Автор: Гатиатуллина Лилия Камилевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №113
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы работы с одаренными детьми
Раздел: начальное образование
Гатиатуллина Лилия Камилевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Школа №113»
Liliya.gatiatullina@gmail
ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Одаренные дети − очень ценная, но и весьма хрупкая часть нашего
общества.
Вопреки
распространенному
убеждению,
что
одаренность
сама
может
пробить
себе
дорогу,
научные
исследования
показывают
обратную
картину. Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску.
Одним
из
источников
этого
риска
являются
трудности
контактов
со
сверстниками, свойственные в особенности исключительно одаренным детям.
Дело в том, что ребенок со столь высокими интеллектуальными способностями
очень далеко отрывается от сверстников (на 3- 4 года умственного развития и
более), у него возникают особые интересы, в результате он оказывается в
изоляции
от
своей
группы,
часто
подвергается
насмешкам
и
гонениям.
Дополнительной проблемой является то,
что при опережающем развитии
отдельных функций одаренные дети в других отношениях не отличаются от
своих ровесников или даже иногда уступают им. Распространенным примером
является
слабое
развитие
мелкой
моторики
у
некоторых
интеллектуально
одаренных
детей
в
старшем
дошкольном
и
младшем
школьном
возрасте.
Мелкая моторика, как известно, является важнейшим компонентом развития
письма,
то
есть
условием
успешного
освоения
правописания
в
младших
классах. В результате в младших классах школы некоторые интеллектуально
одаренные дети оказываются слабоуспевающими, а их особые возможности и
потребности невостребованными. У них теряется учебная мотивация, и может
развиться стойкое отвращение к школе. Другим, менее распространенным, но
еще
более
драматичным
примером
слабое
развитие
речи
у
некоторых
одаренных детей. Биографические данные донесли до нас сведения о великих
людях, страдавших в детстве расстройствами речи: Микеланджело, Р.Бернс,
О.Роден,
А.Эйнштейн,
У.Черчилль.
Понятно,
что
проблемы
с
речевым
развитием
сильно
затрудняют
ребенку
возможность
учиться
со
своими
сверстниками. Далее включается тот же механизм: низкая успеваемость, потеря
учебной мотивации,
не востребованность способностей,
утрата интереса к
школе,
уход в свои проблемы. По этому механизму, видимо, и происходит
образование
случаев
так
называемой
скрытой
одаренности.
Скрытой
называется такая одаренность, которая не проявляется в высокой школьной
успеваемости
или
каких-либо
других
явных
достижениях
ребенка
или
подростка и не является очевидной для тех, кто ребенка окружает:
семьи,
учителей,
сверстников.
Более
того,
дети,
обладающие
такого
рода
одаренностью,
часто
бывают
просто
неуспевающими.
Один
из
наиболее
известных примеров А.Эйнштейн, в 15 лет исключенный из гимназии.
Потеря мотивации к учебе в школе одаренными детьми может вести к
опасным последствиям еще в одном отношении. Одаренные люди, не нашедшие
себе
полезного
применения
в
обществе,
образуют
силы,
направленные
на
разрушение общества.
На встрече с представителями Евроталанта (Европейского комитета по
образованию
одаренных
детей
и
юношей
при
Совете
Европы)
Президент
Парламентской ассамблеи Совета Европы Луис Юнг сформулировал вопрос о
том, в чем состоит основная задача при работе с одаренными детьми, и сам
предложил три возможных варианта ответа. Первый ответ заключается в том,
чтобы
способствовать
развитию
и
достижению
счастья
каждой
личности,
имеющей
особые
способности.
Второй
ответ
необходимо
довести
до
максимального
уровня
индивидуальные
достижения,
будь
то
в
науке,
в
искусстве или в спорте. Третий ответ состоит в том, что, развивая одаренность,
мы способствуем общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы
дарования. Безусловно, все три цели являются благородными, и в большинстве
случаев
достижение
одной
из
них
способствует
достижению
других.
Так,
например,
высокие
индивидуальные
достижения
обычно
способствуют
самореализации личности и движут вперед общество.
Государственная
система
работы
с
одаренными
детьми
включает
несколько
уровней.
Основой
этой
системы
является
школа,
охватывающая
наиболее
широкий
круг
детей.
