Напоминание

Социализация учащихся через творческую деятельность


Автор: Семенякина Надежда Евгеньевна
Должность: учитель изо, технологии, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ гимназии №166
Населённый пункт: г.Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Социализация учащихся через творческую деятельность
Раздел: среднее образование





Назад





СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Социализация – это многогранный и непрерывный процесс. Он продолжается на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности (именно тогда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы, формируется мотивация социального поведения). Процесс формирования и развития ребенка, становления как личности, происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние. Для социализации большое значение имеет то, какой опыт может накапливаться – положительный или негативный, какие установки формирует та или иная среда. В процессе социализации проявляется объективная потребность человека в индивидуальном развитии. Ребенок начинает искать способы и средства для самовыражения. Так личность приобретает черты неповторимости, уникальности. Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Воспитание как целенаправленный процесс способствует развитию и формированию нравственных качеств личности и тем самым влияет на социализацию ребенка. В процессе воспитания учитывается также индивидуальная самобытность каждого ребенка. В нашей гимназии создаются оптимально благоприятные условия организации учебно- воспитательного процесса, развития творческих способностей, приобщения к трудовой деятельности. Всё направлено на формирование социально активной, физически здоровой, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира. Любой современный человек является неотъемлемой частью общества. Так или иначе, он участвует в общественной жизни и вносит в неё посильный вклад. Социально значимая деятельность – это деятельность на благо социума. Необходимость профориентации оговорена во ФГОС основного общего образования нового поколения, где отмечается, что учащиеся должны понимать значение профессиональной деятельности. Через искусство, творчество и проектную деятельность мы помогаем учащимся открывать для себя мир творческих профессий. Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-то задачи/проблемы, предусматривающей с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии и творчества. Это прекрасный инструмент развития индивидуальности обучающегося. Проектная деятельность - один из успешных способов социализации и адаптации подрастающего поколения к условиям современной общественной жизни, помощь в нахождении своего места в структуре общества. Работа над проектом позволяет почувствовать ребёнку значимость своей деятельности, повысить свой социальный статус в школе/в районе, открыть новые возможности. К тому же во время работы над проектом строятся новые отношения по линиям учитель- ученик, ученик-ученик, ученик-общество. И эта работа помогает выявить не только положительные качества, но и позволяет определить свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем необходимо работать.
В процессе социализации каждый ребёнок делится своим опытом и приобретает новый, проявляет творческие способности, включается в деятельность, добивается успеха. Мы создаём развивающую среду для формирования установок на позитивные жизненные ценности. Интеграция с различными дисциплинами служит расширению кругозора и культурных интересов детей. Растёт познавательная активность. Дети получают разносторонние, более полные представления об окружающем мире. Подобные занятия повышают у учащихся положительную самооценку, воспитывают коммуникативную культуру, уверенность в себе и собственных силах. Психолог Джой Бразерс говорил: «Успех меняет человека. Он делает человека уверенным в себе, придает ему достоинство, и человек обнаруживает в себе качества, о которых не подозревал раньше». Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет:  развить познавательный интерес, повысить мотивацию обучения,  стимулировать работоспособность,  корректировать негативные личностные особенности: тревожность, мнительность, неуверенность, низкую самооценку,  развивать личностные положительные качества: креативность, инициативность, активность,  поддерживать в коллективе благоприятную эмоциональную обстановку. Одной из основных задач учителя/педагога, я считаю, является моделирование ситуаций успеха. Важно:  создавать благоприятные условия для сознательного выбора сферы социально значимой деятельности и выражения учащимися своих интересов;  расширять содержания и формы социальной активности обучающихся, воспитывать лидерские качества;  укреплять гражданскую, патриотическую позиции;  обучать успешному выбору будущей профессиональной деятельности. Наш ученик формирует свою Я - концепцию и мировоззрение, устанавливает новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Мы трудимся и воспитываем подрастающее поколение в любви к окружающему миру. Целями проектной творческой деятельности являются:  создание условий для социализации, адаптации, самовыражения обучающихся в образовательном пространстве гимназии и за её пределами.  развитие конструктивного взаимодействия между обучающимися и педагогами для решения познавательных, исследовательских, творческих проблем (обучения и воспитания). Социально значимая деятельность учащихся разнообразна. Остановлюсь лишь на нескольких основных направлениях. Проект
« Н а р о д н ы й

