Автор: Ясинская Маргарита Игоревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ№2 "Конфетти"
Населённый пункт: город Бронницы, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Разноцветное настроение"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Разноцветное настроение»
Продукт проекта : панно «Эмоции человека»,буклет «Азбука настроения» .
Цель проекта: способствовать социализации (формированию начальных социальных ориентаций) детей посредством развития их
эмоциональной сферы, обогащения эмоционального опыта, уточнения и расширения представлений об эмоциях и чувствах, их проявлениях и
причинах; развитие монологической и диалогической речи у детей компенсирующей группы с ТНР.
Задачи проекта:
1.Обогащать представления детей об эмоциональной сфере человека (проявлениях и разнообразии эмоций: радость, удивление, страх, гнев,
горе, печаль; чувств и состояний, их вербальном и невербальном выражении, причинах, их вызвавших).
2.Формировать умение устанавливать связи проявлением эмоций, чувств, состояний и причин их возникновения (состояние здоровья (усталость,
болезнь), обиды и тревоги).
3.Воспитывать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать эмоциональные состояния и настроение окружающих людей,
учитывать в собственном поведении. Содействовать освоению адекватных и этичных форм оказания содействия и эмпатии, проявления чувств и
отношения к другим людям, событиям.
4.Знакомить детей с некоторыми адекватными способами сдерживания или корректного выражения (формулирование просьб, вопросов,
замечаний, претензий), способов разрешения конфликтов. Содействовать осознанию необходимости их использования.
5.Активизировать проявление эмпатии в разнообразных ситуациях на основе восприятия эмоциональных состояний других людей.
6.Развивать умения различать эмоциональные проявления и состояния (эмоциональная перцепция) и выражать эмоции адекватными способами.
7.Обогащать художественно-эстетический опыт детей в процессе приобщения к литературным, музыкальным, художественным образам,
раскрашивающим мир чувств и переживаний: знакомство с произведениями фольклора, авторских и народных сказок, раскрывающих тему.
8.Показывать возможность сопоставления эмоциональной сферы людей и некоторых проявлений мира (музыки, природы, образов
изобразительного искусства, цвета, пластики). Развивать художественно-эстетическое восприятие: содействие проявлению эмоционально-
эстетического отклика на выразительные художественные образы, обогащению представлений о средствах и способах выражения
эмоционального настроения и характера (мимикой, позой, жестами, колористическим и композиционным решением в произведениях
изоискусства; образности, интонационным, ритмическим рисунком в музыке и литературе).
9.Содействовать развитию эмоциональных и эстетических способностей и проявлений, рефлексии, направленной на анализ собственного
эмоционального состояния, чувств.
10.Развивать практические умения в продуктивных и творческих видах деятельности, обеспечивающих выражение освоенного (в рисунках,
рассказах, играх); стимулировать к созданию выразительных образов, проявлению собственного отношения, средствами художественной
деятельности (цветом, ритмом, мелодией, движением, интонацией) передавать разные эмоциональные состояния, чувства, проявления.
11.Развивать связную речь: составление описательных и повествовательных рассказов, развитие речи-доказательства, обогащение словаря за счет
слов, отражающих разные эмоциональные состояния и чувства человека, характеристики эмоциональных проявлений.
12.Развивать познавательную деятельность: освоение средств и способов получения и преобразования информации (кодирование информации
символами, проведение интервью, обращение к разным источникам информации), развитие целеполагания, рефлексивных умений,
познавательных интересов (умения задавать вопросы, выдвигать гипотезы).
13.Содействовать развитию аналитико-синтетических умений и действий (поиск различий, общего, сравнение, выделение существенных связей) в
процессе логико-математической деятельности (решения логических задач и проблемных ситуаций).
14.Развивать элементарные учебные умения: слушать других, действовать по образцу, по условию, принимать задачу.
Мотивационный этап
Содержание и формы работы.
Проблемная ситуация. Педагог предлагает детям вспомнить приключения Буратино, уточняет представления детей о театре, в который спешил
герой, персонажах: вечно печальный и грустный Пьеро, задорный, веселый Арлекин, милая, требовательная Мальвина, верные Артемон, злой
Карабас. Педагог описывает ситуацию: Пьеро, Арлекино и Буратино поссорились: каждый думает, что именно он правильно изображает
настроение (веселья или грусти). Предлагает детям помочь Буратино, для которого очень сложно понять, что такое настроение, какое оно бывает,
в чем оно проявляется, узнать тайны настроения.
Педагог предлагает послушать стихотворение, подводит детей к идее составить «Азбуку настроения», помогает выделить рубрики и определить
направление поиска.
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселиться? Кто грустит?
Кто испугался? Кто сердит?
Рассеет все сомнения
«Азбука Настроения»!
Н. Белопольская
Вопросы для активизации деятельности:
Какое бывает настроение?
Бывает ли улыбка печальной или злой?
Сколько раз может меняться настроение?
Почему мы грустим? Тревожимся?
