Напоминание

"Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных способностей у старших дошкольников средствами дидактической игры с использованием ИКТ."


Авторы: Алаева Светлана Борисовна, Холодова Татьяна Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: НГК
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: конспект
Тема: "Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных способностей у старших дошкольников средствами дидактической игры с использованием ИКТ."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных способностей

у старших дошкольников средствами дидактической игры с использованием ИКТ.

Холодова Татьяна Александровна-студентка заочного отделения НГК.

Руководитель опытно- экспериментальной работой- Алаева С.Б. преподаватель высшей

категории, почётный работник среднего профессионального образования.

Работу

мы

начали

с

констатирующего

эксперимента

по

выявлению

познавательных

способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Мы

использовали

3

методики

для

выявления

уровня

развития

познавательных

способностей.

Высокий

Средний

Низкий

0%

5%

10%

15%

20%

25%

30%

35%

40%

45%

Констатирующий экспериментальная группа диагностика № 1

Констатирующий

Результаты позволяют сделать выводы:

- высокий уровень показали 4 ребенка(33%)

- средний уровень - 5 детей(42%)

- низкий уровень - 3 ребенка.(25%)

Для детей седьмого года жизни это не очень хорошие результаты, учитывая, что до

поступления в школу им остался год.

Высокий

Средний

Низкий

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

Констатирующий контрольная группа диагностика№1

Констатирующий

Данные позволяют сделать следующие выводы:

высокий уровень имеют 1 ребенок(8%)

средний уровень - 8 детей (67%)

низкий уровень - 3 детей ( 25%)

Также как и у детей экспериментальной группы, в среднем, уровень познавательного

развития довольно низкий.

Высокий

Средний

Низкий

0%

5%

10%

15%

20%

25%

30%

35%

40%

45%

50%

Контатирующий эксперемент

эксперементальная группа

диагностика№2

Данные диагностики позволяют сделать следующие выводы

высокий уровень имеют- 2 ребенка (17%)

средний – 4 ребенка (33%)

низкий – 6 детей (50%)

Высокий

Средний

Низкий

0%

10%

20%

30%

40%

50%

Констатирующий эксперемент контрольная группа диагностика №2

Констатирующий экспере-

мент контрольная группа

диагностика №2

Данные диагностики позволяют сделать следующие выводы

высокий уровень имеют- 2 ребенка (16%)

средний – 5(42%)

низкий – 5 (42%)

Высокий

Средний

Низкий

0%

10%

20%

30%

40%

50%

Констатирующий эксперемент эксперементальная группа диагностика№3

Констатирующий экс-

перемент эксперемен-

тальная группа диагно-

стика№3

Данные диагностики позволяют сделать следующие выводы

высокий уровень имеют- 2 ребенка(16%)

средний – 5(42%)

низкий – 5(42%)

Высокий

Средний

Низкий

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

Констатирующий эксперемент контрольная группа диагностика №3

Констатирующий экспере-

мент контрольная группа

диагностика №3

Данные диагностики позволяют сделать следующие выводы

высокий уровень имеют- 1ребенок (8%)

средний – 7детей (58%)

низкий – 4ребенка (34%)

Описание системы работы по формированию познавательных способностей у детей

старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр с ИКТ.

(Формирующий эксперимент).

Задача формирующего эксперимента: сформировать познавательные способности у детей

старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр с использованием ИКТ.

Методика проведения формирующего обучения представляла собой непрерывный и

последовательный

цикл

освоения

электронных

-дидактических

игр

в

течение

определенного периода.

Непрерывность

цикла

заключалась

в

том,

что

после

освоения

электронной

-

дидактической

игры

на

занятиях

они

переносились

в

самостоятельную

игровую

деятельность, и одновременно на занятии происходило знакомство детей со следующей

интерактивной - дидактической игрой.

Планирование дидактических игр с ИКТ в старшей группе.

Месяц

Тема

Познавательное развитие

Октябрь

«Техника»

Игра: «Умные машины»

Октябрь

Игра: «В поисках кристаллов

мудрости»

Ноябрь

«Времена года»

Игра: «Когда это бывает?»

Ноябрь

«Растения»

Игра: «Что, где растет?»

Декабрь

«Профессии»

Игра: «Кому что надо?»

Декабрь

«Сказки»

Игра: «Сказка за сказкой»

Январь

«Человек»

(части тела)

Игра: «Мы такие разные»

Февраль

«Отечественные

и

народные праздники»

Игра: «Четвертый лишний»

Март

«Животные»

(домашние, дикие)

Игра: «Помоги животным найти свой

дом»

Апрель

«Школа»

Игра: «Собери портфель».

Апрель

«Одежда, обувь,

головные уборы»»

Игра: «Помоги Незнайке»

Начиная с внесения в октябре одной интерактивной - дидактической игры, в апреле

в

пользовании детей были 11 игр. На протяжении формирующего эксперимента мы

создавали такую атмосферу эмоциональной непринужденности и комфорта, содружества,

сотворчества взрослого и детей, которое способствовало формированию познавательных

способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Оценка эффективности методики специальной работы по развитию познавательных

способностей

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

через

использование

дидактических игр с ИКТ. Контрольный эксперимент.

Для

контрольного

определения

уровня

познавательных

способностей

дошкольников нами вновь были использованы 3 методики диагностики.

Высокий

Средний

Низкий

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

Констатирующий экс-

перемент эксперемен-

тальная группа

Контрольный эксперемент

эксперементальнаягруппа

Констатирующийэксперемент

контрольная группа

Контрольный эксперемент

котрольная группа

Сравнительный

анализ

уровня

развития

познавательных

способностей

в

экспериментальной и контрольной группах после формирующего эксперимента.

Целью

контрольного

этапа

нашей

работы

являлось

выявление

эффективности

составленной нами системы работы по развитию познавательных способностей детей

старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр с использованием ИКТ.

Использование

электронных

дидактических

игр

в

ДОУ

позволило

активизировать

познавательную деятельность воспитанников, реализовало творческий потенциал ребенка,

сопутствовало формированию духовного мира, повышению на

более высокий уровень

интереса детей к получению знаний. Благодаря элекронно - дидактическим играм, дети,

которые

обычно

не

отличались

высокой

активностью

на

занятиях,

стали

активно

высказывать

свое

мнение,

рассуждать.

В

процессе

электронно-дидактической

игры

разнообразные

умственные

процессы

активизируются

и

принимают

произвольный

характер,

а

также

дидактическая

игра

помогает

закрепить

полученные

знания

при

обучении.

СПИСОК

ИСТОЧНИКОВ

1.

Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-

дошкольников в условиях дидактической игры. М., 2014.

2.

Зак З.А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей. М., 2011.

3.

Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия,

2014.

4.

Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и

интеллекта. Донецк, 2014.

5.

Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. - М.: Наука. -

2011. - 190 с.

6.

Дошкольник и компьютер/под ред. Л. А.Леоновой - М., 2014.

7.

Информационные технологии в образовании/под ред. И. Г. Захаровой-М., Академия, 2013.



В раздел образования