиано.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: практическое занятие.

Форма проведения: мало-групповая.

Время: 40 минут.

Ц е л ь

у р о ка : «Развитие

творческих

способностей

обучающихся

через

совершенствование умений и навыков ансамблевого музицирования ».

Триединая задача урока:

1.Образовательная

-

сформировать

комплекс

музыкально-исполнительских

умений и навыков ансамблевого музицирования.

2.Развивающая

-

активизировать эмоциональную сферу, художественное

воображение, творческую активность, самостоятельность;

развивать память, внимание, чувство ритма, слуховой контроль.

3.Воспитательная

-

способствовать расширению кругозора, накоплению

слуховых представлений;

воспитывать ответственность, целеустремленность, взаимопонимание; закрепить

интерес к урокам ансамблевого музицирования.

План урока.

1.

Выработка правильной посадки за инструментом.

1 мин.

2.

Музыкальная импровизация «Ночь и звёзды». 2 мин.

3.

Упражнение «Улитка» на активизацию слухового контроля. 2 мин.

4.

Исполнение пьесы «Кузнечик» в ансамбле ученик – ученик.

слова Н. Носова, музыка В. Шаинского, переложение О. Геталовой. 2 мин.

5.

Творческое задание «Крещендо в листьях клёна».

Составление композиции, используя наглядное пособие.

3 мин.

6.

Игра «Реставратор» на развитие произвольной памяти.

3 мин.

7.

Упражнение «Веселые ладошки» на развитие

метроритмического чувства.

3 мин.

8.

Музыкально-двигательная игра «Волна». 1 мин.

9.

Демонстрация коллективного сотворчества – рассказ сказки 13 мин.

«Морская звезда» по рисункам, которые нарисовали сами дети.

Иллюстрирование сказки музыкальными произведениями, в исполнении

ансамбля ученик – ученик.

а) Н. Мордасов «Первый вальсик».

б) Французская народная песня, переложение

В. Игнатьевой «Большой олень».

в) Слова А. Хайта, музыка Б. Савельева, переложение

В. Игнатьевой «Песня кота Леопольда».

10. Передача настроения пьесы Д. Кабалевского «Клоуны» в беспредметном

рисунке при помощи техники акварельного размыва. 10 мин

Ход урока.

1.

Посадка за инструментом.

Цель: Выработка правильной посадки за инструментом.

Описание: Клавиатура делится между исполнителями I и II партий.

Методические указания:

Важно

обратить

внимание

обучающхся

на

ограничение

личного

пространства, с целью взаимодействия в ансамбле ученик-ученик.

Уметь

пользоваться

общим

пространством

не

создавая

помех

для

исполнителя другой партии.

2.

Музыкальная импровизация «Ночь и звёзды».

Цель:

Знакомство

с

простейшими

навыками

игры

в

ансамбле:

умение

грамотно показывать ауфтакт, добиваться синхронного взятия и снятия звука,

освоение педализации при игре на одном инструменте.

Описание: Преподаватель предлагает обучающимся, используя музыкальные

краски (звуки верхнего и нижнего регистров), изобразить картину «Ночь и

звёзды».

Методические указания:

Чтобы музыкальная картина получилась более красочной и яркой, следует

обратить внимание исполнителя II партии на использование запаздывающей

педали, что поможет связать все звуки – краски в единый музыкальный образ.

При исполнении очень важно дослушать последний звук и по сигналу

исполнителя I партии одновременно снять руки с клавиатуры.

3.

Упражнение «Улитка».

Цель: Активизация слухового контроля.

Описание: Исполнение хроматической гаммы в ансамбле ученик-ученик в

восходящем и нисходящем движении.

Методические указания:

Во время исполнения добиться ровного и выразительного звуковедения при

передаче мелодии от партнера, к партнеру.

4. Исполнение пьесы «Кузнечик» в ансамбле ученик-ученик.

Слова Н. Носова, музыка В. Шаинского, переложение О. Геталовой.

Цель: Способствовать накоплению музыкальных представлений.

Методические указания:

Умелое

использование

динамических

оттенков

позволит

обучющимся

раскрыть

общий

характер

произведения,

его

эмоциональное

содержание,

исполнить пьесу ярко, интересно и выразительно.

Перед

исполнением

можно

поговорить

о

средствах

музыкальной

выразительности, которые позволяют композитору передать лёгкую походку

маленького кузнечика;

необходимо

обратить

внимание

обучающхся

на

настойчивое

звучание

мелодии в каждой следующей фразе, тем самым изобразить «превращение

пугливого робкого кузнечика в более смелого!».

5. Творческое задание «Крещендо в листьях клёна».

Цель: Закрепление понятия «крешендо» на наглядном материале.

Описание: Обучающиеся должны расположить кленовые листья так, чтобы в

них чувствовалось цветовое крещендо.

