Автор: Юдаева Ольга Николаевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУ СШ № 2
Населённый пункт: г.Енисейск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание школьников на современном этапе
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2» г. ЕНИСЕЙСКА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
8 (39195) 2 – 31 – 66, факс 8 (39195) 2- 33 – 16, Е –mail: school-no2-enis.ucoz
Духовно-нравственное воспитание школьников
на современном этапе
Подготовила: Юдаева Ольга
Николаевна, педагог-
организатор
2017 год
Воспитание ребёнка только тогда
будет
эффективным
и
полным,
когда
будет
основываться
на
в о з в ы ш е н и и
д у х о в н о г о
и
нравственного.
Шалва Амонашвили
Темпы и характер развития общества, вызовы, которые диктует нам
сегодняшний мир, и как мы реагируем на них, непосредственно зависят
от гражданской
позиции
человека,
его
мотивационно-потребностной
сферы,
жизненных
приоритетов,
нравственных
убеждений,
моральных
норм
и духовных
ценностей.
Воспитание
человека,
укрепление
его
интереса
к жизни,
любви
к своей
стране,
потребности
творить
и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Россия
представляет
собой
единое
государство,
единый
народ,
скрепленный
общими
ценностями,
духовными
смыслами,
общностью
исторической судьбы.
Обеспечение духовно-нравственного развития личности россиянина —
ключевая
задача
современной
государственной
политики,
направленной
на модернизацию
страны.
Законопослушание,
правопорядок,
доверие,
развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных
отношений
непосредственно
зависят
от принятия
гражданином
России
национальных
и общечеловеческих
ценностей
и следования
им в жизни
и общественной деятельности. Духовно-нравственное развитие гражданина
есть развитие России, осуществление процесса модернизации страны в его
конкретно-человеческом, социально-личностном выражении.
Преумножение российского народа в численности, повышение качества
его жизни и труда, укрепление духовности и нравственности, гражданской
солидарности
и государственности,
развитие
культуры
и творчества —
важнейшая национальная задача.
В соответствии
с ней
определяется
и современный национальный
воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин
России,
принимающий
судьбу
Отечества
как
свою
личную,
осознающей
ответственность
за настоящее
и будущее
своей
страны,
укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Поэтому духовно-нравственное развитие личности гражданина России
является
одним
ключевых
факторов
модернизации
России,
поскольку
создать
современную
инновационную
экономику,
минуя
человека,
состояние и качество его внутренней жизни, невозможно.
Сегодня
необходимо
сосредоточиться
на
том,
чтобы
нравственные
ценности
народа,
отработанные
веками,
всегда
были
значимы
и
первостепенны в обществе.
Само по себе духовно-нравственное развитие личности — сложный,
многоплановый
процесс.
Он неотделим
от жизни
человека
во всей
ее п о л н о т е
и противоречивости,
от семьи,
общества,
культуры,
человечества в целом.
В воспитании россиянина — гражданина и патриота — особое место
занимает школа. Мы знаем, что ценности не появляются ниоткуда, они
формируются
в семье,
неформальных
сообществах,
трудовых
и иных
коллективах,
в сфере
массовой
информации,
искусства,
отдыха
и т.д.
Но наиболее
системно,
последовательно
и глубоко
они
м о г у т
воспитываться всем укладом школьной жизни.
Школьный
возраст
наиболее
восприимчив
для
эмоционально-
ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания,
недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое
и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью.
«Перестройка
потребностей
и побуждений,
переоценка
ценностей, —
утверждал
Л.С.
Выготский, —
есть
основной
момент
при
переходе
от возраста к возрасту» .
Российская
школа
призвана
к воспитанию
личности
свободной,
творческой, инициативной, саморазвивающейся. Наличие такой личности
делает возможными частное и коллективное преуспевание и развитие. При
этом надо помнить, что человек становиться личностью только в обществе.
Именно
в
обществе
формируются
такие
качества
личности,
как
патриотизм,
гражданственность,
служение
Отечеству,
приверженность
традиции.
Цель
современного
образования,
одна
из приоритетных
задач
общества
и государства —
воспитание
ответственного,
инициативного
и компетентного гражданина России.
Духовно-нравственное
развитие
личности
россиянина
в границах
общего
образования
осуществляется
в педагогически
организованном
процессе осознанного принятия школьником ценностей:
семейной жизни;
культурно-регионального сообщества;
культуры своего народа;
российской гражданской нации;
мирового сообщества.
