Авторы: Шульц Светлана Ивановна, Куприенко Надежда Александровна
Должность: социальный педагог, педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Родничок" г. Надыма"
Населённый пункт: г. Надым
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы с одаренными детьми в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Шульц Светлана Ивановна, социальный педагог
Куприенко Надежда Александровна, педагог-психолог
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Надыма»
Организация работы с одаренными детьми в ДОУ
Одаренные дети — наше достояние. Одаренность можно сравнить со
звездой, свет которой пронизывает каждого ребенка, пробуждая к жизни ростки
удивительных
способностей
и
талантов.
Очень
ВАЖНО,
чтобы
педагог
чувствовал и научился отыскивать «звездные россыпи» дарований в своих
детях.
Выявление
способных
детей
и
работа
с
ними
являются
актуальной
задачей образования и одним из важных направлений работы МДОУ «Детский
сад «Родничок» г. Надыма» с «одаренными» детьми.
С
целью
разработки
и
внедрения
целостной
системы
психолого-
педагогической деятельности коллектива ДОУ по выявлению и развитию детей
с
высоким
уровнем
способностей
в
условиях
детского
сада
при
тесном
взаимодействии с семьей и другими социальными институтами в нашем ДОУ
разработана и с 2014 года реализуется программа «Одарёнок». Основными
задачами программы определены следующие:
-
проведение
диагностики
по
выявлению
детей
с
различными
видами
способностей, создание банка данных детей МДОУ «Детский сад «Родничок» г.
Надыма», имеющих ярко выраженные способности;
- повышение профессионального и творческого уровня педагогов;
- интеграция основного и дополнительного образования на основе привлечения
всех существующих и потенциальных ресурсов;
-
оказание квалифицированной консультативной помощи родителям детей с
признаками одаренности.
Благодаря реализации программы «Одарёнок» в ДОУ обеспечиваются
условия
для
выявления,
поддержки
и
развития
одаренных
дошкольников,
создаются
предпосылки
и
возможности
для
проявления
и
развития
способностей
ребенка
в
различных
видах
деятельности.
Эта
работа
осуществляется
через
исследовательско
-
образовательную
комплексную
деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение
потенциала
творческих
и
интеллектуальных
способностей
детей
через
активизацию
детской
жизнедеятельности.
Уже на
ранних
этапах
детства
созданы
условия
для
раскрытия
явных
и
потенциальных
способностей
дошкольников, их развития.
Программой
достигается
большая
мыслительная
логиче ская
деятельность, в ней предусмотрено много задач, которые поощряют стремление
ребенка
к
оформлению
своих
мыслей,
суждений
и
предложений,
у
детей
развивается
наблюдательность,
исследовательский
подход
к
явлениям
и
объектам окружающей действительности.
Содержание
занятий
включает
индивидуальные
задания
повышенной
сложности для одаренных детей. При изучении нового материала всегда можно
опереться на помощь этих детей, не давая готовых знаний. Для этого создаются
такие проблемные ситуации, которые способны вызвать заинтересованность
детей и познавательную активность. Детям предлагаются задачи поискового
характера, решение которых требует от них интеллектуальной инициативы и
размышлений.
Но полностью обеспечить решение этой проблемы в рамках программы
невозможно. И поэтому вторым направлением в работе с одаренными детьми
является студийно-кружковая работа, которая помогает в развитии творческих и
индивидуальных способностей у детей дошкольного возраста.
Занятия детей в кружках
развивают предпосылки творческого
продуктивного
мышления
–
абстрактного
воображения,
образной
памяти,
ассоциативного
мышления,
мышления
по
аналогии.
У
воспитанников
формируются навыки коллективной мыслительной деятельности, необходимой
современному человеку: готовность к совместному решению проблемы, умение
вести
спор,
рассуждать
и
доказывать
партнеру
свою
точку
зрения.
Дети
становятся более уверенными в собственных интеллектуальных силах, у них
ярко выражена положительная самооценка.
Наше дошкольное учреждение уделяет огромное внимание развитию
музыкальных,
артистических
способностей. В
дошкольном
учреждение
функционируют
кружки:
«ДоМиСолька»,
«Золотая
туфелька»
артсдудия
«Светлячок»
в
которых
решаются
образовательные,
воспитательные
задачи
средствами
музыкального
искусства.