Методические рекомендации:

При составлении композиции из кленовых листьев, важно не забывать о

постепенном переходе зелёного цвета в желтый.

6. Игра «Реставратор».

Цель: Активизация произвольной памяти.

Описание: Сложить

нотный

текст

пьесы

«Кузнечик»

из

разрезанных

фрагментов.

Методические указания:

Это задание можно использовать, когда нужно включить активность ребёнка

на уроке.

7. Упражнение «Весёлые ладошки».

Цель: Развитие метроритмического чувства, используя речь и движение.

Описание:

Преподаватель

предлагает

обучающимся,

чётко

проговаривая

тексты

стихотворений

словами

и

ритмослогами,

одновременно

прохлопать

ритмический

рисунок

под

равномерно

пульсирующий

аккомпанемент

преподавателя;

Ритмический ансамбль

- одновременное исполнение двух ритмических

партитур.

Выполняя

это

задание,

дети

должны

проговаривать

текст

стихотворений про себя, но сохраняя активную мимику лица и озвучивая

ритмические рисунки простейшими шумовыми и ударными инструментами.

Методически указания:

Применяя упражнения, связанные с проработкой ритмических фигур,

метрической пульсации, необходимо помнить о единстве всех компонентов

чувства ритма: темпа, метра, ритма;

Важно

изначально

формировать

у

обучающихся

умение

слышать

равномерно

движущуюся

пульсацию,

подчиняя

ей

исполнение

словесного

текста и ритмических последовательностей.

8. Музыкально-двигательная игра «Волна».

Ц е ль : Воспитание

ощущения

гармоничных

действий

рук

и

корпуса.

Выработка у обучающхся умения согласовывать свои движения с характером

музыки.

Описание: Преподаватель напоминает в беседе с детьми, что главный герой

сказки,

которую

они

вместе

сочинили

морская

звезда

живёт

в

море,

и

приглашает их изобразить под музыку при помощи гибких движений рук –

морские волны (ласковые, нежные, добрые).

Методические указания:

Ритмопластика способствует освобождению игрового аппарата выработке

у обучающихся умения согласовывать свои движения с характером музыки.

В движении легче усваиваются такие понятия, как метр, ритм, темп.

9. Демонстрация сказки « Морская волна».

Ц е ль : Совершенствование

навыков

ансамблевого

музицирования:

умение

слушать себя, партнера, общее звучание; развитие эмоциональной сферы,

образного мышления, фантазии .

Описание:

Рассказ сказки по рисункам, которые нарисовали сами дети;

Иллюстрирование

сказки музыкальными произведениями в исполнении

ансамбля ученик-ученик:

1)

Н. Мордасов «Первый вальсик».

2)

Французская

народная

песня

в

переложении

В.

Игнатьевой «Большой

олень».

3)

Слова А. Хайта, муз. Б. Савельева переложение В. Игнатьевой «Песня кота

Леопольда».

Методические указания:

Технически

грамотное

исполнение

ансамблей

предполагает:

синхронное

звучание

партий;

единство

динамики,

темпо-ритма,

звукоизвлечения,

фразировки; звукового баланса.

Коллективное

творчество

способствует

формированию

межличностных

отношений,

помогает

детям

побороть

чувство

неуверенности

в

себе,

учит

согласовывать свои действия с действиями партнера.

10. Творческое задание «Звучащая акварель»

Цель: Привить навыки активного слушания.

Описание:

Слушание пьесы Д. Кабалевского «Клоуны» в исполнении преподавателя.

Преподаватель предлагает обучающимся выбрать цвета красок, созвучных

настроению пьесы и при помощи линий, пятен передать его в беспредметном

рисунке (техника акварельного размыва).

Методические указания:

Интегрированный подход позволяет слушание и восприятие музыки сделать

активным процессом.

Методическое пояснение.

В

наши

дни

особую

актуальность

приобретает

проблема

развития

творческой

личности.

В

связи

с

этим,

основополагающая

роль

принадлежит

постановке

обучения, от которого зависит развитие творчески активной личности ребенка и

воспитание у него любви и интереса к музыкальному искусству.

Спонтанное

детское

творчество,

яркое

и

непосредственное

вначале,

иссякает,

исчезает по мере взросления у большинства детей, если не создать психолого-

педагогические условия для его развития.

В

мировой

педагогике

стало

общепринятым

начинать

развитие

творческих

способностей

в

детском

возрасте

на

материале

искусства

и

в

игровой

деятельности.

Педагогические

пути

формирования

творческих

способностей

необходимо

определять, используя креативное, развивающее, интегрированное, проблемное и

личностно-ориентированное

обучение,

направленное

на

саморазвитие

обучающихся.

Творческое

развитие

ребенка

протекает

более

активно,

когда

он

осваивает

«технологию» искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных

художественных задач.

