Социализация учащихся через творческую деятельность
Автор: Семенякина Надежда Евгеньевна Должность: учитель изо, технологии, педагог дополнительного образования Учебное заведение: ГБОУ гимназии №166 Населённый пункт: г.Санкт-Петербурга Наименование материала: статья Тема: Социализация учащихся через творческую деятельность Раздел: среднее образование
СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Социализация – это многогранный и непрерывный процесс. Он продолжается на протяжении
всей жизни человека, но наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности (именно
тогда
закладываются
все
базовые
ценностные
ориентации,
усваиваются
основные
социальные
нормы,
формируется
мотивация
социального
поведения).
Процесс
формирования и развития ребенка, становления как личности, происходит во взаимодействии
с
окружающей
средой,
которая
оказывает
на
этот
процесс
решающее
влияние.
Для
социализации
большое
значение
имеет
то,
какой
опыт
может
накапливаться
–
положительный или негативный, какие установки формирует та или иная среда.
В процессе социализации проявляется объективная потребность человека в индивидуальном
развитии. Ребенок начинает искать способы и средства для самовыражения. Так личность
приобретает черты неповторимости, уникальности.
Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя
сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном
наследии.
Воспитание
как
целенаправленный
процесс
способствует
развитию
и
формированию
нравственных качеств личности и тем самым влияет на социализацию ребенка. В процессе
воспитания учитывается также индивидуальная самобытность каждого ребенка.
В
нашей
гимназии
создаются
оптимально
благоприятные
условия
организации
учебно-
воспитательного
процесса,
развития
творческих
способностей,
приобщения
к
трудовой
деятельности. Всё направлено на формирование социально активной, физически здоровой,
творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно
меняющегося мира.
Любой современный человек является неотъемлемой частью общества. Так или иначе, он
участвует в общественной жизни и вносит в неё посильный вклад. Социально значимая
деятельность – это деятельность на благо социума.
Необходимость профориентации оговорена во ФГОС основного общего образования нового
поколения, где отмечается, что учащиеся должны понимать значение профессиональной
деятельности.
Через
искусство,
творчество
и
проектную
деятельность
мы
помогаем
учащимся открывать для себя мир творческих профессий.
Проектная
деятельность
всегда
предполагает
решение
какой-то
задачи/проблемы,
предусматривающей
с
одной
стороны,
использование
разнообразных
методов,
средств
обучения,
а
с
другой
–
интегрирование
знаний,
умений
из
различных
областей
науки,
техники, технологии и творчества. Это прекрасный инструмент развития индивидуальности
обучающегося.
Проектная
деятельность
-
один
из
успешных
способов
социализации
и
адаптации
подрастающего
поколения
к
условиям
современной
общественной
жизни,
помощь
в
нахождении
своего
места
в
структуре
общества.
Работа
над
проектом
позволяет
почувствовать ребёнку значимость своей деятельности, повысить свой социальный статус в
школе/в районе, открыть новые возможности.
К тому же во время работы над проектом строятся новые отношения по линиям учитель-
ученик,
ученик-ученик,
ученик-общество.
И
эта
работа
помогает
выявить
не
только
положительные качества, но и позволяет определить свои слабые стороны, над которыми в
дальнейшем необходимо работать.
В процессе социализации каждый ребёнок делится своим опытом и приобретает новый,
проявляет творческие способности, включается в деятельность, добивается успеха.
Мы создаём развивающую среду для формирования установок на позитивные жизненные
ценности.
Интеграция
с
различными
дисциплинами
служит
расширению
кругозора
и
культурных
интересов детей. Растёт познавательная активность. Дети получают разносторонние, более
полные представления об окружающем мире. Подобные занятия повышают у учащихся
положительную самооценку, воспитывают коммуникативную культуру, уверенность в себе и
собственных силах.
Психолог Джой Бразерс говорил: «Успех меняет человека. Он делает человека уверенным
в себе,
придает
ему достоинство,
и человек
обнаруживает в себе качества,
о которых
не подозревал раньше».
Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет:
развить познавательный интерес, повысить мотивацию обучения,
стимулировать работоспособность,
корректировать негативные личностные особенности: тревожность, мнительность,
неуверенность, низкую самооценку,
развивать
личностные
положительные
качества:
креативность,
инициативность,
активность,
поддерживать в коллективе благоприятную эмоциональную обстановку.
Одной
из основных задач учителя/педагога, я считаю, является моделирование ситуаций
успеха. Важно:
создавать
благоприятные
условия
для
сознательного
выбора
сферы
социально
значимой деятельности и выражения учащимися своих интересов;
расширять содержания и формы социальной активности обучающихся, воспитывать
лидерские качества;
укреплять гражданскую, патриотическую позиции;
обучать успешному выбору будущей профессиональной деятельности.
Наш ученик формирует свою Я - концепцию и мировоззрение, устанавливает новые способы
социального взаимодействия с миром взрослых. Мы трудимся и воспитываем подрастающее
поколение в любви к окружающему миру.
Целями проектной творческой деятельности являются:
создание
условий
для
социализации,
адаптации,
самовыражения
обучающихся
в
образовательном пространстве гимназии и за её пределами.
развитие конструктивного взаимодействия между обучающимися и педагогами для
решения
познавательных,
исследовательских,
творческих
проблем
(обучения
и
воспитания).
Социально значимая деятельность учащихся разнообразна. Остановлюсь лишь на нескольких
основных направлениях.