Как уже говорилось ранее, духовно-нравственное развитие личности
начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже
существующий
процесс
воспитания
ребенка,
школа
в духовно-
нравственном
развитии
учащихся
должна
сотрудничать
с семьей.
Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-
семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться
к тому,
чтобы
школа
была
не только
учреждением,
где
учат,
но и «социальной семьей» ребенка. Только объединение семьи и школы
в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления
гражданственности.
Следующая
ступень
развития
гражданина -
осознанное
принятие
школьником традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической,
социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области,
края, когда школьник осознает и наполнит смыслом такие понятия, как
«Родная земля», «Отечество», «Малая Родина».
Более высокая ступень духовно-нравственного развития россиянина —
принятие
культуры
и духовных
традиций
народа
или
народов,
в среде
которых он родился и продолжает жить. Нельзя стать россиянином, не зная
и
не
принимая тех
этнических
традиций,
к которым
человек
может
принадлежать
как
по факту
своего
происхождения,
так
и по факту
начальной социализации в определенной этнокультурной среде.
В Послании
Федеральному
Собранию
Российской
Федерации
5 ноября
2008
г. президент
Д.А.Медведев отметил:
«Основу
нашей
политики
должна
составить
идеология,
в центре
которой —
человек».
Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять человеческое
в человеке, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению,
культурному, социальному и духовному развитию.
Для
этого
школьники
вместе
с педагогами,
родителями
иными
субъектами
духовной,
культурной,
социальной
жизни
обращаются
к содержанию:
общеобразовательных дисциплин;
произведений искусства и кино для детей и юношества;
периодической литературы, СМИ, отражающих современную
жизнь;
традиционных российских религий;
фольклора народов России;
истории своей семьи;
жизненного опыта своих родителей и прародителей;
общественно
полезной
и личностно-значимой
деятельности
в рамках
педагогически
организованных
социальных
и культурных практик;
других источников информации и научного знания.
Базовые ценности не сосредоточены только в содержании отдельного
учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности - они
пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю
многоплановую
деятельность
школьника
как
человека,
личности,
гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу
пространства
духовно-нравственного
развития
личности.
В этом
пространстве
снимаются
барьеры
между
отдельными
учебными
предметами,
между
школой
и семьей,
школой
и обществом,
школой
и жизнью.
В условиях,
когда
го сударство
и обще ство
стоят
п е р ед
необходимостью
модернизировать
страну,
большое
социальное
и политическое
значение
приобретают
солидарная
устремленность
в будущее, нацеленность на достижение качественно нового общественного
состояния,
наполненность
личной
жизни
социальными
смыслами.
Устремленность в будущее не может сопровождаться разрывом с прошлым.
Патриотическая,
творческая,
созидательная
личность
должна
не только
любить
Ро ссию,
но по гражданскому
долгу
и по совести
нести
ответственность
за свое
Отечество
перед
историей,
современниками,
потомками.
Модернизация России не самоцель, а способ сделать жизнь в нашей
стране нравственнее, гуманнее, человечнее, комфортнее. Чтобы придать
модернизации
гуманистическое
и нравственное
измерение,
необходимо
включить
в систему
воспитания
также
традиционные
для
России
религиозные ценности.
Проблема
духовно-нравственного
воспитания
личности
всегда
была
одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое
значение.
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного
убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло,
честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию
ребенка
лишь
при
условии
яркой
наглядности,
очевидности
морального
смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
Поэтому, создавая единую образовательную и воспитательную среду на
уроках и внеурочной деятельности, решая вопросы духовно-нравственного и
патриотического воспитания, мы строим будущее России.
Народная
мудрость
гласит:
«Если
думаешь
о
завтрашнем
дне
–
сей
зерно, если
на
десять
лет
вперед
–
сажай
лес,
если
же
на
сто
лет
-
ВОСПИТЫВАЙ ДЕТЕЙ».
Использованная литература
1.
Концепция
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина
России
/А.Я.
Данилюк,
А.М.
Кондаков,
В.А.
Тишков.-
М.:Просвещение, 2011.
2.Духовно-нравственное
воспитание
школьников
/Игнатьева
Е.Е.-
Ж.
«Воспитание школьников», № 9 -2010.
3.Глинские
чтения.
Духовно-нравственное
воспитание
в
системе
образования российской Федерации /М.: Самшит-издат, 2002.
4. «Д.С. Лихачёв: Служение
Отечеству. Духовные основы нравственного
воспитания» / Петракова Т.И - М.: 1997.
5.Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе:
Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж.
«Воспитание школьников», № 2 -2012.
6. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников.- М. , 2000.