Среди

современных

моделей

обучения

наиболее

полно

отвечает

специфике

музыке

проблемно-творческий

метод,

который

синтезирует

проблемное

и

креативное обучение. Проблемно-творческий метод может применяться на раннем

этапе обучения. Путем постановки перед учеником проблемно-творческой задачи,

педагог

активизирует

его

общее

и,

что

очень

важно

слуховое

внимание,

стимулирует творческую деятельность, так как даже первые звуки для ученика -

это творческий процесс.

У каждого человека есть свой путь, который помогает ему войти в мир искусства.

Поэтому

способы

приобщения

детей

к

музыкальной

культуре

педагог

должен

варьировать, подстраиваясь к психологическим особенностям

своих воспитанников

(«кинестетикам»

легче

даётся

восприятие

музыки

через

образы

движения,

«визуалистам» - через образы зрительные, «аудиолисты» находят ключ к пониманию

характера музыки через звучащее слово).

Разнообразные

виды

искусств

слова,

звука,

цвета,

движения

совершенно

необходимы

и

позволяют

полноценно,

многосторонне

и

комплексно

развивать

способности ребенка.

Он может с легкостью сочетать и искренне проявлять себя в разнообразных видах

творческой

деятельности,

поэтому

для

развития

его

«я»,

нужно

активно

использовать на уроке различные художественно-творческие формы работы, такие

как: музицирование; элементы театрально-игровой деятельности, арт-педагогики,

музыкально-хореографической деятельности; литературное творчество; слушание

музыки; творческие задания.

Одной

из

доступных

форм

развития

творческих

способностей

начинающего

музыканта и введения его в мир музыки, является ансамблевое музицирование.

Ансамблевая игра – это самый увлекательный и комфортный вид музыкального

творчества, благодатная почва для рождения коллективного продукта в атмосфере

сотрудничества.

В коллективе, сформированном по интересам, личность учащегося проявляется ярче

и активнее, у детей развиваются такие социальные качества, как умение играть в

команде, направленность на диалог, готовность к сотрудничеству.

Игра в ансамбле позволяет учащимся с разными музыкальными способностями

наиболее

полно

реализовать

свои

возможности,

успешно

решить

вопросы

преодоления

сценического

волнения,

лучше

слышать

и

понимать

содержание

музыки,

получать

удовлетворение

от

своего

труда,

которое

они

не

всегда

испытывают при сольном исполнении.

Ансамблевое

музицирование

создает

особую

творческую

атмосферу,

которая

поддерживает и стимулирует интерес к музыкально-исполнительской деятельности,

способствует

комплексному

развитию

всех

музыкально-исполнительских

способностей ребенка, учит творчески подходить к процессу работы.

Совместное исполнение активизирует творческую инициативу и самостоятельность,

художественное восприятие; развивает

музыкальный кругозор, эмоциональную

сферу, музыкальное мышление, внимание; способствует накоплению запаса ярких

слуховых представлений; воспитывает ответственность и целеустремленность.

Таким

образом, вовлечение

ребенка

в

творческий

процесс,

использование

игровых технологий, позволяет создать на уроке

непринужденную обстановку,

способствующую

формированию

мотивации

к

успешному

обучению.

Дети

в

игровой форме приобретают опыт творческой деятельности, а

формирование

профессиональных исполнительских навыков происходит незаметно, комфортно,

продуктивно и успешно.

Используемая методическая литература:

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М.,1997.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.,1967.

3. Выготский Л. С. Психология искусства. – Р/нД., «Феникс», 1998.

4. Марцинковская Т.Д. «Детская практическая психология». Москва 2000г.

Изд. «Гардарики».

5.

Мжельская

М.В.,

Корнеева

И.П.

«Музыкально-ритмическое

воспитание

дошкольников на уроках сольфеджио и ритмики». Самара. Изд. СГПУ, 2005г.

6. Пилипенко «Азбука ритмов» учебное пособие. М., Изд. В. Катанский, 2004г.

7. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., «Владос», 1997г.

8. Ражников В.Г.Диалоги о музыкальной педагогике. – М., Музыка,1989.

9. Рокитянская Т.А. «Воспитание звуком». Ярославль «Академия Холдинг», 2002г.

10.

Симановский

А.Э.

Развитие

творческого

мышления

детей.

Ярославль

«Академия развития», 1996г.

11. Тютюнникова Т.Э.Уроки музыки: система обучения К. Орфа. – М., 2001.

12.Тютюнникова

Т.Э.

Видеть

музыку

и

танцевать

стихи…Творческое

музицирование, импровизация, и законы бытия. – М., Едиториал УРСС, 2003.

13. Юдовина-Гальперина Т.Б. Музыка и вся жизнь: Исповедь педагога. – СПб.,

Композитор Санкт-Петербург, 2005.

14. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.,

Московский психолого-социальный институт. Издательство «Флинта», 1997г.



В раздел образования