Напоминание

Духовно-нравственное воспитание школьников на современном этапе


Автор: Юдаева Ольга Николаевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУ СШ № 2
Населённый пункт: г.Енисейск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание школьников на современном этапе
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2» г. ЕНИСЕЙСКА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

8 (39195) 2 – 31 – 66, факс 8 (39195) 2- 33 – 16, Е –mail: school-no2-enis.ucoz

Духовно-нравственное воспитание школьников

на современном этапе

Подготовила: Юдаева Ольга

Николаевна, педагог-

организатор

2017 год

Воспитание ребёнка только тогда

будет

эффективным

и

полным,

когда

будет

основываться

на

в о з в ы ш е н и и

д у х о в н о г о

и

нравственного.

Шалва Амонашвили

Темпы и характер развития общества, вызовы, которые диктует нам

сегодняшний мир, и как мы реагируем на них, непосредственно зависят

от гражданской

позиции

человека,

его

мотивационно-потребностной

сферы,

жизненных

приоритетов,

нравственных

убеждений,

моральных

норм

и духовных

ценностей.

Воспитание

человека,

укрепление

его

интереса

к жизни,

любви

к своей

стране,

потребности

творить

и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Россия

представляет

собой

единое

государство,

единый

народ,

скрепленный

общими

ценностями,

духовными

смыслами,

общностью

исторической судьбы.

Обеспечение духовно-нравственного развития личности россиянина —

ключевая

задача

современной

государственной

политики,

направленной

на модернизацию

страны.

Законопослушание,

правопорядок,

доверие,

развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных

отношений

непосредственно

зависят

от принятия

гражданином

России

национальных

и общечеловеческих

ценностей

и следования

им в жизни

и общественной деятельности. Духовно-нравственное развитие гражданина

есть развитие России, осуществление процесса модернизации страны в его

конкретно-человеческом, социально-личностном выражении.

Преумножение российского народа в численности, повышение качества

его жизни и труда, укрепление духовности и нравственности, гражданской

солидарности

и государственности,

развитие

культуры

и творчества —

важнейшая национальная задача.

В соответствии

с ней

определяется

и современный национальный

воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный

гражданин

России,

принимающий

судьбу

Отечества

как

свою

личную,

осознающей

ответственность

за настоящее

и будущее

своей

страны,

укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Поэтому духовно-нравственное развитие личности гражданина России

является

одним

ключевых

факторов

модернизации

России,

поскольку

создать

современную

инновационную

экономику,

минуя

человека,

состояние и качество его внутренней жизни, невозможно.

Сегодня

необходимо

сосредоточиться

на

том,

чтобы

нравственные

ценности

народа,

отработанные

веками,

всегда

были

значимы

и

первостепенны в обществе.

Само по себе духовно-нравственное развитие личности — сложный,

многоплановый

процесс.

Он неотделим

от жизни

человека

во всей

ее п о л н о т е

и противоречивости,

от семьи,

общества,

культуры,

человечества в целом.

В воспитании россиянина — гражданина и патриота — особое место

занимает школа. Мы знаем, что ценности не появляются ниоткуда, они

формируются

в семье,

неформальных

сообществах,

трудовых

и иных

коллективах,

в сфере

массовой

информации,

искусства,

отдыха

и т.д.

Но наиболее

системно,

последовательно

и глубоко

они

м о г у т

воспитываться всем укладом школьной жизни.

Школьный

возраст

наиболее

восприимчив

для

эмоционально-

ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания,

недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое

и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью.

«Перестройка

потребностей

и побуждений,

переоценка

ценностей, —

утверждал

Л.С.

Выготский, —

есть

основной

момент

при

переходе

от возраста к возрасту» .

Российская

школа

призвана

к воспитанию

личности

свободной,

творческой, инициативной, саморазвивающейся. Наличие такой личности

делает возможными частное и коллективное преуспевание и развитие. При

этом надо помнить, что человек становиться личностью только в обществе.

Именно

в

обществе

формируются

такие

качества

личности,

как

патриотизм,

гражданственность,

служение

Отечеству,

приверженность

традиции.

Цель

современного

образования,

одна

из приоритетных

задач

общества

и государства —

воспитание

ответственного,

инициативного

и компетентного гражданина России.

Духовно-нравственное

развитие

личности

россиянина

в границах

общего

образования

осуществляется

в педагогически

организованном

процессе осознанного принятия школьником ценностей:

семейной жизни;

культурно-регионального сообщества;

культуры своего народа;

российской гражданской нации;

мирового сообщества.