Как прогнать грусть?
Бывают ли в жизни Царевны Несмеяны и кто такие оптимисты?
Бывает ли настроение у картины?
Какого цвета грусть?
Какого «вкуса» грусть, обида, радость, печаль?
Какой, на ваш взгляд, самый веселый персонаж сказок (самый грустный, злой)?
Обсуждение вариантов оформления буклета, возможных рубрик: цвета настроения; звуки настроения; запахи настроения; полезные советы о
том, как сохранить (вернуть) настроение; о чем рассказывает улыбка; радостные и грустные слова (музыка, рецепты) и т.п.
Творческий этап
Содержание и формы работы:
Заполнение страниц «Азбуки»;
Презентация материалов для родителей в рамках «дня улыбки»
Возможный вариант проведения дня улыбки : конкурс «Что? Где? Когда?»
Выполнение этюдов, рисование «самой счастливой улыбки» (соревнование команд, рисование с закрытыми глазами), разгадывание
родителями придуманных детьми загадок и ребусов, чтение стихов, вручение памяток о хорошем настроении».
Проблемно-деятельностный этап
Организованная образовательная
деятельность, осуществляемая в
разных видах детской
деятельности
Образовательная деятельность в
режимных моментах
Самостоятельная деятельность
детей (с использованием ресурсов
среды)
Взаимодействие с родителями
Поиск информации: чтение
литературы, рассматривание
фотографий семейного архива(«Мы
улыбаемся или грустим», «О чем
рассказывает
фотография?»),репродукций;
иллюстраций по теме.
Игры с зеркалом «Самая радостная
улыбка».
Составление коллекции
пиктограмм – символических
отображений разных
эмоциональных состояний.
Рассматривание фотографий, их
Выбор фотографий по теме из
семейного архива, подбор к ней
интересного названия
сортировка по проявлению эмоций
(«Экран радости- экран грусти»)
Беседа с использованием
иллюстративного материала о
проявлении эмоций «Мы
улыбаемся, мы грустим: каким
бывает настроение?»: уточнение
представлений о разных эмоциях и
чувствах ,вызвавших их причинах,
особенностях проявлений.
Беседа с использованием
иллюстративного материала «О
чем рассказывают цвет, линия и
жест» (о соотношении настроения и
цвета, настроения и позы):
уточнение, расширение
представлений детей об
особенностях цвета и оттенков
Чтение стихотворений и
литературных фрагментов с
описанием разных эмоциональных
состояний, настроения, проявлений:
И.Демьянова «Трусов Федя», С.
Афонькин «Как побороть страх?», К.
Чуковский «Мойдодыр» (фрагмент-
описание гнева), русской народной
сказки «Волк и семеро козлят»
(описание горя), О. Князева,
Р. Стеркина «Веселые и грустные»,
В. Кудрявцев «Страх», Д.Хармс «Что
это было?», А.Кушнер «Что в углу?»,
И. Токмакова «Мне грустно», К.
Чуковский «Радость».
Чтение пословиц и поговорок: «На
обиженных воду возят», «Федул, что
губы надул?», «День меркнет
ночью, а человек-печалью».
Чтение дидактических сказок о
соотношении цвета и настроения
(характера) (например,
Р.Чумичевой, Т.Дорновой,
С.Золочевского и др.).
Игра «Изобрази»: отображение
мимикой, пластикой, интонацией
разных состояний, проявлений
(веселый-грустный, радостный –
злой, тревожный-спокойный).
Варианты: «Превращение»,
«Изобрази настроение» *
Настольно-печатные игры
«Радость-грусть» (по типу лото или
домино):
сопоставление выражения эмоций
(пиктограммы) с событием или
явлением.
Составление «Радуги настроения»:
Отражение смайликами-символами
настроения цветов и оттенков.
Раскрашивание парных
изображений по противоположным
эмоциональным характеристикам
(веселый-грустный пейзаж,
веселый-грустный гном; радостный-
злой, тревожный-спокойный).
Игры по типу «Море волнуется..»:
«Веселая (грустная) фигура, замри»
Саморефлексия «Как часто мы
улыбаемся друг другу?» (по
материалам анкетирования или
тестов)
Рассматривание портретных и
Отбор информации для «Азбуки
Раскрашивание (изготовление)
Рисование семейного портрета ( по
жанровых изображений по теме,
например ситуация «Тайна улыбки»
или «Какие бывают улыбки?»:
эмоциональный отклик на
выразительный художественный
образ, выделение и понимание
некоторых средств
выразительности: мимики, позы,
жестов (А.Венецианов «Вот те и
батькин обед», К Лемох «Варька», В.
Тропинин «Мальчик с жалейкой», И.
Крамской «Мина Моисеев», В
Васнецов «Несмеяна-царевна»,
«Кощей Бессмерьный», В. Суриков
«Взятие снежного городка»,
Б.Кустодиев «Масленица»).
Образовательная ситуация «Бывает
ли настроение у осени (зимы?
