Автор: Герасимова Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №241"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Чистоговорка как средство воспитания звуковой культуры речи"
Раздел: дошкольное образование
Статья: «Чистоговорка как средство воспитания звуковой культуры речи».
Автор:
Герасимова
Светлана
Геннадьевна,
г.Новокузнецк,
Кемеровская
область, д.с. №241.
Исследованиями
установлено,
что
правильное
произношение
звуков
очень важно для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошей,
внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может
понятно
выразить
свои
мысли,
желания.
Дефекты
в
звукопроизношении
затрудняют
контакт.
Часто
у
детей
с
проблемами
в
звукопроизношении
наблюдается задержка в психическом развитии.
Развитие
правильного
звукопроизношения
очень
важно
и
при
поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому
языку
в
начальной
школе
является
недостаточно
чёткое
произношение
звуков.
Таким
детям
трудно
определить
количество
звуков
в
слове,
их
последовательность, подобрать слово с заданным звуком. Дети с плохо или
недостаточно развитым фонематическим слухом затрудняются в овладении
навыками письма в школе.
Воспитание звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского
сада в двух формах: в процессе обучения в непосредственно организованной
образовательной деятельности и воспитания всех сторон звуковой культуры
речи в свободной деятельности. Правильное произношение звуков зависит от
деятельности
речевого
аппарата
в
целом
и
от
деятельности
органов
артикуляции,
от
их
подвижности
и
гибкости,
от
координации
артикуляционных
движений,
их
силы
и
точности.
Поэтому
необходимо
систематически
упражнять
органы
артикуляции,
проводить
упражнения,
направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного
положения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной
струи, правильного дыхания.
В
непосредственно
организованной
образовательной
деятельности
работа по формированию звуковой культуры речи проводится в совокупности
с
другими
задачами
речевого
развития
детей
−
развитие
связной
монологической
и
диалогической
речи,
грамматического
строя
речи
и
словарного
запаса
и
пр.
При
решении
любой
задачи
по
развитию
речи
воспитатель
обращает
внимание
на
звукопроизношение,
учит
дифференцировать звонкие и глухие звуки, шипящие и свистящие, сонорные.
Работе по обучению детей правильному звукопроизношению
хорошо
помогают различные тренировочные упражнения, такие как:
- Артикуляционные гимнастики и упражнения.
- Чистоговорки.
- Скороговорки.
Чистоговорки
–
это
стихотворные
упражнения,
направленные
на
развитие
органов
артикуляционного
аппарата
и
помогающие
отработке
произношения какого – то звука при регулярном их повторении. Это короткие
фразы, построенные таким образом, что в первой части трижды повторяется
один
слог,
а
вторая
часть
представляет
собой
два-четыре
слова,
рифмующиеся с первой частью.
Выделяют
чистоговорки,
основанные
только
на
повторении
отрабатываемых звуков и не несущие смысловой нагрузки. И чистоговорки,
имеющие вид обычного детского стихотворения, в котором часто повторяется
отрабатываемый звук, несущие в себе обязательную смысловую нагрузку.
Например, фразы «та-та-та − у нас дома чистота», «ты-ты-ты − сметану съели
всю коты» не несут смысловой нагрузки, а вид обычного стихотворения
имеет
чистоговорка
типа:
Индюк
из
города
идёт,
Игрушку
новую
везёт.
Игрушка не простая
– Индюшка расписная.
Многократно повторяя один и тот же ударный слог, ребенок доводит до
автоматизма
навык
его
произношения.
Любую
чистоговорку
можно
усложнить, если проговаривать слоги не три, а шесть раз и в более быстром
темпе.
Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя
каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по
губам.
А
затем
темп
следует
увеличивать,
но
не
снижая
качества
произношения.
Можно
проговаривать
чистоговорки
сначала
шёпотом,
стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с
такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст
вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить
фразы с разжатыми зубами.
Чистоговорки помогут, закрепить правильное произношение звуков у
детей, развить у них чувство рифмы, внимание, память, запомнить некоторые
грамматические нормы русского языка в процессе многократного повторения
чистоговорок.
Для развития речи, выработки четкого произношения согласных звуков
существует много способов, которые родители могут вполне применять в
домашних условиях.
Мы,
как
любящие
мамочки,
готовы
превратить
такой
полезный
инструмент
для
развития
речи,
как
чистоговорки
в
настоящую
игру.
Например, таким образом:
1.
Нас интересует автоматизация «л» в чистоговорках.
2.
Подбираем чистоговорку с нужным звуком : «Ла-ла-ла – кукла
весело жила».
3.
Произносим
фразу
с
разной
интонацией:
повествовательной,
вопросительной, восклицательной.
4.
Поговариваем чистоговорку в быстром и медленном темпе.
5.
Берем
другую
чистоговорку
на
этот
звук
и
просим
ребенка
самостоятельно закончить фразу нужным слогом: «Ла-ла-ла – мы собрались у
сто…ла».
Просим ребенка произнести фразы так, как бы это сделали медведь,
лиса,
комар
и
т.д.
Для
этого
можно
использовать
игрушки
или
маски
животных. Если ребенок сам затрудняется придумать, как говорят животные,
показываем ему пример.
Такие забавы можно устраивать не только дома. Очередь в поликлинике,
например,
с
такими
играми не
станет,
как
это
часто
бывает,
долгой
и
мучительной.
А,
если
проявить
фантазию,
и
придумывать
чистоговорки
самостоятельно,
то
поездка
в
транспорте
станет
гораздо
интереснее.
Представляете:
— Фор-фор-фор – это светофор.
— За-за-за – жмем на тормоза.
— Вет-вет –вет – ждем зеленый свет.
— Рит-рит-рит – он уже горит.
И так всю дорогу. А сколько чистоговорок можно придумать в поезде,
особенно, если ехать несколько дней?! Про поезд это шутка, конечно, как и
то,
что
всю
дорогу
нужно
придумывать
чистоговорки.
Не
нужно,
но
попробовать можно. И если вашего малыша увлечет это занятие, то тогда и
по целым дням можно их выдумывать и повторять. А неплохо и записать
историю своей поездки в чистоговорках на видео, диктофон или в тетрадь.
Чистоговорки
для
малышей
могут
развивать
не
только
правильное
произношение. С их помощью вы можете развивать фонематический слух,
учиться
отличать
слова-действия
(глаголы)
и
с л о ва -п р и з н а к и
(прилагательные).
С
помощью
чистоговорок
можно
научить
малышей
называть
цвета.
Эти
рифмованные
фразы
могут
даже
помочь
научиться
склонять слова по падежам. И все это можно реализовать в игре.
Таким образом, чистоговорки и скороговорки имеют большой потенциал
в
работе
по
формированию
звуковой
культуры
речи.
В
процессе
проговаривания
скороговорок
и
чистоговорок
у
детей
формируется
правильное
звукопроизношение,
четкое
и
ясное
произнесение
слов
в
соответствии
с
языковыми
нормами,
развитие
голосового
аппарата,
вырабатывается умеренный темп речи, правильное речевое дыхание, навыки
умелого
использования
интонационных
средств
выразительности.