п р а з д н и к

-

Масленица»,
коллективная работа. Русский н а ц и о н а л ь н ы й ко с т ю м . С о з д а н и е декоративного панно. Интеграция с историей по теме урока «Мир людей Древней Руси» Воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям. Формирование способности к духовному развитию, непрерывному образованию, самовоспитанию.
Участие в выставках творческих работ на тему
«Моя семья».
Участие во всероссийском конкурсе рисунка
«Зимняя сказка. Новый год»
 Воспитание бережного отношения к традициям своей семьи. Воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям, к собственному дому. Формирование у обучающихся, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим. 
«Что нам стоит дом построить».
Проект макетов из бумаги по теме «Архитектура». Выставка детского рисунка «Мой город» в рамках городского конкурса «Мир глазами ребенка» Освоение позитивных способов общения и взаимопомощи. Опыт объективной оценки своего личного вклада в коллективное дело и понимания значимости каждого участника проекта. Осознание возможности влияния на изменение окружающего нас пространства в лучшую сторону.
«Пространство».
Выставка объемно- пространственных композиций /работы выполнены учащимися нашей гимназии в технике tunnel book/ Изменение личностного отношения к окружающему миру.  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей; приобретение навыков самоорганизации и самоуправления.
«Артбук

2015»
(от английского слова artbook). Так называют книгу, которая сделана своими руками и проиллюстрирована автором собственноручно. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. Участие в районном конкурсе творческих р а б о т
«Символ

Международного

дня

борьбы с туберкулёзом»
 Осознание ценности человеческой жизни. Формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья. Участие в районной выставке поделок из б р о с о в о г о м а т е р и а л а
«Разноцветный

хоровод

осенний»
(ЦВР Центрального района Санкт-Петербурга) Природоохранная деятельность способствует более интенсивному процессу социальной адаптации личности ребёнка, выработке норм социального общения, коммуникации, помогает формированию навыков принятия ребёнком самостоятельных решений. Развитие способности и потребности наслаждаться природой, оберегая ее Участие в экологической акции
«ЭКО-

сумка»
или «Скажи полиэтиленовому пакету нет!». (Организаторы: ГБОУ гимназия №166, МУ МО Смольнинское «Центр социальной помощи», НКО «ЛаТИМ»). Формирования экологической культуры. Именно прикосновение к конкретному делу по улучшению экологической обстановки в том месте, где ты живёшь, даёт возможность почувствовать себя хозяином, что способствует формированию
ответственности за сохранение природы. Участие в общегородском проекте
«В

памяти поколений»
(размещение работ на сайте «Ленинград. Победа»). Участие в районной акции
«Открытка

ветерану»
 Формирование пат риотизма и гражданской солидарности.  Во спит ание чувства любви и гордости за свою Родину, за свой народ. Участие в олимпиаде по изобразительному искусству.
Иллюстрирование стихов русских поэтов
. Работы выполнялись в жанрах –
пейзаж,

композиция.
Усвоение ценностного отношения к природе и всем формам жизни. Развитие художественно-эстетического восприятия явлений природы, животного и растительного мира. Городской конкурс детского рисунка
«Мой

м н о гол и к и й

П е т е р бу р г »
в р а м к а х Кинофорума «Фактор согласия». Участие во всероссийском конкурсе рисунка
«Рождество Христово»
П р и н я т и е д е т ь м и б а з о в ы х о б щ е н а ц и о н а л ь н ы х ц е н н о с т е й , национальных и этнических духовных традиций.  Формирование о сознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.  С о зд а н и е с е р и и т в о рч е с к и х р а б о т
«Животные»
(декоративно-прикладное искусство, лепка из глины). Нетерпимое отношение к проявлениям жестокости к братьям нашим меньшим со стороны других людей. Развитие учащихся, вовлечённых в творческую деятельность, способствует повышению их мотивации к приобретению новых знаний, формирование широкого кругозора (через проектную деятельность, систему школьных, районных и городских олимпиад, конкурсов, участие в школьных предметных неделях). Через искусство и проектную деятельность учащиеся открывают для себя мир творческих профессий. Формируется познавательный интерес к различным областям знаний. Наблюдая за подрастающим поколением, лишний раз убеждаешься, насколько важны занятия в сплочённом коллективе, коллективе единомышленников, вдохновлённых общей идеей.
«Красота



родная

сестра

нравственности».
И пусть это высказывание Виссариона Григорьевича Белинского служит ориентиром в нашей деятельности.


В раздел образования