Автор: Баранова Надежда Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Чудово Новгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование связной речи младших школьников с использованием дидактических игр
Раздел: начальное образование
Формирование связной речи младших школьников с использованием
дидактических игр.
Человек всю жизнь совершенствует свою речь. овладевая богатствами языка.
Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие.
Все
психические
процессы
у
ребенка
-память,
внимание,
воображение,
мышление, целенаправленное поведение -развиваются при непосредственном
участии речи.
Наиболее важные ступени в овладении речью приходится на детский
возраст его дошкольный и школьный периоды.
Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов
в учении. Развитие речи процесс сложный, творческий.
Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая
работа,
предполагающая
использование
арсенала
специальных
педагогических методов.
Именно младшие школьники еще обладают особыми способностями к
"впитыванию" речи и у них уже сформирована готовность к овладению
различными разновидностями связной речи.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой
деятельности.
Она
носит
характер
систематического
последовательного
развернутого изложения. От нее зависит и полнота познания окружающего
мира и становление сознания. Успешность обучения в школе и развитие
личности в целом.
Дети
овладевают
родным
языком
через
речевую
деятельность,
через
восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для
хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения
своих мыслей.
Однако,
как
показывает
практика,
несмотря
на
повышенный
интерес
к
проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста
недостаточен. В связи с этим большое значение приобретает современная и
методически грамотно организованная работа по развитию речи. Одним из
путей такой организации, является работа по развитию связной речи.
В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5-6 тысяч слов
и практически владеют грамматикой родного языка.
С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка. Возникает
новая
социальная
позиция
личности
-
учащийся.
Ребенок
становится
непосредственным
участником
одной
из
форм
общественно
значимой
деятельности -учебной, требующей большого напряжения сил.
Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни,
где основное учеба, должен быть педагогически продуманным.
Игра - наиболее освоенная детьми деятельность. изучение развития детей
показывает,
что
в
игре
эффективнее,
чем
в
других
видах
деятельности,
развиваются психические процессы.
В
ней
они
черпают
образцы
для
решения
новых
жизненных
задач,
возникающих в познании. Поэтому опора на игру (игровую деятельность,
игровые формы, приемы)_ - это важнейший путь включения детей в учебную
деятельность,
способ
обеспечения
эмоционального
отклика
на
воспитательные
воздействия
и
нормальных
(
без
перегрузок)
условий
жизнедеятельности.
Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место в
период
обучения
в
школе.
В
игре
удается
привлечь
внимание
к
таким
предметам, которые в обычных, неигровых условиях их не интересуют и на
которых сосредоточить внимание не удается. В процессе игры у
ребенка
развивается
внимание,
память,
воображение.
В
школе
основной
формой
обучения является урок. Включение в урок дидактической игры,
которая
удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания и
носит
обучающий
характер,
сближает
новую
деятельность
ребенка
с
привычной и делает менее заметным переход к серьезной учебной работе. (
Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом игры, как бы не замечает
того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями,
которые
требуют
перестройки
его
представлений
и
познавательной
деятельности. Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу.
Решение этой задачи требует от ребенка активных умственных и волевых
усилий.
Дидактическая
игра
является
эффективным
средством
формирования
таких
качеств
как
организованность,
самоконтроль.
Они
содержат
разностороние
условия
для
формирования
наиболее
ценных
качеств личности.
Ценность
дидактических
игр
в
том,
что
они
помогают
детям
усвоить
наиболее сложный программный материал, закрепить его на уроке и во
внеурочное время. Каждая игра самостоятельна, имеет свои учебные задачи.
Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь игровой
деятельности
и
интересного
усвоения
знаний.Дидактическая
игра-игра
познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию
представлений
детей
об
окружающем,
воспитание
познавательных
интересов, развитие познавательных способностей.
Дидактическая
игра
осуществляет
задачи
обучения,
но
имеет
свои
особенности. Одна из них – обучение средствами активной и интересной для
детей игровой деятельности. Многие игры требуют не только умственных, но
и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила
игры.
Прогрессивное,
развивающее
значение
игры
состоит
не
только
в
реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она
способствует
расширению
сферы
их
интересов.
Ребенок,
увлеченный
замыслом игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и
дело сталкивается с затруднениями. Игровые действия всегда включают
в
себя обучающую задачу. Решение этой задачи требует от ребенка активных
умственных и волевых усилий.
Игра - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую
деятельность,
метод
стимулирования
их
активности.
Элемент
игры
в
процессе обучения вызывает у детей приятные переживания, повышает их
активность.
Дидактические
игры
различаются
по
обучающему
содержанию,
познавательной
деятельности
детей,
игровым
действиям
и
правилам,
организации и взаимоотношениям детей. Перечисленные признаки присущи
всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные.
В дидактической игре содержится комплекс разнообразной деятельности
детей:
мысли,
чувства,
переживания,
сопереживания,
поиски
активных
способов решения игровой задачи.
Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на
вопросы детей, играя вместе с ними, вести процесс обучения незаметным.
