Автор: Сергиенко Наталья Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГОБУ МО "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
Населённый пункт: г.Мурманск
Наименование материала: Тренинговая программа для родителей
Тема: "Учусь понимать своего ребенка"
Раздел: дополнительное образование
Государственное областное бюджетное образовательное учреждение
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГОБОУ ЦПМСС
М.Я. Майкович
«_____»_______________2014г.
Программа принята на
педагогическом совете ГОБОУ ЦПМСС
Протокол №____________от__________
2
Тренинговая программа для родителей
«Учусь понимать своего ребенка!»
Автор составитель: педагог-психолог
«Координационного центра содействия
семейному устройству детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»
Сергиенко Н.Ю.
Срок реализации программы: 2,5 месяцев
Мурманск, 2014г.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………..3
Тематическое планирование работы…………………………………………5
Краткое содержание программы ……………………………………………..6
3
Требования к уровню освоения программы………………………………….7
Материально-техническое и кадровое обеспечение программы……………8
Список литературы……………………………………………………………..9
Конспекты занятий
Тестирование
Пояснительная записка
Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал,
жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во
власти
семьи
укрепить
или
подорвать
психическое
здоровье
ее
членов.
4
От того, как строятся взаимоотношения в семье, какие ценности, интересы
выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими
вырастут дети.
Влияние родителей на ребенка во многом связано с воспитательными
воздействиями на него, а представление о ребенке являются внутренней
основой
воспитания.
Стиль
семейного
воспитания,
определяемый
родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным
отношением
к
ребенку,
особенностью
восприятия
ребенка
родителем
и
способов
поведения
с
ним
–
является
значительным
фактором
развития
личности
ребенка.
Родитель
в
детско-родительских
отношениях
является
ведущим звеном, и от него в большей мере зависит, как складываются эти
отношения.
В соответствии с государственной политикой в 2013-2014 учебных годах
одним
из
приоритетных
направлений
деятельности
Координационного
центра содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся
без
попечения
родителей,
является
деятельность,
направленная
на
профилактику
семейного
неблагополучия
и
социального
сиротства,
восстановление
благоприятной
для
воспитания
ребёнка
семейной
среды.
Выполнить
поставленные
задачи
возможно
с
помощью
создания
и
реализации тренинговой программы для родителей, находящихся в трудной
жизненной ситуации.
Тренинговая программа «Учусь понимать своего ребенка!» поможет
родителям
расширить
свои
знания
в
сфере
возрастных
особенностей
развития
и
воспитания
детей,
выстроить
доброжелательные
отношения
между родителями и детьми, развить толерантность и повысить уровень
доверия друг к другу. Признание за ребенком права на собственный выбор, на
собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в
семье.
Цель программы:
приобретение родителями знаний о психологических
особенностях
детей,
закономерностях
взаимоотношений,
овладение
навыками конструктивного общения с детьми и умение использовать их для
5
улучшения и гармонизации отношений, повышение самоуважения родителей
и осознание ими присущего их семье стиля семейных взаимоотношений и
своей ответственности за процесс воспитания ребенка.
Задачи:
повысить уровень знаний родителей о возрастных особенностях детей;
понять: почему ребенок не слушается? А главное – для чего?;
осознать и проработать свои ошибки в воспитании;
получить навыки конструктивных способов решения конфликтов;
сформировать собственную стратегию воспитания.
Проблематика: Нарушения взаимоотношений в детско-родительских
отношениях.
Программа рассчитана на 5 занятий, которые проходят в форме тренинга.
Программа предусматривает проведение индивидуального консультирования
педагогом-психологом
с
родителями
на
протяжении
реализаций
всей
программы.
Общее количество часов – 15 ч.
Продолжительность одного занятия: 3 часа;
Периодичность проведения: 2 раза в месяц;
Целевая группа: родители детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации.
Количество участников: 7-10 человек.
Основные блоки программы:
Информационный блок раскрывается в конкретном содержании тех знаний,
которые стремиться донести ведущий до участников тренинга.
