Автор: Иванкова Мария Эдуардовна
Должность: студентка магистратуры 2 года обучения
Учебное заведение: БФУ им. И. Канта
Населённый пункт: город Калининград, Калининградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Иппотерапия как средство развития двигательных навыков у дошкольников со значительным снижением интеллекта"
Раздел: дошкольное образование
Иппотерапия как средство развития двигательных навыков у дошкольников со
значительным снижением интеллекта.
Иванкова Мария Эдуардовна
студентка магистратуры 2 года обучения
направления подготовки «Психолого-педагогическое образование»
программа «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования»
Аннотация: в статье анализируется возможности применения иппотерапии для
развития физического здоровья детей с умственными отклонениями.
Ключевые слова: иппотерапия, дошкольник.
Введение.
Иппотерапия
–
метод
психотерапевтического
лечения
при
помощи
лошади, в медицине иппотерапию часто называют лечебной верховой ездой (ЛВЕ). В
России она является официально признанным методом лечения, хотя во многих других
странах (например, страны СНГ) относят иппотерапию к альтернативной медицине.
В первую очередь, иппотерапия является эффективным способом физического и
психического
развития
детей
с
ДЦП.
Вместе
с
тем,
иппотерапия
может
оказать
благотворное воздействие и на детей с другими отклонениями, в частности, с умственной
отсталостью.
Какими должны быть занятия по иппотерапии для умственно отсталых детей?
Существуют ли особенности проведения иппотерапевтических занятий, в отличие от
занятий,
например,
с
детьми
с
ДЦП?
Ответы
на
эти
вопросы
имеют
практическую
значимость и, к сожалению, не нашли своего отражения в литературе.
Таким образом, определяется научное противоречие между наличием эффективного
средства развития двигательных навыков, каковым является иппотерапия, и отсутствием
методики
ее
использования,
направленной
на
развитие
двигательно-координационных
способностей дошкольников со значительным снижением интеллекта.
Мы выдвинули гипотеза, уровень развития двигательных навыков у дошкольников
со значительным снижением интеллекта повышается посредством иппотерапевтических
занятий.
Иппотерапия, как метод лечения. На протяжении многих веков лошадь была
преданным другом человека, его незаменимым и верным помощником. Её положительное
влияние на здоровье больных было отмечено еще Гиппократом.
Как метод реабилитации, иппотерапия была официально признана в Европе только
в
середине
20
века.
Этому
способствовала
история
Лиз
Хартел,
которая
победила
полиомиелит с помощью занятий верховой ездой. Она не просто вставала на ноги после
многих лет жизни в инвалидной коляске, но она также профессионально занималась
конным спортом и даже завоевала медаль на Олимпийских играх. В России иппотерапия
начала свое развитие как психотерапевтический метод только в 1991 году.
До
сих
пор
нет
единой
систематической
программы
для
иппотерапии.
Успех
лечения во многом зависит от опыта врача и опыта инструктора.
Иппотерапия
делает
упор
на
лечебно-профилактический
характер
влияния
верховой
езды.
Воздействие
на
организм
человека
осуществляется
через
нервно-
гуморальный механизм и, подчиняется законам адаптации к физическим нагрузкам и
формирования
двигательных
навыков.
Под
влиянием
лечебно-профилактического
воздействия
физических
упражнений
в
организме
происходит
активная
перестройка
функций.
Наиболее распространенные показания к применению иппотерапии:
- детский церебральный паралич;
- задержки психического развития;
- расстройства аутистического спектра;
- синдром дефицита внимания и гиперактивности;
- нарушение осанки, сколиоз;
- тревожные состояния, синдром хронической усталости.
Эффективность иппотерапии для детей:
- устранение последствий вынужденной гиподинамии;
- тренировка практически всех мышц тела;
- восстановление утраченных двигательных и других функций;
- нормализация работы разных систем организма;
- социальная адаптация (развитие познавательных и трудовых навыков);
- улучшение эмоционально-психологического состояния.
При
организации
иппотерапевтических
занятий
используются
следующие
упражнения:
- упражнения вдоль и поперек лошади в положении как на спине, так и на животе;
- движения в различных суставах верхних и нижних конечностей;
- наклоны и повороты туловища;
- дыхательные упражнения;
- пересадка назад и вперед, езда боком;
- упражнения с закрытыми глазами;
- вольтижировка (гимнастические и акробатические упражнения);
- верховая езда с использованием средств управления лошадью;
- пошаговое освоение элементов манежа;
- задачи обучения легким моторным навыкам: элементы мобильных
игр - бросок в
кольцо, бросание мяча с точностью.
