Авторы: Алаева Светлана Борисовна, Холодова Татьяна Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: НГК
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: конспект
Тема: "Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных способностей у старших дошкольников средствами дидактической игры с использованием ИКТ."
Раздел: дошкольное образование
Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных способностей
у старших дошкольников средствами дидактической игры с использованием ИКТ.
Холодова Татьяна Александровна-студентка заочного отделения НГК.
Руководитель опытно- экспериментальной работой- Алаева С.Б. преподаватель высшей
категории, почётный работник среднего профессионального образования.
Работу
мы
начали
с
констатирующего
эксперимента
по
выявлению
познавательных
способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Мы
использовали
3
методики
для
выявления
уровня
развития
познавательных
способностей.
Высокий
Средний
Низкий
0%
5%
10%
15%
20%
25%
30%
35%
40%
45%
Констатирующий экспериментальная группа диагностика № 1
Констатирующий
Результаты позволяют сделать выводы:
- высокий уровень показали 4 ребенка(33%)
- средний уровень - 5 детей(42%)
- низкий уровень - 3 ребенка.(25%)
Для детей седьмого года жизни это не очень хорошие результаты, учитывая, что до
поступления в школу им остался год.
Высокий
Средний
Низкий
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
Констатирующий контрольная группа диагностика№1
Констатирующий
Данные позволяют сделать следующие выводы:
высокий уровень имеют 1 ребенок(8%)
средний уровень - 8 детей (67%)
низкий уровень - 3 детей ( 25%)
Также как и у детей экспериментальной группы, в среднем, уровень познавательного
развития довольно низкий.
Высокий
Средний
Низкий
0%
5%
10%
15%
20%
25%
30%
35%
40%
45%
50%
Контатирующий эксперемент
эксперементальная группа
диагностика№2
Данные диагностики позволяют сделать следующие выводы
высокий уровень имеют- 2 ребенка (17%)
средний – 4 ребенка (33%)
низкий – 6 детей (50%)
Высокий
Средний
Низкий
0%
10%
20%
30%
40%
50%
Констатирующий эксперемент контрольная группа диагностика №2
Констатирующий экспере-
мент контрольная группа
диагностика №2
Данные диагностики позволяют сделать следующие выводы
высокий уровень имеют- 2 ребенка (16%)
средний – 5(42%)
низкий – 5 (42%)
Высокий
Средний
Низкий
0%
10%
20%
30%
40%
50%
Констатирующий эксперемент эксперементальная группа диагностика№3
Констатирующий экс-
перемент эксперемен-
тальная группа диагно-
стика№3
Данные диагностики позволяют сделать следующие выводы
высокий уровень имеют- 2 ребенка(16%)
средний – 5(42%)
низкий – 5(42%)
Высокий
Средний
Низкий
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
Констатирующий эксперемент контрольная группа диагностика №3
Констатирующий экспере-
мент контрольная группа
диагностика №3
Данные диагностики позволяют сделать следующие выводы
высокий уровень имеют- 1ребенок (8%)
средний – 7детей (58%)
низкий – 4ребенка (34%)
Описание системы работы по формированию познавательных способностей у детей
старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр с ИКТ.
(Формирующий эксперимент).
Задача формирующего эксперимента: сформировать познавательные способности у детей
старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр с использованием ИКТ.
Методика проведения формирующего обучения представляла собой непрерывный и
последовательный
цикл
освоения
электронных
-дидактических
игр
в
течение
определенного периода.
Непрерывность
цикла
заключалась
в
том,
что
после
освоения
электронной
-
дидактической
игры
на
занятиях
они
переносились
в
самостоятельную
игровую
деятельность, и одновременно на занятии происходило знакомство детей со следующей
интерактивной - дидактической игрой.
Планирование дидактических игр с ИКТ в старшей группе.
Месяц
Тема
Познавательное развитие
Октябрь
«Техника»
Игра: «Умные машины»
Октябрь
Игра: «В поисках кристаллов
мудрости»
Ноябрь
«Времена года»
Игра: «Когда это бывает?»
Ноябрь
«Растения»
Игра: «Что, где растет?»
Декабрь
«Профессии»
Игра: «Кому что надо?»
Декабрь
«Сказки»
Игра: «Сказка за сказкой»
Январь
«Человек»
(части тела)
Игра: «Мы такие разные»
Февраль
«Отечественные
и
народные праздники»
Игра: «Четвертый лишний»
Март
«Животные»
(домашние, дикие)
Игра: «Помоги животным найти свой
дом»
Апрель
«Школа»
Игра: «Собери портфель».
Апрель
«Одежда, обувь,
головные уборы»»
Игра: «Помоги Незнайке»
Начиная с внесения в октябре одной интерактивной - дидактической игры, в апреле
в
пользовании детей были 11 игр. На протяжении формирующего эксперимента мы
создавали такую атмосферу эмоциональной непринужденности и комфорта, содружества,
сотворчества взрослого и детей, которое способствовало формированию познавательных
способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Оценка эффективности методики специальной работы по развитию познавательных
способностей
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
через
использование
дидактических игр с ИКТ. Контрольный эксперимент.
Для
контрольного
определения
уровня
познавательных
способностей
дошкольников нами вновь были использованы 3 методики диагностики.
Высокий
Средний
Низкий
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
Констатирующий экс-
перемент эксперемен-
тальная группа
Контрольный эксперемент
эксперементальнаягруппа
Констатирующийэксперемент
контрольная группа
Контрольный эксперемент
котрольная группа
Сравнительный
анализ
уровня
развития
познавательных
способностей
в
экспериментальной и контрольной группах после формирующего эксперимента.
Целью
контрольного
этапа
нашей
работы
являлось
выявление
эффективности
составленной нами системы работы по развитию познавательных способностей детей
старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр с использованием ИКТ.
Использование
электронных
дидактических
игр
в
ДОУ
позволило
активизировать
познавательную деятельность воспитанников, реализовало творческий потенциал ребенка,
сопутствовало формированию духовного мира, повышению на
более высокий уровень
интереса детей к получению знаний. Благодаря элекронно - дидактическим играм, дети,
которые
обычно
не
отличались
высокой
активностью
на
занятиях,
стали
активно
высказывать
свое
мнение,
рассуждать.
В
процессе
электронно-дидактической
игры
разнообразные
умственные
процессы
активизируются
и
принимают
произвольный
характер,
а
также
дидактическая
игра
помогает
закрепить
полученные
знания
при
обучении.
СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ
1.
Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-
дошкольников в условиях дидактической игры. М., 2014.
2.
Зак З.А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей. М., 2011.
3.
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия,
2014.
4.
Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и
интеллекта. Донецк, 2014.
5.
Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. - М.: Наука. -
2011. - 190 с.
6.
Дошкольник и компьютер/под ред. Л. А.Леоновой - М., 2014.
7.
Информационные технологии в образовании/под ред. И. Г. Захаровой-М., Академия, 2013.