С
детьми
младшего
школьного
возраста
могут
быть
использованы
следующие виды дидактических игр:
-игры –путешествия, целевое движение куда-то, зачем-то;
- игры- предложения «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…»;
-игры-загадки, проверка знаний, находчивости;
- игры-беседы (диалоги), общение педагога с детьми, детей друг с другом.
Руководство
дидактической
игрой
состоит
в
правильном
определении
дидактической
задачи
-
познавательного
содержания,
в
определении
игровой
задачи
и
реализации
через
нее
дидактических
задач;
в
продумывании игровых действий, которые являются одной из важнейших
задач игры и интересны для детей, побуждают их к игре; в определении
игровых правил, предвидении обучающих результатов.
На уроках в начальной школе большое внимание уделяется словарной
(лексической) работе, поскольку у детей, поступающих в школу отмечается
бедность словаря, большое количество речевых недочетов и ошибок.
Читая произведения, дети наблюдают, что слова обозначают названия
предметов и явлений, окружающего мира, имеют определенные значения,
бывают близкими или противоположными по смыслу.
Известно, что названия предметов не возникают случайно. Народ часто
обращает внимание на какой-то очень характерный признак предмета и по
этому
признаку
называет
предмет.
Узнать
лучше
предмет,
его
свойства
помогают следующие дидактические игры:
-«Составь рассказ по вопросам»;
-«Опиши…»;
- «Как рыбы (звери, птицы) получили свое название».
Используя на уроках русского языка и чтения чистоговорки и скороговорки,
учитель закрепляет правильное произношение слов, отрабатывает дикцию.
Их
также
можно
использовать
для
развития
голосового
аппарата
(произносить громко, тихо, шепотом).
Загадки, используемые на уроках. Помогают учителю развивать у учащихся
слуховое
внимание,
закрепить
правильное
произношение
слова,
способствует хорошей дикции.
Загадки – добавлялки (не договаривание слов) помогает учителю приучать
детей
слушать
внимательно
стихотворение,
подбирать
слова,
не
просто
близкие по звучанию. но и подходящие по смыслу.
В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают
знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и
точно
применить
полученные
знания
о
слове
на
практике.
При
помощи
дидактических игр не только закрепляются, но и уточняются знания детей,
формируются
навыки
самостоятельной
работы,
укрепляются
навыки
мыслительной
деятельности.
Посредством
дидактических
упражнений
знания систематизируются и автоматизируются.
Можно использовать игры с лексическими упражнениями. Дети объясняют
значения
слов
как
прямые,
так
и
переносные,
выясняют
многозначность
слов.
Разбираются
в
отношениях
между
синонимами
и
антонимами.
Составляют с ними словосочетания. Игра «Кто быстрее?».
Также можно включить в урок следующие виды упражнений
1.Найдите в каждой строчке лишнее слово.
Автомобиль, урожай, трамвай, самолет.
Капуста, помидор, солома, морковь.
2. Дополните предложения подходящими по смыслу словами.
3.
По
опорным
словам
составьте
небольшой
рассказ
на
тему:
«Школа»,
«Птицы».
В
школьном
возрасте
воображение
включено
в
процесс
учения
и
творческую
деятельность.
В
преподавании
русского
языка
открываются
большие
возможности
формирования
воссоздающего
и
творческого
воображения. Активизируя процесс воображения младшего школьника, мы
оказываем положительное влияние на развитие других процессов (памяти,
мышления).
Следующие игры и упражнения направлены на развитие воображения.
1.Отгадай загадку.
2. Подбери к слову день подходящее по смыслу прилагательное.
3. Кто лучше, точнее, правильнее составит рассказ на предложенную тему.
4. Игра «Представь, что ты в другой стране. Как изменились бы привычные
вещи, например6 какими свойствами стали бы обладать тетрадь, карандаш,
календарь? Опиши их.»
5. Игра «Кто больше назовет пословиц, в которых есть слова из словарика»
6. Игра «Представь, что ты превратился в великана (гнома). Что ты будешь
использовать вместо газеты, одежды, посуды?»
7. Напиши сочинение на тему «Зима пришла» от имени обитателей леса.
8. Игра «Кто больше подберет прилагательных к словам-яблоко, морковь,
картофель».
Форма урок-путешествие», имеющее сказочную основу, позволяет:
-оживить
теоретический
материал
на
уроке,
представить
его
в
контексте
реальной жизни;
-органически связать основной теоретический материал, с
теоретическим
материалом
из
других
областей
знания
–математики,
ознакомления
с
окружающим миром;
-подключить
богатую
фантазию
учащихся,
их
эмоциональную
сферу
к
процессу познания;
Сказка
-
наиболее
близкая
и
наиболее
адекватная
детскому
восприятию
форма постижения жизни. Она их и развлекает (увлекает) и поучает.
Детская
психика
требует
максимальной
наглядности,
занимательности
в
преподавании родного языка.
Дидактическая игра на уроках и во внеурочной деятельности в большей
степени
способствует
развитию
дара
слова,
сознательному
усвоению
родного
языка.
Игра
облегчает
ученику
трудный
путь
его
познания,
способствует углублению полученных знаний.