Развивающий блок программы направлен на формирование и закрепление
эффективных навыков взаимодействия с ребенком, на развитие рефлексии,
предоставляет
возможность
активного
самопознания
и
познание
своего
ребенка.
Структура тренинговых занятий:
1.
Приветствие. Разминка.
6
Создание
в
группе
положительной
эмоциональной
атмосферы,
благоприятных условий для работы во время тренинга.
2.
Основная часть.
Изучение заявленных тем занятий, использование упражнений и игр,
исходя из задач тренинга.
3.
Обратная связь.
Отзыв участников о занятии, самочувствии, настроении.
Методы и приёмы работы:
- Беседа;
- элементы арттерапии;
- разминочные упражнения;
- сюжетно-ролевые игры;
- релаксационные упражнения.
Ожидаемые результаты:
Участники тренинговой программы:
- получат информацию об особенностях эмоционального восприятия детей, о
стилях воспитания, родительских установках, условной и безусловной любви,
конструктивной
родительской
помощи,
разнице
между
дисциплиной
и
наказанием, индивидуальности ребенка.
- получат возможность осознать и оценить собственные личностные ресурсы;
- научатся использовать в общении навыки позитивного внимания;
- приобретут навыки налаживания контакта с ребенком, который приносит
удовольствие и радость;
- научатся
понимать своего ребенка, уважать свои и чужие личностные
границы, предупреждать возникновение проблемных ситуаций.
Требования к уровню освоения программы
Участники, успешно освоившие тренинговую программу «Учусь понимать
своего ребенка», должны знать:
7
-
различия
между
восприятием
мира
взрослыми
и
детьми,
особенности
эмоционального восприятия детей, цели негативного поведения детей;
- что значит принятие и непринятие ребенка, важность отделения личности
ребенка от личности родителей;
- возможный вред, приносимый «несвоевременной» родительской помощью
детям, что такое родительские установки, «Я» - «Ты» - высказывания;
-
различия
между
понятиями
«Дисциплина»
и
«Наказание»,
стили
воспитания.
Участники, успешно освоившие тренинговую программу «Учусь понимать
своего ребенка», должны уметь:
-
выстраивать
взаимоотношения
с
детьми
с
учетом
их
возрастных
и
личностных особенностей, определять тактику поведения при негативном
поведении ребенка;
- видеть в ребенке отдельную личность, принимать
и уважать чувства
ребенка, напрямую выражать любовь, похвалу и внимание ребенку;
- распознавать необходимость своей помощи детям, правильно использовать
речевые конструкты в общении с детьми;
- применять полученные на тренинге знания в общении со своими детьми,
соизмерять
возрастные
новообразования
и
индивидуальные
особенности
ребенка во время воспитания и общения с ним;
- осознавать возможности позитивных изменений в семье.
Форма подведения итогов: тестирование.
Тематическое планирование работы
№
Тема
Количество часов
8
заня
тия
занятия
Форма
контроля
Информацион-
ный
блок
Практический
блок
всего
1
«Введение в курс
программы.
Формирование
положительного
образа ребенка»
25 минут
2 ч. 35 мин.
3 часа
Тестиро-
вание
2
«Особенности
организации
восприятия ребенком
и взрослым
окружающего мира»
30 минут
2 ч. 25 мин.
3 часа
3
«Условная и
безусловная любовь.
Индивидуальность
ребенка»
35 минут
2ч. 25мин.
3 часа
4
«Родительская
помощь»
35 минут
2ч. 25мин.
3 часа
5
«Воспитание без
наказания»
Подведение итогов.
20 минут
2ч. 40мин.
3 часа
Итоговое
тестирова
-ние
Все
го
15 часов
Краткое содержание программы «Учусь понимать своего ребенка»
9
Занятие 1. «Введение в курс программы. Формирование положительного
образа ребенка».
Знакомство
участников.
Принятие
групповых
правил.
Создание
эмоционально-положительного
настроя
в
группе.
Формирование
положительного
образа
ребенка.
Осознание
возможности
позитивных
изменений в семье. Тестирование.
Занятие 2. «Особенности организации восприятия ребенком и взрослым
окружающего мира».
