Напоминание

"Учусь понимать своего ребенка"


Автор: Сергиенко Наталья Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГОБУ МО "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
Населённый пункт: г.Мурманск
Наименование материала: Тренинговая программа для родителей
Тема: "Учусь понимать своего ребенка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное областное бюджетное образовательное учреждение

«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОБОУ ЦПМСС

М.Я. Майкович

«_____»_______________2014г.

Программа принята на

педагогическом совете ГОБОУ ЦПМСС

Протокол №____________от__________

2

Тренинговая программа для родителей

«Учусь понимать своего ребенка!»

Автор составитель: педагог-психолог

«Координационного центра содействия

семейному устройству детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей»

Сергиенко Н.Ю.

Срок реализации программы: 2,5 месяцев

Мурманск, 2014г.

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………..3

Тематическое планирование работы…………………………………………5

Краткое содержание программы ……………………………………………..6

3

Требования к уровню освоения программы………………………………….7

Материально-техническое и кадровое обеспечение программы……………8

Список литературы……………………………………………………………..9

Конспекты занятий

Тестирование

Пояснительная записка

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал,

жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во

власти

семьи

укрепить

или

подорвать

психическое

здоровье

ее

членов.

4

От того, как строятся взаимоотношения в семье, какие ценности, интересы

выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими

вырастут дети.

Влияние родителей на ребенка во многом связано с воспитательными

воздействиями на него, а представление о ребенке являются внутренней

основой

воспитания.

Стиль

семейного

воспитания,

определяемый

родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным

отношением

к

ребенку,

особенностью

восприятия

ребенка

родителем

и

способов

поведения

с

ним

является

значительным

фактором

развития

личности

ребенка.

Родитель

в

детско-родительских

отношениях

является

ведущим звеном, и от него в большей мере зависит, как складываются эти

отношения.

В соответствии с государственной политикой в 2013-2014 учебных годах

одним

из

приоритетных

направлений

деятельности

Координационного

центра содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся

без

попечения

родителей,

является

деятельность,

направленная

на

профилактику

семейного

неблагополучия

и

социального

сиротства,

восстановление

благоприятной

для

воспитания

ребёнка

семейной

среды.

Выполнить

поставленные

задачи

возможно

с

помощью

создания

и

реализации тренинговой программы для родителей, находящихся в трудной

жизненной ситуации.

Тренинговая программа «Учусь понимать своего ребенка!» поможет

родителям

расширить

свои

знания

в

сфере

возрастных

особенностей

развития

и

воспитания

детей,

выстроить

доброжелательные

отношения

между родителями и детьми, развить толерантность и повысить уровень

доверия друг к другу. Признание за ребенком права на собственный выбор, на

собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в

семье.

Цель программы:

приобретение родителями знаний о психологических

особенностях

детей,

закономерностях

взаимоотношений,

овладение

навыками конструктивного общения с детьми и умение использовать их для

5

улучшения и гармонизации отношений, повышение самоуважения родителей

и осознание ими присущего их семье стиля семейных взаимоотношений и

своей ответственности за процесс воспитания ребенка.

Задачи:

повысить уровень знаний родителей о возрастных особенностях детей;

понять: почему ребенок не слушается? А главное – для чего?;

осознать и проработать свои ошибки в воспитании;

получить навыки конструктивных способов решения конфликтов;

сформировать собственную стратегию воспитания.

Проблематика: Нарушения взаимоотношений в детско-родительских

отношениях.

Программа рассчитана на 5 занятий, которые проходят в форме тренинга.

Программа предусматривает проведение индивидуального консультирования

педагогом-психологом

с

родителями

на

протяжении

реализаций

всей

программы.

Общее количество часов – 15 ч.

Продолжительность одного занятия: 3 часа;

Периодичность проведения: 2 раза в месяц;

Целевая группа: родители детей, находящихся в трудной жизненной

ситуации.

Количество участников: 7-10 человек.

Основные блоки программы:

Информационный блок раскрывается в конкретном содержании тех знаний,

которые стремиться донести ведущий до участников тренинга.