Практическое применение. Был проведен эксперимент в городе Калининграде в
2016-2017 гг. на базе иппоцентра «АНО Центр иппотерапии и лечебной верховой езды
«Иппония»» по адресу поселок Прохоровка, ул. Сиреневая, д. 6.
Для проведения исследования мы взяли детей из реабилитационного центра для
детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Особый ребёнок». Нами
было
сформировано
две
группы
детей
в
возрасте
от
5
до
7
лет
со
значительным
снижением интеллекта. В каждой группе по 10 человек – 6 мальчиков и 4 девочки.
Дети из экспериментальной группы посещали занятия иппотерапией два раза в
неделю. Одно занятие длилось 30 минут.
Исследование проводилось в течение года и осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап - изучение общего состояния проблемы; диагностика двигательного
развития
у
обеих
групп
детей;
коррекционно-педагогическая
работа
с
детьми
экспериментальной группы, имеющими нарушения в развитии, средствами иппотерапии.
Второй
этап
-
теоретическое
обоснование
методики
экспериментального
исследования; проведение констатирующего эксперимента.
Третий этап - анализ и обобщение опыта иппотерапевтической работы с детьми
экспериментальной группы.
Четвертый этап - контрольное изучение двигательного развития детей обеих групп,
сравнение и оценка результатов экспериментальной работы, формулировка выводов и
практических рекомендаций.
Пятый этап – разработка методических рекомендаций для занятий иппотерапией на
основе результатов проведенного исследования.
По
результатам
исследования,
было
проведено,
мы
увидели,
что
у
экспериментальной группы показатели намного выше чем у контрольной, что говорит об
эффективности иппотерапевтических занятий.
Также у экспериментальной группы уровень развития моторики, а именно развитие
графических навыков и полнота объема движений пальцев рук поднялся от низкого и
среднего
до
высокого.
У
контрольной
группы,
в
большинстве
случаев,
он
остался
неизменным.
В целом, полученные результаты исследования позволяют утверждать, что занятия
иппотерапией повышают уровень развития двигательных навыков у дошкольников со
значительным снижением интеллекта.
Заключение.
На
основании
изучения
научно-методической
литературы
и
проведённого сравнительного анализа развития двигательных навыков, развития моторики
и оценке общей реакции организма на физические нагрузки среди дошкольников со
значительным снижением интеллекта, была разработана методика развития двигательно-
координационных
способностей
детей
со
значительным
снижением
интеллекта
посредством
иппотерапии
и
доказана
ее
эффективность
в
условиях
педагогического
эксперимента.
Из вышесказанного следует, что гипотеза, выдвинутая нами в исследовании, была
подтверждена результатами педагогического эксперимента.
Намечены перспективы дальнейших исследований, предусматривающие введение
разработанной методики занятий иппотерапией в физическое воспитание детей различных
групп здоровья.
Список литературы:
1.
Александрова Н.А. Некоторые результаты клинического изучения детей с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Дефектология. - 2002. - № 6.
2.
Бальсевич,
В.К.
Физическая
культура
для
всех
и
для
каждого
/
В.К.
Бальсевич. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 208 с.
3.
Верховая езда в лечении некоторых форм ДЦП / Ц.Ш. Чхиквишвили [и др.] //
Материалы II съезда по ЛФК и СМ. – Тбилиси, 2006. – С. 46-48.
4.
Декавель, И. Теоретические основы применения адаптивной верховой езды /
И. Декавель // Адаптивная (реабилитационная) верховая езда: учеб. пособие ун-та Paris-
Nord. – М.: Московский конноспортивный клуб инвалидов, 2003. – С. 10-21.
5.
Иппотерапия в лечении детей-инвалидов [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: dislifeflow/theme/195
6.
Иппотерапия: инвалидный конный спорт, опыт и перспективы: материалы II
межрегион. конф., Санкт-Петербург, 2 мая 2009 г. / под ред. А.И. Денисенков [и др.] /
Национальная Федерация лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта. – СПб.,
2010. – 106 с.
7.
Роберт, Н.С. Конный спорт для людей с ограниченными возможностями
[ Э л е к т р о н н ы й
р е с у р с ]
/
Н . С .
Р о б е р т .
–
Р е ж и м
д о с т у п а :
12k.name/hippotherapy/ru/robert.htm