Повышение работоспособности участников в группе, актуализация у
родителей
своего
детского
опыта.
Осознание
взрослыми
восприятия
ребенком позиции общения во взаимодействии с родителями. Формирование
у
родителей
понимания
различия
детского
и
взрослого
восприятия
окружающего
мира,
психологическая
дистанция
в
общении,
причины
негативного поведения ребенка.
Занятие 3. «Условная и безусловная любовь. Индивидуальность ребенка».
Принятие
и
непринятие
ребенка.
Индивидуальность
ребенка.
Формирование
умения
проявлять
чувства
принятия
и
любви
к
ребенку
вербальными и невербальными способами. Осознание чувств ребенка.
Занятие 4. «Родительская помощь».
Формирование у родителей понимания важности самостоятельной
деятельности
ребенка.
Родительские
установки.
Актуализация
состояния
принятия
похвалы
и
наказания.
Определение
важности
поддерживания
ребенка в его деятельности (игровой, учебной и т.д.).
Занятие 5. «Воспитание без наказания».
Актуализация своего детского опыта относительно наказаний, воспитания.
Формирование
четкого
представления
в
различии
между
понятиями
«дисциплина»
и
«наказание».
Стили
воспитания.
Активизация
положительных
эмоций,
позитивного
восприятия
себя.
Итоговое
тестирование.
10
Материально-техническое и кадровое обеспечение
программы
Кадровое обеспечение
администрация
ГОБОУ
«Центр
психолого-медико-социального
сопровождения»;
педагоги-психологи координационного центра содействия семейному
устройству
детей-сирот
и
детей,
оставшимися
без
попечения
родителей.
К
реализации
программы
могут
привлекаться
педагоги-психологи
образовательных учреждений Мурманской области.
Администрация
ГОБОУ
ЦПМСС
выполняет
организационную
и
контролирующую
функцию
и
обеспечивает
взаимодействие
педагогов-
психологов
координационного центра содействия семейному устройству
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, со специалистами
образовательных
учреждений,
реализующих
программу
«Учусь
понимать
своего ребенка!»
Материально-техническое обеспечение:
компьютер – 1 шт.;
мультимедийное оборудование: проектор 1 шт., экран 1 шт.;
флипчарт 1 шт., бумага, маркеру;
канцелярские
принадлежности:
бумага,
клей,
ножницы,
цветные
карандаши, фломастеры, ручки;
зал для проведения групповых занятий;
стулья.
Методическое обеспечение:
Слайд-шоу к занятию №1;
Раздаточный материал в виде памяток.
11
Список литературы
1.
Бивер С. НЛР-тренинг для родителей «Счастливы дети – счастливы
Вы» - М.: «Эксмо», 2011.
2.
Вайнер Ирина
Программа родительских тренингов
"Чистый родник", №1, 16 сентября 2009 г.;
3.
Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком Как?» - Астрель, 1994.
4.
Гиппенрейтер Ю.Б. «Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.:
Астрель, 2009.
5.
Куртышева М.А. «Как сохранить психологическое здоровье семьи». –
СПб.: Питер, 2007.
6.
Леус Т.В. «Папины дочки, мамины сыночки» - м.: «У-Фактория», 2008.
7.
Лупань С. «Поверь в свое дитя» - Спб.: «Дельта», 1996.
8.
Маркова А.М. Программа тренинговых упражнений "Школа для
родителей";
9.
Николаева Е.И. «Кнут или пряник?» - СПб.: «Речь», 2010.
10. Осорина М.В. «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» -
СПб.: Питер, 2008.
11. Пузиков В.Г. «Технология ведения тренинга» - СПб.: «Речь», 2007.
12. Реана А.А. «Психология подростка» - СПб.: «прайм-Еврознак», 2008.
13. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения /
К.Фопель. – М.: Генезис, 2003. – 400 с.;
14. Школьный психолог №5, март 2006г. «Вопросы воспитания в
картинках»;
15. Шмакова Н. В. "Коррекция взаимодействия родителей с детьми в
процессе игровых тренингов" Сб. "А. П. Усова и современность",
Иркутск, ИГПУ, 1999.
12