Напоминание

"Чистоговорка как средство воспитания звуковой культуры речи"


Автор: Герасимова Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №241"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Чистоговорка как средство воспитания звуковой культуры речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья: «Чистоговорка как средство воспитания звуковой культуры речи».

Автор:

Герасимова

Светлана

Геннадьевна,

г.Новокузнецк,

Кемеровская

область, д.с. №241.

Исследованиями

установлено,

что

правильное

произношение

звуков

очень важно для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошей,

внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может

понятно

выразить

свои

мысли,

желания.

Дефекты

в

звукопроизношении

затрудняют

контакт.

Часто

у

детей

с

проблемами

в

звукопроизношении

наблюдается задержка в психическом развитии.

Развитие

правильного

звукопроизношения

очень

важно

и

при

поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому

языку

в

начальной

школе

является

недостаточно

чёткое

произношение

звуков.

Таким

детям

трудно

определить

количество

звуков

в

слове,

их

последовательность, подобрать слово с заданным звуком. Дети с плохо или

недостаточно развитым фонематическим слухом затрудняются в овладении

навыками письма в школе.

Воспитание звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского

сада в двух формах: в процессе обучения в непосредственно организованной

образовательной деятельности и воспитания всех сторон звуковой культуры

речи в свободной деятельности. Правильное произношение звуков зависит от

деятельности

речевого

аппарата

в

целом

и

от

деятельности

органов

артикуляции,

от

их

подвижности

и

гибкости,

от

координации

артикуляционных

движений,

их

силы

и

точности.

Поэтому

необходимо

систематически

упражнять

органы

артикуляции,

проводить

упражнения,

направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного

положения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной

струи, правильного дыхания.

В

непосредственно

организованной

образовательной

деятельности

работа по формированию звуковой культуры речи проводится в совокупности

с

другими

задачами

речевого

развития

детей

развитие

связной

монологической

и

диалогической

речи,

грамматического

строя

речи

и

словарного

запаса

и

пр.

При

решении

любой

задачи

по

развитию

речи

воспитатель

обращает

внимание

на

звукопроизношение,

учит

дифференцировать звонкие и глухие звуки, шипящие и свистящие, сонорные.

Работе по обучению детей правильному звукопроизношению

хорошо

помогают различные тренировочные упражнения, такие как:

- Артикуляционные гимнастики и упражнения.

- Чистоговорки.

- Скороговорки.

Чистоговорки

это

стихотворные

упражнения,

направленные

на

развитие

органов

артикуляционного

аппарата

и

помогающие

отработке

произношения какого – то звука при регулярном их повторении. Это короткие

фразы, построенные таким образом, что в первой части трижды повторяется

один

слог,

а

вторая

часть

представляет

собой

два-четыре

слова,

рифмующиеся с первой частью.

Выделяют

чистоговорки,

основанные

только

на

повторении

отрабатываемых звуков и не несущие смысловой нагрузки. И чистоговорки,

имеющие вид обычного детского стихотворения, в котором часто повторяется

отрабатываемый звук, несущие в себе обязательную смысловую нагрузку.

Например, фразы «та-та-та − у нас дома чистота», «ты-ты-ты − сметану съели

всю коты» не несут смысловой нагрузки, а вид обычного стихотворения

имеет

чистоговорка

типа:

Индюк

из

города

идёт,

Игрушку

новую

везёт.

Игрушка не простая

– Индюшка расписная.

Многократно повторяя один и тот же ударный слог, ребенок доводит до

автоматизма

навык

его

произношения.

Любую

чистоговорку

можно

усложнить, если проговаривать слоги не три, а шесть раз и в более быстром

темпе.

Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя

каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по

губам.

А

затем

темп

следует

увеличивать,

но

не

снижая

качества

произношения.

Можно

проговаривать

чистоговорки

сначала

шёпотом,

стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с

такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст

вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить

фразы с разжатыми зубами.

Чистоговорки помогут, закрепить правильное произношение звуков у

детей, развить у них чувство рифмы, внимание, память, запомнить некоторые

грамматические нормы русского языка в процессе многократного повторения

чистоговорок.

Для развития речи, выработки четкого произношения согласных звуков

существует много способов, которые родители могут вполне применять в

домашних условиях.

Мы,

как

любящие

мамочки,

готовы

превратить

такой

полезный

инструмент

для

развития

речи,

как

чистоговорки

в

настоящую

игру.

Например, таким образом:

1.

Нас интересует автоматизация «л» в чистоговорках.

2.

Подбираем чистоговорку с нужным звуком : «Ла-ла-ла – кукла

весело жила».

3.

Произносим

фразу

с

разной

интонацией:

повествовательной,

вопросительной, восклицательной.

4.

Поговариваем чистоговорку в быстром и медленном темпе.

5.

Берем

другую

чистоговорку

на

этот

звук

и

просим

ребенка

самостоятельно закончить фразу нужным слогом: «Ла-ла-ла – мы собрались у

сто…ла».

Просим ребенка произнести фразы так, как бы это сделали медведь,

лиса,

комар

и

т.д.

Для

этого

можно

использовать

игрушки

или

маски

животных. Если ребенок сам затрудняется придумать, как говорят животные,

показываем ему пример.

Такие забавы можно устраивать не только дома. Очередь в поликлинике,

например,

с

такими

играми не

станет,

как

это

часто

бывает,

долгой

и

мучительной.

А,

если

проявить

фантазию,

и

придумывать

чистоговорки

самостоятельно,

то

поездка

в

транспорте

станет

гораздо

интереснее.

Представляете:

— Фор-фор-фор – это светофор.

— За-за-за – жмем на тормоза.

— Вет-вет –вет – ждем зеленый свет.

— Рит-рит-рит – он уже горит.

И так всю дорогу. А сколько чистоговорок можно придумать в поезде,

особенно, если ехать несколько дней?! Про поезд это шутка, конечно, как и

то,

что

всю

дорогу

нужно

придумывать

чистоговорки.

Не

нужно,

но

попробовать можно. И если вашего малыша увлечет это занятие, то тогда и

по целым дням можно их выдумывать и повторять. А неплохо и записать

историю своей поездки в чистоговорках на видео, диктофон или в тетрадь.

Чистоговорки

для

малышей

могут

развивать

не

только

правильное

произношение. С их помощью вы можете развивать фонематический слух,

учиться

отличать

слова-действия

(глаголы)

и

с л о ва -п р и з н а к и

(прилагательные).

С

помощью

чистоговорок

можно

научить

малышей

называть

цвета.

Эти

рифмованные

фразы

могут

даже

помочь

научиться

склонять слова по падежам. И все это можно реализовать в игре.

Таким образом, чистоговорки и скороговорки имеют большой потенциал

в

работе

по

формированию

звуковой

культуры

речи.

В

процессе

проговаривания

скороговорок

и

чистоговорок

у

детей

формируется

правильное

звукопроизношение,

четкое

и

ясное

произнесение

слов

в

соответствии

с

языковыми

нормами,

развитие

голосового

аппарата,

вырабатывается умеренный темп речи, правильное речевое дыхание, навыки

умелого

использования

интонационных

средств

выразительности.



В раздел образования