Напоминание

"Иппотерапия как средство развития двигательных навыков у дошкольников со значительным снижением интеллекта"


Автор: Иванкова Мария Эдуардовна
Должность: студентка магистратуры 2 года обучения
Учебное заведение: БФУ им. И. Канта
Населённый пункт: город Калининград, Калининградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Иппотерапия как средство развития двигательных навыков у дошкольников со значительным снижением интеллекта"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Иппотерапия как средство развития двигательных навыков у дошкольников со

значительным снижением интеллекта.

Иванкова Мария Эдуардовна

студентка магистратуры 2 года обучения

направления подготовки «Психолого-педагогическое образование»

программа «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования»

Аннотация: в статье анализируется возможности применения иппотерапии для

развития физического здоровья детей с умственными отклонениями.

Ключевые слова: иппотерапия, дошкольник.

Введение.

Иппотерапия

метод

психотерапевтического

лечения

при

помощи

лошади, в медицине иппотерапию часто называют лечебной верховой ездой (ЛВЕ). В

России она является официально признанным методом лечения, хотя во многих других

странах (например, страны СНГ) относят иппотерапию к альтернативной медицине.

В первую очередь, иппотерапия является эффективным способом физического и

психического

развития

детей

с

ДЦП.

Вместе

с

тем,

иппотерапия

может

оказать

благотворное воздействие и на детей с другими отклонениями, в частности, с умственной

отсталостью.

Какими должны быть занятия по иппотерапии для умственно отсталых детей?

Существуют ли особенности проведения иппотерапевтических занятий, в отличие от

занятий,

например,

с

детьми

с

ДЦП?

Ответы

на

эти

вопросы

имеют

практическую

значимость и, к сожалению, не нашли своего отражения в литературе.

Таким образом, определяется научное противоречие между наличием эффективного

средства развития двигательных навыков, каковым является иппотерапия, и отсутствием

методики

ее

использования,

направленной

на

развитие

двигательно-координационных

способностей дошкольников со значительным снижением интеллекта.

Мы выдвинули гипотеза, уровень развития двигательных навыков у дошкольников

со значительным снижением интеллекта повышается посредством иппотерапевтических

занятий.

Иппотерапия, как метод лечения. На протяжении многих веков лошадь была

преданным другом человека, его незаменимым и верным помощником. Её положительное

влияние на здоровье больных было отмечено еще Гиппократом.

Как метод реабилитации, иппотерапия была официально признана в Европе только

в

середине

20

века.

Этому

способствовала

история

Лиз

Хартел,

которая

победила

полиомиелит с помощью занятий верховой ездой. Она не просто вставала на ноги после

многих лет жизни в инвалидной коляске, но она также профессионально занималась

конным спортом и даже завоевала медаль на Олимпийских играх. В России иппотерапия

начала свое развитие как психотерапевтический метод только в 1991 году.

До

сих

пор

нет

единой

систематической

программы

для

иппотерапии.

Успех

лечения во многом зависит от опыта врача и опыта инструктора.

Иппотерапия

делает

упор

на

лечебно-профилактический

характер

влияния

верховой

езды.

Воздействие

на

организм

человека

осуществляется

через

нервно-

гуморальный механизм и, подчиняется законам адаптации к физическим нагрузкам и

формирования

двигательных

навыков.

Под

влиянием

лечебно-профилактического

воздействия

физических

упражнений

в

организме

происходит

активная

перестройка

функций.

Наиболее распространенные показания к применению иппотерапии:

- детский церебральный паралич;

- задержки психического развития;

- расстройства аутистического спектра;

- синдром дефицита внимания и гиперактивности;

- нарушение осанки, сколиоз;

- тревожные состояния, синдром хронической усталости.

Эффективность иппотерапии для детей:

- устранение последствий вынужденной гиподинамии;

- тренировка практически всех мышц тела;

- восстановление утраченных двигательных и других функций;

- нормализация работы разных систем организма;

- социальная адаптация (развитие познавательных и трудовых навыков);

- улучшение эмоционально-психологического состояния.

При

организации

иппотерапевтических

занятий

используются

следующие

упражнения:

- упражнения вдоль и поперек лошади в положении как на спине, так и на животе;

- движения в различных суставах верхних и нижних конечностей;

- наклоны и повороты туловища;

- дыхательные упражнения;

- пересадка назад и вперед, езда боком;

- упражнения с закрытыми глазами;

- вольтижировка (гимнастические и акробатические упражнения);

- верховая езда с использованием средств управления лошадью;

- пошаговое освоение элементов манежа;

- задачи обучения легким моторным навыкам: элементы мобильных

игр - бросок в

кольцо, бросание мяча с точностью.