Как уже говорилось ранее, духовно-нравственное развитие личности

начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже

существующий

процесс

воспитания

ребенка,

школа

в духовно-

нравственном

развитии

учащихся

должна

сотрудничать

с семьей.

Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-

семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться

к тому,

чтобы

школа

была

не только

учреждением,

где

учат,

но и «социальной семьей» ребенка. Только объединение семьи и школы

в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления

гражданственности.

Следующая

ступень

развития

гражданина -

осознанное

принятие

школьником традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической,

социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области,

края, когда школьник осознает и наполнит смыслом такие понятия, как

«Родная земля», «Отечество», «Малая Родина».

Более высокая ступень духовно-нравственного развития россиянина —

принятие

культуры

и духовных

традиций

народа

или

народов,

в среде

которых он родился и продолжает жить. Нельзя стать россиянином, не зная

и

не

принимая тех

этнических

традиций,

к которым

человек

может

принадлежать

как

по факту

своего

происхождения,

так

и по факту

начальной социализации в определенной этнокультурной среде.

В Послании

Федеральному

Собранию

Российской

Федерации

5 ноября

2008

г. президент

Д.А.Медведев отметил:

«Основу

нашей

политики

должна

составить

идеология,

в центре

которой —

человек».

Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять человеческое

в человеке, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению,

культурному, социальному и духовному развитию.

Для

этого

школьники

вместе

с педагогами,

родителями

иными

субъектами

духовной,

культурной,

социальной

жизни

обращаются

к содержанию:

общеобразовательных дисциплин;

произведений искусства и кино для детей и юношества;

периодической литературы, СМИ, отражающих современную

жизнь;

традиционных российских религий;

фольклора народов России;

истории своей семьи;

жизненного опыта своих родителей и прародителей;

общественно

полезной

и личностно-значимой

деятельности

в рамках

педагогически

организованных

социальных

и культурных практик;

других источников информации и научного знания.

Базовые ценности не сосредоточены только в содержании отдельного

учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности - они

пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю

многоплановую

деятельность

школьника

как

человека,

личности,

гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу

пространства

духовно-нравственного

развития

личности.

В этом

пространстве

снимаются

барьеры

между

отдельными

учебными

предметами,

между

школой

и семьей,

школой

и обществом,

школой

и жизнью.

В условиях,

когда

го сударство

и обще ство

стоят

п е р ед

необходимостью

модернизировать

страну,

большое

социальное

и политическое

значение

приобретают

солидарная

устремленность

в будущее, нацеленность на достижение качественно нового общественного

состояния,

наполненность

личной

жизни

социальными

смыслами.

Устремленность в будущее не может сопровождаться разрывом с прошлым.

Патриотическая,

творческая,

созидательная

личность

должна

не только

любить

Ро ссию,

но по гражданскому

долгу

и по совести

нести

ответственность

за свое

Отечество

перед

историей,

современниками,

потомками.

Модернизация России не самоцель, а способ сделать жизнь в нашей

стране нравственнее, гуманнее, человечнее, комфортнее. Чтобы придать

модернизации

гуманистическое

и нравственное

измерение,

необходимо

включить

в систему

воспитания

также

традиционные

для

России

религиозные ценности.

Проблема

духовно-нравственного

воспитания

личности

всегда

была

одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое

значение.

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного

убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло,

честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию

ребенка

лишь

при

условии

яркой

наглядности,

очевидности

морального

смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Поэтому, создавая единую образовательную и воспитательную среду на

уроках и внеурочной деятельности, решая вопросы духовно-нравственного и

патриотического воспитания, мы строим будущее России.

Народная

мудрость

гласит:

«Если

думаешь

о

завтрашнем

дне

сей

зерно, если

на

десять

лет

вперед

сажай

лес,

если

же

на

сто

лет

-

ВОСПИТЫВАЙ ДЕТЕЙ».

Использованная литература

1.

Концепция

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина

России

/А.Я.

Данилюк,

А.М.

Кондаков,

В.А.

Тишков.-

М.:Просвещение, 2011.

2.Духовно-нравственное

воспитание

школьников

/Игнатьева

Е.Е.-

Ж.

«Воспитание школьников», № 9 -2010.

3.Глинские

чтения.

Духовно-нравственное

воспитание

в

системе

образования российской Федерации /М.: Самшит-издат, 2002.

4. «Д.С. Лихачёв: Служение

Отечеству. Духовные основы нравственного

воспитания» / Петракова Т.И - М.: 1997.

5.Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе:

Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж.

«Воспитание школьников», № 2 -2012.

6. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников.- М. , 2000.



В раздел образования