Напоминание

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5-ЫХ КЛАССАХ"


Автор: Юдина Екатерина Викторовна
Должность: методист, учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5-ЫХ КЛАССАХ"
Раздел: среднее образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА

УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССАХ

В

последние

годы

актуальным

стало

внедрение

новых

педагогических

технологий

в

образовательный процесс, позволяющих значительно повысить, эффективность обучения. Чтобы

применять

педагогические

технологии,

первым

делом

необходимо

познакомиться

с

ними,

изучить их. На своих уроках я применяю разные современные образовательные технологии для

максимально

полного

усвоения

учащимися

исторического

материала,

такие

как игровая;

информационно-коммуникативная;

технология

развития

критического

мышления

(ТРКМ);

проектная и

исследовательская

деятельность;

технология

группового

обучения;

технология

деятельностного подхода; активные методы обучения и др.

Описание некоторых образовательных технологий.

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. Игру

как метод обучения люди использовали в древности. Широкое применение игра находит и в

педагогике А.М. Горький писал: "Игра - путь к познанию мира, в котором они живут и который

призваны изменить".

Цель учебной игры: создание игрового состояния, эмоционального отношения ученика к

исторической действительности.

Задачи учебной игры:

1.

«проживание» истории или ситуации;

2.

формирование исторического мышления;

3.

развитие мыслительных навыков учащихся.

Виды учебных игр:

Деловые игры – моделируют ситуацию прошлого таким образом, что ученик выступает в

ней только в роли современника (археолога, писателя, журналиста).

1. Деловые игры с элементами ретроспективности.

В таких играх участвуют как наши современники, так и «очевидцы событий» и ведут

диалог

о

прошлом.

Очевидцы

могут

участвовать

в

телемостах,

конференциях,

клубах

путешественников, митингах.

2. Тренинговые игры – игры с правилами, основанные на алгоритме действий («Лото»,

«Поле чудес», тексты с ошибками, ребусы, шарады, крестики-нолики и т.д.)

3. Реконструктивные игры:

Ø Не ролевые (конкурсные, маршрутные – воображаемые путешествия (Древняя Индия,

В гаванях афинского порта Пирей, древнейший Рим),

заочные

экскурсии (онлайн-музеи))

возможно задание: составить путеводитель туриста по достопримечательностям города;

Ø Ролевые – игры, в которых происходит разыгрывание определенных ролей участников

исторических событий (инсценировать миф).

Театрализованные представления - имеют чётко прописанный сценарий, наличие

костюмов и декораций.

Театрализованные игры – тексты не прописаны заранее, а рождаются в процессе

игры.

А так же, игровые технологии я применяю в качестве:

-словарной

разминки,

хронологическая

разминка

(фронтальный

опрос

с

элементами

соревнования по группам).

-словарного лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой - значения.

Соединить стрелками слова и значение. Какая команда сделает быстрее?

-хронологической дуэли: команды задают вопросы, требующие знание дат, словарная

дуэль (Нашествие персидких войн) - аналогичная работа с терминами (город богини Афины,

большое количество терминов).

-словарного

аукциона:

учащимся

предлагается

назвать

слова:

термины,

имена,

географические названия по одной теме. Побеждают те, кто больше знает слов.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Критическое

мышление

– разумное

рефлексивное

мышление,

сфокусированное

на

решении задачи.

3 стадии технологии:

-стадия вызова (актуализация, мотивация, целеполагание);

-стадия осмысления содержания (получение новой информации и корректировка целей

учащихся);

-стадия рефлексии (размышление, получение нового знания, функция оценки).

Приёмы критического мышления:

1.

«Зигзаг»

(Тема: Возникновение земледелия и скотоводства)

Условия.

Учащиеся объединяются в группы по 4 человека. Для того чтобы каждый имел свой

номер, можно либо рассчитаться на 1, 2, 3, 4, 5 либо раздать карточки разного цвета.

Затем учитель обращает внимание на материал учебника и совместно с учениками ставит

цель урока, кратко обсуждается тема. Учитель говорит о том, что к концу урока каждый член

группы должен понять тему, но растолковывать ее ученики будут по частям, а потом из частей

создается общее знание.

Когда все поняли, создаются новые группы, куда входят только все первые номера, только

все вторые номера, только все третьи номера, только все четвертые номера.

Их задача заключается в том, чтобы изучить материал, досконально разобраться, обсудить

его, выбрать наиболее приемлемые методы и приемы для объяснения товарищам. (1. Мотыжное

земледелие, 2. Приручение животных, 3. Глиняная посуда и одежда из ткани, 4. Родовые

общины и племя, 5. Духи, идолы и жертвы.)

Когда

материал

изучен,

группы

возвращаются

в

свое

первоначальное

состояние

и

начинают обучать своих друзей. Первые номера объясняют свою часть, вторые, третьи, четвертые

– свою. И теперь каждый ученик владеет всем объемом знаний по параграфу.

2.

«Инсерт» - пометки на полях.

Этот

приём

является

средством,

позволяющим

ученику

отслеживать

своё

понимание

прочитанного

текста.

Технически

он

прост.

Учеников

заранее

знакомят

с

системой

маркировочных знаков и предлагают им по мере чтения ставить их карандашом на полях

специально подобранного текста (Текст про «300 спартанцев»)

Пометки должны быть следующими:

-

знаком

«галочка»

отмечается

в

тексте

информация,

которая

уже

известна

учащемуся.

+ - знаком «плюс» отмечается новое знание, новая информация.

-

-

знаком

«минус»

отмечается

то,

что

идёт

вразрез

с

имеющимися

у

ученика

представлениями, о чём он думал.

?