Практическое применение. Был проведен эксперимент в городе Калининграде в

2016-2017 гг. на базе иппоцентра «АНО Центр иппотерапии и лечебной верховой езды

«Иппония»» по адресу поселок Прохоровка, ул. Сиреневая, д. 6.

Для проведения исследования мы взяли детей из реабилитационного центра для

детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Особый ребёнок». Нами

было

сформировано

две

группы

детей

в

возрасте

от

5

до

7

лет

со

значительным

снижением интеллекта. В каждой группе по 10 человек – 6 мальчиков и 4 девочки.

Дети из экспериментальной группы посещали занятия иппотерапией два раза в

неделю. Одно занятие длилось 30 минут.

Исследование проводилось в течение года и осуществлялось в несколько этапов:

Первый этап - изучение общего состояния проблемы; диагностика двигательного

развития

у

обеих

групп

детей;

коррекционно-педагогическая

работа

с

детьми

экспериментальной группы, имеющими нарушения в развитии, средствами иппотерапии.

Второй

этап

-

теоретическое

обоснование

методики

экспериментального

исследования; проведение констатирующего эксперимента.

Третий этап - анализ и обобщение опыта иппотерапевтической работы с детьми

экспериментальной группы.

Четвертый этап - контрольное изучение двигательного развития детей обеих групп,

сравнение и оценка результатов экспериментальной работы, формулировка выводов и

практических рекомендаций.

Пятый этап – разработка методических рекомендаций для занятий иппотерапией на

основе результатов проведенного исследования.

По

результатам

исследования,

было

проведено,

мы

увидели,

что

у

экспериментальной группы показатели намного выше чем у контрольной, что говорит об

эффективности иппотерапевтических занятий.

Также у экспериментальной группы уровень развития моторики, а именно развитие

графических навыков и полнота объема движений пальцев рук поднялся от низкого и

среднего

до

высокого.

У

контрольной

группы,

в

большинстве

случаев,

он

остался

неизменным.

В целом, полученные результаты исследования позволяют утверждать, что занятия

иппотерапией повышают уровень развития двигательных навыков у дошкольников со

значительным снижением интеллекта.

Заключение.

На

основании

изучения

научно-методической

литературы

и

проведённого сравнительного анализа развития двигательных навыков, развития моторики

и оценке общей реакции организма на физические нагрузки среди дошкольников со

значительным снижением интеллекта, была разработана методика развития двигательно-

координационных

способностей

детей

со

значительным

снижением

интеллекта

посредством

иппотерапии

и

доказана

ее

эффективность

в

условиях

педагогического

эксперимента.

Из вышесказанного следует, что гипотеза, выдвинутая нами в исследовании, была

подтверждена результатами педагогического эксперимента.

Намечены перспективы дальнейших исследований, предусматривающие введение

разработанной методики занятий иппотерапией в физическое воспитание детей различных

групп здоровья.

Список литературы:

1.

Александрова Н.А. Некоторые результаты клинического изучения детей с

умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Дефектология. - 2002. - № 6.

2.

Бальсевич,

В.К.

Физическая

культура

для

всех

и

для

каждого

/

В.К.

Бальсевич. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 208 с.

3.

Верховая езда в лечении некоторых форм ДЦП / Ц.Ш. Чхиквишвили [и др.] //

Материалы II съезда по ЛФК и СМ. – Тбилиси, 2006. – С. 46-48.

4.

Декавель, И. Теоретические основы применения адаптивной верховой езды /

И. Декавель // Адаптивная (реабилитационная) верховая езда: учеб. пособие ун-та Paris-

Nord. – М.: Московский конноспортивный клуб инвалидов, 2003. – С. 10-21.

5.

Иппотерапия в лечении детей-инвалидов [Электронный ресурс]. – Режим

доступа: dislifeflow/theme/195

6.

Иппотерапия: инвалидный конный спорт, опыт и перспективы: материалы II

межрегион. конф., Санкт-Петербург, 2 мая 2009 г. / под ред. А.И. Денисенков [и др.] /

Национальная Федерация лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта. – СПб.,

2010. – 106 с.

7.

Роберт, Н.С. Конный спорт для людей с ограниченными возможностями

[ Э л е к т р о н н ы й

р е с у р с ]

/

Н . С .

Р о б е р т .

Р е ж и м

д о с т у п а :

12k.name/hippotherapy/ru/robert.htm



В раздел образования