Напоминание

Формирование связной речи младших школьников с использованием дидактических игр


Автор: Баранова Надежда Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Чудово Новгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование связной речи младших школьников с использованием дидактических игр
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование связной речи младших школьников с использованием

дидактических игр.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь. овладевая богатствами языка.

Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие.

Все

психические

процессы

у

ребенка

-память,

внимание,

воображение,

мышление, целенаправленное поведение -развиваются при непосредственном

участии речи.

Наиболее важные ступени в овладении речью приходится на детский

возраст его дошкольный и школьный периоды.

Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов

в учении. Развитие речи процесс сложный, творческий.

Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая

работа,

предполагающая

использование

арсенала

специальных

педагогических методов.

Именно младшие школьники еще обладают особыми способностями к

"впитыванию" речи и у них уже сформирована готовность к овладению

различными разновидностями связной речи.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой

деятельности.

Она

носит

характер

систематического

последовательного

развернутого изложения. От нее зависит и полнота познания окружающего

мира и становление сознания. Успешность обучения в школе и развитие

личности в целом.

Дети

овладевают

родным

языком

через

речевую

деятельность,

через

восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для

хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения

своих мыслей.

Однако,

как

показывает

практика,

несмотря

на

повышенный

интерес

к

проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста

недостаточен. В связи с этим большое значение приобретает современная и

методически грамотно организованная работа по развитию речи. Одним из

путей такой организации, является работа по развитию связной речи.

В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5-6 тысяч слов

и практически владеют грамматикой родного языка.

С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка. Возникает

новая

социальная

позиция

личности

-

учащийся.

Ребенок

становится

непосредственным

участником

одной

из

форм

общественно

значимой

деятельности -учебной, требующей большого напряжения сил.

Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни,

где основное учеба, должен быть педагогически продуманным.

Игра - наиболее освоенная детьми деятельность. изучение развития детей

показывает,

что

в

игре

эффективнее,

чем

в

других

видах

деятельности,

развиваются психические процессы.

В

ней

они

черпают

образцы

для

решения

новых

жизненных

задач,

возникающих в познании. Поэтому опора на игру (игровую деятельность,

игровые формы, приемы)_ - это важнейший путь включения детей в учебную

деятельность,

способ

обеспечения

эмоционального

отклика

на

воспитательные

воздействия

и

нормальных

(

без

перегрузок)

условий

жизнедеятельности.

Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место в

период

обучения

в

школе.

В

игре

удается

привлечь

внимание

к

таким

предметам, которые в обычных, неигровых условиях их не интересуют и на

которых сосредоточить внимание не удается. В процессе игры у

ребенка

развивается

внимание,

память,

воображение.

В

школе

основной

формой

обучения является урок. Включение в урок дидактической игры,

которая

удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания и

носит

обучающий

характер,

сближает

новую

деятельность

ребенка

с

привычной и делает менее заметным переход к серьезной учебной работе. (

Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом игры, как бы не замечает

того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями,

которые

требуют

перестройки

его

представлений

и

познавательной

деятельности. Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу.

Решение этой задачи требует от ребенка активных умственных и волевых

усилий.

Дидактическая

игра

является

эффективным

средством

формирования

таких

качеств

как

организованность,

самоконтроль.

Они

содержат

разностороние

условия

для

формирования

наиболее

ценных

качеств личности.

Ценность

дидактических

игр

в

том,

что

они

помогают

детям

усвоить

наиболее сложный программный материал, закрепить его на уроке и во

внеурочное время. Каждая игра самостоятельна, имеет свои учебные задачи.

Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь игровой

деятельности

и

интересного

усвоения

знаний.Дидактическая

игра-игра

познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию

представлений

детей

об

окружающем,

воспитание

познавательных

интересов, развитие познавательных способностей.

Дидактическая

игра

осуществляет

задачи

обучения,

но

имеет

свои

особенности. Одна из них – обучение средствами активной и интересной для

детей игровой деятельности. Многие игры требуют не только умственных, но

и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила

игры.

Прогрессивное,

развивающее

значение

игры

состоит

не

только

в

реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она

способствует

расширению

сферы

их

интересов.

Ребенок,

увлеченный

замыслом игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и

дело сталкивается с затруднениями. Игровые действия всегда включают

в

себя обучающую задачу. Решение этой задачи требует от ребенка активных

умственных и волевых усилий.

Игра - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую

деятельность,

метод

стимулирования

их

активности.

Элемент

игры

в

процессе обучения вызывает у детей приятные переживания, повышает их

активность.

Дидактические

игры

различаются

по

обучающему

содержанию,

познавательной

деятельности

детей,

игровым

действиям

и

правилам,

организации и взаимоотношениям детей. Перечисленные признаки присущи

всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные.

В дидактической игре содержится комплекс разнообразной деятельности

детей:

мысли,

чувства,

переживания,

сопереживания,

поиски

активных

способов решения игровой задачи.

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на

вопросы детей, играя вместе с ними, вести процесс обучения незаметным.