-

знаком

«вопрос»

отмечается

то,

что

осталось

непонятным

ученику

и

требует

дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и

внимательного. Наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является

устное обсуждение.

3.

Игра «Как вы думаете?»

Класс делится на группы, можно и не делиться, если класс маленький. Каждая группа

получает своё игровое поле: «Никогда», «Иногда», «Всегда».

Учитель раскладывает карточки с тезисами по полям. Например, «Нерон был самой

зловещей фигурой среди императоров» на поле «Никогда». Если команда (ученик) не согласны

с тем, что данная карточка должна лежать в этом поле, то молча, переворачивают карточку. Потом

обсуждение вслух: согласны или нет и почему.

1-е поле – «Никогда»

2-е поле – «Иногда»

3-е поле – «Всегда»

4.

Приём «составление диаманты»

Диаманта

это

стихотворение

из

шести

строк,

которое

пишется

по

определённым

правилам.

1 существительное

2 прилагательных

2 глагола к существительному

2 глагола, противоположных предыдущим двум

2 прилагательных, противоположных предыдущим двум

1 существительное, противоположное первому.

Например:

Раб

Бесправный, невольный

Работает, подчиняется

Отдыхает, не повинуется

Полноправный, свободный

Гражданин

5. Приём «составление синквейна»

Синквейн – стихотворение из пяти строк, которое пишется по определённым правилам.

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

предложение из 4-х слов

1 существительное - вывод.

Например:

Македонский

Смелый, решительный

Сражается, завоёвывает, стремится

Он был великим полководцем

Император

6. Маркировочная таблица «Знаю, хочу узнать, узнал»

Одной

из

возможных

форм

контроля

эффективности

чтения

с

пометками

является

составление

маркировочной

таблицы.

В

ней

3

колонки:

знаю,

узнал

новое,

хочу

узнать

подробнее.

Знал

Узнал новое

Хочу узнать подробнее

В каждую из колонок нужно разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое

требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не

цитируя

учебник

или

иной

текст,

с

которым

работали.

Приём

«маркировочная

таблица»

позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить

отметку за работу на уроке. Можно попросить учащихся выполнить таблицу дома.

7. «Учимся сообща»

3 смысловые вопроса на группу. Создаётся 6 групп.

(Например тема: Первые христиане

и их учение)

2 группы изучают один и тот же вопрос.

1 группа готовит пересказ этого вопроса.

2 группы готовят вопросы по этой теме.

1 группа занимается презентацией.

8. Приём «Корзина идей» (понятий, идей).

Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной

стадии

урока,

когда

идёт

актуализация

имеющегося

у

них

опыта

и

знаний.

Он

позволяет

выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно

нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что ученики вместе знают по

теме (например:

Древний

Египет.

В

корзине:

Египет

государство

в

Африке,

Египтяне

использовали иероглифы, цари в Египте назывался фараон, египтяне строили пирамиды и

др.)

Все сведения кратко записываются учителем в виде тезисов в «корзинке идей» (без

комментариев) даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения,

имена,

проблемы,

понятия,

имеющие

отношение

к

теме

урока.

Далее

в

ходе

урока

эти

разрозненные в сознании ребёнка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны

в логические цепи.

Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

9. Написание эссе.

Смысл этого приёма можно выразить следующими словами: «Я пишу, чтобы понять, что я

пишу».

Это

свободное

письмо

на

заданную

тему,

в

котором

ценится

самостоятельность,

проявление

индивидуальности,

дискуссионность,

оригинальность

решения

проблемы,

аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени

занимает не более 5 минут (например: Один день из жизни Раба в Афинах).

ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ

1. Главная ценность – приоритет интересов личности.

2. Процесс

достижения

цели

реализуется

благодаря

дифференциации

средств

её

достижения.

3. Позиция учителя как организатора.

Этапы группового взаимодействия:

1. Разминка (обсуждение эпиграфа, игровой момент, инсценирование)

-

«Логический

круг»

- например, понятие «демократия», от него лучи по кругу –

свобода, равноправие (имеется в виду характер демократии) и т.д. Круг должен замкнуться.

- «Алфавит» - на каждую букву алфавита дети называют понятие, историческую личность,

термин. Например, по теме «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу».

А – Аттика

Б – бухта

В – виноград

Г – горы

Д – демос….

В

конце

игры

можно

попросить

учащихся

отметить

3

слова,

без

которых

невозможно понятие «земледельцы».

2. Объединение учащихся в группы.

Подходы:

- работа в малых группах (диада, триады);

-

ролевое

распределение

в

группах

по

4-5

человек

(спикер,

критик,

содокладчик,

хранитель времени, секретарь).

Возможно сочетание двух технологий на уроке

Так, например, включить проектную технологию. В рамках изучения темы «Семь

чудес света», группы должны будут подготовить мини-проекты.

Принципы формирования в группы:

- свободный (по желанию учащихся);

- организованный учителем.

3. Организация учебной деятельности в группе:

- усвоение учебных задач, стоящих перед группой;

- процесс поиска лучшего решения;

- суммирование мнений, подведение итогов;

- презентация группового решения, поставленной задачи.

4. Рефлексия.

Эффективность этого этапа зависит от желания детей к самоанализу.

Правило 3-х «нельзя»:

- нельзя говорить то, что уже сказано;

- нельзя отказаться от сообщения своего мнения;

- нельзя прятать за высказыванием своего дурного настроения.

На этапе рефлексии я использую приёмы критического мышления:

- составление диаманты;

- составление синквейна.

Использование

данных

современных

образовательных

технологий

на

уроках

истории

способствует привлечению и удержанию внимания учащихся, лучшему запоминанию с урока

материала и дальнейшем его воспроизведению учащимися.



В раздел образования