На
уровне
школы
необходимым
условием
является наличие у учителя навыков распознания одаренности своих учеников,
создание
для
них
оптимальных
условий
в
плане
учебы
и
отношений
со
сверстниками,
а
при
необходимости
указание
путей
обращения
во
внешкольные заведения, работающие с одаренными детьми. Важная роль в
работе с одаренными детьми принадлежит и школьному психологу, который
располагает средствами выявления одаренности и может дать рекомендации по
созданию индивидуальных условий, учитывающих особенности того или иного
ребенка, вести работу с учителями и родителями. Очень важно, чтобы родители
составили адекватное представление о способностях своего ребенка и о том,
что нужно для их реализации.
Любой процесс обучения преследует по крайней мере две цели. С одной
стороны,
мы
даем
ребенку
совокупность
знаний,
необходимых
ему
для
ориентации в жизни и профессии, с другой стороны, учим мыслить его самого.
Умственное развитие подростка или ребенка идет не только в плане усиления
общих
интеллектуальных
возможностей,
но
и
в
плане
увеличения
компетентности
в
конкретных
областях:
математике,
гуманитарных
науках,
искусствах и т.д. Проблема, связанная здесь с одаренными детьми, заключается
в их особых потребностях: они могут быстрее и глубже усваивать материал, чем
большинство их сверстников; они также нуждаются в несколько иных методах
преподавания. Обычно различают два основных способа, применяемых при
обучении одаренных детей: обогащение и ускорение. В условиях обычной
школы
ускорение
принимает
форму
более
раннего
поступления
ребенка
в
первый класс и последующего «перепрыгивания» через классы. В результате
появляются еще социально незрелые дети, которые не могут найти себя в среде
семнадцати восемнадцатилетних студентов. Потеря мотивации к учебе в школе
одаренными
детьми
может
вести
к
опасным
последствиям
еще
в
одном
отношении.
Одаренные
люди,
не
нашедшие
себе
полезного
применения
в
обществе, образуют силы, направленные на разрушение общества.
Другой метод поддержки обучения одаренных детей обогащение чаще
всего
в
нашей
стране
принимает
форму
дополнительных
занятий
в
разнообразных
кружках
(по
математике,
физике,
моделированию
и
т.д.),
секциях, школах специальных дисциплин (музыки, рисования и т.д.). В этих
кружках
обычно
есть
возможность
индивидуального
подхода
к
ребенку
и
работы
на
достаточно
сложном
уровне,
не
позволяющем
скучать.
Таким
образом, создается достаточная мотивация и хорошие условия для прогресса
одаренного ребенка.
Довольно неоднозначно рассматриваются так называемые «однородные
классы»
(классы,
в
которых
собраны
только
дети
с
высоким
уровнем
умственного развития). Часто считается, что они воспитывают дух элитаризма и
неравноправия детей, выделяя из них какую-то часть. Однако очевидны также и
сильные стороны этих организационных форм.
Рассмотрим
вначале
проблему
однородных
и
разнородных
классов.
Возьмем пример класс, который можно назвать разнородным. В таком классе на
примерно 30 учеников приходится в среднем один-два, иногда три ученика,
особо одаренных в какой-то области. Первый может иметь особую склонность к
естественным наукам, второй к языкам, третий к искусству. В другом классе
могут быть дети, очень способные к технике, ручным ремеслам, социальным
отношениям, спорту и т.д. Все эти высокоодаренные дети и подростки имеют
между
собой
очень
значительные
различия,
которые
необходимо
оценить
самым точным образом. В обычном классе учителю очень трудно работать с
каждым из этих детей так, как это надо было бы делать. Он не может и
накопить достаточный опыт, поскольку одаренные дети бывают в классе не
иначе как исключением. В особенности учителя не имеют представления о
совместной работе таких детей. К тому же их особенности таковы, что один
учитель
не
может
одновременно
удовлетворить
запросы
одного
ребенка,
одаренного в науке, другого очень способного к языкам, третьего к искусствам,
технике и т.д. Для того, чтобы разрешить эту образовательную проблему, нужно
доверить этих детей специализированным учителям. Эти специалисты будут
работать тем более успешно, что должны будут долго иметь дело не просто с
отдельными учениками, а с целыми группами, одаренными в определенном
отношении,
и,
следовательно,
способными
гармонично
работать
вместе.