Развивающий блок программы направлен на формирование и закрепление

эффективных навыков взаимодействия с ребенком, на развитие рефлексии,

предоставляет

возможность

активного

самопознания

и

познание

своего

ребенка.

Структура тренинговых занятий:

1.

Приветствие. Разминка.

6

Создание

в

группе

положительной

эмоциональной

атмосферы,

благоприятных условий для работы во время тренинга.

2.

Основная часть.

Изучение заявленных тем занятий, использование упражнений и игр,

исходя из задач тренинга.

3.

Обратная связь.

Отзыв участников о занятии, самочувствии, настроении.

Методы и приёмы работы:

- Беседа;

- элементы арттерапии;

- разминочные упражнения;

- сюжетно-ролевые игры;

- релаксационные упражнения.

Ожидаемые результаты:

Участники тренинговой программы:

- получат информацию об особенностях эмоционального восприятия детей, о

стилях воспитания, родительских установках, условной и безусловной любви,

конструктивной

родительской

помощи,

разнице

между

дисциплиной

и

наказанием, индивидуальности ребенка.

- получат возможность осознать и оценить собственные личностные ресурсы;

- научатся использовать в общении навыки позитивного внимания;

- приобретут навыки налаживания контакта с ребенком, который приносит

удовольствие и радость;

- научатся

понимать своего ребенка, уважать свои и чужие личностные

границы, предупреждать возникновение проблемных ситуаций.

Требования к уровню освоения программы

Участники, успешно освоившие тренинговую программу «Учусь понимать

своего ребенка», должны знать:

7

-

различия

между

восприятием

мира

взрослыми

и

детьми,

особенности

эмоционального восприятия детей, цели негативного поведения детей;

- что значит принятие и непринятие ребенка, важность отделения личности

ребенка от личности родителей;

- возможный вред, приносимый «несвоевременной» родительской помощью

детям, что такое родительские установки, «Я» - «Ты» - высказывания;

-

различия

между

понятиями

«Дисциплина»

и

«Наказание»,

стили

воспитания.

Участники, успешно освоившие тренинговую программу «Учусь понимать

своего ребенка», должны уметь:

-

выстраивать

взаимоотношения

с

детьми

с

учетом

их

возрастных

и

личностных особенностей, определять тактику поведения при негативном

поведении ребенка;

- видеть в ребенке отдельную личность, принимать

и уважать чувства

ребенка, напрямую выражать любовь, похвалу и внимание ребенку;

- распознавать необходимость своей помощи детям, правильно использовать

речевые конструкты в общении с детьми;

- применять полученные на тренинге знания в общении со своими детьми,

соизмерять

возрастные

новообразования

и

индивидуальные

особенности

ребенка во время воспитания и общения с ним;

- осознавать возможности позитивных изменений в семье.

Форма подведения итогов: тестирование.

Тематическое планирование работы

Тема

Количество часов

8

заня

тия

занятия

Форма

контроля

Информацион-

ный

блок

Практический

блок

всего

1

«Введение в курс

программы.

Формирование

положительного

образа ребенка»

25 минут

2 ч. 35 мин.

3 часа

Тестиро-

вание

2

«Особенности

организации

восприятия ребенком

и взрослым

окружающего мира»

30 минут

2 ч. 25 мин.

3 часа

3

«Условная и

безусловная любовь.

Индивидуальность

ребенка»

35 минут

2ч. 25мин.

3 часа

4

«Родительская

помощь»

35 минут

2ч. 25мин.

3 часа

5

«Воспитание без

наказания»

Подведение итогов.

20 минут

2ч. 40мин.

3 часа

Итоговое

тестирова

-ние

Все

го

15 часов

Краткое содержание программы «Учусь понимать своего ребенка»

9

Занятие 1. «Введение в курс программы. Формирование положительного

образа ребенка».

Знакомство

участников.

Принятие

групповых

правил.

Создание

эмоционально-положительного

настроя

в

группе.

Формирование

положительного

образа

ребенка.

Осознание

возможности

позитивных

изменений в семье. Тестирование.

Занятие 2. «Особенности организации восприятия ребенком и взрослым

окружающего мира».

