Автор: Екимова Лариса Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы "Школа – интернат №9"
Населённый пункт: п.Переяславка
Наименование материала: доклад
Тема: Внеурочная деятельность – основа развития познавательных и творческих способностей обучающихся
Раздел: среднее профессиональное
КГКОУ ШИ 9
выступление на МО
Внеурочная деятельность – основа развития
познавательных и творческих способностей
обучающихся
Л.В.Екимова,
Воспитатель
2016 учебный год
Внеурочная деятельность – основа развития
познавательных и творческих способностей обучающихся.
«В мире довольно людей,
которым никто не помог пробудиться.
Пробудить в человеке
истинно человеческие начала,
любовь ко всему прекрасному,
помочь увидеть красоту земли призван,
прежде всего, учитель».
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Главной целью школы, как социального института, в современных условиях
является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, обще
учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.
Современное
общество
испытывает
потребность
в
творче ской,
самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными
качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы
общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития
творческой
активности
обучающихся,
которая
способствует
становлению
индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной
социализации. В.А.Сухомлинский
писал: «Учение
не
должно
сводиться
к
беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы
дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Мы выполняем заказ общества и государства. Требования рыночной
экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования
назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной
политики - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей
и
задач
разработаны
рамки
федеральных
государственных
образовательных
стандартов (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения
является
требование
организации
внеурочной
деятельности
обучающихся
как
неотъемлемой
части
образовательного
процесса
в
школе.
Внеурочная
деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в
которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и
социализации.
Внеурочная
деятельность
является
составной
частью
учебно-
воспитательного
процесса
и одной
из форм
организации
свободного
времени
обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно
как
деятельность,
организуемая
во внеурочное
время
для удовлетворения
потребностей
обучающихся
в содержательном
до суге,
их
у ч а с т и и
в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
В настоящее
время
в связи
с переходом
на новые
стандарты
второго
поколения
происходит
совершенствование
внеурочной
деятельности.
Модель
педагогически
целесообразна,
так
как
способствует
более
разностороннему
раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся
рассмотреть
на уроке,
развитию
у детей
интереса
к различным
видам
деятельности,
желанию
активно
участвовать
в продуктивной,
одобряемой
обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное
время.
Каждый
вид
внеклассной
деятельности:
творческой,
познавательной,
спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия
школьников в определённом аспекте, что в своей
совокупности
даёт
большой
воспитательный
эффект.
Правильно
организованная
система
внеурочной
деятельности
представляет
собой
ту
сферу,
в
условиях
которой
можно
максимально
развить
или
сформировать
познавательные
потребности
и
способности каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной
личности.
Воспитание
детей
происходит
в
любой
момент
их
деятельности.
Однако
наиболее
продуктивно
это
воспитание
осуществлять
в
свободное
от
обучения время.
Внеурочная
деятельность
школьников –
понятие,
объединяющее
все
виды
деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно
решение
задач
их
воспитания
и
социализации.
Основным
преимуществом
внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности
широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на
внеурочную
деятельность,
используются
по
желанию
обучающихся
и
их
родителей, в формах, отличных от урочной системы обучения.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития
ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно —
нравственных ценностей и культурных традиций.
Основными
задачами
организации
внеурочной
деятельности
детей
являются:
усилить педагогическое влияние на жизнь обучающихся в свободное от
учебы время;
организовать
общественно-полезную
и
досуговую
деятельность
обучающихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания,
учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями,
семьями обучающихся;
выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к
различным видам деятельности;
оказать помощь в поисках «себя»;
создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере
внеурочной деятельности;
развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширить рамки общения с социумом;
воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.
Формы
внеурочной
деятельности:
кружки,
художественные
студии,
спортивные
клубы
и
секции,
юношеские
организации,
краеведческая
работа,
научно-практические
конференции,
школьные
научные
общества,
олимпиады,
поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-
патриотические клубы и т. д. Для реализации в школе доступны следующие виды
внеурочной деятельности:
1. игровая деятельность;
2. познавательная деятельность;
3. проблемно-ценностное общение;
4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5. художественное творчество;
6. социальное творчество (социально преобразующая деятельность);
7. трудовая (производственная) деятельность;
8. спортивно-оздоровительная деятельность;
9. туристско-краеведческая деятельность.
Внеурочная
деятельность
по
развитию
творческих
способностей
детей
включает в себя также общешкольные мероприятия как: фестивали, конкурсы,
праздники, выставки творческих работ, игры.
Большую роль играют и коллективные творческие дела, необходимые и для
развития личности ребенка и для развития коллектива. Большие возможности для
развития
творческих
способностей
обучающихся
имеют
кружковые
занятия.
Вызывая
интерес
обучающихся
к
предмету,
виду
деятельности,
занятия
способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков
самостоятельной работы. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать
себе дело по душе, выявить, поставить и разрешать интересующие проблемы. На
кружковых
занятиях
больше
возможностей
для
проявления
инициативы
учащегося. И хотелось бы, чтобы учителя предметники, классные руководители
не
набирали
в
свой
кружок
только
свой
класс,
а
учитывали
интересы
обучающихся и помогали им с выбором кружка.
Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма
самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое
отношение
к
миру,
творчество —
это
порождение
новых
идей,
стремление
научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше. Творчество – это
человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой
жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем
не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют. Творческий стиль жизни – это
единственный способ
нормального существования и развития общества. На
педагогах лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало
для того, чтобы состоялся человек, личность.
Творчество
–
это
созидание
нового
и
прекрасного,
оно
противостоит
разрушению, шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в
знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Каждый
ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный
и
естественный
спутник
формирования
личности.
Способность
к
творчеству
развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и
деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно
лишь
на
основе
очень
глубокого
знания
его
индивидуальности,
на
основе
бережного
и
тактичного
отношения
к
своеобразию
этих
черт.
Достигнуть
желаемого результата педагог сможет лишь в том случае, если сам он не чужд
творчеству, постоянному поиску, созиданию. Необходимо учить детей наблюдать.
Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность -
сплав внимательности и мышления. На всех этапах работы мы должны ясно
осознавать,
что основной ожидаемый нами результат
- развитие творческих
способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков, точнее
говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело ни с одним
результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создает
ребенок
своей
головой
и
руками
–
поделку,
макет,
проект,
реферат
и
тому
подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном
отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые
знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований,
отличающих истинного творца от простого исполнителя. Таким образом, важно
сказать,
что
развитие
творческих
способностей
и
их
творчество
должно
проходить и в учебной и во внеклассной деятельности, причем деятельность эта
должна
координироваться.
Мы,
взрослые,
должны
быть
для
ребёнка
и
плодородной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим
цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные
каждому ребенку от рождения. Ещё Сократ говорил: «В каждом ребенке есть
солнце, только дайте ему светить». После того, как ребёнок своими руками
начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться
к нашему миру. И любовь и гармония войдут в его жизнь.