Автор: Жилинская Татьяна Владимировна
Должность: заведующая
Учебное заведение: МБДОУ Верхнепашинский детский сад №8
Населённый пункт: п. Верхнепашино
Наименование материала: Детский мастер - класс
Тема: Новая культурная практика в ДОУ
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕРХНЕПАШИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №8»
Заведующая Жилинская Татьяна Владимировна
Актуальность
Организация
взаимодействия
педагогов
с
родителями
воспитанников
является
одним
из
наиболее
сложных
направлений
в
деятельности
ДОУ.
Взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценностей.
Если для педагогов важно, как организована деятельность группы (режим,
обеспечение реализации программы), то для родителей наиболее значимо –
как “вписывается” и в режим, и в реализацию программы их ребенок.
Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных
отношений
семьи
и
дошкольного
учреждения.
Новизна
этих
отношений
определяется понятиями “сотрудничество” и “взаимодействие”.
Сотрудничество
–
это
“общение
на
“равных”,
где
никому
не
принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие
представляет
собой
способ
организации
совместной
деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции
(восприятия) и с помощью общения.
Такой формой организации взаимодействия взрослых и детей в нашем
учреждении
стала
культурная
практика
«Детский
мастер
–
класс»,
где
родители
совместно
с
ребёнком
проявляют
творчество
и
фантазию
по
изготовлению
различных
поделок,
а
ребёнок
делится
своим
опытом
с
другими воспитанниками самостоятельно.
Полагаем, что сегодня можно говорить о положительных результатах
взаимодействия педагогического коллектива и семей воспитанников: детский
сад
имеет
достаточно
высокий
рейтинг
среди
родителей
и
других
дошкольных
образовательных
учреждений,
родители
поддерживают
педагогов и откликаются на наши предложения и начинания. А педагоги
других дошкольных учреждений используют наш опыт и обращаются к нам
за помощью и советом.
ДЕТСКИЙ МАСТЕР – КЛАСС
В
федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного
образования
определены
целевые
ориентиры
на
этапе
завершения
дошкольного
образования,
в
частности,
ребёнок
проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Мы искали
практики,
при
реализации
которых
возможно
получить
т акой
образовательный
результат,
как
проявление
детской
инициативы
и
самостоятельности.
На курсах повышения квалификации в г. Красноярске
нас познакомили с такой практикой как «Детский мастер – класс». Эту
практику мы апробировали в условиях нашего детского сада и сегодня мы
представляем практику, реализуемую в МБДОУ Верхнепашинский детский
сад №8 «Детский мастер – класс как способ достижения образовательных
результатов:
инициативности
и
самостоятельности».
Данная
практика
реализуется в рамках стратегии развития образования Енисейского района.
В нашем детском саду 2 разновозрастные группы. Данная практика стала
популярной в разновозрастной
группе детей 4-7 лет. Первоначально мы
заметили, что дети, независимо от возраста, научившись чему - то новому,
делятся опытом с другими воспитанниками группы. Мы решили на этом
сыграть. Было определено, что ребенок, который проводит мастер – класс,
является – Мастером, а дети которые принимают участие – Умельцами. Была
изготовлена одежда для Мастеров и Умельцев.
Количество детей стать мастерами с каждым днем увеличивалось, в
связи с этим была создана и оформлена доска выбора. Каждый день,
на
утреннем сборе, исходя из образовательного заказа группы, дети определяют
количество мастер – классов на день, но не более трех. Каждый мастер
размещает свою работу на доске выбора, рядом со своим фото.
В
течение
дня
воспитанники
группы,
в
соответствии
со
своими
интересами, размещают свои фотографии на доске выбора
в кармашек
мастер - класса, на который они хотят пойти.
Первоначально
детский
мастер
–
класс
проводился
1
раз
в
неделю.
На
данный момент, они проводятся почти каждый день и по нескольку мастер –
классов. Хотим отметить, что каждый воспитанник группы, хотя бы один
раз, выполнял роль Мастера.
За 3,5 месяца в нашем детском саду прошло более 50 мастер – классов.
Дети проводят мастер – классы не только по изготовлению поделок, но и
обучают Умельцев: играть в шашки, инсценировать сказки, потешки и т.д.
После проведения каждого мастер – класса дети презентуют продукты
своей
деятельности
своим
сверстникам,
а
для
родителей
оформляется
выставка работ в приемной.
Для проведения детского мастер – класса используем все пространство
нашего детского сада.
В ходе реализации этой практики дети приобрели опыт в публичных
выступлений; выступали со своими детскими инициативами, почувствовали
себя
успешными
и
значимыми;
стали
ответственными;
проявляли
самостоятельность.
Так
же
хочется
отметить,
что
дети,
для
проведения
мастер – классов, стали искать информацию в различных источниках: от
родителей, из книг, Интернета.
Родители получили возможность выполнять совместные действия с
детьми, увидели своего ребенка в новом свете, испытали гордость за него.
Так
же
считаем,
это
не
только
позволяет
вовлечь
родителей
в
образовательный
процесс,
но
и
сплачивает
семью
(многие
задания
выполняются совместно).