В
таких условиях выражение подлинного интеллектуального потенциала ребенка
не
будет
больше
ни
подавляться,
ни
просто
терпеться.
Оно
будет
поддерживаться у особо одаренных детей, как это должно обстоять со всеми
детьми.
Необходимость также и разнородных групп навязывается самой жизнью и
нормами, которые ее определяют. Одни и те же дети должны входить в разные
группы.
Даже
функциональные
группы
не
обязательно
должны
быть
однородными. Так, взаимное обучение является спонтанным между детьми
разного возраста и уровня и должно найти свои организованные педагогические
формы. Необходимо сделать общение и взаимодействие возможным для всех
детей, независимо от их индивидуальных особенностей и развитости. Тонкость
специальных школ для одаренных детей состоит в том, что такая школа не
обязательно
должна
быть
«однородной».
Ее
специализация
на
обучении
одаренных детей не предполагает с необходимостью, что подбираются ученики
с
одинаковым
развитием
способностей.
Среди
одаренных
детей
индивидуальный разброс особенностей еще выше, чем в среднем по популяции.
Поэтому в школе, где собраны одаренные дети, будет еще больший разнобой в
образовательных
потребностях,
чем
в
обыкновенной
школе.
Такая
школа
должна включать возможность «разных скоростей движения» внутри себя. Вот
ряд
принципов,
на
которых
может
основываться
деятельность
школы
для
одаренных
детей.
Найти
точку
роста.
Для
успешной
работы
с
одаренным
ребенком школа обязана найти его сильную сторону и дать ему возможность
проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Тогда и
только тогда у ученика появится интерес, разовьется мотивация, что является
необходимым
условием
успеха.
Проявить
свою
сильную
сторону
означает
возможность
уйти
вперед
от
школьной
программы,
не
ограничиваясь
ее
рамками. Трудность выполнения этого принципа заключается еще и в том, что
точка
роста
может
лежать
вне
школьной
программы,
например,
в
конструировании
технических
устройств
или
любительском
театре.
Одаренность
не
лежит
на
поверхности,
она
может
быть
незаметна
для
невооруженного глаза.
Одаренность
ребенка
как
проблема
окружающих
его
взрослых
затрагивает педагога, трудностей, возникающих у него во взаимоотношениях и
в
обучении
одаренного
школьника.
Что
может
лежать
в
основе
таких
трудностей? Первая из них связана с психологической неготовностью учителя
принять факт одаренности данного школьника. Для педагога, как и для любого
взрослого,
принятие
факта
одаренности
ребенка
психологически
означает
признание его первенства в определенной области. Если эта область является
для
педагога
сферой
самореализации,
признать
преимущество
ученика
особенно трудно. Кроме того, признание одаренности потребует от учителя
определенных
профессиональных
усилий
по
созданию
ему
условий
для
полноценного развития.
Вторая причина - чисто технологическая по своей сути. Проблема в
работе с одаренным учеником возникает у педагога, не владеющего арсеналом
соответствующих профессиональных средств. При этом учитель вполне может
осознавать, что данному ребенку нужен особый подход, но в силу отсутствия
такового в его методических рекомендациях, он не предпринимает каких-либо
шагов по его самостоятельному созданию.
Наконец,
третья
причина.
Она
может
быть
определена
следующим
образом: эксплуатация педагогом одаренности школьника либо из престижных
профессиональных соображений, либо в качестве символической компенсации
собственных неудач и проблем (Если я не смог, то пусть хоть он...).
Способности детей, в том числе самые выдающиеся, не являются чем-то
раз навсегда данным. Люди могут научаться лучше или хуже употреблять свои
способности.
В заключение следует подчеркнуть, что работа учителя с одаренными
детьми, выбор форм обучения, разработка учебных программ, их оценка и
индивидуализация - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он
требует от учителей и администрации школы прежде всего хороших знаний в
области
психологии
одаренных
детей
и
их
обучения,
требует
постоянного
сотрудничества с психологами, другими учителями, с родителями одаренных
детей. Он требует постоянного роста знаний и мастерства учителя, гибкости,
умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и
сильной стороной.
Литература
Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.
Психология одаренности: от теории к практике.Под редакцией Д.В.Ушакова.-М.,Институт
психологии РАН, 1999