С

детьми

младшего

школьного

возраста

могут

быть

использованы

следующие виды дидактических игр:

-игры –путешествия, целевое движение куда-то, зачем-то;

- игры- предложения «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…»;

-игры-загадки, проверка знаний, находчивости;

- игры-беседы (диалоги), общение педагога с детьми, детей друг с другом.

Руководство

дидактической

игрой

состоит

в

правильном

определении

дидактической

задачи

-

познавательного

содержания,

в

определении

игровой

задачи

и

реализации

через

нее

дидактических

задач;

в

продумывании игровых действий, которые являются одной из важнейших

задач игры и интересны для детей, побуждают их к игре; в определении

игровых правил, предвидении обучающих результатов.

На уроках в начальной школе большое внимание уделяется словарной

(лексической) работе, поскольку у детей, поступающих в школу отмечается

бедность словаря, большое количество речевых недочетов и ошибок.

Читая произведения, дети наблюдают, что слова обозначают названия

предметов и явлений, окружающего мира, имеют определенные значения,

бывают близкими или противоположными по смыслу.

Известно, что названия предметов не возникают случайно. Народ часто

обращает внимание на какой-то очень характерный признак предмета и по

этому

признаку

называет

предмет.

Узнать

лучше

предмет,

его

свойства

помогают следующие дидактические игры:

-«Составь рассказ по вопросам»;

-«Опиши…»;

- «Как рыбы (звери, птицы) получили свое название».

Используя на уроках русского языка и чтения чистоговорки и скороговорки,

учитель закрепляет правильное произношение слов, отрабатывает дикцию.

Их

также

можно

использовать

для

развития

голосового

аппарата

(произносить громко, тихо, шепотом).

Загадки, используемые на уроках. Помогают учителю развивать у учащихся

слуховое

внимание,

закрепить

правильное

произношение

слова,

способствует хорошей дикции.

Загадки – добавлялки (не договаривание слов) помогает учителю приучать

детей

слушать

внимательно

стихотворение,

подбирать

слова,

не

просто

близкие по звучанию. но и подходящие по смыслу.

В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают

знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и

точно

применить

полученные

знания

о

слове

на

практике.

При

помощи

дидактических игр не только закрепляются, но и уточняются знания детей,

формируются

навыки

самостоятельной

работы,

укрепляются

навыки

мыслительной

деятельности.

Посредством

дидактических

упражнений

знания систематизируются и автоматизируются.

Можно использовать игры с лексическими упражнениями. Дети объясняют

значения

слов

как

прямые,

так

и

переносные,

выясняют

многозначность

слов.

Разбираются

в

отношениях

между

синонимами

и

антонимами.

Составляют с ними словосочетания. Игра «Кто быстрее?».

Также можно включить в урок следующие виды упражнений

1.Найдите в каждой строчке лишнее слово.

Автомобиль, урожай, трамвай, самолет.

Капуста, помидор, солома, морковь.

2. Дополните предложения подходящими по смыслу словами.

3.

По

опорным

словам

составьте

небольшой

рассказ

на

тему:

«Школа»,

«Птицы».

В

школьном

возрасте

воображение

включено

в

процесс

учения

и

творческую

деятельность.

В

преподавании

русского

языка

открываются

большие

возможности

формирования

воссоздающего

и

творческого

воображения. Активизируя процесс воображения младшего школьника, мы

оказываем положительное влияние на развитие других процессов (памяти,

мышления).

Следующие игры и упражнения направлены на развитие воображения.

1.Отгадай загадку.

2. Подбери к слову день подходящее по смыслу прилагательное.

3. Кто лучше, точнее, правильнее составит рассказ на предложенную тему.

4. Игра «Представь, что ты в другой стране. Как изменились бы привычные

вещи, например6 какими свойствами стали бы обладать тетрадь, карандаш,

календарь? Опиши их.»

5. Игра «Кто больше назовет пословиц, в которых есть слова из словарика»

6. Игра «Представь, что ты превратился в великана (гнома). Что ты будешь

использовать вместо газеты, одежды, посуды?»

7. Напиши сочинение на тему «Зима пришла» от имени обитателей леса.

8. Игра «Кто больше подберет прилагательных к словам-яблоко, морковь,

картофель».

Форма урок-путешествие», имеющее сказочную основу, позволяет:

-оживить

теоретический

материал

на

уроке,

представить

его

в

контексте

реальной жизни;

-органически связать основной теоретический материал, с

теоретическим

материалом

из

других

областей

знания

–математики,

ознакомления

с

окружающим миром;

-подключить

богатую

фантазию

учащихся,

их

эмоциональную

сферу

к

процессу познания;

Сказка

-

наиболее

близкая

и

наиболее

адекватная

детскому

восприятию

форма постижения жизни. Она их и развлекает (увлекает) и поучает.

Детская

психика

требует

максимальной

наглядности,

занимательности

в

преподавании родного языка.

Дидактическая игра на уроках и во внеурочной деятельности в большей

степени

способствует

развитию

дара

слова,

сознательному

усвоению

родного

языка.

Игра

облегчает

ученику

трудный

путь

его

познания,

способствует углублению полученных знаний.



В раздел образования