Театральная
деятельность
развивает
дошкольников в разных направлениях. Музыкальные руководители уделяют
большое
внимание,
развитию
певческих
навыков,
используя
попевки,
вокальные переклички, песенки, выразительные движения, сказочные образы
способствующие
развитию
у
детей
выразительной
пластики
движений,
способность к импровизации. Руководитель кружка «ДоМиСолька» обучает
дошкольников игре на музыкальных инструментах. Занятия в кружках дают
удовлетворительные результаты, способствуют развитию музыкального слуха и
творческого
воображения.
Задача
руководителя
кружка
помочь
таланту
состояться.
Воспитанники
кружков
имеют
более
устойчивую
психику,
они
коммуникабельны. Дети принимают участие в различных мероприятиях ДОУ и
города,
участвуют
в
конкурсах
различного
уровня.
Некоторые
наши
выпускники
продолжают
развитие
творческих
способностей,
обучаясь
в
музыкальных школах.
Но
для
развития
творческих
способностей
очень
важно
участие
родителей. В ДОУ работает «Клубное сообщество «Мир дошкольного детства»,
где постоянно проводятся самые разнообразные встречи с мамами, папами и
представителями
старшего
поколения,
где
дети
в
полной
мере
имеют
возможность продемонстрировать свои таланты.
Для одаренных детей по художественному творчеству в нашем
дошкольном
учреждении
организована
работа
изостудии
«Маленький
художник».
Деятельность кружка направлена на развитие творческих способностей
дошкольников.
Ребенок
знакомится
с
художественными
приемами,
поделочными материалами, способами украшения своих работ. Поделки детей
имеют разное назначение: оформление интерьера детского сада, сувениры и
поделки к праздникам.
Работы наших воспитанников принимают участия в окружных,
муниципальных,
всероссийских,
международных
конкурсах,
где
занимают
призовые места.
С 2016-2017 учебного года в ДОУ реализуется рабочая программа для
детей
старшего
дошкольного
возраста
(естественнонаучного
направления)
«Планеты на ладошках». Занятия по данной программе создают благоприятные
условия для познавательного и художественно-эстетического развития ребёнка,
а
так
же
развивают
наблюдательность
и
умение
осмысливать
результаты
наблюдений.
В
ходе образовательной деятельности по рабочей программе
«Планеты на ладошках» создаются проблемные ситуации, которые инициируют
детское
любопытство,
стимулируют
стремление
к
исследованию
и
экспериментированию.
У
детей
формируются
чувства
эмпатии
ко
всему
живому,
чувство
долга
по
отношению
к
своей
планете,
развивается
познавательный
интерес,
любознательность,
наблюдательность,
системное
мышление в практической деятельности, воображение.
Диагностика
на
выявление
одаренных
и
способных
детей
осуществляется через беседы, анкетирование родителей и педагогов, путем
метода
наблюдения
за
детьми
в
ходе
непосредственной
образовательной
деятельности, диагностики уровня актуального развития, а также следующих
диагно стиче ских
методик,
направленных
на
выявление
у р о в н я
интеллектуального развития:
- Диагностика умственных способностей детей. Т.А. Ротанова. (для детей 3-4
лет) Степень вычленения формы объекта.
- Диагностика психического развития детей Т.Д. Марцинковская (для детей 3-4
лет) «Дорисовывание», исследование креативности.
- Психодтагностическое тестирование детей от рождения до 10 лет. Истратова
О.Н. Диагностика информированности ребенка о социальном окружении (5-7
лет).
- Исследование уровня креативности детей (4-10 лет) по методике Торренса
адаптированный Т.Д. Марцинковской «Дорисовывание».
- Методика «Карта одаренности» (для родителей и педагогов).
Результаты работы по выявлению и организации деятельности с
«Одаренными
детьми:
2013-2014
учебный
год
выявлено
24
ребёнка
с
признаками
одарённости,
2014-2015
учебный
год
выявлено
26
детей
с
признаками
одарённости,
2015-2016
учебный
год
выявлено
35
детей
с
признаками одарённости.
Литература
1.
Белова
Е.С.
Одаренность
малыша:
раскрыть,
понять,
поддержать.-
М.,1998. – 87с.
2.
Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10
лет. – Ростов н/Д., 2008. – 317с.
3.
Ландау
Э.
Одаренность
требует
мужества:
Психологиче ское
сопровождение одаренного ребенка. М., 2002. – 144с.