Моря?)»: рассматривание
пейзажных и жанровых
изображений; выделение средств
выразительности, используемых
художниками для передачи
настроения (И. Остроухов «Золотая
осень»; И. Левитан «Долина реки.
Осень», «Березовая роща»; И
Бродский «Серый день», «Зимний
пейзаж»; Ф. Васильев «Перед
грозой»; В. Васнецов «Затишье»; И.
Шишкин «Зима»; К.Юон
«Мартовское солнце»; И.
Айвазовский «Корабль среди
бурного моря»).
Ситуация «Настроение музыки»
эмоций»: рисование пиктограмм
жестов и поз, отображающих
эмоции (по материалам
репродукций).
Игры «Кому весело, кому грустно»,
«Найди портрет по схеме»**,
«Тихий-громкий» (по материалам
Е.М. Торшиловой).
Этюды-выражение разных
эмоциональнах состояний и
эмоций: «Зеркало», «Избразим
голосом».
Драматизация произведений:
разыгрывание эпизодов сказок,
стихотворных форм, музыкальных
фрагментов (А. Пушкин «Унылая
пора», Д. Хармс «Веселый
старичок», Ю. Мориц
«Храбрецы»,А.Барто «Девочка-
ревушка»,Б. Заходер «Волчок»,
А.Барто «Мячик», К.Чуковский
«Айболит»
Прослушивание и разучивание
различных по характеру и
передаваемому настроению
народных песен (плачи, заклички,
калядки),современных песен
(«Вместе весело шагать по
просторам»-муз. В. Шаинского,сл.
М.Матусовского, «Какой чудесный
день»- муз. А. Флярковского, сл.
Е. Карганова).
масок-эмоций, использование их в
играх-драматизациях
теме «Самое веселое…»).
(веселые и грустные песенки,
мелодии): выделение ритма,
мелодии как средств отражения и
передачи настроения; разучивание
песенок по теме; обогащение опыта
слушания музыки (П. Чайковский
«Детский альбом»
(«Неаполитанская песенка»,
«Болезнь куклы»), «Времена года»
(«Октябрь»).
Ситуация «Этикет. Тайны улыбки»:
информация о правилах и способах
поведения, выражение эмоций в
определенных ситуациях:
транспорте, семье, поликлинике и
по отношению к разным людям
(близким, незнакомым и знакомым,
попавшим в беду).
Сочинение истории об эмоциях
«Веселая и грустная страны»
Рисование портрета «Я»(с выбором
эмоционального состояния)
Рассматривание иллюстраций А.
Пахомова к книге стихотворений
В.Маяковского «Что такое хорошо и
что такое плохо».
Чтение и обсуждение стихов и
литературных фрагментов:
Э.Мошковская «Обида», А.Барто
«Разговор с дочкой».
Составление панно «Эмоции
человека»;
буклет «Азбука настроения»
Сбор «Самых полезных рецептов от
грусти»: советы, подвижные игры,
хобби и т.п.
*Сомкова О.Н. Развиваем связную речь детей/ Дошкольник 5-7 лет в детском саду. СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010.
** Курочкина Н.А. «О портретной живописи- детям».- СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2008; Т.И. Бабаева. Раздел «Мы учимся понимать эмоциональные
состояния людей// Дошкольник 5-7 лет в детском саду. СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010.
Тест «Громкий — Тихий».
Материал задания состоит из цветных репродукций с изображением трех натюрмортов, трех пейзажей, трех жанровых сцен. Тематика используемых во
всей методике визуальных материалов не включает сюжетных изображений, поскольку они провоцируют внеэстетическое восприятие, интерес к
содержательной информации, оценку жизненных событий. Кроме того, подбор материала для теста должен отвечать требованию воз можно большего
тематического сходства, чтобы, сравнивая ил люстрации, ребенок меньше отвлекался как те их различия, которые для цели задания несущественны.
Исследователь может подобрать свои примеры и проверить их «звучание» экспертной оценкой. Точно описать принципы соответствия изображения и
его звучания (громкости — тихости) невозможно, очевидно только, что оно должно быть связано не с сюжетом изображения или функцией
изображенных предметов, а с насыщенностью цвета, сложностью композиции, характером линии, «звучанием» фактуры.
Например, в диагностике могут быть использованы репродукции следующих картин: К. А. Коровин — «Розы и фиалки», И. Э. Грабарь — «Хризантемы»,
В. Е. Татлин — «Цветы».
Инструкция: скажи, какая картинка из трех — тихая, какая — громкая, какая — средняя не громкая и не тихая. Можно спросить: каким «голосом
говорит» картина — громким, тихим, средним?
Оценивается задание плюсами и минусами, число которых складывается, и ребенок получает общий балл за все ответы. Абсолютно верный ответ: ++;
относительно верный, +-; совсем неверный -. Логика такой оценки в том, что ребенок вынужден выбирать из трех «звучаний» и оценить три
изображения как бы по сравнительной шкале.