Напоминание

Внеурочная деятельность – основа развития познавательных и творческих способностей обучающихся


Автор: Екимова Лариса Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы "Школа – интернат №9"
Населённый пункт: п.Переяславка
Наименование материала: доклад
Тема: Внеурочная деятельность – основа развития познавательных и творческих способностей обучающихся
Раздел: среднее профессиональное





Назад




КГКОУ ШИ 9

выступление на МО

Внеурочная деятельность – основа развития

познавательных и творческих способностей

обучающихся

Л.В.Екимова,

Воспитатель

2016 учебный год

Внеурочная деятельность – основа развития

познавательных и творческих способностей обучающихся.

«В мире довольно людей,

которым никто не помог пробудиться.

Пробудить в человеке

истинно человеческие начала,

любовь ко всему прекрасному,

помочь увидеть красоту земли призван,

прежде всего, учитель».

(Антуан де Сент-Экзюпери)

Главной целью школы, как социального института, в современных условиях

является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, обще

учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.

Современное

общество

испытывает

потребность

в

творче ской,

самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными

качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы

общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития

творческой

активности

обучающихся,

которая

способствует

становлению

индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной

социализации. В.А.Сухомлинский

писал: «Учение

не

должно

сводиться

к

беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы

дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

Мы выполняем заказ общества и государства. Требования рыночной

экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования

назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной

политики - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей

и

задач

разработаны

рамки

федеральных

государственных

образовательных

стандартов (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения

является

требование

организации

внеурочной

деятельности

обучающихся

как

неотъемлемой

части

образовательного

процесса

в

школе.

Внеурочная

деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в

которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и

социализации.

Внеурочная

деятельность

является

составной

частью

учебно-

воспитательного

процесса

и одной

из форм

организации

свободного

времени

обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно

как

деятельность,

организуемая

во внеурочное

время

для удовлетворения

потребностей

обучающихся

в содержательном

до суге,

их

у ч а с т и и

в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее

время

в связи

с переходом

на новые

стандарты

второго

поколения

происходит

совершенствование

внеурочной

деятельности.

Модель

педагогически

целесообразна,

так

как

способствует

более

разностороннему

раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся

рассмотреть

на уроке,

развитию

у детей

интереса

к различным

видам

деятельности,

желанию

активно

участвовать

в продуктивной,

одобряемой

обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное

время.

Каждый

вид

внеклассной

деятельности:

творческой,

познавательной,

спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия

школьников в определённом аспекте, что в своей

совокупности

даёт

большой

воспитательный

эффект.

Правильно

организованная

система

внеурочной

деятельности

представляет

собой

ту

сферу,

в

условиях

которой

можно

максимально

развить

или

сформировать

познавательные

потребности

и

способности каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной

личности.

Воспитание

детей

происходит

в

любой

момент

их

деятельности.

Однако

наиболее

продуктивно

это

воспитание

осуществлять

в

свободное

от

обучения время.

Внеурочная

деятельность

школьников

понятие,

объединяющее

все

виды

деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно

решение

задач

их

воспитания

и

социализации.

Основным

преимуществом

внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности

широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на

внеурочную

деятельность,

используются

по

желанию

обучающихся

и

их

родителей, в формах, отличных от урочной системы обучения.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития

ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно —

нравственных ценностей и культурных традиций.

Основными

задачами

организации

внеурочной

деятельности

детей

являются:

усилить педагогическое влияние на жизнь обучающихся в свободное от

учебы время;

организовать

общественно-полезную

и

досуговую

деятельность

обучающихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания,

учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями,

семьями обучающихся;

выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к

различным видам деятельности;

оказать помощь в поисках «себя»;

создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере

внеурочной деятельности;

развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

расширить рамки общения с социумом;

воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.

Формы

внеурочной

деятельности:

кружки,

художественные

студии,

спортивные

клубы

и

секции,

юношеские

организации,

краеведческая

работа,

научно-практические

конференции,

школьные

научные

общества,

олимпиады,

поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-

патриотические клубы и т. д. Для реализации в школе доступны следующие виды

внеурочной деятельности:

1. игровая деятельность;

2. познавательная деятельность;

3. проблемно-ценностное общение;

4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5. художественное творчество;

6. социальное творчество (социально преобразующая деятельность);

7. трудовая (производственная) деятельность;

8. спортивно-оздоровительная деятельность;

9. туристско-краеведческая деятельность.

Внеурочная

деятельность

по

развитию

творческих

способностей

детей

включает в себя также общешкольные мероприятия как: фестивали, конкурсы,

праздники, выставки творческих работ, игры.

Большую роль играют и коллективные творческие дела, необходимые и для

развития личности ребенка и для развития коллектива. Большие возможности для

развития

творческих

способностей

обучающихся

имеют

кружковые

занятия.

Вызывая

интерес

обучающихся

к

предмету,

виду

деятельности,

занятия

способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков

самостоятельной работы. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать

себе дело по душе, выявить, поставить и разрешать интересующие проблемы. На

кружковых

занятиях

больше

возможностей

для

проявления

инициативы

учащегося. И хотелось бы, чтобы учителя предметники, классные руководители

не

набирали

в

свой

кружок

только

свой

класс,

а

учитывали

интересы

обучающихся и помогали им с выбором кружка.

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма

самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое

отношение

к

миру,

творчество

это

порождение

новых

идей,

стремление

научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше. Творчество – это

человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой

жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем

не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют. Творческий стиль жизни – это

единственный способ

нормального существования и развития общества. На

педагогах лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало

для того, чтобы состоялся человек, личность.

Творчество

это

созидание

нового

и

прекрасного,

оно

противостоит

разрушению, шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в

знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Каждый

ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный

и

естественный

спутник

формирования

личности.

Способность

к

творчеству

развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и

деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно

лишь

на

основе

очень

глубокого

знания

его

индивидуальности,

на

основе

бережного

и

тактичного

отношения

к

своеобразию

этих

черт.

Достигнуть

желаемого результата педагог сможет лишь в том случае, если сам он не чужд

творчеству, постоянному поиску, созиданию. Необходимо учить детей наблюдать.

Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность -

сплав внимательности и мышления. На всех этапах работы мы должны ясно

осознавать,

что основной ожидаемый нами результат

- развитие творческих

способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков, точнее

говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело ни с одним

результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создает

ребенок

своей

головой

и

руками

поделку,

макет,

проект,

реферат

и

тому

подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном

отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые

знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований,

отличающих истинного творца от простого исполнителя. Таким образом, важно

сказать,

что

развитие

творческих

способностей

и

их

творчество

должно

проходить и в учебной и во внеклассной деятельности, причем деятельность эта

должна

координироваться.

Мы,

взрослые,

должны

быть

для

ребёнка

и

плодородной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим

цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные

каждому ребенку от рождения. Ещё Сократ говорил: «В каждом ребенке есть

солнце, только дайте ему светить». После того, как ребёнок своими руками

начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться

к нашему миру. И любовь и гармония войдут в его жизнь.



В раздел образования