Повышение работоспособности участников в группе, актуализация у

родителей

своего

детского

опыта.

Осознание

взрослыми

восприятия

ребенком позиции общения во взаимодействии с родителями. Формирование

у

родителей

понимания

различия

детского

и

взрослого

восприятия

окружающего

мира,

психологическая

дистанция

в

общении,

причины

негативного поведения ребенка.

Занятие 3. «Условная и безусловная любовь. Индивидуальность ребенка».

Принятие

и

непринятие

ребенка.

Индивидуальность

ребенка.

Формирование

умения

проявлять

чувства

принятия

и

любви

к

ребенку

вербальными и невербальными способами. Осознание чувств ребенка.

Занятие 4. «Родительская помощь».

Формирование у родителей понимания важности самостоятельной

деятельности

ребенка.

Родительские

установки.

Актуализация

состояния

принятия

похвалы

и

наказания.

Определение

важности

поддерживания

ребенка в его деятельности (игровой, учебной и т.д.).

Занятие 5. «Воспитание без наказания».

Актуализация своего детского опыта относительно наказаний, воспитания.

Формирование

четкого

представления

в

различии

между

понятиями

«дисциплина»

и

«наказание».

Стили

воспитания.

Активизация

положительных

эмоций,

позитивного

восприятия

себя.

Итоговое

тестирование.

10

Материально-техническое и кадровое обеспечение

программы

Кадровое обеспечение

администрация

ГОБОУ

«Центр

психолого-медико-социального

сопровождения»;

педагоги-психологи координационного центра содействия семейному

устройству

детей-сирот

и

детей,

оставшимися

без

попечения

родителей.

К

реализации

программы

могут

привлекаться

педагоги-психологи

образовательных учреждений Мурманской области.

Администрация

ГОБОУ

ЦПМСС

выполняет

организационную

и

контролирующую

функцию

и

обеспечивает

взаимодействие

педагогов-

психологов

координационного центра содействия семейному устройству

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, со специалистами

образовательных

учреждений,

реализующих

программу

«Учусь

понимать

своего ребенка!»

Материально-техническое обеспечение:

компьютер – 1 шт.;

мультимедийное оборудование: проектор 1 шт., экран 1 шт.;

флипчарт 1 шт., бумага, маркеру;

канцелярские

принадлежности:

бумага,

клей,

ножницы,

цветные

карандаши, фломастеры, ручки;

зал для проведения групповых занятий;

стулья.

Методическое обеспечение:

Слайд-шоу к занятию №1;

Раздаточный материал в виде памяток.

11

Список литературы

1.

Бивер С. НЛР-тренинг для родителей «Счастливы дети – счастливы

Вы» - М.: «Эксмо», 2011.

2.

Вайнер Ирина

Программа родительских тренингов

"Чистый родник", №1, 16 сентября 2009 г.;

3.

Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком Как?» - Астрель, 1994.

4.

Гиппенрейтер Ю.Б. «Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.:

Астрель, 2009.

5.

Куртышева М.А. «Как сохранить психологическое здоровье семьи». –

СПб.: Питер, 2007.

6.

Леус Т.В. «Папины дочки, мамины сыночки» - м.: «У-Фактория», 2008.

7.

Лупань С. «Поверь в свое дитя» - Спб.: «Дельта», 1996.

8.

Маркова А.М. Программа тренинговых упражнений "Школа для

родителей";

9.

Николаева Е.И. «Кнут или пряник?» - СПб.: «Речь», 2010.

10. Осорина М.В. «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» -

СПб.: Питер, 2008.

11. Пузиков В.Г. «Технология ведения тренинга» - СПб.: «Речь», 2007.

12. Реана А.А. «Психология подростка» - СПб.: «прайм-Еврознак», 2008.

13. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения /

К.Фопель. – М.: Генезис, 2003. – 400 с.;

14. Школьный психолог №5, март 2006г. «Вопросы воспитания в

картинках»;

15. Шмакова Н. В. "Коррекция взаимодействия родителей с детьми в

процессе игровых тренингов" Сб. "А. П. Усова и современность",

Иркутск, ИГПУ, 1999.

12



В раздел образования