Проект
« Н а р о д н ы й
п р а з д н и к
-
Масленица», коллективная работа. Русский
н а ц и о н а л ь н ы й
ко с т ю м .
С о з д а н и е
декоративного панно.
Интеграция с историей по теме урока «Мир
людей Древней Руси»
Воспитание любви и уважения к народной
культуре, традициям.
Формирование способности к духовному
развитию, непрерывному образованию,
самовоспитанию.
Участие в выставках творческих работ на
тему «Моя семья».
Участие во всероссийском конкурсе рисунка
«Зимняя сказка. Новый год»
Воспитание бережного отношения к
традициям своей семьи. Воспитание
чувства любви и гордости за свою семью,
уважение к родителям, к собственному
дому. Формирование у обучающихся,
осознанного, заботливого отношения к
старшим и младшим.
«Что нам стоит дом построить». Проект
макетов из бумаги по теме «Архитектура».
Выставка детского рисунка «Мой город» в
рамках городского конкурса «Мир глазами
ребенка»
Освоение позитивных способов общения и
взаимопомощи.
Опыт объективной оценки своего личного
вклада в коллективное дело и
понимания значимости каждого участника
проекта.
Осознание возможности влияния на
изменение окружающего нас пространства в
лучшую сторону.
«Пространство».
Выставка
объемно-
пространственных
композиций
/работы
выполнены учащимися нашей гимназии
в технике tunnel book/
Изменение личностного отношения к
окружающему миру.
Формирование эстетических
потребностей, ценностей и чувств, развитие
трудолюбия, способности к преодолению
трудностей;
приобретение навыков самоорганизации и
самоуправления.
«Артбук
2015»
(от
английского
слова
artbook).
Так называют книгу, которая сделана
своими
руками
и
проиллюстрирована
автором собственноручно.
Воспитание трудолюбия, сознательного,
творческого отношения к образованию,
труду и жизни, подготовка к сознательному
выбору профессии.
Участие
в
районном
конкурсе
творческих
р а б о т «Символ
Международного
дня
борьбы с туберкулёзом»
Осознание ценности человеческой
жизни. Формирование умения
противостоять в пределах своих
возможностей действиям и влияниям,
представляющим угрозу для жизни,
физического и нравственного здоровья.
Участие
в
районной
выставке
поделок
из
б р о с о в о г о
м а т е р и а л а «Разноцветный
хоровод
осенний» (ЦВР
Центрального
района Санкт-Петербурга)
Природоохранная деятельность
способствует более интенсивному процессу
социальной адаптации личности ребёнка,
выработке норм социального общения,
коммуникации, помогает формированию
навыков принятия ребёнком
самостоятельных решений.
Развитие способности и потребности
наслаждаться природой, оберегая ее
Участие
в
экологической
акции «ЭКО-
сумка» или «Скажи полиэтиленовому пакету
нет!». (Организаторы: ГБОУ гимназия №166,
МУ МО Смольнинское «Центр социальной
помощи», НКО «ЛаТИМ»).
Формирования экологической культуры.
Именно прикосновение к конкретному делу
по улучшению экологической обстановки в
том месте, где ты живёшь, даёт возможность
почувствовать себя хозяином, что
способствует формированию
ответственности за сохранение природы.
Участие
в
общегородском
проекте «В
памяти поколений» (размещение работ на
сайте «Ленинград. Победа»).
Участие
в
районной
акции «Открытка
ветерану»
Формирование
пат риотизма
и
гражданской солидарности.
Во спит ание
чувства
любви
и
гордости за свою Родину, за свой народ.
Участие в олимпиаде по изобразительному
искусству.
Иллюстрирование стихов русских поэтов .
Работы
выполнялись
в
жанрах
– пейзаж,
композиция.
Усвоение ценностного отношения к природе
и всем формам жизни.
Развитие
художественно-эстетического
восприятия явлений природы, животного и
растительного мира.
Городской
конкурс
детского
рисунка «Мой
м н о гол и к и й
П е т е р бу р г » в
р а м к а х
Кинофорума «Фактор согласия».
Участие во всероссийском конкурсе рисунка
«Рождество Христово»
П р и н я т и е
д е т ь м и
б а з о в ы х
о б щ е н а ц и о н а л ь н ы х
ц е н н о с т е й ,
национальных
и
этнических
духовных
традиций.
Формирование
о сознанного
и
уважительного отношения к традиционным
российским
религиям
и
религиозным
организациям,
к
вере
и
религиозным
убеждениям.
С о зд а н и е
с е р и и
т в о рч е с к и х
р а б о т
«Животные»
(декоративно-прикладное
искусство, лепка из глины).
Нетерпимое
отношение
к
проявлениям
жестокости к братьям нашим меньшим со
стороны других людей.
Развитие учащихся, вовлечённых в творческую деятельность, способствует повышению их
мотивации
к
приобретению
новых
знаний,
формирование
широкого
кругозора
(через
проектную деятельность, систему школьных, районных и городских олимпиад, конкурсов,
участие в школьных предметных неделях).
Через искусство и проектную деятельность учащиеся открывают для себя мир творческих
профессий. Формируется познавательный интерес к различным областям знаний.
Наблюдая за подрастающим поколением, лишний раз убеждаешься, насколько важны занятия
в сплочённом коллективе, коллективе единомышленников, вдохновлённых общей идеей.
«Красота
–
родная
сестра
нравственности».
И
пусть
это
высказывание Виссариона
Григорьевича Белинского служит ориентиром в нашей деятельности.